МОЛЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Дни памяти: Апрель 24 ст.ст.,, Сентябрь 18 ст.ст.,
Чудотворный список Молченской иконы был обретен в селе Бусиново под Москвой. По преданию, эту икону в XVII в. нашла и принесла в храм слепая девушка, которая жила в селе Бусиново.
Рассказ прихожанки храма и старожила Марии Спорышевой В XVII веке в селе Бусиново жила слепая девушка, дом которой находился на правой стороне реки Бусинки.
Однажды явилась ей во сне Божия Матерь и повелела: "Иди по правой стороне реки против течения и стой на месте, которое укажу тебе, и обрящешь икону Мою". Девушка все рассказала матери. Вдвоем на следующий день они пошли вдоль реки (около полукилометра). Примерно в ста метрах от берега явлено им было место. Выкопав некоторое количество земли, они нашли водный источник. Омыв глаза по повелению Матери Божией, девушка затем прозрела.В следующую ночь Матерь Божия вновь явилась девушке, сказав: "Продолжите начатое, уже немного осталось". На следующий день после раскопок была обретена чудотворная икона Божией Матери Молченская, которая, согласно преданию, и в настоящее время находится в храме Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове. А на месте, где была явлена икона, вскоре возвели часовню. Выкопали колодец на полтора метра глубиной и обложили бетонными кольцами. Со всей России стекались к часовне люди хромые, увечные, болящие, и много чудес содеяно было по милости Божией.
Часовня сохранялась до 1936 года. Когда в советское время был закрыт храм Преподобного Сергия Радонежского, часовню разрушили. Все свечи, иконы и утварь сбросили в колодец и сровняли с землей. Чудотворный образ был отдан в храм Знамения Божией Матери в Аксиньино.
В 1950 году Мария Спорышева вместе с подругой восстановила колодец, откопав его, поскольку было известно место святого источника. И вновь верующие стали приходить к колодцу и исцелялись. Мария ухаживала за колодцем до 1970 года, когда село Бусиново было снесено и на его месте был построен Трубозаготовительный комбинат. Но с открытием храма в 1991 году святыня снова заняла свое место. 1 декабря 1996 года впервые за многие годы был отслужен молебен Молченской иконе Божией Матери с чтением акафиста.
ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ: "ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА"

День памяти: Сентябрь 18 ст.ст.,
История иконы “Целительница” ведет свое начало с IV века от Рождества Христова. Находится этот образ Божией Матери в грузинской местности Карталинии, в Цикланском храме. В Москве чудотворный список с этого образа хранился в Алексеевском женском монастыре. На иконе Богоматерь изображена стоящей у одра больного.
Сюжетом “Целительницы” стало древнее церковное предание о чудесно исцеленном Самой Царицей Небесной человеке. Один благочестивый священник всякий раз, когда входил в храм или выходил из него, преклонял колена перед образом Богородицы с возгласом: “Радуйся, Благодатная!Господь с Тобою”, и с последующей молитвой, славящей Царицу Небесную. Однажды на него напала страшная болезнь, поразившая его язык так, что случилось сильное нагноение, и человек не мог говорить. Страдая, он читал свою обычную молитву в уме, и раз увидел у своего изголовья прекрасного юношу, взиравшего на него с состраданием - это был его Ангел-Хранитель, который начал молить Пресвятую Богородицу исцелить болящего: “О премилосердная Госпоже! Таков ли должен быть плод благоговения к Тебе сего клирика?Это ли награда за каждодневное произношение им Тебе архангельского приветствия?Язык его, привыкший ублажать Тебя, ныне весь изъязвлен. О Премилосердная! Обрати материнский Свой взор на сего страдальца и пощади его”. И по молитве Ангела у постели больного вдруг явилась Сама Царица Небесная и, источив из груди Своей каплю молока, напоила ей уста болящего и сделалась невидимой. А больной клирик получил мгновенное исцеление, так что сразу же пошел в церковь и сам рассказал там о дарованном чуде. Оно и было запечатлено в иконографии образа Богоматери “Целительница”.В России эта икона прославилась, когда в 1682 году получила исцеление дочь одного коломенского священника, страдавшая неизлечимой болезнью спинного мозга. Спустя еще столетие в Москве была основана Екатерининская больница, одну из домовых церквей которой впоследствии освятили во имя иконы “Целительницы”.В старой Москве во имя иконы Божией Матери “Целительница” освящали, в основном, больничные церкви, где она являлась помощницей в родах, в исцелении душевных и телесных болезней. Среди прочих московских клиник “Целительнице” были посвящены одна из церквей Старо-Екатерининской больницы на Мещанской улице и домовая церковь при Полицейской больнице имени Императора Александра III, устроенная известным доктором Гаазом. Обе они были закрыты после революции, и от них остались ныне лишь перестроенные помещения. В Москве в 1992 году была освящена и в настоящее время действует новая больничная церковь во имя “Целительницы” при НИИ Клинической психиатрии на Каширском шоссе. Списки с этой иконы Богородицы имеются во многих городах. И сейчас больничные храмы посвящаются Целительнице.
(Из книги "Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон" Ярославль, 2005 год)
СТАРОРУССКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Дни памяти: Май 4 ст.ст., Сентябрь 18 ст.ст., (Возвращение в Старую Руссу)
Старорусская икона Божией Матери является одной из красивейших и величественнейших по размерам и духоносной благодатной силе в России и во всем православном мире. Это была выносная икона, которая выходила в народ во дни государственных нестроений, смут, моровых поветрий, голода и эпидемий. Православный народ со страхом и с благоговейным трепетом встречал свою благую Заступницу, водруженную на плечи ревностных почитателей. Народ прикладывался и молился Божией Матери, возлагая на Нее все свои надежды. Ее дважды в год обносили по городу, вынося из стен Спасо-Преображенского монастыря, 17 мая и 1 октября.
1 октября – праздник Старорусской иконы Божией Матери, одной из тех святынь, которые были утрачены в годы советской власти и до сих пор не обретены. В этот день Церковь вспоминает возвращение иконы из Тихвина в Старую Руссу – событие, которому предшествовало долгое ожидание и даже скорбь. Впрочем, обо все по порядку.
Старорусская икона Божией Матери По преданию, чудотворный образ Богородицы привезли в Новгородскую землю из греческого города Ольвиополя в конце X столетия. Была икона небывало больших размеров: примерно 260 сантиметров в высоту и 190 в ширину. Чудеса по молитвам перед ней стали происходить в годы правления Ивана Грозного. А около 1570 года на новгородские земли пришла беда – моровое поветрие. Некому жителю Тихвина было откровение: чтобы эпидемия прекратилась, нужно перенести Старорусскую икону Богородицы в Тихвин, а Тихвинскую, напротив, – в Старую Руссу. И было посему: старорусская святыня пришла в Тихвин, а в Руссу перенесли список чудотворной Тихвинской иконы. По другой версии, во время мора Старорусскую икону носили по селениям, пока она не оказалась в Тихвине, где непредвиденно задержалась более чем на триста лет.
Рушане (жители Старой Руссы) неоднократно обращались к тихвинцам с просьбой вернуть им святыню, но те не торопились расставаться с чудотворным образом. В конце XVIII столетия для рушан была сделана точная копия Старорусской иконы. Ее поместили в старорусском Спасо-Преображенском монастыре, где она также стала прославляться чудесами. Но жители Старой Руссы по-прежнему стремились вернуть себе подлинник, и в 1805 году началась их тяжба с тихвинцами. Завершилась она лишь в 1888 году, когда с соизволения императора Александра III святыня была возвращена рушанам. Сохранилось подробное описание торжественного крестного хода с чудотворной иконой, который продолжался с 31 августа по 18 сентября (по старому стилю). Перенесение иконы из Тихвина в Руссу сопровождалось многими чудесами, и вот лишь одно из них, записанное иеромонахом Сергием, насельником старорусского Преображенского монастыря.
Спасо-Преображенский монастырь Старой Руссы "На этом пути помощью Божией и молитвами Царицы Небесной исцелилось пятнадцать бесноватых кликуш – женщин, которые, идя за иконой, кричали дикими голосами. Сжалившись над ними, несшие икону опустили носилки и, открыв стекло киота, с большим усилием подводили бесноватых к пречистому образу. Приложившись к иконе, каждая по двенадцать раз, они стали на колени и, взирая на нее, с сердечным умилением и со слезами лобызали Пречистую Божию Матерь и ноги предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; при этом они сами просили о помиловании и исцелении их от злого духа. Весь народ, видя такое чудо, что бесноватые сами со слезами просят помощи у Царицы Небесной, тогда как раньше их можно было только с трудом подвести к чудотворной иконе, немало дивлся этому, радуясь об исцелении бесноватых и прославляя Царицу Небесную".
Чудотворная икона находилась в Спасо-Преображенском монастыре до прихода к власти большевиков, которые "разорили" ее и передали в краеведческий музей. Во время немецкой оккупации, в августе 1941 года, древняя святыня исчезла из Старой Руссы и до сих пор не была обретена.
Ныне в старорусском храме святого Георгия Победоносца, построенном в начале XV столетия, пребывает чтимый список чудотворной иконы Божией Матери. Среди других святынь Георгиевской церкви – прижизненный портрет батюшки Серафима Саровского, принадлежавший Мотовилову, и Смоленская икона Божией Матери, подаренная храму отцом Иоанном Кронштадтским. Храмовая роспись рассказывает о возвращении чудотворной иконы Богородицы в Старую Руссу: высоко над головами прихожан шествует праздничный крестный ход. Один из его участников изображен с нимбом. Это – священномученик Владимир (Богоявленский). В год возвращения чудотворной иконы он стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. После революции владыка Владимир, занимавший в то время Киевскую кафедру, первым из архиереев пострадал за веру. 25 января 1918 года в келью владыки в Киево-Печерской Лавре пришли пять солдат во главе с матросом. Они требовали у него денег, затем стали избивать, раздели до белья, вывели на мороз и расстреляли. Именно в память о владыке в ближайшее к дате его кончины воскресенье чествуется Собор новомучеников и исповедников Российских.
Старорусский храм св.вмч. Георгия ПобедоносцаСпасо-Преображенский монастырь, в котором находилась чудотворная Старорусская икона, сейчас не действует: в белых зданиях обители располагается картинная галерея и краеведческий музей. Чуть в стороне от основного комплекса стоит еще одно здание, ничем не примечательное, даже скучное, похожее на обыкновенный дом. Но, приглядевшись, можно заметить странную выпуклость одной из стен... это апсида! Храм, превращенный в спортивный зал. Когда-то он был освящен в честь Старорусской иконы Божией Матери, а построен по случаю ее возвращения из Тихвина. Сам же монастырь был основан в 1192 году преподобным Мартирием, будущим новгородским архиепископом.
Еще один чтимый список Старорусской иконы Божией Матери до недавних пор находился в одном из самых живописных мест Новгородчины – селе Коростынь на берегу Ильмень-озера. Он был главной святыней храма Успения Божией Матери, построенного знаменитым итальянским зодчим Гаэтано Киавери. Увы, летом 2007 года святыня была утрачена: церковь ограбили, и в числе прочих икон похитили мироточивый список Старорусской иконы Божией Матери. Следы на полу храма свидетельствовали о том, что икону тащили волоком, ликом вниз. "Русский человек без Бога – дрянь", – вспоминаются слова Федора Михайловича Достоевского, не раз молившегося перед чудотворной Старорусской иконой.
Знакомясь с историей Старорусской иконы, поневоле загрустишь. Но как не надеяться на то, что и чудотворный образ, и список с него будут обретены, а белый Спасо-Преображенский монастырь вновь наполнится молитвой! Новгородская земля небывало богата святынями, и многие из них только начинают возвращаться к жизни...
Свежие комментарии