В России роль "духовной сивухи" сыграла идеология марксистского коммунизма, которая была сформирована в лабораториях западноевропейской мысли, но перенесена в Россию русской интеллигенцией. К 1917 году идейное помутнение общества достигло предела и вызвало крушение всех духовных авторитетов русской цивилизации, а затем и традиционного жизненного уклада.
К этому же времени оформился и организационный носитель социальной идеомании - партия большевиков, нацеленная на переустройство мироздания по идеологическому заданию. Традиционная русская власть была целенаправленно разложена и пала вместе с духовной деградацией общества, а партия идеологических маньяков стремилась к власти для навязывания идеологической мании огромной стране.В 1917 году в России был установлен режим идеократии - власти идеологической мании. Если тоталитаризм - это всевластие государства, партократия - власть какой-то партии, то идеократия - это власть лживой идеологии над обществом, государством, человеком. Партия как субъект идеологической экспансии подчиняла нуждам идеологии государство, общество, сознание и образ жизни людей. Победивший в России марксистский коммунизм или марксизм-ленинизм - это самая тотальная и радикальная богоборческая идеологическая доктрина, нацеленная предельно богоборчески и античеловечески, декларирующая разрушение космоса христианской цивилизации и традиционных устоев жизни. Это - идеомания богоборчества. Коммунистическая идеология наиболее человеконенавистническая - "как один умрем в борьбе за это". Соответственно, воплощение этой агрессивной утопии всегда и везде без исключения вызывало огромные разрушения и наибольшее в истории истребление людей.
Россия с самого начала рассматривалась большевиками-идеоманами в качестве плацдарма "мировой революции". Отсюда задача - подчинить и отмобилизовать все ресурсы страны для всемирной экспансии идеократии. Российская история XX века и определилась экспансией идеократии и сопротивлением "живой жизни" - органичных, традиционных форм жизни общества и человека. Ленинский этап - захват идеоманами государственной власти во всём её объеме. Сталинизм - это тотальное подчинение идеологии всех сторон общественной и личной жизни; система тотальной лжи и насилия нацелена на превращение всех людей в идеологических маньяков ("перековка") и ликвидацию неподдающегося человеческого материала ("врагов народа") - отсюда необходимость перманентного "большого террора". Совершенно очевидно, что идеология совершенно враждебна русскому народу, иначе незачем было бы истреблять такое количество русских людей.
Духовное противостояние коммунизму со стороны православного народа началось только после того, когда на практике проявилась сатанинская природа режима, когда на народ и Церковь обрушились свирепые гонения. Но даже в годы Гражданской войны в народе и у его духовных пастырей недоставало осознания инфернальной сущности коммунизма. Свидетельством этого являются документы Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-18 годов и послания Патриарха Тихона.
Собор не был готов дать надлежащей оценки нового режима, который уже в 1918 году планировал полное уничтожение Церкви. Большинство церковных деятелей видело в большевиках разбойников, узурпаторов и гонителей Церкви, но не противохристианскую силу, планомерно готовившую истребление религии и гибель человечества. Хотя природа коммунизма к тому времени была достаточно проявлена в учении его основоположников и в бесчеловечной практике. На Соборе раздались только отдельные пророческие голоса. Протоиерей В.И.Востоков назвал социализм-коммунизм "антихристианским движением", "антихристианским злым явлением". Вину за распространение этой "заразы" протоиерей Востоков возлагал на русскую, в том числе и церковную интеллигенцию. Он призывал к всенародному покаянию за "наше попустительство развитию в стране злых учений и насилия". Но это глубокое осмысление коммунизма еще не было доступно православному народу. Предложение протоиерея В.И.Востокова издать от лица Собора разоблачающее суждение о "тлетворности учения социализма" не получило поддержки.
Впервые Патриарх обличает инфернальную природу коммунизма в своем послании от 19 января 1918 года: "Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной... Анафематствуем вас... Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какие-либо общения: "Изъмите злаго от нас самих" (1Кор.5,13)". В последующих посланиях Патриарха анафематствуются совершающие насилия и убийства, оскверняющие святыни, посягающие на церковное имущество. Но в них не разоблачается сущность режима государственного атеизма. Патриарх квалифицировал новый режим как власть кесаря, порожденную силами мира сего, в то время как большевики уже проявили себя радикально богоборчески. Более того, уже в послании от 26 июля 1918 года Патриарх Тихон пишет: "Мы, служители Христовой Истины, подпали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контрреволюции, направленной, якобы, к ниспровержению советского строя. Но мы с решительностью заявляем, что такие подозрения несправедливы, установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа... "Повинуйтесь всякому человеческому начальству в делах мирских"... (1Петр.2,13) не подавайте никаких поводов, оправдывающих подозрительность советской власти, подчиняйтесь и ее велениям, поскольку они не противоречат вере и благочестию".
Большинство иерархов Церкви стремилось остановить кровопролитие и сохранить церковную организацию, поэтому оно не обличало сатанинский характер большевистского режима явно, искало с ним компромисс в то время, когда его действия вопиюще противоречили вере и благочестию христиан. Это свидетельствовало о непонимании сущности той силы, которая обрушилась на Россию и Церковь. Всеобщее заблуждение относительно природы коммунизма и было решающей причиной того, что духовные силы России оказались ослабленными, раздробленными и разгромленными поочередно. В этот период впервые обнажилось то двусмысленное компромиссное отношение христиан, Церкви к атеизму и к коммунистической власти, которое, с одной стороны, являлось следствием неразличения духов в прошлом, с другой же - закладывало основы двоемыслия в будущем, ослабляло духовное противостояние богоборчеству.
Свежие комментарии