ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА
Чтобы утвердить свою душу в стремлении к спасению, к молитве нужно присоединять собственные труды для достижения блаженства - духовного совершенства. Руководствуются православные в этих трудах учением Господа Иисуса Христа о блаженствах, выраженным в Нагорной проповеди (Мф. 5, 3-12).
Нагорная проповедь Господа Иисуса Христа замечательна тем, что содержит в себе всю сущность Евангельского учения. В Святой земле, недалеко от Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, до нашего времени сохранилась гора Блаженств, с которой Нагорная проповедь была произнесена Господом.
В проповеди Господь раскрывает Свое учение о духовной жизни, о том, что всем нам необходимо духовно переродиться, чтобы приготовить себе блаженство вечной жизни в Царстве Небесном.
Мы поместили тексты Евангельских блаженств - начала Нагорной проповеди - с толкованиями, извлеченными из проповедей святого праведного Иоанна Кронштадтского (1908).
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5, 3)
Нищий духом есть тот человек, который искренно признает себя духовным бедняком, ничего своего не имеющим; кто всего ожидает от милосердия Божия; кто убежден, что он не может ни помыслить, ни пожелать ничего доброго, если Бог не даст мысли благой или желания доброго, что он не может сделать ни одного истинно доброго дела без благодати Иисуса Христа; кто считает себя грешнее, хуже, ниже всех... кто все достояние свое считает Божиим дарованием и за все усердно благодарит Подателя всех благ, и от достояния своего охотно уделяет часть требующим. Вот, кто нищий духом, - и такой-то нищий духом блажен, по слову Господа; потому что, где смирение, сознание своей духовной нищеты, своей бедности, окаянства, - там Бог, а где Бог, там очищение грехов, там мир, свет, свобода, довольство и блаженство.
"Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Мф. 5, 4)
Если кто из вас имеет дар слез о грехах, тот по опыту знает, какое блаженство плакать о грехах своих или чужих; блаженство неразлучно с плачем евангельским, так что плачущий как бы естественно получает в награду утешение. Впрочем, есть плач мирской, печаль мира сего: плачет бессильная злоба; плачет униженная гордость; плачет не удовлетворяемая суетность; плачет оскорбленное самолюбие... и мало ли бывает суетных слез? Но это слезы грешные, слезы бесполезные, слезы, крайне вредные для плачущих, ибо они причиняют смерть душе и телу.
...Да будут твои слезы орудием против всякого греха, и Господь, видя твое смирение, признание своей немощи, твое крепкое желание сохранить себя чистым от всякого греха, прострет руку помощи, пошлет тебе Духа Утешителя, Который прекратит насилие греха, погасит огонь страстей и низведет в сердце росу благодати.
"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (Мф. 5, 5)
Кротость есть тихое настроение души, утвердившейся во Иисусе Христе верою и любовью, спокойно претерпевающей всякое зло, причиняемое нам людьми или коварством бесов, не возмущающейся и не приходящей в раздражение от различных противностей и препятствий нашим намерениям, охотно прощающей обиды людские и всячески доброжелательствующей врагам своим из уважения к их человеческому и христианскому достоинству...
Что значит - "наследуют землю"? Значит то, что кроткие насладятся и в здешней жизни долгоденствием и многими другими благами... а главное - что они получат обещанные от Бога любящим Его блага на земле живых, то есть на небе.
"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мф. 5, 6)
В образе сотворения человека и в падении его заключается причина его алчбы и жажды правды. Как человек сотворен? По образу и подобию Божию... Духовной пищей и питием тогда была для человека правда, или приснотекущий Источник правды - Господь Бог. Алчбу и жажду человек узнал тогда, когда через грех лишился праведности и отпал от Источника правды - Бога, в Котором мог обретать вечное насыщение; когда от простоты уклонился в лукавство, от благости в злобу, от смирения в гордость, от кротости в гнев, от святости в нечистоту...
Насыщение души состоит в мире и упокоении душевных сил, вследствие сердечного покаяния в грехах и очищения их благодатью, и в приобретении силы делать добро, которой мы прежде не имели, когда работали греху, и которую подает нам Иисус Христос - Мир наш, Правда наша и Сила наша.
"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5, 7)
Постарайся оказывать возможную для тебя милость к ближним. За милость к братии сам получишь милость от Бога, за милость временную - милость вечную, за милость малую - милость бесконечно великую: ибо удостоишься не только помилования от вечного за грехи осуждения на суде Божием, но и получишь вечное блаженство. Милость к ближнему удобно может оказывать всякий, потому что милость бывает различная, как различны нужды человека - духовные и телесные, как различно положение людей в обществе...
Христианское милосердие необходимо потому, что без дел милости невозможно наследовать уготованное от сложения (сотворения) мира царство для благословенных Отца Небесного, и "суд без милости не оказавшему милости" (Иак. 2, 13); бесконечно важно потому, что милость, оказываемая ближнему, оказывается лично Самому Иисусу Христу...
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5, 8)
...Чистое сердце есть обильный источник спокойствия и всегдашней радости; при взгляде на все доброе, на всякое творение Божие, чистый сердцем и радуется, и веселится внутренне, потому что во всех тварях усматривает отпечаток благости, премудрости и всемогущества Творца; блажен он и сам в себе, ибо и чистота сердца, и вообще чувствуемая настоящая милость Божия веселят его, и еще более утешают его будущие обетованные блага, залог коих он имеет в своем сердце. Напротив, жалки имеющие нечистое сердце: оно для них - источник непрестанной скорби, хотя, по-видимому, они и веселятся; источник опасений и страхов, потому что совесть обличает их, не давая им покоя, и тайное предчувствие суда Божия страшит их... Блаженны, сто крат блаженны чистые сердцем, особенно потому, что они узрят Бога лицом к лицу в будущем веке...
"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5, 9)
Блаженны миротворцы, то есть, во-первых, те, которые сами себя умиротворяют от страстей, подавляют их в себе и всемерно стараются поддерживать добрый мир с ближними; во-вторых, те, которые всегда стараются о примирении враждующих всеми зависящими от них средствами. Они нарекутся сынами Божиими, то есть они почтены будут величайшей честью пред лицем всех Ангелов, всех человеков, ибо нет выше чести, как смертному человеку назваться сыном бессмертного и блаженного Бога, и самому сделаться бессмертным и блаженным, и наследовать Царство Небесное... Самое блаженство миротворцев будет неизреченно и особенно велико, так как они сами водворяли в людях величайшее благо мира и способствовали и временному благополучию, и вечному блаженству людей.
Свежие комментарии