На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Православные должны быть бедными?

«Сыне, даждь Ми сердце…»
(Притч. 23, 26).

Недавно одна уверенная в себе дама мне сказала, подразумевая всех православных: «Вы должны быть смирненькие, смирненькие и послушненькие, не должны ни к чему стремиться, ни к чему материальному – вам это грех, а у вас попы на машинах ездят».

И тут я вызвала большой гнев у этой дамы, сказав: «Давайте расставим приоритеты – мы ничего вам не должны», – подразумевая всех неверующих. Общего языка мы не нашли. И я бы не стала вспоминать об этом случае, если бы моя знакомая, выслушав мой пересказ, не изумила меня, сказав со вздохом: «Да, мы, православные, так живем, что искушаем «внешних» своей материальностью…Она права – мы не должны стремиться ни к чему материальному. Но мы слабы. И не можем жить как птицы небесные».

По ее словам выходило, что и ее собственная жизнь в старой хрущевке и на скромную зарплату как-то не благочестива, поскольку материальна. Права ли моя знакомая? Неужели праведность и бедность – равнозначные понятия? Я много думала об этом.


Если мы обратимся к истории Церкви, то увидим, что нищенство никогда не было нормой для спасения. Иначе в Византии при Юстиниане Великом государство не отпускало бы деньги на церковную благотворительность. В рамках этих средств Церковь пыталась решить, как бы сейчас сказали, социальную проблему малоимущих слоев населения. Впрочем, необязательно ходить за примерами так далеко. Купечество царской России известно своим благочестием, но именно купцы многие годы создавали материальные богатства Империи.

Другое дело, что материальное преуспеяние не является критерием праведности. Это не главный смысл христианской жизни. Богатство может быть полезным как средство для достижения определенных целей – и только. Да, богатый человек имеет большие возможности для совершения греха, а бедный, не имея их, может всю жизнь мучиться завистью и желать этих грехов. И то, и другое состояние вряд ли спасительны. Наше богатство или бедность не должны принципиально определять наш внутренний мир.

Мы, православные, помним, что главное сокровище для христиан – это благодать Христова. А спасение – это единение человеческого духа с Духом Божиим. Христос сказал: «Кто жаждет, иди ко мне и пей». Это сказано о стремлении к истине как к высшему благу. Для этого нужно использовать все жизненные возможности, в том числе свое богатство, если оно есть. Осмелюсь предположить, что в этом заключается некий идеал православной жизни. Мы не должны находиться в перманентном положении пассивного смирения и послушания неизвестно кому, чему или всем подряд. Борьба со своими страстями – это единственное состояние, в котором, в идеале, должен пребывать христианин.

Если рассуждать глобально, в масштабах страны или экономических моделей, то опыт Российской империи показывает, что православное христианство способно создавать успешные и вполне конкурентоспособные модели социальной и духовной жизни. И если мы откроем длинный список русских меценатов, составлявших в духовном и экономическом отношении славу России, мы увидим, что многие из этих людей были, прежде всего, православными христианами. К сожалению, наше сознание пока не может преодолеть того разрыва исторической преемственности поколений, который образовался за советское время. Нам необходимо по-новому учиться понимать историю своего Отечества и своей Церкви.

В сознании многих верующих «косматые» 90-е прошлого века только укрепили разрыв между православными ценностями и экономическими устремлениями, в том числе, и устремлениями бизнеса. Сформулировать это можно следующим образом: зарабатывать большие деньги – грех, быть успешным – неспасительно, жить, не нуждаясь, как-то неблагочестиво и несправедливо по отношению к окружающим. А уж если человек занимает какое-то положение в обществе, да еще и живет при этом, не сводя концы с концами, – так это явный показатель его греховности. По меньшей мере, такая точка зрения звучит странно.

Да, в России никогда не было культа богатых людей, как, например, у кальвинистов, где уже сам факт зажиточной жизни является свидетельством избранности человека. Эти идеи получили большое распространение на Западе, но они есть ни что иное как ересь.

Будучи православными, мы должны понимать, что тот успех, к которому мы можем стремиться в этой жизни, не должен затмевать нравственную духовную сторону. По большому счету, неважно – бедны мы или богаты. Для личного спасения это не является определяющим.

Спасти можно погибающего, и только погибающего. Если мы откроем Евангелие, то увидим, что все грешники, приходившие к Христу просить о прощении грехов, были совершенно уверены в том, что не имеют никаких заслуг перед Богом. При этом они были людьми разного социального положения и материального достатка. Их объединяло одно – сознание собственной греховности. Кроме милости Божией они ни на что не рассчитывали.

И если мы называем себя христианами, то значит мы – погибающие. И для того чтобы нам спастись, мы стремимся привести свою волю, с помощью Божией, в соответствие с Его Святой Волей. И здесь уже не важно – есть у тебя миллионный счет в банке, и ты, как говорится, успешный человек, или, кроме верхней одежды, ничего не имеешь.

В. Аверина,  

 храм Всех святых, г. Тюмень

http://www.ihtus.ru/042010/st21.shtml

Картина дня

наверх