(пред. гл.7. Открывая дверь:Церковь http://lawyer-rossia.mirtesen.ru/blog/43948218484)
гл.Глава 8. Богослужение
Итак, для всех, даже сторонних наблюдателей, очевидно, что центр жизни христианской Церкви сосредоточен в богослужении. Храмы, священники, службы.
Однако возникает вопрос — зачем это всё? Нужно ли Богу таковое служение — фимиам, обряды, песнопения? Скажем так: богослужение в его исторически определённой форме нужно в первую очередь нам, членам Церкви. Но и Богу, дабы Он мог действовать в мире, наше служение необходимо. Мы ведь говорим о том, что главное свойство человека как образа Божия — свобода. Любовь и уважение Господа к чело-веку таковы, что Он добровольно ограничил Своё всевластие. Творец дал человеку возможность выбирать: быть с Богом или вне Бога. И в этом контексте наше служение Богу есть знак того, что мы себя свободно вручаем в Его волю; мы осознанно просим Его благого вмешательства в нашу жизнь. Наше участие в богослужении — это призыв к Богу действовать, призыв к общению с нами. Церковь знает бесконечное многообразие богослужений, которое в рамках нашей книги невозможно описать даже вкратце. Остановимся на самых основных понятиях. В Церкви есть об-щественные богослужения, и частные. К общественным богослужениям относятся службы суточ-ного круга — вечерни, полунощницы, утрени, часы, и др, а также главное богослужение Церкви Христовой — Литургия (греч. «leiturgia», от «leos» — «народ» и «ergon» — «дело, служение»; «служение народа» или «служение для народа»). Во время Литургии происходит главное событие бытия Церкви — Евхаристия (греч. «eucharistia», то же, что причащение); об этом подробнее рас-сказано в главе 10. Общественные богослужения проходят, как правило, непосредственно в по-мещении храма. Частные богослужения могут быть совершаемы как в храме, так практически в любом другом благообразном месте. Служат частные богослужения по просьбам членов Церкви, по обстоя-тельствам. К таковым богослужениям относятся молебны (в т. ч. всяческие освящения), погребе-ния и панихиды, а также Крещение, Венчание, Елеосвящение (Соборование). Если первые из ука-занных служб являются должным образом (определённым чином) оформленными нашими просьбами ко Господу, то последние три стоят совсем в особом положении, и называются Таинст-вами. В молебнах мы выражаем наши благие пожелания и надежды, и, уповая на милость Божию, чаем ответа на наши прошения. Таинства же — это непреложный дар Господа нам, Его чадам. Именно в Таинствах наиболее очевидно и непосредственно происходит ниспослание даров Духа Святого, и потому участие в них является насущной необходимостью для каждого члена Церкви. Остановимся подробнее на понятии Таинства. По своей природе Таинства — это благодатные дары Духа Святого, преподаваемые верую-щим в Церкви посредством особо учрежденного и законно совершаемого богослужения. По оп-ределению Православного Катехизиса святителя Филарета, Таинство — это «священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия». Хотя благодать Божия действует во всём мире — «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8), — но с особым изобилием, именно как дар, она ниспосылается через Церковь и особенно в Таинствах. Внешнее, обрядовое «оформление» Таинств необходимо как знак, критерий их истинности, богоучрежден-ности. Особо следует подчеркнуть, что все Таинства — это именно дары милости Божией, изли-ваемые на верующих людей не за их заслуги, а единственно по Любви Божией. Они также не за-висят от личных качеств священнослужителей, ибо совершаются не конкретными людьми, но Гос-подом (потому и недостойный по своим духовным качествам священнослужитель является пол-ноправным тайносовершителем). От нас же ожидается «согласие» на соучастие в этом преизбытке Любви Божией — вера, смирение, благодарность. Естественно, что к Таинствам Церкви допус-каются только люди сознательно верующие и воцерковленные, то есть выполняющие требования и установления Церкви. Всего Таинств Церкви семь. Кроме упомянутых выше трёх Таинств (Брака, или Венчания, Елеосвящения, или Соборования, и Крещения, одновременно с которым, как правило, совершает-ся и Таинство Миропомазания), в Церкви существуют ещё Таинство Рукоположения (совершаемо-го над будущими священнослужителями), и Таинства Покаяния и Причащения. Если некоторые Таинства совершаются или раз в жизни (как Крещение или Миропомазание), или весьма редко (Соборование), то только регулярное совершение Таинств Исповеди (Покаяния) и Причастия Даров Тела и Крови Христовых является нормой жизни православного христианина. И потому оста-новимся на их подробнее.далее Глава 9. Открывая дверь: Исповедь http://lawyer-rossia.mirtesen.ru/blog/43126465616
Свежие комментарии