Вопрос может показаться искреннему патриоту странным (ввиду кажущейся очевидности ответа на таковой), космополит же гадко похихикает над этим вопросом (дескать, «ватники» опять что-то выдумывают). Хотя вопрос отнюдь не праздный. Национальная самоидентификация необходима для интеллектуального и духовного развития социума, для наличия интеллектуального и духовного облика этого социума, а при отсутствии такой самоидентификации социальная общность вынуждена приобщаться к культурным и техническим достижениям другой нации.
Но национальная самоидентификация, при ее насущной необходимости, крайне неоднозначна и сложна. Любая, а русская - тем более.Большая часть крупнейших отечественных социально-политических исследователей и публицистов (Н.Я.Данилевский, Г.В.Вернадский, П.Н.Савицкий, А.Г.Дугин, Л.Г.Ивашов, А.И.Фурсов и многие другие) сходятся во мнении, что в планетарном масштабе существует два крупнейших цивилизационных блока: условно говоря, это европейский блок и азиатский блок. Для европейской цивилизационной модели характерны воинствующий индивидуализм, переходящий в плоскость самоценности атомизированной личности, а также рационализм, прагматизм и скептицизм. Для азиатской цивилизационной модели, напротив, характерны стремление к властной и семейно-клановой иерархии, а также образность мышления и ориентированность человеческого бытия на морально-нравственную составляющую. Казалось бы, по всем пунктам - взаимоисключающие парадигмы. Но специфика русской цивилизационной модели состоит в том, что она органично синтезирует в себе западный и азиатский цивилизационный компоненты.
Русскому человеку, с одной стороны, необходима пресловутая вертикаль власти (любопытно, что словосочетание «без царя в голове» в русском языке имеет категорически негативный оттенок), а с другой -наличие личного пространства и возможность для самореализации.
Русский человек, с одной стороны, в значительной степени прозападен в культурном плане (все же мы смотрим и читаем в основном продукты искусства, созданные в духе западной ментальной парадигмы), а с другой - для русского человека святы ценности семьи, братства и дружбы.Возможно, такой вот специфический набор разнородных идеологических компонентов и пробуждает к жизни непрекращающийся спор между западниками и славянофилами. Но ответ на их спор все же посередине: у нас своя (возможно даже, наиболее жизнеспособная) культурно-нравственная и цивилизационная модель, мы вполне комфортно способны существовать на стыке культур, впитывая в себя все самое лучшее и практически применимое из двух вышеуказанных цивилизационных моделей. Мы не Европа и не Азия, мы Евразия. И русский человек - это тот, кто телом, душой и сознанием в Евразии.
Кроме того, вряд ли можно считать русским человека, который ничего не слышал о монголо-татарском иге, об Отечественной войне 1812 года, о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Совсем необязательно быть историком, не нужно запоминать хронологию и фактологию в деталях, но знать о наличии событий и явлений, определивших наш путь и предопределивших нашу ментальность, все же необходимо. Так же очень желательно знать отличие Пушкина от Горького, а высший пилотаж - Чернышевского от Аксакова. В противном случае вряд ли можно говорить об осознанной причастности к соответствующей культурной и цивилизационной системе. Человек, не знающий своего языка, своей истории и своей культуры, не может быть отнесен ни к какому цивилизационному типу. Он маргинал-космополит. В нем нет стержня, он тот материал, из которого можно лепить все, что угодно, причем к деструктивно-увеселительному («европейскому») он всегда будет более восприимчив, чем к подлинно русскому.
Для того чтобы быть русским, недостаточно на каждом углу орать о своей «русскости». И уж тем более не следует бить кому-то морду и поносить кого-то там, кто отличается по цвету кожи, волос или глаз либо по вероисповеданию! Быть русским - это значит думать как русский, воспринимать мир как русский, знать русскую историю и культуру, а также грамотно говорить и писать по-русски!
Свежие комментарии