На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog28 декабря, 12:17
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева17 ноября, 20:03
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова28 июля, 18:30
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Что значит «быть русским»?

Вопрос может показаться искреннему патриоту странным (ввиду кажущейся очевидности ответа на таковой), космополит же гадко похихикает над этим вопросом (дескать, «ватники» опять что-то выдумывают). Хотя вопрос отнюдь не праздный. Национальная самоидентификация необходима для интеллектуального и духовного развития социума, для наличия интеллектуального и духовного облика этого социума, а при отсутствии такой самоидентификации социальная общность вынуждена приобщаться к культурным и техническим достижениям другой нации.

Но национальная самоидентификация, при ее насущной необходимости, крайне неоднозначна и сложна. Любая, а русская - тем более.

Большая часть крупнейших отечественных социально-политических исследователей и публицистов (Н.Я.Данилевский, Г.В.Вернадский, П.Н.Савицкий, А.Г.Дугин, Л.Г.Ивашов, А.И.Фурсов и многие другие) сходятся во мнении, что в планетарном масштабе существует два крупнейших цивилизационных блока: условно говоря, это европейский блок и азиатский блок. Для европейской цивилизационной модели характерны воинствующий индивидуализм, переходящий в плоскость самоценности атомизированной личности, а также рационализм, прагматизм и скептицизм. Для азиатской цивилизационной модели, напротив, характерны стремление к властной и семейно-клановой иерархии, а также образность мышления и ориентированность человеческого бытия на морально-нравственную составляющую. Казалось бы, по всем пунктам - взаимоисключающие парадигмы. Но специфика русской цивилизационной модели состоит в том, что она органично синтезирует в себе западный и азиатский цивилизационный компоненты.

Русскому человеку, с одной стороны, необходима пресловутая вертикаль власти (любопытно, что словосочетание «без царя в голове» в русском языке имеет категорически негативный оттенок), а с другой -наличие личного пространства и возможность для самореализации.

Русский человек, с одной стороны, в значительной степени прозападен в культурном плане (все же мы смотрим и читаем в основном продукты искусства, созданные в духе западной ментальной парадигмы), а с другой - для русского человека святы ценности семьи, братства и дружбы.

Возможно, такой вот специфический набор разнородных идеологических компонентов и пробуждает к жизни непрекращающийся спор между западниками и славянофилами. Но ответ на их спор все же посередине: у нас своя (возможно даже, наиболее жизнеспособная) культурно-нравственная и цивилизационная модель, мы вполне комфортно способны существовать на стыке культур, впитывая в себя все самое лучшее и практически применимое из двух вышеуказанных цивилизационных моделей. Мы не Европа и не Азия, мы Евразия. И русский человек - это тот, кто телом, душой и сознанием в Евразии.

Кроме того, вряд ли можно считать русским человека, который ничего не слышал о монголо-татарском иге, об Отечественной войне 1812 года, о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Совсем необязательно быть историком, не нужно запоминать хронологию и фактологию в деталях, но знать о наличии событий и явлений, определивших наш путь и предопределивших нашу ментальность, все же необходимо. Так же очень желательно знать отличие Пушкина от Горького, а высший пилотаж - Чернышевского от Аксакова. В противном случае вряд ли можно говорить об осознанной причастности к соответствующей культурной и цивилизационной системе. Человек, не знающий своего языка, своей истории и своей культуры, не может быть отнесен ни к какому цивилизационному типу. Он маргинал-космополит. В нем нет стержня, он тот материал, из которого можно лепить все, что угодно, причем к деструктивно-увеселительному («европейскому») он всегда будет более восприимчив, чем к подлинно русскому.

Для того чтобы быть русским, недостаточно на каждом углу орать о своей «русскости». И уж тем более не следует бить кому-то морду и поносить кого-то там, кто отличается по цвету кожи, волос или глаз либо по вероисповеданию! Быть русским - это значит думать как русский, воспринимать мир как русский, знать русскую историю и культуру, а также грамотно говорить и писать по-русски!

 

Илья  ПожидаевРусская народная линия

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх