На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog28 декабря, 12:17
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева17 ноября, 20:03
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова28 июля, 18:30
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

ЭТОТ НЕВЕРОЯТНЫЙ МИР

 Мироздание невероятно хорошо приспособлено для существования человека. Не только хи-мический состав атмосферного воздуха, особенности растительного мира, необыкновенные свойства воды, размеры и характер движения Земли, Луны, Солнца и многое другое таковы, что они обеспечи-вают жизнедеятельность человека на земле, но даже свойства нашей Вселенной критичны к числен-ным значениям ряда фундаментальных физических констант [1], даже небольшое изменение которых повлекло бы далеко идущие последствия, которые сделали бы проблематичным само существование человечества.

Первыми поставили этот вопрос Артур Эдингтон и Поль Дирак[2]. Вот еще один пример проанализированный Ф. Хойлом. Своим горением наше Солнце, и другие звезды обязаны так назы-ваемому углеродному термоядерному циклу, в ходе которого из трех ядер гелия синтезируется ядро углерода и выделяются значительные количества энергии. Сама возможность этого цикла обусловле-на существованием у ядер входящих в реакцию элементов метастабильных энергетических уровней - резонансов (мы не будем глубоко вдаваться в физику процесса). Отличайся хоть ненамного их распо-ложение от реально существующего в ту или иную сторону - и не пошла бы реакция, т.е., грубо говоря, не светили бы звезды или, в другом случае, выгорел бы весь углерод, превратившись в кислород и далее в железо... Ф. Хойл комментирует это так Если бы вы хотели образовать углерод и кислород примерно в равных количествах в ходе звездного нуклеосинтеза, то должны были бы задать два уровня резонансов, причем именно там, где эти уровни найдены... Здравая интерпретация фактов дает возможность предположить, что в физике, а также в химии и биологии экспериментировал сверхинтеллект и что в природе нет слепых сил [2, 3]. Данные науки свидетельствуют о том, что наша Вселенная не является ни единственно ни даже наиболее вероятной из всех возможных; наоборот, она может быть самой невероятной из всех.
 
Изучая окружающий мир, многие ученые приходят к выводу о необходимости существования разум-ного Творца. Например, профессор В.А. Никитин из Объединенного института ядерных исследований пишет Данные физики элементарных частиц и астрофизики можно рассматривать как красноречивое свидетельство наличия Творца Мира, который тщательно подобрал параметры фундаментальных частиц материи с тем, чтобы во Вселенной... создались условия, пригодные для существова-ния...человека.... Вероятность возникновения благоприятной среды обитания в результате случайного сочетания свойств фундаментальных частиц материи и их законов исчезающе мала. Например, уменьшение разности масс протона и нейтрона на 1 Мэв (т.е. на 0,1%) приводит к нестабильности атома водорода. Без водорода нет воды и органических веществ [4].
Для христиан антропный принцип служит свидетельством особого положения человека в мирозда-нии, проявлением любви Творца к людям. Наблюдая все новые проявления антропного принципа, мы утверждаемся в представлении о том, что человек - это особая часть Божьего творения и все элементы мироздания созданы Творцом для обеспечения полной духовной и физической жизни человека. Для обустройства жизни на земле и познания своего Творца Бог дал человеку способность к познанию окружающего мира. Поэтому активность человека как субъекта науки обусловлена его божественным предназначением и также служит проявлением антропного принципа в мироздании.
Однако, несмотря на то, что Творец открылся человеку и дал способность к творческому научному познанию, человеческое знание в его современном состоянии не сравнимо с божественным. Ограни-ченность человеческого знания и познавательных возможностей человека, как свидетельствует нам о том Библия, является следствием грехопадения. Кажется невероятным, чтобы Бог, создавший Все-ленную для человека, допустил ограничение знания не для блага человека. Можно предположить, что ограничением возможностей познания Творец хотел направить познавательную активность людей в духовную сферу и в область той практической деятельности, которая соответствует их божественному предназначению. Признание ограниченности возможностей познания часто является камнем преткновения для ума ученых. Но для христиан, стоявших у истоков современной науки, сущест-вование границы познания ни в коем случае не служило источником пессимизма. Например, талант-ливый и неутомимый исследователь, первым создавший достаточно полную классификацию расти-тельного и животного мира, Карл Линней, проделал огромную и очень полезную классификационную работу, распределил по полочкам разновидности представителей живой природы, расположил рас-тения и животных в порядке усложнения их строения. Он считал виды растений и животных неизмен-ными, и у него не было необходимости искать в видимом различии сложности видов развития, как это сделал позднее Чарльз Дарвин, не отдавший должного Творцу. Когда перед Карлом Линнеем встал вопрос о возникновения видов, который не мог быть решен в рамках использовавшегося им научного метода, он дал на него естественный ответ. Видов столько, сколько их создано Творцом, - писал он в своей знаменитой Системе природы.
Ограниченность человеческого знания, во-первых, заключается в ограниченности области познавае-мого человеком материального мира. Поэтому искажение истины в умопредставлении чаще всего происходит при экстраполяции известных научных представлений о превращениях материи и энергии в тех областях времени и пространства, которые не доступны для исследования. В этой связи аб-солютно бессмысленными представляются споры о механизме творения мироздания. Во-вторых, ог-раничен сам образ человеческого мышления. Наиболее характерным для человека образом познания является движение от простого к сложному. Именно из него выросла современная наука. Расчле-нение реального мира с целью его познания является антиподом целостности Божественного Логоса и несет в себе черты человеческой ограниченности. Например, именно тогда, когда наука достаточно углубилась в изучение первокирпичиков живой и неживой материи, появились идеи химической эво-люции - избранности отдельных химических элементов и возможности самопроизвольного синтеза из простейших химических элементов сложных органических веществ, а затем образование живых клеток и организмов. Следование законам человеческого мышления и построение умозрительных теорий в областях недоступных человеческому разуму, с неизбежностью приводит к удалению от ис-тины, умалению роли Творца и в конечном счете к отказу от Самого Творца. Святитель Кирилл Иеру-салимский, настойчиво подчеркивал пределы логического познания не только Божественная сущ-ность, но и тайны Божьей Воли непостижимы и неведомы для человека и не следует слишком пытли-во доискиваться причин и оснований. В своем самобытии Божественная природа недоступна, сокро-венна и неумопредставима - не для одних только человеческих взоров, но и для всей твари. Только через рассматривание дел Божьих возможно в некоторой мере восходить к познанию Бога. Но при этом нужно помнить о бесконечном расстоянии между тварью и Богом, о несоизмеримости беспре-дельной природы Творца с ограниченностью твари. Оттиск никогда не бывает равен печати, и отра-жение истины в нашем умопредставлении не тождественно с самою истиною [5]. Очевидно, что слова святителя Кирилла о познании духовных предметов справедливы и для научного познания. Духовное и научное знание также связаны между собой как ум и сердце человека в процессе познания. Таким образом, антропный принцип с одной стороны является ключом к научному познанию мироздания, а с другой - по своей духовной сущности - являет ограниченность научного познания.

                                                                                                         Автор Е. Морозова


                                  Использованная литература
1. Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии., Космология. Теория и наблюдение. - М, 1978. - С. 369-380.
2. Кокин А. В. Концепции современного естествознания. - М., 1998.
3. Девис П. Случайная вселенная. - М., 1985. - С.141.
4. Сб. Наука, философия, религия. - Дубна, 1997.
5. Флоровский Г.В. Восточные отцы V- VIII веков. - Париж, 1933.


Источник: Православие.Ru

Рекомендуем
Популярное
наверх