Избегая показного фарисейского благочестия, он всегда должен помнить, что призван быть исповедником своей спасительной веры и побеждать в себе малодушие. Архиепископ Серафим (Соболев; 1881-1950), архиерей высокой духовной жизни, писал: «К великому сожалению, и до сих пор большая часть русских людей, по крайней мере, проживающих за границей, не может расстаться с этим позорным и гибельным стыдом, и хотя имеет православную веру, но ее не исповедует как свою господствующую силу. Поэтому к ним относятся слова Христа: А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:33).Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк.8:38).
Приведенные слова Христа показывают, что недостаточно только веровать православно: надо еще нашу веру исповедовать, если мы не хотим быть отверженными от Бога за наш ложный стыд, который, конечно, исходит из нашего тщеславия. А грех тщеславия так велик, что при нем нельзя даже иметь истинной спасительной веры во Христа, почему Он и сказал: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу (Ин.5:44). Разумеется, мы не имеем исповеднической веры не только по тщеславию, но и по другим основаниям. Мы скрываем свое православие в силу страха от смертельной опасности, что в особенности наблюдается теперь в России; или – вследствие опасения лишиться временных для нас выгод, что имеет место не только на родине нашей, но и здесь, за границей» (Русская идеология. Гл.3). Необходимо прилагать разум ко всем обстоятельствам, снисходить порой к духовным немощам окружающих нас людей, но никогда не идти на поводу их. Нужно угождать Богу. Люди же могут соблазнятся по любому поводу.
Архиепископ Александр (Толстопятов; 1878 — 1945), немало лет проведший в лагерях, вспоминал двух архиереев, находившихся с ним в заключении. Один любил всегда молиться уединенно. При всякой возможности уходил в укромное место, где никто не мешал ему совершать духовный труд. Люди соблазнялись и говорили: никогда не молится. Другой архиерей умел общаться с Богом при любом многолюдстве. Те же самые люди вновь соблазнялись и говорили: молится на показ. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Фил.4:5-6).
Иеромонах Иов (Гумеров)
http://orthoview.ru/nuzhno-li-molitsya-i-krestitsya-v-obshhe...
Свежие комментарии