На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog28 декабря, 12:17
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева17 ноября, 20:03
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова28 июля, 18:30
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Несколько штрихов к психологическому портрету современного "борца за чистоту Православия" ч.2

...Любое богословское прение с "борцами" неминуемо переходит в политический дискурс, а вот как раз к нему на фоне явного равнодушия к богословию, они почему-то обнаруживают неподдельный интерес и демонстрируют подчас некоторые познания, далекие, впрочем, от основательности и отрефлектированности. Поэтому неудивительно, что часто можно услышать в храмах, даже в проповедях, разговоры о ненужности образования, о вреде надмевающего знания.

Зачем все это, когда главное – быть "борцом", воевать за "правое дело", быть шариком и винтиком единой машины борьбы. Так политический аспект плавно перетекает в воинственный и даже порой воинствующий. Недаром из уст рассматриваемого нами типа людей нередко слышатся проклятия в адрес тех или иных церковных или государственных лиц. Нагляднейшим примером в этом отношении может служить любой из последних опусов Диомида. Ложно толкуя долг православного быть воином Христовым, "борцы" (ошибочно или преступно?) интерполируют принцип воинственности во все области жизни.
Именно крайняя политизация, стремление к демонстративным политическим акциям, социаль-ному действию, митинговый стиль выступлений, наиболее ярко отличают "борцов" вне зависимости от их идеологической окраски. У них разные идеологии, но общая типология проявлений духа. Несмотря на это, их объединяет крайняя степень идеологизации, или, если угодно, индоктринации, выражающаяся в готовности бороться за свое дело всеми имеющимися средствами, – притом без тени сомнения в собственной правоте, ибо они искренне веруют в то, что говорят. Но это не вера в истинного Бога, а в идол своих собственных идей и душевных интуиций, переросших в верования.

Что еще бросается в глаза внимательному наблюдателю – это не только сугубо мирская направ-ленность исканий "борцов", но также их фактическая индифферентность к духовному. Им, по сути дела, не интересен духовный опыт отцов-пустынников, их не отличает стремление к духовному деланию и возрастанию во Христе, – ибо все это не дает трибуну и микрофон, а именно это нужно "борцам", не желающим пребывать в безвестности, – им требуются соратники и слава. Прочитав любой из опусов Диомида, остаешься наедине с тягостным чувством, что ты ознакомился с предвыборной агиткой какой-то очередной оппозиционной партии. На этом и многих других примерах можно легко убедиться в околоцерковном характере деятельности "борцов". Церковная тематика их рассуждений – не причина, а повод к очередному проявлению недовольства. Уберете экуменизм – претензии еще найдутся, и так до бесконечности. Обличая демократию как небогоустановленную форму правления, "борцы" требуют последовательного введения того самого демократического принципа в жизнь Церкви, оправдывая это ее соборной природой, намеренно забывая о том, что епископоцентричная соборность – это кафоличность, а не возможность превращать соборы в балаганы.
Теперь задумаемся над смыслом и назначением политизирующего и идеологизирующего компонентов в психологии "борцов", припомнив об их равнодушии к подлинно духовному. На мой взгляд, "борцы" бессознательно стремятся к власти (а некоторые их них – подчиниться этой власти), желают стать ее частью, оказать влияние на ход мировой истории, только по-своему. И они никогда не остановятся на попытках оказать давление на выборы следующего Патриарха, на Церкви вообще. Им нужна революция в масштабе всей России, если не всего мира. Они пойдут в своей ненасытности дальше, – Диомид уже назвал нынешнюю власть в России "богоборческой". Для слушающих его на метаязыке данный эпитет воспринимается как призыв к действию, и он приводит в тонус спавшее дотоле подсознание, стимулируя его дальнейшее возбуждение в поисках необходимого и логически неизбежного действия.
То, что происходит в изучаемых нами кругах, можно квалифицировать по-разному: массовая ис-терия, групповой психоз. Эти явления, к счастью, не стали сейчас критическими для нашей Церкви и российского общества, в отличие от периода русской истории рубежа 17-18 веков, когда люди, спасая "старую веру", семьями бежали в сибирские леса, ожидая мести никонианского царя-антихриста, заживо сжигали себя вместе с детьми. Под землю в пензенской деревне зарылась пара десятков, – пока немного, конечно. Но они оставили после себя носящийся в воздухе определенный лжемессианский импульс и псевдопрофетический пафос эсхатологического социально-религиозного протеста, который обязательно еще скажется в будущем, и уже давно действует в "борцах". Невоцерковленность широких масс населения при этом является лишь отягчающим фактором, – тем легче они смогут купиться на призывы какой-нибудь очередной генерации "борцов", в какой бы цвет они не были окрашены, и под каким бы знаменами они не выступали. Опасность в том, что в один прекрасный день "борцами" могут стать широкие массы.
Автор этих строк далек от того, чтобы считать всех "борцов" психически больными или неполно-ценными. Поразительно как раз то, что в подавляющем большинстве это пока – здоровые и ис-кренние люди, лишь зараженные в разной степени флюидами различных духовных патологий, сложившихся в результате занятия идеями места объекта верований. Тем больше их жаль, и тем больше требуется мудрый пастырский подход для их врачевания.
Люди вправе иметь разные мнения и убеждения, в том числе находясь в Церкви. Никто не призывает к унификации мышления и не навязывает своих моделей остальным. В Церкви всегда есть место здоровой критике и дискуссии, лишь бы она была не голословной и носила бы логический характер. Но в Церкви как Теле Христовом не должно быть места для клеветы, лжи и истерии, ибо этого нет и не может быть во Христе.
Еще раз подчеркну, что пытаться логическими методами разубедить поверившего в свое избран-ничество "борца" – бессмысленно и невозможно. А потому я адресую свои скромные размышления не им, а всем тем, кто молится о единстве Русской Церкви, о ее настоящем и будущем, кто любит всех ее чад, каких бы взглядов они не придерживались.


автор: Священник Александр Васютин, сотрудник ОВЦС МП
Источник: Религия и СМИ                                                                                                                     www.katehizis.ru

Рекомендуем
Популярное
наверх