На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий

 

2011 год. 29 ИЮЛЯ Православная община Вильнюса отпраздновала 55-летие перенесения мощей трех Виленских мучеников – святых Антония, Иоанна и Евстафия из Москвы в Вильнюс. Судьба самых чтимых в Литве святых удивительна. В середине 14 столетия литовский край ещё оставался языческим. Великий князь Ольгерд по настоянию жрецов отрекся от Православия и велел всем слугам исповедать языческих богов.

Но Нежила, Кумец и Круглец (в крещении Антоний, Иоанн и Евстафий) открыто засвидетельствовали свою веру – и, будучи в темнице, множество языческого народа подвигли креститься.

Но после содеянного великий князь литовский Ольгерд принес плод покаяния – вернулся в Православие, и все его 12 сыновей были крещены по православному обряду. Литовская Русь чтила святых мучеников все века – слава о них достигла Константинополя и Москвы. Спустя 5 с половиной столетий честные останки Антона, Иоанна и Евстафия и оказались в белокаменной – в 1914-м, когда приближался военный фронт, архиепископ Тихон (будущий Патриарх), возглавлявший тогда Литовскую епархию, переправил святые мощи в Москву. В России они не избежали поругания в период богоборческого лихолетья, но через год после окончания войны – когда государственная политика немного «потеплела» к Церкви, прекратились гонения, виленские мученики снова оказались в Литве. Их возвращение тоже было удивительным. «В 1946 году они были доставлены в Литву самолетом по личному распоряжению Сталина», - рассказывает краевед, директор ОО «Русская община Литвы» Вячеслав Соломников.

Чем руководствовался Сталин? – исследователи выдвигают несколько версий. Но, был ли это шаг геополитический, или, действительно, шаг навстречу Церкви, православные Литвы вновь обрели самую почитаемую святыню.

С 26 июля 1946 года, вот уже 55 лет, мощи святых Виленских мучеников доступны для поклонения верующих в Свято-Духовом монастыре Вильнюса, что на улице Святого Духа за острой Брамой. Теперь православные в Литве празднуют память своих святых покровителей трижды в год: 27 апреля, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, и 26 июля, в день возвращения мощей из Москвы в Виленский Свято-Духов монастырь.

Примечательно, что в последние годы возродилось почитание святых Антония, Иоанна и Евстафия и среди этнических литовцев.

«От этих великих мучеников исходит такая благодать, которая просто глубоко заходит в душу и позволяет преодолевать трудности бытия», - поделилась с корреспондентом Sobor.by приехавшая на торжество из Клайпеды Фаина Бабут.

Рядом со святыми мощами часто можно увидеть людей, которые плачут от счастья. «Я как-то подошла к плачущей женщине, думала чем-то помочь, а она мне и говорит: «Вы знаете, у моей подруги была последняя стадия рака. Но перед очередным обследованием она приехала сюда. Молилась. И когда она прошла очередное обследование, то оказалось, что она здорова, что онкологии нет», - рассказывает одна из постоянных прихожанок.

В наше время к мученикам обращается и стар, и млад. Люди говорят, что надо подражать их стоянию в вере – хотя бы просто жить по-христиански.

 

Фреска святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия над входом в вильнюсский храм Святого Духа. 2011.04.27.

Игумен Антоний, насельник Свято-Духова монастыря рассказал прихожанам о жизни святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, об их стойкости в вере и мученической смерти. Рассказал о значении их подвига и о том, что их пример и сейчас чрезвычайно актуален, когда всюду в наше время пропагандируются вседозволенность в виде всевозможных грехов и пороков.

"Они жили при литовском князе Ольгерде, (по-литовски его имя - Альгирдас) в начале 14 века, когда православная вера здесь только-только появлялась. Ольгерд был женат на витебской княжне, она была православной. У историков есть такое мнение, он тоже тайно принял православие, чтобы жениться на православной княжне, но перед своими подданными он этого не открывал. В Литве тогда было сильно язычество, была партия жрецов, которые поклонялись богу Перуну (по-литовски Пяркунас), это был бог грома, молнии и огня. Поэтому на языческом капище горел неугасимый огонь.

 

Рака с мощами святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Вильнюс, 2011.04.27.

В литовском княжестве православные жили и раньше, но мученики замечательны тем, что это люди из княжеской дружины, это элита, высший эшелон, потому что в то время это были ближайшие люди князя, помощники в делах управления княжеством. Это были двое братьев из дружины, которых звали Кумец и Нежило, которые приняли православие, в крещении им дали имена Иоанн и Антоний. Иоанн был старший, Антоний младший. Они были крещены священником Нестором, который приехал с женой Ольгерда. Они открыто стали исповедовать свою веру, их поведение стало отличаться и конечно это вызвало большое недовольство жрецов, которые требовали от князя, чтобы тот их наказал. Само поведение князя показывает, что, по всей видимости он сам был христианином, потому что он не хотел их казнить, он посадил их в темницу, в которой они провели целый год. Условия были ужасные и в результате старший брат отрекся. Младший – нет, он остался верен Христу. Тогда князь повелел освободить старшего брата из темницы и он вернулся ко двору, а Антоний остался сидеть в тюрьме. Однако Иоанн оказался в непростом положении. Отрекшись от язычества, он принял христианство, от которого в итоге тоже отрекся. В итоге Иоанна не уважали ни язычники, ни христиане.. Брат тоже не хотел с ним общаться из-за предательства, от чего Иоанн очень мучился. В результате он раскаялся, исповедал опять себя христианином, за что его избили и он вернулся к брату в тюрьму. Ольгерд решил казнить Антония. И вот, как раз, 27 апреля по новому стилю – день кончины Антония. Ольгерд надеялся, что Иоанн, увидев кончину брата, опять испугается, отречется и на том все закончится, но Иоанн уже был укреплен и уже не отрекся. Через 10 дней его тоже казнили. Их повесили на священном дубе. Евстафий (в язычестве его звали Круглец) был их родственником, он тоже служил в дружине князя, а пострадал через полгода. Принял крещение от священника Нестора. Пострадал он больше всех, его особенно сильно мучили, вначале жестоко избивали, потом на морозе вливали в рот холодную воду, потом содрали волосы с кожей на голове, потом отрезали нос и уши, перебили ноги, кости до колен. На мощах это очень заметно. Ноги лежат словно неестественные.  У него кости перебиты. У других не перебиты. Почему его особенно мучили? Трудно сказать.  Наверное потому, что это был третий такой случай. Жрецы были особенно недовольны. Он ведь был одним из приближенных князя, отличался храбростью, он тоже был казнен на том же дубе. Святые мученики в 1364 году были причислены к лику святых, прошло почти 17 лет после их кончины".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крестный ход вокруг храма Святого Духа. Вильнюс, 2011.04.27 

 

 

 

 

Святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, молите Бога о нас!

 

http://ricolor.org/history/ka/podvig/1_05_2011/

http://sobor.by/page/55_letie_pereneseniya_moshchey_svyatih_...

наверх