19.01.2010
То самое Аргамаческое общество трезвости...
Священник Александр Дорофеев, клирик Вознесенского собора города Ельца, является в Липецкой и Елецкой епархии ответственным за пастырскую работу с медицинскими учреждениями в 1-м Елецком благочинии. Он врач. Батюшка внимательно изучил деятельность легендарного Аргамаческого общества трезвости.
Это было темой его выступления на духовно-медицинской конференции, которую провели в августе комиссия Липецкой и Елецкой епархии по связям с медицинскими учреждениями и Липецкое Общество православных врачей.
Пьянство – греховный недуг
Сегодня мы будем говорить о пьянстве. Пьянство – один из наиболее страшных греховных недугов, оно всё более и более распространяется в современном обществе и наряду с множеством других проблем – духовных, экономических, социальных – угрожает народу и государству своими гибельными последствиями.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «не вино худо, но злоупотребление им. Не от вина происходят гибельные пороки, но от развращённой воли». Употребление вина было уже после потопа, а природа человеческая ещё прежде употребления вина дошла до крайнего развращения и совершила великое множество грехов, когда вино даже не было известно. Нам нужно помнить, на какое употребление сделалось полезным вино. При его помощи совершается благодатное Таинство нашего спасения. «Не вино, а пьянство дурное дело», – вещает нам Великий Иоанн Златоуст. Пьянство является тягчайшим грехом, поставленным святым апостолом Павлом в один ряд с пороками, являющимися причиной вечной смерти души.
По мнению отцов Церкви, грех пьянства состоит прежде всего в том, что человек, осознанно пристрастившийся к вину, оставляет в стороне самую главную, поставленную перед ним Господом жизненную задачу – восстановить утраченное Богоподобие. Церковь не может и не должна быть равнодушной к этой общенациональной беде и может, и должна помогать тем, кто, к сожалению, оказался во власти тяжёлого порока. Тем более, что именно в этом аспекте служения людям у неё уже накоплен весьма богатый опыт.
Священник Николай Брянцев в Аргамачьей слободе
В конце XIX – начале XX веков на Руси появилось движение за народную трезвость, благодаря усилиям духовенства и некоторых светских лиц, поддержанное народом и принёсшее ощутимое оздоровление обществу. Одно из таких обществ трезвости возникло в конце XIX века в Ельце.
В Аргамаческую церковь Рождества Пресвятой Богородицы города Ельца примерно в 1894 году поступил служить молодой энергичный священник Николай Брянцев. Он поставил целью своей жизни искоренить пьянство на Аргамаче. Этому благородному делу батюшка посвятил почти четверть века.
До приезда в слободу Аргамача отца Николая Брянцева здесь царили дикие нравы: пили, воровали, пьянство было чуть не поголовным; спивались целые семьи, рождались неполноценные дети. Постоянные драки с увечьями и поджогами. Известен такой дикий случай. Один парень из слободы поступил в Елецкое железнодорожное училище, чтобы получить профессию машиниста паровоза. Он уже заканчивал училище, проходил практику и однажды возвращался поздно домой с практики. Это было примерно в 1893 году. Навстречу ему на Аргамаче попалась пьяная компания с гармошкой. Схватили парня, подтащили к обрыву и сбросили его с Печур – высокого берега реки Сосны, высотой более 10-ти метров. Парень разбился насмерть. Это было сделано из зависти, потому что тот учился и стремился получить хорошую, престижную тогда специальность машиниста.
И вот отец Николай Брянцев по своём приезде в слободу создаёт общество трезвости. Общества трезвости в Ельце не было ни до, ни после Брянцева. Брянцев повёл беспощадную борьбу с алкоголизмом на Аргамаче. С одной стороны, он часто организовывал лекции врачей о вреде алкоголя, где на плакатах можно было видеть, как выглядит сердце здорового человека и сердце алкоголика, а также печень, почки. Отец Николай устраивал бесплатные театральные постановки, для чего на собственные средства построил деревянный клуб. На постановки приходили целыми семьями со всего Ельца, и этим Брянцев приобрёл особую популярность. С другой стороны, Брянцев заставлял мужчин своего прихода давать церковный обет – клятву не пить алкоголь 5 лет под угрозой церковного проклятия. Общество распространяло тысячными тиражами книги и брошюры под названиями: «Вино – яд», «Отчего происходят многие болезни?», «Слово против пьянства», «Как отстать от вина?»
Вскоре деятельность общества стала широко известной не только в Орловской губернии, но и во всей России. В знак уважения к результатам трудов отца Николая Брянцева в борьбе за трезвый образ жизни посетивший в 1902 году город Елец отец Иоанн Кронштадтский подарил ему свою фотокарточку. В Елец отец Иоанн прибыл тогда для закладки полкового храма драгунского Нежинского полка.
Для общения и интересного времяпрепровождения Аргамаческое общество трезвости устроило чайную, где можно было почитать газеты и журналы. Так, в 1900 году в чайной побывало более 21 тысячи посетителей. В то же время, чтобы отвлечь народ от алкогольного дурмана, Брянцев поощрял в слободе различные ремёсла: выделывались кожи, организовывались артели по пошиву полушубков и шапок. Общество давало беспроцентные ссуды на постройку домов молодым семьям. На Аргамаче шили телогрейки, безрукавки, изготовляли обувь, валяли валенки, делали знаменитые елецкие рояльные гармошки. И всё это продавалось в Ельце, на знаменитом «Бабьем» базаре, в центре города. В клубе, построенном на средства Брянцева, работали различные кружки: пения, музыкантов, декламации, куда Брянцев активно вовлекал молодёжь. В 1911 году отец Николай стал одним из инициаторов создания в слободе потребительской кооперации. Под руководством Брянцева в Аргамаче работала церковно-приходская школа, которую в 1899 году посетил Преосвященный Мисаил – высшее духовное лицо Орловской губернии.
По свидетельствам современников, Аргамаческое общество трезвости изменило жизнь всей слободы и многих семей. По словам одной жены трезвенника, много горя и скорбей испытавшей прежде от грозного, пьяного своего мужа: «Был ад, а теперь воистину рай. Слава Тебе, Господи!»
Брянцев стал подлинным пастырем своих прихожан, определяя во многом не только их духовную, но и общественную жизнь. Отец Николай, являясь законоучителем Александровского технического железнодорожного училища, проводил занятия с законоучителями всех учебных заведений Ельца.
После октября 1917-го…
Авторитет протоиерея Николая Васильевича Брянцева среди духовенства и мирян Ельца и всей губернии не только не поколебался, а ещё более усилился в революционное время. Отец Николай стал участником Всероссийского поместного Собора 1917–1918 годов.
После Октябрьского революционного переворота 1917 года популярность отца Николая среди простого народа не давала покоя новой власти, которая старалась любыми способами оскорбить и ущемить в правах священника. 6 июня 1918 года к нему отправили пятерых вооружённых красноармейцев с целью отнять пролётку с лошадью и другое имущество. Услышав об этом, к дому отца Николая сбежались многие жители Аргамачьей слободы, недвусмысленно давшие понять солдатам, что лучше им уйти подобру-поздорову. В ответ красноармейцы, угрожая оружием, начали грабёж. Тогда ударил набат, на звуки которого сбежалось ещё больше людей, и началось настоящее побоище. Рискуя жизнью своих семей, аргамаченцы защитили любимого пастыря.
После этого прибыл карательный отряд чекистов. Около Вознесенского собора была установлена пушка, и по слободе открыли стрельбу из орудия. После подавления волнений показательно расстреляли двоих мещан Аргамачьей слободы. С помощью прихожан семье отца Николая Брянцева удалось скрыться. Через несколько лет его видели на станции Бахмая на Украине, а позже – в Киеве.
О дальнейшей судьбе священника пока ничего не известно. Есть предположение, что отец Николай принял мученическую кончину, как и многие пастыри того времени.
Было бы неверным считать, что с изгнанием отца Николая Брянцева в одночасье перестали существовать и дело общества трезвости, и его идеи. Результаты работы общества трезвости ещё долго сказывались на здоровом образе жизни слободы. Вот как пишет об этом краевед Р. Н. Кузьмин: «Через 53 года после Брянцева мне пришлось целый год работать горным мастером с аргамаченцами в карьере. За это время среди них я не видел ни одного алкоголика и даже выпившего. Это выучка Брянцева».
Сегодня
Бороться с алкоголизацией русского народа можно только лишь одним способом – налаживанием христианской жизни. Ведь если в человеке нет вакуума, куда можно влить алкоголь, тогда даже моря водки и пива ему не страшны. Если человеку некогда и незачем пить, тогда алкоголь побежден. Если он наполнен Духом Святым, то душепагубные страсти будут истреблены. Россия преодолеет алкоголизм, наркоманию, если вернётся к своим православным истокам и корням. Наши святые писали проповеди против пьянства и вели открытую борьбу с ним. Открытое выступление против народного пьянства в Воронеже окончилось для святителя Тихона Задонского тем, что, по проискам откупщиков, святитель в 1767 году должен был преждевременно удалиться на покой, пишет В. В. Розанов в «Деятелях духовенства в борьбе с народным пьянством».
Нам, сегодняшним пастырям, необходимо использовать накопленный нашими отцами Церкви опыт по борьбе с пьянством. Наша задача – сделать, по возможности, жизнь людей, страждущих недугом пьянства, наркомании, полной, направленной к истинным целям, к подлинной радости, которую можно обрести лишь в общении с Богом.
В этом году в городе Ельце появился реабилитационный центр «Преображение России», где люди, страдающие недугом пьянства и наркомании, помогая друг другу, прибегая к помощи Церкви, постепенно приходят к здоровому образу жизни. Мне приходится по долгу службы окормлять, по благословению Преосвященнейшего Владыки Никона, страждущих людей этого центра, исповедывать, причащать их, проводить духовные беседы, отвечать на их вопросы о смысле жизни и пути спасения. Должен отметить, что те из них, кто регулярно исповедуется, причащается Святых Христовых Тайн, получают от Господа Благодать, побеждающую недуг пьянства и наркомании. Если Господь благословит наши труды, то со временем мы надеемся полностью возродить традиции Общества трезвости, созданного в своё время отцом Николаем Брянцевым.
Такие общества в наши дни набирают всё большую и большую силу во многих городах России.
Свежие комментарии