На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Православие в Сербии

 Православие — одна из традиционных и самая распространённая религия в Сербии. В Сербии проживает 6,4 млн православных (без Косово, перепись 2002), или 85 % населения Центральной Сербии и Воеводины. Большинство из них относится к Сербской православной церкви. Число православных в Косово из-за нестабильной ситуации в крае не поддаётся точному подсчёту.

 

Сербская православная церковь 

автокефальная поместная православная Церковь самая распространённая православная церковь на территории Сербии , имеющая 6-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей Константинопольского Патриархата и 7-е место в диптихе Московского Патриархата. 

Сербы приняли христианство в VII веке, но своей церковной организации тогда не получили.

В 1219 году поставленному «никейским» (в Константинополе тогда была Латинская империя) Патриархом Мануилом I архиепископу Савве была предоставлена автокефалия.

На территории соседней Македонии христианство известно ещё со времён апостола Павла. С IV по VI в. Македонская Церковь попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя. В конце IX — нач. XI в. имела статус автокефалии — Охридска архиепископия-патриархия (Охридская патриархия; Архиепископия Охридская Первой Юстинианы и всея Болгарии) с центром в Охриде и, возможно, участвовала в Крещении Руси.

Особая церковная судьба была у Черногории и т. н. Буковинской митрополии.

На Соборе, созванном королём Сербии Стефаном Душаном в Скопье в 1346 году, Печская архиепископия получила статус Патриархата с резиденцией Патриарха в городе Печ, откуда получила наименование Печской, что было признано Константинополем в 1375 году.

В 1459 году, после падения Сербского государства и аннексии его земель Османской империей, Патриархат был упразднён, затем был восстановлен в 1557-м и вновь упразднён в 1766 году. Церковь (то есть православное население) в Сербии управлялась фанариотскими епископами. Значительное количество сербов эмигрировало в Австрию. Кафедра архиепископа Ипекского (Печского) была переведена из Печа в Сремски Карловцы и в 1848 году возведена в ранг Патриархата.

В Белграде по обретении Сербией независимости, в 1832 году, под юрисдикцией Константинопольского Патриархата была учреждена автономная митрополия, получившая в 1879 году автокефалию, признанную Вселенской патриархией; во главе стоял митрополит Михаил Йованович (1859—1881, 1889—1898), смещённый в 1881 году. 20 марта 1883 года, несмотря на протесты ряда сербских епископов, были проведены выборы (без участия архиереев) митрополита, которым стал архимандрит Феодосий Мраович (1883—1889); хиротония которого, с разрешения императора Франца-Иосифа была совершена Патриархом Карловицким Германом Анджеличем (1882—1888).

По итогам балканских войн (1912—1913) в Белградскую митрополию вошли: Скоплянская, Велешко-Дебарская и Призренская епархии.

По образовании в 1918 году Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия), которое объединило Сербию с македонским и албанским населением, Черногорию, земли бывшей Австро-Венгрии, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Словению, произошло объединение православных церквей государства в единую Сербскую Церковь — в мае 1919 года.

С 1920 года восстановлен Сербский Патриархат. Немецкая оккупация и последующий коммунистический период нанесли Сербской Церкви значительный урон. Обострились националистические тенденции. В 1967 году Македония отъединилась в самочинную автокефалию (под главенством архиепископа Охридского и Македонского).


Сербский крест (серб. Српски крст, также используется в сербском название Оцило) — символ Сербии, сербского народа и Сербской православной церкви. Представляет собой греческий (равносторонний) крест, по углам которого изображены четыре стилизованных Ͻ и С-образных огнива.

 

Русская православная церковь.

 

В Белграде имеется подворье Московской патриархии — Храм Святой Троицы, который расположен к востоку от Церкви Святого Марка. Храм построен в 1924 году по плану русского архитектора Валерия Сташевского для русских, которые эмигрировали из России после Октябрьской революции 1917 года. В церкви захоронен русский генерал Пётр Николаевич Врангель.

Храм Русской православной церкви в Белграде

     

 

Румынская православная церковь.

Румынская православная церковь в Сербии представлена епископством Дачия-Феликс. Последователями румынской церкви в основном являются румыны, проживающие в Сербии.

Храм Румынской православной церкви в городе Вршац

 

 

Болгарская православная церковь. Распространена среди болгар Сербии.

 

   

МОНАСТЫРИ СЕРБИИ 

 

Монастырь Студеница

Обитель находится в горах южной части современной Сербии, на полпути между городами Кральево и Нови Пазар. Студеница входит в состав Жичской епархии Сербской Православной Церкви.

Монастырь Студеница - одна из главных святынь сербского народа и замечательный памятник архитектуры. Монастырь был воздвигнут родоначальником династии Неманич - Стефаном Неманя в 1190 г. В составе монастырского комплекса - монастырские стены с главной башней - колокольней, церковь Богородицы ( XII в.), церковь Св. Николы ( XII в.), Королевская церковь (начало XIV в.), трапезная Св. Саввы (XII в.), ризница с художественными предметами и реликвиями. Комплекс исключительной художественной и исторической ценности универсального значения, самый драгоценный памятник художественного стиля, включен и в перечень мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

О начальной истории Студеницы упоминает множество древних источников. В основном это жития сербских святых и летописи. Так, в Житии преподобного Симеона Мироточивого, составленном его сыном преподобным Стефаном Первовенчанным, сообщается, что святой Симеон — тогда еще великий жупан Стефан Неманя — заложил храм во имя Пресвятой Богородицы на реке Студенице после включения в состав своей державы нескольких круп­ных городов, в том числе Средца. Житие святых Симеона и Саввы, автором которого был монах Хиландарского монастыря Доментиан, свидетельствует, что Стефан Неманя, создав храм во имя Божией Матери, назвал его «великой лаврой» и собрал в новый монастырь большое число иноков. Летописи отмечают великолепие обители Стефана Немани, удивлявшей современников «доброзрачным мрамором».

Большинство современных исследователей полагают, что монастырь появился в 1186 году, после того как Стефан Неманя одержал ряд крупных побед и расширил пределы государства за счет области Зета и земель вдоль побережья Адриатического моря. Историки опираются на указание жития родоначальника династии Неманичей, из которого следует, что Студеница была обетным монастырем — Стефан Неманя обещал воздвигнуть монастырь в случае побед и исполнил свое обязательство. Эта точка зрения ныне принята официально, чему подтверждение — проведение в 1986 году большой международной конференции, посвященной 800-летию обители.

 При описании строительства Студеницы исторические источники перечисляют пожертвованные ее основателем иконы, потиры, книги, рясы, завесы, которые тщательно оберегались и хранились, являясь неотъемлемым имуществом монастыря. Строительные работы, продолжавшиеся несколько лет, завершились во второй половине 90-х годов XII века. К 1196 году обитель была готова для вселения монахов. Именно сюда, в свою «задужбину», и ушел в начале монашеского пути Стефан (Симеон) Неманя, впоследствии перебравшийся на Афон.

Преемник основателя Студеницы на троне великих жупанов Стефан Перво-венчанный благоволил монастырю, как и его отец. Ему пришлось выдержать длительную междоусобную борьбу с братом Вуканом, и важнейшим шагом на пути ее прекращения стал перенос тела их отца, скончавшегося на Афоне, в Студеницу в 1208 году. Примирившиеся братья в сопровождении многочисленной свиты с почетом встретили тело Симеона и во главе торжественной процессии доставили его в монастырь, где оно было предано земле. Вскоре возле могилы начали замечать знаки святости усопшего. Для современников, живших в атмосфере чуда, которое являлось безусловной реальностью и признаком Промысла Божьего, стало очевидно, что Сербия получила небесного защитника, ходатая перед Господом за сербский народ. Тексты жития, необходимые для прославления нового святого, подготовили его сыновья Савва Сербский и Стефан Первовенчанный вскоре после перенесения честных останков в Студеницу. Поклонение преподобному Симеону Мироточивому поднимало авторитет его потомков, неизменно подчеркивавших, что они «святородны» и происходят от «святого корня». Именно со святого Симеона начала за­кладываться особая сербская традиция духовности, которую Церковь Сербии в последующие века будет блюсти как часть своей священной истории. Разумеется, и сам монастырь с течением времени стал восприниматься в качестве первого и важнейшего палладиума святости сербов.

XIII—XIV века были временем благополучного существования Студеницы. Однако общие для всей Сербии беды, связанные с наступлением на нее Османской империи, постепенно приводили к оскудению обители. После падения последнего из независимых сербских княжеств под ударами турков в 1459 году Студеница то и дело подвергалась разорениям. Турки не только грабили монастырское добро, но и наносили урон постройкам монастыря, в результате чего он ветшал. Долгое время не было сколько-нибудь достаточных средств для проведения серьезных восстановительных работ. Лишь в середине XVI столетия удалось собрать деньги на первую значительную реставрацию, которую завершили в 1568 году. Были обновлены фрески соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, в результате чего, правда, оказалось утрачено более половины живописного фрескового ансамбля времен Саввы Сербского.

Однако не только завоеватели причиняли беды монастырю. Стихия также не однажды покушалась на древние стены, испытывая силу духа и глубину веры насельников. Так, в начале XVII века серьезное землетрясение, а затем и пожар повредили обитель. Многие исключительной ценности исторические документы и значительная часть культурного наследия исчезли навсегда.

Весьма тяжелые времена настали для Студеницы в последней четверти XVII столетия. Чтобы сохранить ее важнейшие святыни и драгоценности, принимается решение об их временном перенесении в другой монастырь. Таким монастырем была выбрана обитель Црна Река. Мощи преподобного Стефана Первовенчанного и другие реликвии с 1687 по 1696 годы находились вне стен Студеницы. В 1806 году, после сожжения турками Студеницы во время Первого сербского восстания, мощи святого короля также увозились из обители.

Студеница и ее округа, составлявшие так называемую Студеничскую нахию, получили автономию в составе Османской империи в тридцатых годах XIX столетия. Они вошли в со­став молодого Сербского княжества, обретшего широкое самоуправление после многих веков османского ига. Сербам разрешили иметь свое войско, суды и школы, однако в крепостях оставались турецкие гарнизоны.

Но и в новых условиях жизнь обитателей этого края все равно продолжала оставаться непростой. Они должны были платить дань землевладельцам, которые на первых порах являлись исключительно турками, и исполнять многочисленные повинности, в том числе трудовые. Разграничения, строительство пограничных постов, частые столкновения с турецкими властями причиняли много бедствий местному населению. Впрочем, все эти тяготы не мешали выполнению одной из важнейших задач той поры — восстановлению святыни сербского народа монастыря Студеница. По непосредственному распоряжению руководителя сербского народа в годы борьбы против турков и основателя новой правящей династии Милоша Обреновича велись капитальные работы.

XX век выдался для Студеницы, как и для всего сербского народа, крайне непростым. Кровопролитные Балканские войны 1912—1913 годов, грянувшая сразу за ними Первая Мировая война, затем Вторая Мировая война, которая в Сербии вылилась в гражданскую, приход к власти коммунистов с их богоборческой идеологией, наконец, болезненный распад Югославии на рубеже XX — XXI веков — вот основные события этого труднейшего для сербов столетия.

Архитектурный облик монастыря. Монастырский собор имеет все черты, характерные для храмов так называемой «рашской школы». Церкви, выстроенные в этом стиле, располагались в первую очередь в Рашке (область вокруг города Раса), где находилась прародина династии Неманичей и где отдельные ее ветви владели землей. Собственно, соборный храм Студеницы и стал первой постройкой, в которой были заложены традиции «рашской школы», определявшей архитектурный облик Сербии вплоть до начала XIV века. Но и позднее школа сохраняла свое влияние. Тип церковного здания «рашской школы» до конца XIV столетия предлагался в качестве образцового при строительстве обетных монастырей сербской знати и даже вдохновлял строителей более поздних времен.

Соборный храм  в честь Успения Пресвятой Богородицы. имеет в полном смысле слова романский облик. Об этом говорят и облицовки церкви мраморными плитами, и характерные полукруглые проемы дверей, и тройные и двойные окна, и большие глухие арки, соответствующие снаружи внутренним сводам, и типичные фризы глухих арочек, тянущиеся вдоль краев стен. Романский почерк проявляется в изломе вершин сводов и арок. О близости романскому стилю и подражании западным образцам свидетельствует также то, какое значение придается каменной скульптуре. Каменный декор в виде скульптур украсил порталы с консолями, проемы окон и дверей.

Стремясь к гармонии пропорций, красоте силуэта, выявлению конструкции в объемах здания, строители обращали особенное вни­мание на внешнюю отделку. Роскошно оформлен западный портал, имеющий сложное архитектурное обрамление со скульптурой Пресвятой Богородицы на престоле с Иисусом Христом на коленях и фигурами двух архангелов. Мастера, работавшие над декором со­борного храма Студеницы в последнее десятилетие XII века, показали исключительное мастерство, с особой силой проявляющееся в богатом плетеном орнаменте из виноградной лозы, птиц и фантастических животных. Впоследствии каменный декор станет важнейшей составляющей «рашской школы». Особую ценность представляют фрески храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Студенице. Настенную живопись применительно к эпохе средневековья называют «Библией для неграмотных». Действительно, фрески сообщали большинству верующих той поры гораздо больше информации, чем тексты. Поэтому настенная живопись, играющая роль поучения, была непосредственно связана с господствующей богословской доктриной. Фрески соборного храма Студеницы выполнены в 1208—1209 годах, уже при сыновьях ее основателя и первого ктитора Стефана Немани.

Церковь Иоакима и Анны находится по соседству с соборным храмом, вход в нее рас­полагается на одной линии с входом в соборный храм. Построена она ко­ролем Стефаном Урошем II Милути-ном (1282—1321) и потому известна также под названием Королевской церкви. Возводился храм в 1314 году. Славу церкви принесли не столько архитектурные формы, сколько росписи, занимающие видное место в монументальной живописи Сербии XIV века и свидетельствующие о ее тесной связи с искусством Византии. Западная стена украшена композицией «Успение», более половины которой к началу XX века было утрачено. Над ней находятся: слева от окна «Преображение», а справа — «Вход Господень в Иерусалим». На южной стене размещены прижизненные портретные изображения короля Милутина и его юной жены Симониды, дочери византийского императора Андроника II Палеолога, писавшиеся, видимо, с натуры. Они напоминают об укреплении политических связей между слабевшей тогда Византией и могущественной Сербией.

Церковь Святителя Николая Чудотворца построена не позднее конца первой трети XIII века. Приблизительно в 1230-х годах храм был расписан той же артелью сербских мастеров, что создали фресковые ансамбли известных культовых центров Сербии — церкви Богородицы Левишки в Призрене и храма монастыря Морача. Все ансамбли связаны между собой сходством типов святых, почти тождественным рисунком, повторяющейся цветовой шкалой и совершенно одинаковым почерком надписей. Фигуры из сохранившихся сцен праздничного цикла храма святителя Николая Чудотворца — «Вход Господень в Иерусалим» и «Жены-мироносицы у гроба» (как и образы Иоанна Предтечи из наоса, а также Богоматери с ангелами в алта­ре) — оставляют впечатление полноты объемов, достигнутой благодаря подчеркнутым контрастам света и тени.

Главными святынями Студеницы являются мощи ее основателя преподобного Симеона Мироточивого, его жены — преподобной Анастасии Сербской, их сына — преподобного Стефана Первовенчанного. Все они находятся в соборном храме обители. Большая каменная гробница святого Симеона строга и проста, у ее основания выбит весьма широкий желоб, в который некогда собиралось миро, обильно истекавшее от мощей. Раки со святыми останками преподобных Анастасии и Стефана расположены на солее, по сторонам царских врат. Вот как описывал раку святого Стефана Первовенчанного русский путешественник Е. Л. Марков в 1895 году: «Гроб деревянный, лаковый, с изящной перламутровой инкрустацией старинной работы. Мощи покрыты довольно плохими поношенными пеленами; через небольшое отверстие в них прикладываются к челу сербского царя. На груди его находится драгоценный и очень древний золотой киот с частицами Животворящего Древа Креста Господ­ня, осыпанный каменьями, а в углу гроба насыпана куча денег... Эти дары богомольцев, по старинному обычаю, остаются подолгу в гробнице...»

В обители собраны частицы мощей многих других угодников Божиих, в том числе святителя Николая Чудотворца. Бесценные сокровища включает в себя монастырская ризница. Она начала создаваться одновременно с монастырем и, постоянно пополняемая благочестивыми жертвователями — среди них ведущее место принадлежало правителям сербским, превратилась в удивительный по своему содержанию реликварий. Но проходили годы, которые складывались в десятилетия, а те — в столетия, многочисленные пожары наносили непоправимый урон ризнице. Однако больший вред исходил не от неразборчивого огня, а от тех, кто сознательно являлся в Студеницу с целью грабежа. Иноки, как могли, спасали свои святыни: закапывали, прятали вне стен монастыря. К великому сожалению, древнейшие предметы ризницы, а равно и рукописные книги из библиотеки, не сохранились. В настоящее время среди предметов, находящихся в Студенице, особо ценными являются выполненная в 1627/1628 году ставротека (реликва-рий), предназначенная для хранения частицы Честного и Животворящего Креста Древа Господня, и рака для мощей святого Стефана Первовенчан-ного, изготовленная «рукой грешного Антония» по заказу и на средства митрополита Симеона в 1607/1608 году. Великолепные образцы средневекового сербского искусства представляют: кадильница игумена Саввы, созданная неизвестным мастером в 1590/1591 го­ду; украшенное миниатюрами рукописное Четвероевангелие первой половины XVI столетия; Иванова пяти-хлебница 1630-х годов; шитые покров и плащаница Антония Гераклейского, относящиеся к концу и второй половине XIV века соответственно.

Многие паломники, прибывающие в Студеницу, устремляются к хранящейся здесь частице мощей священно-мученика Харалампия.

 

Монастырь Жича

Жича (другое название - Дом Св. Спаса), женский монастырь в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится близ г. Кралево.

Основан в начале XIII века Стефаном Первовенчанным при участии своего брата святителя Саввы Сербского, который в 1219 году, возвращаясь после епископской хиротонии из Константинополя, привёз византийских мастеров для росписи собора Вознесения Господня (кафоликон монастыря).

В 1221 году Савва после поместного церковного собора, проходившего в монастыре, короновал Стефана как первого сербского короля (от этого он получил своё прозвание Первовенчанный). Вознесенский собор монастыря («Спасов дом») стал местом коронаций сербских правителей (всего было совершено 19 коронаций, последняя в начале XX века — Пётр I Карагеоргиевич) и интронизаций сербских первосвятителей. В украшении монастыря в последующие годы приняли участие святитель Савва III и король Милутин. Монастырь Жича владел огромными имениями.

Во время турецкого владычества монашеская жизнь в Жиче практически полностью остановилась, все святыни монастыря были разграблены. Восстановление обители началась с 1855 года трудами епископа Ужичско-Крушевацкого Иоанникия (Нешковича).

В XX веке при короле Александре Карагеоргиевиче была проведена масштабная реставрация монастыря, в числе его насельников оказались многие русские эмигранты, работали русские иконописцы Иван Мельников и Николай Майендорф.

Монастырь сильно пострадал от бомбардировок в годы Второй мировой войны: была разрушена до основания часть северной стены собора, сожжены кельи и типография, уничтожены средневековые фрески. После войны монастырь был открыт как женский, начались реставрационные и восстановительные работы, выполнена консервация сохранившихся фресок. В 1987 году от землетрясения пострадал Вознесенский собор, но был быстро восстановлен в виде, приближенном к первоначальному. Также монастырь пострадал в ходе бомбардировок НАТО в апреле 1999 года.

Собор Вознесения Господня является одной из первых построек в стиле т. н. рашской школы, для к-рой характерно сочетание форм визант. и западноевроп. романской архитектуры. Первоначально это было однонефное строение с равным ему по ширине нартексом с запада, полуциркульной апсидой с вимой с востока и 2 т. н. певницами с севера и юга (рукава трансепта). Наос увенчан куполом на широком полуцилиндрическом барабане; как и в Студенице, он имеет дополнительный зап. компартимент. Стена между наосом и нартексом была разобрана перед коронацией Стефана Первовенчанного или при реконструкции в кон. XIII - нач. XIV в. В подкупольном пространстве наоса рядом со стенами находились проскинитарии, в к-рых, вероятно, хранились святыни Страстей Христовых и стояли каменные троны короля и архиепископа.

Ок. 1230 г. кор. Радослав пристроил к собору обширный 2-этажный экзонартекс с башней-колокольней перед ним. Сооруженный европ. мастерами, он в зап. части был по типу близок к монументальным романским соборам, архитектура которых в свою очередь восходит к каролингской традиции. Нижний этаж экзонартекса разделен 4 столбами на 9 равных ячеек, перекрытых крестовыми сводами. Верхний (не сохр.) имел, по-видимому, продольный полуцилиндрический свод. Колокольня 4-ярусная, квадратная в плане, с молельней св. Саввы на 3-м этаже. Верхняя часть колокольни после 1987 г. была восстановлена в романских формах. Экзонартекс Ж. стал 1-м подобным сооружением в Сербии; вслед за ним те же мастера пристроили экзонартексы к соборам мон-рей Студеница (ок. 1235) и Милешева (ок. 1236).

Первоначальная роспись собора Вознесения 1220-1221 гг. сохранилась частично из-за разрушений в посл. четв. XIII в. В юж. рукаве трансепта сохранилось «Распятие», в северном - «Снятие с креста». Расположение этих сцен в нижней зоне трансепта может быть связано с тем, что перед ними находились проскинитарии со святынями Страстей Господних, по сторонам композиций - фигуры апостолов. К древнейшему слою относится изображение ангелов в люнетах над проходами в парекклисионы. Сохранившиеся фрески свидетельствуют о том, что св. Савва пригласил лучших мастеров для украшения архиепископского храма. В росписи еще заметно влияние позднекомниновского искусства, хотя уже преобладает новый монументальный стиль, характерный для визант. живописи первых десятилетий XIII в., когда столица империи была оккупирована латинянами. Композиции ясные и хорошо обозримые, рисунок крупных, гармонично сложенных фигур чист.

Церковь святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата находится к востоку от собора. Это перекрытое полуцилиндрическим сводом небольшое здание (сер. XIV в.) с широкой полукруглой апсидой (2-я пол. XVIII - нач. XIX в.), построенное из кирпича и больших каменных блоков. Сохранились остатки фресок на фасаде и в люнете над входом (лики св. Феодоров).

Др. храм находится к югу от главного. Это небольшое здание с широким куполом, зап. фасад к-рого соединен переходом с корпусом келий.

Согласно археологическим данным, Ж. была обнесена стенами с башнями. Частично сохранились зап. ворота мон-ря с поствизант. фресками. При реставрации 1925-1932 гг. мон-рь был вновь обнесен невысокой каменной оградой. Тогда же были возведены трапезная, келейные корпуса, надстройка над зап. воротами и др. здания, являющиеся ярким примером поисков серб. архитекторов эпохи модерна и ардеко.

В настоящее время монастырь Жича один из самых крупных в Сербии, в нём 45 насельниц.

 

 

 

Монастырь Суводол

 

 Монастырь Суводол (манастир Суводол, manastir Suvodol), посвящённый Рождеству Пресвятой Богородицы, находится приблизительно в 26-ти километрах от города Заечар (юго-восточная Сербия). Монастырь хорошо скрыт от посторонних глаз: увидеть его можно только оказавшись у самых въездных ворот. Расположенный на небольшом плато в северной части горы Монастырска Глама, монастырь Суводол окружен вершинами Яношица, Ветрен и Треска. Стоя на монастырском дворе, можно ощутить себя в самой глубине гор и лесов…

 

Церковь здесь была построена еще в 1004-1005 годах, и в ходе своего существования не раз перенесла лишения и невзгоды от нападения печенегов и куманов. Со старых времен осталось одно захоронение, датированное 1255 годом.

Если верить преданию, записанному епископом Мелентием, более поздняя постройка на этом месте монастыря связана с князем Лазарем (14 век). Полагают, что построенная по его почину монастырская цековь просуществовала примерно до 1860 года. Она была выполнена по подобию церкви Жичского монастыря — в византийском стиле, с основанием в форме креста, апсидами в виде листа клевера и с маленькой церковью-пристройкой.

В 19 веке фрески и всё внутреннее убранство жестоко пострадало во время одного из сербско-турецких сражений: после разграбления турки развели внутри церкви огромный костёр, и фактически от неё остались только стены.

Вскоре в районе алтаря образовалась огромная трещина, которая и вызвала разрушение этого одного из очень красивых строений (по запискам исследователя Феликса Каница). Это случилось приблизительно в 1860-м году.

Сооружение новой церкви началось в августе 1866 года и продолжалась до 1869, во время правления Милана Обреновича. Новая церковь имеет один купол и основание в виде прямоугольника — ее архитектурный облик воспринимается просто и цельно.

Она была освящена епископом Евгением Симоновичем, который в процессе совершения обряда сказал: «Запомните: в основании алтаря сокрыта частица мощей Святого Пантелеймона!» Видимо, этим обстоятельством объясняется чудотворное действие монастыря на больных людей, которые стекаются сюда из разных уголков Сербии.

Иконостас церкви выполнен в стиле неоклассицизма, в основном в его состав входят иконы, написанные во второй половине 19 века учёными иконописцами. Среди них — иконы Милисава Марковича, известного в Сербии иконописца из города Княжевац.

Монастырь Суводол — женский (с момента основания и вплоть до 1946 года он был мужским). В нем в данный момент живут несколько монахинь. У них есть своё небольшое хозяйство.

Благодаря источнику у жителей монастыря есть возможность разводить рыбу в специальном маленьком бассейне (рыбњаке). 

 

 

Монастырь Буково

Монастырь Святого Николая находится недалеко от города Неготин (это восточная часть Сербии, недалеко от границы с Румынией).

Есть несколько версий происхождения монастыря, но все же самое вероятное время начала его существования — 15 век. В годы турецкого ига он был разрушен, и восстановлен в 1888 году.

Прямо перед входом в монастырь находится источник Святого Животворящего Креста с необыкновенно приятно на вкус водой. Вода из этого источника — настоящее чудо.

В монастыре есть частица мощей Святого Луки Новгородского. 

 

Монастырь Сопочаны

Монастырь Сопочаны расположен близ города Нови-Пазар (юг Сербии). Основан сербским королем Урошем в живописной долине реки Рашки, рядом с древнем Расом — центром Сербского государства. Единственная сохранившаяся часть древнего комплекса монастыря это церковь св. Троицы (1264—1265), постройка рашской школы, отличающаяся стройностью и композиционной цельностью (открытый притвор и башня над входом — конец XIII века; боковые пристройки в виде пониженных нефов — начало XIV века). В Средние века монастырь был духовным центром, его братия насчитывала свыше 100 монахов.

Около 1265 года церковь расписана фресками (в центральной части храма имитируют мозаику). В апсиде изображены Богородица с Младенцем и с двумя ангелами по сторонам, Причастие апостолов, Поклонение Жертве (в процессии изображены архиепископы Сербские Савва I, Арсений I, Савва II), на стенах — Великие праздники, на западной стене — Успение Богоматери, на хорах — Сорок мучеников, Гостеприимство Авраамово и апостолы, в нартексе — Вселенские соборы, Притча о праведном Иосифе, Древо Иессеево, Страшный суд, портреты ктиторов, смерть Анны Дандоло, матери ктитора; в южном притворе — Житие святого Симеона Немани, в северном — Стефана Первомученика. В боковых пристройках сохранились фрески конца XIII века, начала XIV века и XVI—XVII веков.

Фрески Сопочан — одного из центральных созданий византийского искусства — отличают внутренняя сосредоточенность образов, крупные масштабы, лапидарные формы, светлый колорит, в образах нет ничего эффектного, чрезмерно конкретного и чувственного, но впечатление покоя и величия. Фрескам Сопочан близки фрески других сербских монастырей этого периода (фрески в церкви Святых Апостолов в Печской патриархии, 1260 год; в церкви Успения монастыря Морача, 1251—1252).

В 1389 году после Косовской битвы монастырь был сожжен турками; восстановлен при деспоте Стефане. В 1689 году с сожжением обрушением кровли церкви монастырь опустел; реставрирован в 1929, 1948—1956 годах. В 1990-х гг. из монастыря Высокие Дечаны в Сопочаны были перенесены мощи святых врачей-бессеребренников Косьмы и Дамиана.

В 1979 года включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Источники: http://ru.wikipedia, http://44serbia.ru/tag/monastyiri-serbii/, http://44serbia.ru/monastyir-bukovo/#more-426, http://www.rsdom.su/srbija/info/81-studenica.html, http://www.srbija.ru/srbija/dost/99-sopochani.html 

 

Картина дня

наверх