Я каждый день прохожу мимо тех, кого мы называем «нашими ближними»… и путаю их друг с другом. Одежда ли тому виной – на всех почти одна и та же, – стрижка ли, тоже почти всегда оди-наковая, или, конечно, наушники, влагающие одни и те же звуки в уши большинства?
Нам не очень понятно, почему, но мы все чаще ловим себя на том, что вовлечены в какую-то «игру сказочных фей», в неистовую игру а-ля «в кого мне поиграть сегодня?
Модно носить рваные джинсы, волосы, торчащие во все стороны и выкрашенные во все цвета, модно слушать рок-музыку, а еще новее – мода на печаль. Всего этого ищут потому, что в ложном понимании некоторых – это билет, дающий право на вход в благорасположение общества. Но здесь возникает тонкий вопрос: а довольны ли мы собой, когда забываем о себе и видим себя не-удачными творениями тех, кто делает не что иное, как прячет под своими безобразными изобре-тениями уникальность нашей личности?
Мода быть «как другие», или сокрытие собственной красоты
Для всех, а особенно для подростков, очень важно быть принятыми обществом, и по этой причине мы стремимся отождествить себя с группой друзей, разделяя общие с ними ценности. Однако в тот момент, когда эти ценности вместо того, чтобы помогать нам в нашем нравственном прогрес-се, — а почему и не в интеллектуальном, ведь нам всем хочется совершенствоваться (разве не так?), узнавать как можно больше, стать маленькими гениями в той области, которая нас интере-сует, и чтобы нас ценили за наш ум? — эти так называемые ценности, или скорее не-ценности, закрывают нам горизонт, тормозят нас на том уровне, на котором единственно важной целью становится классно выглядеть, быть похожим на кинозвезду «Х» и носить одежду, как у «Y». Как низко мы ценим себя… как сильно обманываемся, желая подключиться к игре не-ценностей об-щества, думая, что в этом заключена истина.
Общество предлагает нам множество «мод»: на друзей по интернету, на шикарные машины, вме-стительные, чтобы в них могла без труда рассесться большая семья — однако где эта семья, где эти дети? — на мобильные телефоны, чтобы можно было больше общаться, но не никогда не вступать в тесные отношения. Кажется, ко всей этой палитре предложений забыли добавить моду на здравый смысл, на то, чтобы узнать об определенной проблеме при чтении книги, не используя «копипасты», интересоваться своим ближним не через фейсбук, чтобы узнать, сколько ему лет и какие у него хобби, а поинтересоваться тем, кто проходит мимо тебя с протянутой рукой, желая получить горбушку хлеба, чтобы потом уже из его руки получить радость благотворения.
Я свободен, но счастлив ли я?
«Я свободен делать, что хочу, одеваться, как хочу, и вести себя, как хочу». Мы часто слышим эти слова, не правда ли? Однако в этих фразах есть одно слово, которому среди них не место – «сво-боден». Порабощенные мнимой свободой твердят о своей свободе. В чем же она состоит? В оде-жде, которую мы чувствуем обязанными носить, потому что она в «тренде», в прическе с корот-кими фиолетовыми волосами, которые на самом деле нам совсем не идут, или в хаотическом шу-ме, называемом музыкой, который мы упорно хотим слушать? Разве мы свободны или, все же, ограничены группой, в которую хотим быть приняты как свои? Сколько может продолжаться эта свобода и это иллюзорное спокойствие? До тех пор, пока голос совести и собственное достоинст-во, загнанные в глубины нашего существа, чтобы они нас не беспокоили, не начнут кричать о сво-ем праве на свободу.
У нас есть свобода выбирать, какими нам быть в жизни, и мы можем быть полными всяких дости-жений, мы можем быть «мы» — и всё, без всяких бесплодных добавлений. У нас есть право мо-делировать собственную личность, и парадоксальным образом мы отказываемся от этого права. Вместо того чтобы стремиться к подлинным вещам, приносящим настоящее благо, мы прогибаем-ся под других и без толку бросаемся лепить «копипасты» с теней на экране телевизоров. Вместо того чтобы быть уникальными, мы оказываемся заурядными клонами других людей.
«Тело ваше — храм Духа Святого…»
Как высокомерно звучат слова: «Это моя жизнь – я делаю с ней, что хочу». Разве это наша жизнь, наш мир? У нас есть авторские права на общество и на его искаженный образ. А мир и жизнь наша — Божии, это жизнь, которую подарил нам Источник Жизни. Как великолепно говорил апостол языков, святой апостол Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Ду-ха, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?». Тогда зачем же нам заполнять этот храм мрачными идолами из одного только простого желания быть модными и принятыми в дурманящие ритмы танца анонимной толпы… анонимной, потому что мы забываем посмотреть на своего ближнего, и вокруг нас одни только знакомые и незнакомые.
Мы забываем посмотреть на Спасителя Христа, от Которого получили мир, свет и благословенную мудрость. Если мы (и это так, тут нет никакого места для «если») созданы по «образу и подобию Божию», то сколько же нужно дерзости, чтобы превращать этот образ в идолопоклонническую бездну, в которой не различить ничего, кроме обрывков искаженных образов, масок, закрываю-щих сущность? Мы прячем свой образ за маской времени, в котором живем, словно желая слиться с ней, забыв о себе и не желая услышать глубоких слов одной красивой церковной песни: «Я образ славы Твоей неизреченной, хотя и ношу язвы грехов…»
Нам нужно пробудиться и вырваться из этого разрушительного круга, в который нас бросает же-лание выделиться и быть принятыми другими, потому что мы сами не можем принять себя такими, какими видим себя, чтобы мы могли сказать вместе со святым апостолом Павлом: «и уже не я живу, но Христос живет во мне. И нынешнюю жизнь, в теле, я живу верою в Сына Божия, Который возлюбил меня и отдал Самого Себя за меня».
Александра Бэдицэ
Газета «Ziarul lumina»
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
17 ноября 2010 года http://www.pravoslavie.ru/jurnal/42871.htm
Свежие комментарии