На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog28 декабря, 12:17
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева17 ноября, 20:03
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова28 июля, 18:30
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Как готовиться к исповеди? Как правильно поститься перед Исповедью? Как готовиться к Причас-тию на Пасху и в Великий Четверг? –

 

Вопросы настоятелю / Подготовка к Исповеди и Причастию.

Отвечает протоирей Максим Козлов.

 

Вопрос: Как правильно поститься перед Исповедью?

Валера,водитель. Хмельницкий, 19 марта 2010г.

Ответ: Уважаемый Валерий, в том случае, если мы предполагаем причаститься Святых Христовых Таин, то есть говеем, конечно, мы соблюдаем пост.

Если же мы предполагаем исповедаться помимо принятия Святых Христовых Таин, то пост обязательным не является. Впрочем, сейчас идет Великий пост, когда Церковь всем своим чадам предлагает устав о воздержании и покаянии, даже если они не собираются причаститься в ближайшие дни. Если Ваш вопрос касается в том числе подготовки к Причастию, то нужно понять, что Причастие есть свидетельство воцерковленной веры человека, и нельзя автономно причаститься, а в прочем в церковной жизни не участвовать. Если действительно душа Ваша этого просит, то а) начните поститься, б) начните посещать храм, в) как можно скорее идите на исповедь, г) сделайте то, что священник Вам во время этой исповеди скажет в отношении подготовки к Причастию.

Самое главное — не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Если это будет Ваша первая исповедь, то постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с отрочества, с того времени, когда Вы стали различать белое и черное, плохое и хорошее, — и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть, все, о чем лукавый будет нашептывать: «А вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить», — это как раз и принести на исповедь вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими, скорее навыками, страстями, греховными привычками вести бескомпромиссную борьбу.

Еще практический совет — постарайтесь заранее узнать относительно того храма, куда Вы собираетесь пойти на исповедь, когда там есть возможность исповедоваться подробно. А еще лучше заранее договориться со священником, предупредив его, что Вы будете первый раз на исповеди.

***

Вопрос: Готовясь к исповеди, стараюсь внимательно рассмотреть все возможные грехи, которые чаще совершаются людьми и которые я могла совершить. Нахожу, что кроме исповеданных, остались грехи забытые мною (например, человекоугодие). Не сомневаюсь, что было это в моей жизни, но не могу вспомнить ни одного случая. Как быть?

Евгения,служащая. Московская область,7 апреля 2011г.

Ответ: Уважаемая Евгения, постарайтесь не столько руководствоваться перечнем грехов в книге, сколько внимательно слушать обличение совести и сердца. Скажите то, за что действительно перед Богом стыдно, не то, о чём, прочитывая перечень грехов, можно поставить галочку - да, со мной это тоже случалось, было один раз в юности, не очень серьёзно. Нужно на первом постараться сосредоточиться.

На первой или генеральной исповеди, на второй, третьей, которые за ней последуют, правильно человеку вспомнить главные неправды, которые были у него в жизни, их исповедовать перед Крестом и Евангелием. Уже потом, напротив, нужно стремиться не возвращаться в то, что было у меня в 17 лет, а что - в 19, а жить покаянием о том, что у меня сегодня, пусть даже мелкое, происходит.

***

Вопрос: Как систематизировать заповеди, чтобы жить по ним и исповедоваться?

Я использовал различные православные источники, литературу. Например, есть в христианстве 10 заповедей, есть 9 заповедей блаженства, еще слышал о 9 церковных заповедях. Я хотел бы это упорядочить для себя, то есть конкретно знать, каким правилам должен следовать христианин (мирянин) в жизни. То есть так, чтобы можно было конкретно для себя понять: это первое, это второе, это третье и т.д. Каких правил нужно в жизни держаться? Как нужно жить?

Соответственно и вопрос об Исповеди. Почему есть так много литературы для подготовки к Исповеди (перечни грехов), такое многообразие. Как нужно исповедоваться, в смысле, на что опираясь?

Леонид,аспирант университета.Воронеж,1 июня 2010г.

Ответ: Уважаемый Леонид, Господь наш Иисус Христос даёт в Евангелии две главных заповеди, которым должен следовать каждый христианин. Первая из них – это любить Бога всей душой, всем разумом, всем помышлением, а вторая – любить ближнего, как самого себя. Все остальные заповеди и постановления Священного Писания, будь то 10 заповедей Моисеева закона, будь то 9 заповедей Блаженств - суть толкования и уточнения о применении этих двух в различных жизненных аспектах. Также и книги о подготовке к исповеди описывают наиболее распространённые в сегодняшних реалиях грехи против Бога и ближнего, систематизируя эти грехи по 10 Ветхозаветным заповедям, либо по заповедям Блаженств.

Одной из наиболее авторитетных книг по подготовке к исповеди является «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В то же время следует помнить, что исповедь состоит не в том, чтобы перед Богом весь список грехов заполнить галочками, что я виноват во всех грехах, а в том, чтобы осудить, оплакать и возненавидеть то главное, что лежит на моей душе как греховный груз, то, что является препятствием, стеной между мной и Богом. Невозможно в равной мере переживать и скорбеть сразу по тысяче пунктов. Здесь важно поименовать главное, помня о том, что исповедь — это не считывание файлов на компьютере, когда сказал что-то — и delete, упразднено; мы должны Богу принести сердце сокрушенное.

Книг, повествующих о том, как должен жить христианин, миллионы. Например: творение святого Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», книги святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия (Брянчанинова), учащих нас азбуке духовной жизни, жития новомучеников и исповедников российских, наших современников, таких же как мы людей, оказавшихся верными Христу в неимоверных обстоятельствах, книг наших уже физических современников — подвижников благочестия афонской горы: старца Паисия Святогорца и других современных монахов подвижников. Из этих всех книг Вы можете узнать, что такое веровать по-настоящему, что такое быть христианином не пятнадцать минут в сутки и не только приходя в храм на богослужения, но по-настоящему любить Христа, стараться жить так, как Он призвал.

***

Вопрос: Как готовиться к Причастию кормящей матери?

Я кормящая мама 6-месячного ребенка. Какая подготовка к Причастию будет

правильной с учетом невозможности полноценно участвовать в вечернем и утреннем богослужении и соблюдать трехдневный пост?

Виктория,менеджер. Киев,17 мая 2007г.

Ответ: Уважаемая Виктория, конечно же, мера подготовки молодой мамы не может быть приравнена к регулярному говению взрослого человека. Церковь не будет требовать от Вас оставлять своего ребенка и ходить на протяжении нескольких дней на утренние и вечерние службы, равно как вполне неблагоразумно было бы кормящей матери начать строго поститься. По мере Ваших жизненных обстоятельств старайтесь побольше помолиться в это время, поменьше раздражаться на мужа и ребенка, насколько можете, сдерживать себя от тех видов пищи, которые не необходимы Вам для кормления младенца, но к которым имеете пристрастие. А самое главное, во время кормления, во время прогулки внутренне сосредоточиться и, не откладывая, постараться принести на Таинстве исповеди сокрушение о своих грехах.

***

Вопрос:  Обязательно ли соблюдать трехдневный пост перед Причастием и что он дает?

Анна,бухгалтер. Тольятти,18 апреля 2007г.

Ответ: Уважаемая Анна, существуют разные меры говения перед Причастием. Нет единого канонического правила, которое было бы установлено для всех. В 18-19 столетиях, когда люди причащались редко, они говели неделю, посещали каждый день утреннее и вечернее богослужение, очень строго постились. Но и причащались тогда, как правило, раз-два в год. В наше время, когда люди причащаются чаще, для тех, кто чаще причащается, правило говения естественно сокращается. Невозможно говеть неделю, если человек при­чащается два-три раза в месяц и даже раз-два в месяц. Отсюда возникла практика более краткого периода приготовления в течение двух-трех дней. Впрочем, меру, которая сообразна была бы для Вас, лучше обсуждать не аб­страктно, а с тем священником, у которого Вы исповедуетесь. Вместе с ним вы должны определить правило приготовления к Причастию для Вас, подходящее для Вашего сегодняшнего духовного состояния и соответствующее Вашей мере воцерковленности.

***

Вопрос: С какого возраста дети должны причащаться натощак?

Вадим,Челябинск 8 декабря 2007г.

Ответ: Уважаем ый Вадим, родители часто задают вопрос о том, как следует готовить ребенка ко Причастию.

Грудного младенца – никак. Это только такой избранник Божий, как преподобный Сергий Радонежский, который уже во чреве матери возвышал глас во время Херувимской песни, а будучи еще грудным, по средам и пятницам не вкушал материнского молока. Конечно, дай Бог каждому родителю хоть что-то подобное пережить, но не с каждым оно случается.

Что касается детей, выходящих из младенческого возраста, то так же, как мы потихонечку начинаем их учить молиться, так же нужно готовить их и к Причастию. Накануне вечером и утром перед Причастием нужно вместе с ребенком помолиться или своими словами или самой простой церковной молитвой, ну хотя бы «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими», пояснив ее смысл.

Что касается воздержания от еды и питья с двенадцати ночи, то к нему надо подходить разумно и тактично и сначала просто ограничивать количество съестного. И, конечно, нет необходимости двухлетнего ребенка удерживать от еды и питья перед Причастием, потому что он не может еще сознательно воспринять смысл этого Евхаристического поста. Однако не нужно и плотный завтрак устраивать. Лучше раньше приучать его к тому, что день Причастия – это день особенный. Сначала это будет легкий завтрак, когда ребенок подрастет, можно уже только чай выпить или воды, пока он не поймет, что и от этого нужно отказаться. Подведите его к этому постепенно. И здесь у каждого мера разная: кто-то готов к такому воздержанию в три года, кто-то в четыре, а кто-то в пять.

Некоторым детям просто физиологически невозможно до двенадцати часов дня, если мы причащаем их на поздней литургии, оставаться вовсе без кусочка хлеба или стакана чая. Но не отказывать же ребенку в принятии Святых Христовых Таин из-за того, что он до пяти лет не может стоять на службе, не попив утром воды! Пусть он лучше съест что-то совсем не услаждающее его гортань, кусочек хлеба пожует, сладеньким чаем или водичкой запьет и после этого идет причащаться. Двенадцатичасовое воздержание перед Причастием будет иметь смысл тогда, когда ребенок добровольно, сознательно и перебарывая самого себя сможет с этим справиться. Когда он ради того, чтобы причаститься, преодолеет свою привычку, слабость, свое желание поесть вкусного и когда он сам решит в этот день не завтракать, то это уже будет поступок православного христианина. Во сколько лет это произойдет? Дай Бог, чтоб пораньше.

То же самое можно сказать и применительно к дням говения. Не думаю, что при современной практике достаточно частого причащения нужно побуждать детей говеть на протяжении недели или даже нескольких дней. Но день накануне или хотя бы вечер должны быть выделены не только для отрока или отроковицы, но даже для ребенка пяти-семи лет. Понять, что в вечер перед причащением не нужно смотреть телевизор, предаваться слишком буйным развлечениям, объедаться мороженым или сладостями, очень важно. И это понимание тоже нужно воспитывать в своих детях, и не то чтобы заставлять их так поступать, но всякий раз ставить их перед этой альтернативой. И при этом не просто помогать им справляться с искушением, побуждая к правильным предпочтениям, но главное – воспитывать в них волю к самостоятельному шагу навстречу Богу. Мы не будем их всякий раз приводить в церковь, но мы должны помочь им научиться в нее ходить.

***

Вопрос:Как готовиться к Причастию на Пасху и в Великий Четверг?

Вечером на кануне Пасхи, перед тем, как идти в храм, нужно ли читать вечерние молитвы, или может - уже Часы Св. Пасхи? Нужно ли читать их утром по приходу из Храма? Что и когда следует читать, если я хочу Причаститься на Пасху и до этого в Страстной Четверг?

Владимир,музыкант. Донецк,18 мая 2008г.

Ответ: Уважаемый Владимир, при Причащении в самый день Пасхи мы читаем еще регулярное правило ко Святому Причащению, а если мы причащаемся на Светлой неделе, то вместо трех канонов мы прочитываем (или внимательно выслушиваем в храме) канон Пасхи, вместо утренних и вечерних молитв читаются Часы Пасхи, а канон и правило ко Причастию читаются далее с опущением псалмов, которые канон этот предваряют.

В отношение Великого Четверга нет никаких изменений по молитвенной подготовке к Причастию.

 

http://www.taday.ru
Рекомендуем
Популярное
наверх