Перспективный питерский футболист Глеб Грозовский оставил большой футбол ради служения Богу. Но повесить бутсы на гвоздь окончательно отцу Глебу так и не удалось. Футбольное поле стало для него местом для миссионерства: он окормляет игроков питерского «Зенита», находит во время игры общий язык с мальчишками.
Спорт помогает отцу Глебу оставаться в хорошей физической форме, что немаловажно для него, занимающегося обширной просветительской деятельностью. О вере спортсменов и детей, и о многом другом отец Глеб рассказывает сайту Православие.ru.***
– Когда Вы решили для себя, что служение Богу важнее, чем спортивная карьера?
– Вспоминаю себя в возрасте 19–20 лет, когда я оканчивал университет имени Лесгафта. Тогда я решал для себя, что делать дальше: либо работать по специальности, либо искать что-то другое. И в это время я попал – это была не случайность, а Господь привел – в иподиаконы к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. Естественно, я видел церковную жизнь изнутри. Прислуживая Владыке и посещая разные приходы, обнаружил огромную разницу в отношениях между светскими и церковными людьми. Футбол – это все прекрасно и здорово, но он не шел ни в какое сравнение с радостью общения с Господом. Я собирался поступать в аспирантуру на кафедру педагогики, но посоветовавшись, принял решение не терять время, а поступать в семинарию.
– Кто Вам помогал утвердиться в этом выборе?
– Папа с мамой. Меня крестили в младенчестве и воспитывали в Православии. В детстве каждое воскресенье водили в храм, я не мог лежать в постели, когда за окном звонили колокола. Пословица «Без Бога ни до порога» была в основе моей системы ценностей, которую я впитал благодаря родителям и крестным.
– Был ли ваш уход из спорта в Церковь неожиданным для ваших друзей и коллег, или они понимали, что после травмы большой футбол для вас закрыт?
Нет, не в травме дело было – это точно. А что касается друзей, то надо их спросить. Думаю, что они не удивились, потому что знали, что мой отец священник, что я хожу в храм и не скрываю этого.
– Вы сразу попали служить в Софийский собор?
Сначала я два года служил дьяконом в Князь-Владимирском соборе, который находится возле стадиона «Петровский». Именно в том храме познакомился с некоторыми футболистами «Зенита», когда они туда заходили.
– Российские футболисты совсем недавно стали осенять себя крестным знаменем перед выходом на поле. На ваш взгляд, это калька с западных коллег или спортсмены, действительно, не скрывают свою веру и призывают помощь Божью?
– Думается, что и так и так. С одной стороны, это дань моде и подражание западным футболистам. С другой стороны, «власть воинствующего атеизма» ослабевает, хотя еще имеет силу, но тенденция такова, что теперь не зазорно быть православным. А если за это теперь не расстреливают, как это было начиная с 1917 года, то почему бы не перекреститься. А вот кто какое понимание вкладывает, осеняя себя крестным знамением, мне не известно.
– Как получилось, что вы стали духовником «Зенита»?
Фото: официальный сайт ФК "Зенит"
– Видимо по просьбе руководства ФК «Зенит», которое обратилось к епископу Петергофскому Маркеллу. А далее Владыка благословил мне слетать в Казань с целью духовной поддержки футбольной команды, но никакой официальной бумаги по этому устному благословению нет. Владыка не является футбольным фанатом, он просто любит спорт, с уважением и любовью относится к увлекающейся молодежи. И поддерживает меня в этом благом деле по воцерковлению людей, имеющих отношение к спорту.
– В чем разница духовного окормления футболистов и обычных прихожан?
– Прихожане они и есть прихожане, а футболисты – больше захожане, поэтому с ними сложнее. С прихожанами чаще видишься в храме, лучше знаешь их жизненные проблемы, с ними совсем другие отношения. По-настоящему верующие футболисты понимают, что нужно исповедоваться и причащаться, быть на Литургии, они изредка находят для этого время, учитывая то, что турниры проходят, как правило, в субботу и в воскресенье. Они приходят не в воскресенье, а в будни. Так было и в моей жизни, когда в воскресенье проходили соревнования: ходил либо на раннюю Литургию, либо в другой день.
– Как начиналось духовное окормление «Зенита»?
– Это началось с моей первой поездки с командой в 2007 году, тогда была игра в Казани с местным «Рубином». Мы вместе с одним футболистом пошли в храм перед игрой. Он исповедался, причастился. Некоторые представители футбольного клуба видели это, начали расспрашивать, интересоваться. Так потихоньку и другие потянулись к вере.
– Является ли футбол одним из полей для миссионерской деятельности? Что хорошего в непрофессиональном футболе?
– Отчасти. Футбол оказывает на детей большое воспитательное воздействие – это надо видеть. Мой знакомый священник – отец Андрей из Москвы тоже тренирует футбольную команду. У него лучший игрок – детдомовец, которого он часто удаляет с поля за недостойное поведение. Но при этом он не изгоняет его из команды, понимая, что альтернативой игры для парня станет табак, спиртное и разгульная жизнь.
Что касается профессиональных спортсменов, то это огромное поле для миссии. Я всем им подарил свою брошюру, в том числе и тренеру (Анатолию Давыдову, тренировавшему команду до прихода Лучиано Спаллети – прим. ред.), даже иностранцы брали. Эта брошюра, в принципе, для них и писалась, чтобы им было понятнее и проще воцерковляться. Такой специальный краткий вариант для молодежи.
К тому же футбол все-таки – хороший способ поддерживать физическую форму. Эту позицию разделяет и владыка Амвросий. Мы уже обсудили вопрос, чтобы у учащихся Духовной академии и семинарии была своя спортивная площадка. В Санкт-Петербурге уже четыре года проходит межприходской молодежный футбольный турнир, в котором участвует команда и санкт-петербургских духовных школ.
– Вы являетесь координатором нескольких молодежных программ. Чему конкретно они посвящены? Расскажите об этих проектах.
– Некоторое время назад я работал в центре социальной адаптации для несовершеннолетних правонарушителей. Мы мечтаем сделать такой же в Пушкине. Уже есть заинтересованные лица в органах местной власти и управлении МВД. Начинаем потихоньку его реализовывать. Но крайне медленно. Нужны помощники.
В колонии для несовершеннолетних в Колпино
Будучи студентом семинарии, мне доводилось регулярно (в течение трех лет) посещать Колпинскую колонию для малолетних. Сейчас снова приглашают посещать ребят.
Я также занимаюсь профилактикой СПИДа среди подростков. В ходе разговоров по душам мы делаем акцент на семье, нравственности, целомудрии, на том, чтобы в добрачный период люди воздерживались от половых связей, а также в браке не изменяли друг другу. Важно привить подросткам ответственность друг перед другом за свои отношения, понимать, что это может отразиться на их здоровье и семье.
Это очень важно – регулярно участвовать в различных молодежных конференциях, круглых столах, вести беседы на самые широкие темы.
С благословения священноначалия я являюсь представителем местного отделения проекта «Одаренные дети – будущее России». Этот проект призван выявлять таланты среди детей. Недавно девочка из детского дома № 29 выиграла конкурс рисунка. По-хорошему, ее нужно не просто отметить поездкой в Москву в Храм Христа Спасителя, где ее наградят, но и помочь ей дальше развивать свой талант.
На епархиальной радиостанции «Град Петров» я выступаю в передаче «Пасторский час», а на католической радиостанции «Благодатная Мария» веду две авторских передачи: «Семейный круг» и «Молодежь и социальные проблемы». Два раза в месяц выступаю на «Радио России» в программе «Территория веры». Встречаемся со школьниками и студентами, с детьми из детских домов и приютов. Беседуем, играем, пьем чай, приглашаем их на концерты, приезжаем со спектаклями, хоровыми выступлениями. Удалось организовать при соборе православный молодежный клуб "София", представители которого, возможно, уже в этом году поедут в летний лагерь на о. Селигер, где по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла пройдет православная смена на молодежном инновационном форуме "Селигер-2010", который организует Федеральное агентство по делам молодежи. Есть у меня своя страничка в интернете: http://azbyka.ru/grozovsky, для любого желающего задать вопрос священнику.
На Царскосельском телевидении веду авторскую программу «Путь к вере». Сейчас работаем над созданием нравственной телевизионной передачи для детей и молодежи «Поле добрых дел» на канале ТВ100 в Петербурге. Если владыка митрополит Владимир благословит, то буду выступать в роли ведущего. Иногда приглашают на протестантский канал «Телеслужба благих новостей», где я рассказываю о православных праздниках и молодежной деятельности в нашей епархии.
– Санкт-Петербургская митрополия более других обладает опытом общения с другими христианскими деноминациями. Какие положительные моменты можно из этого извлечь? Какие Вы знаете хорошие издания Библии для детей – с картинками, написанные понятным для ребятишек языком?
– Лишь недавно появились «Библия для детей» протоиерея Александра Соколова «Библия в картинках» И. Полянской. У нас дома была детская Библия, изданная Институтом перевода Библии в Стокгольме (авторы: В.Маттелмяки и Б.Арапович). У кого не спрошу, у всех точно такая же книжка. К лютеранам заехал – пожалуйста, вот она, книжка из моего детства, всего двести рублей. Закупили их на пожертвования и раздаем по детским домам.
Следующий момент – это общение. У большинства людей имеются устойчивые стереотипы относительно римо-католиков: инквизиция, папизм и т.д. Начинаешь с ними говорить, они такие факты приведут, что невольно задумаешься, хотя не всегда просматривается логика их рассуждений. Такое общение помогает держать себя в тонусе, быть богословски и исторически «подкованным». После непосредственного разговора с католиками начинаешь больше понимать позицию Владыки Никодима (Ротова).
Очень подкупает улыбчивость и доброжелательность их священников. Такое ощущение, что у них нет никаких проблем. Это касается протестантов и сектантов. Посмотришь на православных, у нас как будто бы одни трудности: угрюмые взгляды, черные платки… Я не нахожу ответа, почему еретики такие жизнерадостные, а у нас (для некоторых) как будто бы Христос не воскрес.
Их активная жизненная позиция, в частности, против абортов, заслуживает уважения. И вообще их активность хорошо приводить в пример, когда нужно побудить кого-то к действию. Вот, например, когда мы проводили миссионерскую акцию «Узнай имя своего святого».
Центр социальной адаптации для несовершеннолетних правонарушителей
– Какие социальные проблемы молодежи Вас больше всего волнуют?
– Думаю те же, что и всех. Меня больше всего волнует средний возраст. Детей в храме вижу, молодежь – реже, но все же наблюдаю, а вот подростков (от одиннадцати до восемнадцати лет) практически нет. Они за компьютером: в играх, «Вконтакте», еще где-то. Им не интересно в храме. А не интересно потому, что родители говорят постоянно: «Надо в храм идти! Пойдем в храм!». Они тем самым не любовь к Богу прививают, а ограничивают подростков законами, навешивают на них неудобоносимые бремена. И в конечном итоге подростки начинают ненавидеть Церковь и свою «сумасшедшую православную мамашу».
– А как такому подростку можно привить любовь к Богу, разбудить в нем веру?
– Главное – начинать воспитание с раннего детства, а вернее с себя. Если ты вложил всю свою любовь в ребенка, то его можно оставить в покое, не переставая молиться о нем. Подросток «переболеет болезнями юности» и потом обязательно вернется, потому что «всякая душа – христианка», и она напомнит повзрослевшему молодому человеку, как хорошо было в Церкви, что с Богом по жизни идти лучше. Но, показывая хороший пример и побуждая его идти вместе с тобой в храм, нужно все же предоставить ему свободу выбора. В противном случае мы получим ненависть и ярый атеизм. За примерами далеко ходить не надо, вспомним историю ушедшего века.
– Как часто вам удается общаться с подростками?
– В основном в храме, детских домах и когда приглашают в школы. Но вы же знаете, что пока руководители отделов народного образования, как правило, против таких контактов. Зато дети очень рады такому общению, и после встреч они недели две рассказывают своим друзьям и родителям, что к ним в класс приходил священник. Они после этого добавляются к моим контактам в социальных сетях, продолжают общение в ином формате.
– Некоторые директора общеобразовательных школ, быть может, считают противозаконным проводить встречи священников с детьми не только в школе, но и на территории храма? О чем вы говорите во время таких встреч, как они проходят?
– Допустим, если провожу экскурсию по Софийскому собору, то рассказываю, как тут было раньше, основные вехи, показываю фотографии, вожу их на колокольню.
Если общаемся в классе, то спрашиваю о наболевших проблемах. Выясняется, что они дерутся. Начинаем разбирать эту ситуацию. Говорю: «Смотрите, Кто на крестике? Зачем мы Его носим на себе, если своим поведением уподобляемся тем, кто Его распял?» И вот через такие моменты, из которых состоит жизнь, выводишь разговор на другой уровень. Через простые конкретные вопросы: «Ходишь в храм? В кого веришь? Что тебе дает твоя вера?» Важно не уходить на абстрактные темы, а говорить о конкретных вещах, в том числе и тех, которые подростков интересуют. Часто, например, задают вопрос: «Откуда взялся Бог?» И это хорошо, значит, и об этом поговорим. ..
Свежие комментарии