На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog28 декабря, 12:17
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева17 ноября, 20:03
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова28 июля, 18:30
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

От бомбардира до духовника Беседа со священником Глебом Грозовским

Перспективный питерский футболист Глеб Грозовский оставил большой футбол ради служения Богу. Но повесить бутсы на гвоздь окончательно отцу Глебу так и не удалось. Футбольное поле стало для него местом для миссионерства: он окормляет игроков питерского «Зенита», находит во время игры общий язык с мальчишками.

Спорт помогает отцу Глебу оставаться в хорошей физической форме, что немаловажно для него, занимающегося обширной просветительской деятельностью. О вере спортсменов и детей, и о многом другом отец Глеб рассказывает сайту Православие.ru. 
***
– Когда Вы решили для себя, что служение Богу важнее, чем спортивная карьера? 

– Вспоминаю себя в возрасте 19–20 лет, когда я оканчивал университет имени Лесгафта. Тогда я решал для себя, что делать дальше: либо работать по специальности, либо искать что-то другое. И в это время я попал – это была не случайность, а Господь привел – в иподиаконы к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. Естественно, я видел церковную жизнь изнутри. Прислуживая Владыке и посещая разные приходы, обнаружил огромную разницу в отношениях между светскими и церковными людьми. Футбол – это все прекрасно и здорово, но он не шел ни в какое сравнение с радостью общения с Господом. Я собирался поступать в аспирантуру на кафедру педагогики, но посоветовавшись, принял решение не терять время, а поступать в семинарию. 

– Кто Вам помогал утвердиться в этом выборе? 

– Папа с мамой. Меня крестили в младенчестве и воспитывали в Православии. В детстве каждое воскресенье водили в храм, я не мог лежать в постели, когда за окном звонили колокола.
Пословица «Без Бога ни до порога» была в основе моей системы ценностей, которую я впитал благодаря родителям и крестным. 

– Был ли ваш уход из спорта в Церковь неожиданным для ваших друзей и коллег, или они понимали, что после травмы большой футбол для вас закрыт? 

Нет, не в травме дело было – это точно. А что касается друзей, то надо их спросить. Думаю, что они не удивились, потому что знали, что мой отец священник, что я хожу в храм и не скрываю этого. 

– Вы сразу попали служить в Софийский собор? 

Сначала я два года служил дьяконом в Князь-Владимирском соборе, который находится возле стадиона «Петровский». Именно в том храме познакомился с некоторыми футболистами «Зенита», когда они туда заходили. 

– Российские футболисты совсем недавно стали осенять себя крестным знаменем перед выходом на поле. На ваш взгляд, это калька с западных коллег или спортсмены, действительно, не скрывают свою веру и призывают помощь Божью? 

– Думается, что и так и так. С одной стороны, это дань моде и подражание западным футболистам. С другой стороны, «власть воинствующего атеизма» ослабевает, хотя еще имеет силу, но тенденция такова, что теперь не зазорно быть православным. А если за это теперь не расстреливают, как это было начиная с 1917 года, то почему бы не перекреститься. А вот кто какое понимание вкладывает, осеняя себя крестным знамением, мне не известно. 

– Как получилось, что вы стали духовником «Зенита»? 
 
Фото: официальный сайт ФК "Зенит"

– Видимо по просьбе руководства ФК «Зенит», которое обратилось к епископу Петергофскому Маркеллу. А далее Владыка благословил мне слетать в Казань с целью духовной поддержки футбольной команды, но никакой официальной бумаги по этому устному благословению нет. Владыка не является футбольным фанатом, он просто любит спорт, с уважением и любовью относится к увлекающейся молодежи. И поддерживает меня в этом благом деле по воцерковлению людей, имеющих отношение к спорту. 

– В чем разница духовного окормления футболистов и обычных прихожан? 

– Прихожане они и есть прихожане, а футболисты – больше захожане, поэтому с ними сложнее. С прихожанами чаще видишься в храме, лучше знаешь их жизненные проблемы, с ними совсем другие отношения. По-настоящему верующие футболисты понимают, что нужно исповедоваться и причащаться, быть на Литургии, они изредка находят для этого время, учитывая то, что турниры проходят, как правило, в субботу и в воскресенье. Они приходят не в воскресенье, а в будни. Так было и в моей жизни, когда в воскресенье проходили соревнования: ходил либо на раннюю Литургию, либо в другой день. 

– Как начиналось духовное окормление «Зенита»? 

 – Это началось с моей первой поездки с командой в 2007 году, тогда была игра в Казани с местным «Рубином». Мы вместе с одним футболистом пошли в храм перед игрой. Он исповедался, причастился. Некоторые представители футбольного клуба видели это, начали расспрашивать, интересоваться. Так потихоньку и другие потянулись к вере. 

– Является ли футбол одним из полей для миссионерской деятельности? Что хорошего в непрофессиональном футболе? 

– Отчасти. Футбол оказывает на детей большое воспитательное воздействие – это надо видеть. Мой знакомый священник – отец Андрей из Москвы тоже тренирует футбольную команду. У него лучший игрок – детдомовец, которого он часто удаляет с поля за недостойное поведение. Но при этом он не изгоняет его из команды, понимая, что альтернативой игры для парня станет табак, спиртное и разгульная жизнь. 

Что касается профессиональных спортсменов, то это огромное поле для миссии. Я всем им подарил свою брошюру, в том числе и тренеру (Анатолию Давыдову, тренировавшему команду до прихода Лучиано Спаллети – прим. ред.), даже иностранцы брали. Эта брошюра, в принципе, для них и писалась, чтобы им было понятнее и проще воцерковляться. Такой специальный краткий вариант для молодежи. 

К тому же футбол все-таки – хороший способ поддерживать физическую форму. Эту позицию разделяет и владыка Амвросий. Мы уже обсудили вопрос, чтобы у учащихся Духовной академии и семинарии была своя спортивная площадка. В Санкт-Петербурге уже четыре года проходит межприходской молодежный футбольный турнир, в котором участвует команда и санкт-петербургских духовных школ. 

– Вы являетесь координатором нескольких молодежных программ. Чему конкретно они посвящены? Расскажите об этих проектах. 

– Некоторое время назад я работал в центре социальной адаптации для несовершеннолетних правонарушителей. Мы мечтаем сделать такой же в Пушкине. Уже есть заинтересованные лица в органах местной власти и управлении МВД. Начинаем потихоньку его реализовывать. Но крайне медленно. Нужны помощники. 

В колонии для несовершеннолетних в Колпино

Будучи студентом семинарии, мне доводилось регулярно (в течение трех лет) посещать Колпинскую колонию для малолетних. Сейчас снова приглашают посещать ребят. 

Я также занимаюсь профилактикой СПИДа среди подростков. В ходе разговоров по душам мы делаем акцент на семье, нравственности, целомудрии, на том, чтобы в добрачный период люди воздерживались от половых связей, а также в браке не изменяли друг другу. Важно привить подросткам ответственность друг перед другом за свои отношения, понимать, что это может отразиться на их здоровье и семье. 

Это очень важно – регулярно участвовать в различных молодежных конференциях, круглых столах, вести беседы на самые широкие темы. 

С благословения священноначалия я являюсь представителем местного отделения проекта «Одаренные дети – будущее России». Этот проект призван выявлять таланты среди детей. Недавно девочка из детского дома № 29 выиграла конкурс рисунка. По-хорошему, ее нужно не просто отметить поездкой в Москву в Храм Христа Спасителя, где ее наградят, но и помочь ей дальше развивать свой талант. 

На епархиальной радиостанции «Град Петров» я выступаю в передаче «Пасторский час», а на католической радиостанции «Благодатная Мария» веду две авторских передачи: «Семейный круг» и «Молодежь и социальные проблемы». Два раза в месяц выступаю на «Радио России» в программе «Территория веры». Встречаемся со школьниками и студентами, с детьми из детских домов и приютов. Беседуем, играем, пьем чай, приглашаем их на концерты, приезжаем со спектаклями, хоровыми выступлениями. Удалось организовать при соборе православный молодежный клуб "София", представители которого, возможно, уже в этом году поедут в летний лагерь на о. Селигер, где по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла пройдет православная смена на молодежном инновационном форуме "Селигер-2010", который организует Федеральное агентство по делам молодежи. Есть у меня своя страничка в интернете: http://azbyka.ru/grozovsky, для любого желающего задать вопрос священнику. 

На Царскосельском телевидении веду авторскую программу «Путь к вере». Сейчас работаем над созданием нравственной телевизионной передачи для детей и молодежи «Поле добрых дел» на канале ТВ100 в Петербурге. Если владыка митрополит Владимир благословит, то буду выступать в роли ведущего. Иногда приглашают на протестантский канал «Телеслужба благих новостей», где я рассказываю о православных праздниках и молодежной деятельности в нашей епархии. 

– Санкт-Петербургская митрополия более других обладает опытом общения с другими христианскими деноминациями. Какие положительные моменты можно из этого извлечь? Какие Вы знаете хорошие издания Библии для детей – с картинками, написанные понятным для ребятишек языком? 

– Лишь недавно появились «Библия для детей» протоиерея Александра Соколова «Библия в картинках» И. Полянской. У нас дома была детская Библия, изданная Институтом перевода Библии в Стокгольме (авторы: В.Маттелмяки и Б.Арапович). У кого не спрошу, у всех точно такая же книжка. К лютеранам заехал – пожалуйста, вот она, книжка из моего детства, всего двести рублей. Закупили их на пожертвования и раздаем по детским домам. 

Следующий момент – это общение. У большинства людей имеются устойчивые стереотипы относительно римо-католиков: инквизиция, папизм и т.д. Начинаешь с ними говорить, они такие факты приведут, что невольно задумаешься, хотя не всегда просматривается логика их рассуждений. Такое общение помогает держать себя в тонусе, быть богословски и исторически «подкованным». После непосредственного разговора с католиками начинаешь больше понимать позицию Владыки Никодима (Ротова). 

Очень подкупает улыбчивость и доброжелательность их священников. Такое ощущение, что у них нет никаких проблем. Это касается протестантов и сектантов. Посмотришь на православных, у нас как будто бы одни трудности: угрюмые взгляды, черные платки… Я не нахожу ответа, почему еретики такие жизнерадостные, а у нас (для некоторых) как будто бы Христос не воскрес. 

Их активная жизненная позиция, в частности, против абортов, заслуживает уважения. И вообще их активность хорошо приводить в пример, когда нужно побудить кого-то к действию. Вот, например, когда мы проводили миссионерскую акцию «Узнай имя своего святого».  
 
Центр социальной адаптации для несовершеннолетних правонарушителей 

– Какие социальные проблемы молодежи Вас больше всего волнуют? 

– Думаю те же, что и всех. Меня больше всего волнует средний возраст. Детей в храме вижу, молодежь – реже, но все же наблюдаю, а вот подростков (от одиннадцати до восемнадцати лет) практически нет. Они за компьютером: в играх, «Вконтакте», еще где-то. Им не интересно в храме. А не интересно потому, что родители говорят постоянно: «Надо в храм идти! Пойдем в храм!». Они тем самым не любовь к Богу прививают, а ограничивают подростков законами, навешивают на них неудобоносимые бремена. И в конечном итоге подростки начинают ненавидеть Церковь и свою «сумасшедшую православную мамашу». 

– А как такому подростку можно привить любовь к Богу, разбудить в нем веру? 

– Главное – начинать воспитание с раннего детства, а вернее с себя. Если ты вложил всю свою любовь в ребенка, то его можно оставить в покое, не переставая молиться о нем. Подросток «переболеет болезнями юности» и потом обязательно вернется, потому что «всякая душа – христианка», и она напомнит повзрослевшему молодому человеку, как хорошо было в Церкви, что с Богом по жизни идти лучше. Но, показывая хороший пример и побуждая его идти вместе с тобой в храм, нужно все же предоставить ему свободу выбора. В противном случае мы получим ненависть и ярый атеизм. За примерами далеко ходить не надо, вспомним историю ушедшего века. 

– Как часто вам удается общаться с подростками? 

– В основном в храме, детских домах и когда приглашают в школы. Но вы же знаете, что пока руководители отделов народного образования, как правило, против таких контактов. Зато дети очень рады такому общению, и после встреч они недели две рассказывают своим друзьям и родителям, что к ним в класс приходил священник. Они после этого добавляются к моим контактам в социальных сетях, продолжают общение в ином формате. 

– Некоторые директора общеобразовательных школ, быть может, считают противозаконным проводить встречи священников с детьми не только в школе, но и на территории храма? О чем вы говорите во время таких встреч, как они проходят? 

– Допустим, если провожу экскурсию по Софийскому собору, то рассказываю, как тут было раньше, основные вехи, показываю фотографии, вожу их на колокольню. 

Если общаемся в классе, то спрашиваю о наболевших проблемах. Выясняется, что они дерутся. Начинаем разбирать эту ситуацию. Говорю: «Смотрите, Кто на крестике? Зачем мы Его носим на себе, если своим поведением уподобляемся тем, кто Его распял?» И вот через такие моменты, из которых состоит жизнь, выводишь разговор на другой уровень. Через простые конкретные вопросы: «Ходишь в храм? В кого веришь? Что тебе дает твоя вера?» Важно не уходить на абстрактные темы, а говорить о конкретных вещах, в том числе и тех, которые подростков интересуют. Часто, например, задают вопрос: «Откуда взялся Бог?» И это хорошо, значит, и об этом поговорим. ..

Рекомендуем
Популярное
наверх