 | Икона апостола и евангелиста Марка, иконописец Юрий Кузнецов | Святой апостол Марк родился в Иерусалиме и по происхождению был иудеем, но с раннего возраста примкнул к христианской общине, так как его мать была одной из горячих последовательниц Христа, на христианское воспитание юноши также повлиял его дядя – апостол Варнава.
Еврейское имя апостола Марка – Иоанн, к своему первому имени он присовокупил новое имя латинского происхождения перед отправлением в Рим для проповеди Евангелия. Некоторое время он носил двойное имя Иоанн-Марк, впоследствии за ним утвердилось это последнее имя, как признак его близкого соотношения с римским миром.
Согласно преданию описываемый в Евангелии юноша, сопровождающий Иисуса Христа на смерть, и был апостол Марк. Дом его матери стоял недалеко от Гефсиманского сада и впоследствии во времена гонения на христиан стал прибежищем для многих верующих и некоторых апостолов, здесь же нашел приют апостол Петр после его чудесного изведения из темницы Ангелом (Деян.12:1-12).
Святой Марк стал ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. С апостолом Петром у Марка сложились особо теплые отношения, он считал его своим учителем. Апостол Петр питал к юноше отеческую любовь и радушие, это видно из слов самого апостола, который в своем послании называет Марка сыном, говоря: «приветствует вас избранная подобно вам (церковь) Вавилонская и Марк, сын мой» (1Петр.5:13). Свое первое апостольское путешествие апостол Марк совершил вАнтиохию вместе с апостолами Павлом и Варнавой, с этой поездки началось его служение.
Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. Спустя некоторое время Марк оставил апостолов Павла и Варнаву и возвратился в Иерусалим в дом своей матери. По прибытии в Иерусалим, Марк присоединился к апостолу Петру и в скором времени отправился вместе с ним в апостольское путешествие для проповеди Евангелия в Рим.
Римские христиане, воодушевленные чудесами и проповедью апостола Петра и Марка, понимая, что апостолы скоро отправятся в другие страны, пожелали иметь у себя записи устно преподанного им учения и приступили к Марку с просьбой записать для них все святые слова, какие он вместе с Петром сказал им об Иисусе Христе. Апостол Марк постарался с точностью передать верующим все, чему его научил апостол Петр. В своем Евангелии Марк преимущественно описывает особенно чудесные действия Спасителя, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение. Написанное Марк отдал на рассмотрение апостолу Петру, и святой Петр своим свидетельством утвердил истину написанного Марком Евангелия и одобрил его для чтения в церквях. Поэтому Евангелие Марка было принято всеми без всякого противоречия, как писание боговдохновенное. Приблизительно 46 год (по некоторым источникам 62-63 года) считается временем создания Евангелия от Марка.
Некоторое время спустя апостол Марк по повелению апостола Петра направился для служения в Египет, где его проповеди имели большой успех, многие из иудеев и язычников обратились к христианской вере. В Александрии, главном городе Египта, апостол Марк основал церковь и был ее первым епископом. Ненадолго апостол Марк покидал Александрию для совместного путешествия с апостолом Павлом в Антиохию и с апостолом Варнавой на Кипр. Затем опять вернулся в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много церквей, в том числе в Вавилоне. Довольно часто апостол Марк отправлялся в другие страны для проповеди Евангельского учения, перед самой смертью апостола Павла посетил его в Риме, где тот находился в заключении. Но всегда возвращался в Александрию – средоточие греческой образованности, ради языческой учености сюда стекались люди из разных областей. Здесь апостол Марк положил основание христианскому училищу для утверждения Христовой веры, позднее это училище стало центром христианского просвещения, отсюда вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец и другие. Святым Марком был составлен чин литургии, который он передал христианам александрийской церкви.
С проповедью Евангелия апостол Марк путешествовал в Ливии, Нектополе, Марморике, Киренаике, уделил внимание и внутренним областям Африки. Проходя города и селения, святой Марк просвещал сердца людей, пребывавших во тьме, светом Божественного учения, совершая удивительные чудеса: исцелял больных, очищал прокаженных, изгонял нечистых духов. Под действием святых слов проповеди евангелиста Марка и под влиянием высокой чистоты и святости его добродетельной жизни, люди очищались, крестясь во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Во время своих последних путешествий святой Марк получил повеление от Святого Духа вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Вернувшись в Александрию, он поселился у сапожника Анании, которого чудесным образом исцелил от раны. Вскоре вся семья Анании и жители близлежащих районов, проникнувшись христианским учением, приняли Святое крещение. Число верующих умножалось день ото дня. Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, и спустя некоторое время слух об этом достиг градоначальников, которыми было принято решение избавиться от пребывания святого Марка в их городе.
В день светлого Христова Воскресения (24 апреля), с которым в этот год совпал языческий праздник в честь Сераписа, когда апостол Марк совершал торжественное богослужение, толпа язычников внезапно напала на церковь. Они схватили святого Марка, обвязали его веревками и проволокли по улицам и предместьям города, перед тем как бросить в темницу. Святой же Марк, терпя мучение, благодарил Господа, говоря: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты сподобил меня потерпеть за Твое имя сии страдания». Находясь в темнице, апостол Марк удостоился видения Спасителя, Который пришел укрепить его в страданиях. На следующий день святого апостола опять повлекли по улицам к месту казни, но по дороге святой Марк скончался со словами «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!». Ненависть толпы была настолько велика, что они не удовлетворились смертью святого и хотели сжечь его тело, но при попытке развести огонь внезапный мрак, страшный гром, землетрясение, дождь и град рассеяли толпу. Дождь погасил огонь, а благочестивые христиане, погребли тело святого в каменном гробе на месте своих молитвенных собраний. Это случилось примерно в 68 году.
В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь, святые мощи оставались в Александрии до IX века. С течением времени под властью арабов православие в Египте ослабло, тогда мощи святого апостола Марка были перенесены двумя благочестивыми венецианскими купцами в родной город, поскольку согласно преданию он проповедовал и в городах Венецианской лагуны. Для размещения святых мощей была возведена базилика, которая сейчас носит название – Собор святого Марка, и где до сих пор хранятся мощи великого святого. Апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города с того времени стал знак этого евангелиста - крылатый лев. Древнейшая иконографическая традиция каждому из евангелистов присвоила символ, заимствованный из видения святого Иоанна Богослова, апостолу Марку был усвоен символ крылатого льва в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5).
В настоящее время Александрийские патриархи, справедливо почитающие святого Марка основателем и покровителем своей церкви и первым патриархом александрийским, в своих посланиях преподают благословение словами: «да будет благословение Владыки Христа, Пресвятой Богородицы и святого Евангелиста Марка», а на своей печати имеют изображение крылатого льва, держащего Евангелие.
|
Свежие комментарии