Мы должны помнить, что мы живем среди двух миров видимого, который нас окружает - это леса, поля, реки, горы, небо, города и люди, и невидимого. Невидимый мир - это ангелы, как добрые и светлые, так и злые, темные. Святой Игнатий Брянчанинов говорит «Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом, и через вступление в общение с падшими, и отвержен-ными духами.
Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаною и восстановлении об-щения с Богом».В этом мире не один человек не может избежать встречи с сатаною, с его кознями и искуше-ниями. «В мире сатана борется со Христом, а поле битвы - сердца людей», - пишет Достоевский. Очень важно обнаружить его присутствие, оно бывает часто тайное. Явное оно бывает тогда, когда мы начинаем нравственно, духовно трудиться, когда мы начинаем бороться со своими страстями и грехами. Обычно бесноватые бывают спокойные, пока их не подведут к святыне, а когда подведут, вдруг появляется сила необыкновенная, страшное отвращение от святыни, хула, пронзительный крик. Вот почему бесноватые кричат в церкви, потому что их подводят к ненавистному им и сильнейшему их силою Божиею, которая колит, теснит, поражает их.
Нужно ли нам бояться злой силы сатаны? Они, действительно, сильные и страшные. Препо-добный Серафим Саровский говорит, что если бы дозволил Господь, то сатана одним ногтем мог сте-реть с лица земли весь род человеческий. Но христианину их бояться не следует. Христос сказал «Я победил мир» (Ин. 16, 33) и «... дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18). Сила Господа нашего Иисуса Христа, сила Его Креста, благодать святых Таинств, смирение, вера и все добродетели такие, что спасают от сатаны всех, кто обращается к Богу. Господь своим промыслом попускает диаволу пугать христиан уже возросших и окрепших духовно, для их же совершенства в духовной борьбе. В этой борьбе закаляется сила духа, и готовятся им венцы, то есть награда.
В своих кознях злые духи могут людям только угрожать, но без воли Божией овладеть нами не могут и, тем более, если мы ограждаем себя молитвою, крестным знамением, духовным трезвением. Но если мы подчиняемся какому-нибудь греху или страсти, например, гордости, впадению в уныние, ненависти, злости и т. п., в таком случае нами овладевают в какой-то мере злые духи.
Злые духи - безтелесные. Но грехолюбивые люди часто бывают для них телами. Они как бы воплощаются, входя в греховного человека, соединяются с ним и становятся одним целым. Вот поче-му есть бесноватые. Это два существа соединились в одно целое греховный человек и злой дух.
Вот тут уже не своею силою может совершиться победа и изгнание злого духа, а только силою Иисуса Христа и Его Креста. Еще нужно усердно молиться, быть участником Святых Таинств, т.е. испо-ведоваться и причащаться, постоянно читать молитву «Да воскреснет Бог». Избавляться нужно от страстей. Потому, «что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). Священное Писание говорит, что диавол вначале не был диаволом, а был как один из добрых ангелов, очень близких к Богу, с великими дарованиями. Но он пал. Причиной его падения была гордость. Он залю-бовался своими достоинствами и дарами, которыми наделил его Бог. У него возникла безумная мысль, что он сам является причиной этих даров. Это и погубило его, ибо он захотел быть равным Бо-гу. В своей гордости он из светлого Ангела сделался демоном. Все внутреннее его существо измени-лось вместо любви и послушания Богу, у него возникла хула, вместо радости богообщения у него воз-никло стремление удалиться от Бога. И этим безумием он заразил и других ангелов, которые тоже из светлых стали злыми и темными силами.
Но это только одно преступление. За ним пошло второе. Дьявол уже по своей вражде к Богу решил прекрасное творение Божие - человека - заразить грехом, чтобы и его осквернить и удалить от Бога. И по вине диавола, обманутое и увлеченное им человечество тоже удалилось от своего Творца. А потому темные силы получили возможность влиять на жизнь каждого человека и на жизнь челове-чества в целом. Преподобный Антоний Великий увидел в видении сети диавольские, которыми было охвачено все человечество. Диавол получил возможность влиять на душу каждого человека и сеять зло, т.е. гордость, греховные наклонности и страсти. Евангелие говорит, что диавол имеет влияние не только на душу человека, но и на тело. И когда преподобный Антоний Великий увидел эти сети, он ужаснулся и воскликнул «Кто и как может избежать этих сетей» и услышал ответ «Смирение может избежать сетей диавольских». Против него, злого духа, самым сильным противником является сми-рение.
Когда мы произносим слова молитвы Господней «...но избави нас от лукавого», то мы молим Бога, чтобы Он избавил нас от этих сетей диавольских. Нужно в своей душе победить гордость, быть внимательным к себе, не грешить. Ибо грешники всегда могут быть подвержены влиянию диавола.
Мы можем задать вопрос «А почему Бог попустил существование темных сил» Прежде всего можно обратиться к книге пророка Исаии (Ис. 55, 8) «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь»; и посланию апостола Павла Римлянам (Рим. 9, 20) «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его «зачем ты меня так сделал»? На этот вопрос можно ответить словами святых отцов. Святой священномученик Петр Дамаскин говорит «Все суще-ствующее Бог сотворил к нашей пользе.
Ангелы охраняют и научают нас. Демоны искушают, чтобы мы смирялись и прибегали к Богу, через них мы спасаемся и избавляемся от возношения и нерадения по страху искушений». Только по причине прямых противоположностей добра и зла, жизни и смерти мы узнаем ясно то и другое. Надо благодарить Бога за то, что Он попускает духу злому и смерти искушать и мучить нас.
Благочинный церквей Пушкинского округа
прот. Иоанн Монаршек.
Печаталась в «Православном Слове»
Свежие комментарии