Часть 1 см. тут: http://pravoslavnoe-hristianstvo.mirtesen.ru/blog/43835541842/Zachem-i-pochemu-tsari-Rossii-stroili-sinagogi-chast-1
Синагоги в Российской Прибалтике
Синагоги в Вильно
В письменных источниках город Вильно («кривой город») впервые упоминается в первой четверти 14 века, когда он стал резиденцией великих князей литовских и столицей Великого княжества Литовского. В письме на латинском языке (от 25 января 1323 года) Гедимин назвал Вильно своим стольным городом. По одной версии, Вильно основан литовцами на «кривой горе», по другой версии, город Кривич основан славянами-кривичаам и существовал уже в 11 веке, а может и много раньше. Отметим, что Великое княжество Литовское фактически было литовско-русским государством, государственным языком там был русский и подавляющее большинство населения – русские (белорусы).. Потом город оказался в составе Речи Посполитой.
Жиды внедрились в Вильно ещё в 14 веке. Их отгоняли, не разрешали жить в городе, но они всё лезли и лезли на чужую землю. Доля жидов в населении города всё больше возрастала.
В 1573 году в Вильно жиды начали строительство Большой синагоги. Численность жидов в этом месте особенно быстро возрастала, даже улица, идущая от Немецкой к рынку мимо синагоги, получила в конце 16 века название «Жидовской».
В 1595 горожане устроили погром, попортили немного также эту синагогу, но власти подавили антижидовский мятеж. А свою синагогу жиды подправили, и она стала ещё лучше.
В 1655 году, во время Богдана Хмельницкого подошли к Вильно казаки с войсками царя Алексея Михайловича. Почти вся жидовская община бежала из города. Кто не успел, были убиты. После захвата города царь Алексей Михайлович в своей грамоте виленскому воеводе (в 1658 году) предписал «жидов из Вильны выслать на житье за город». Но потом поляки отбили город и права жидов были восстановлены.
После разделов Польши, в 1795 году Вильно (Вильна) - в составе России. Город стал административным центром Виленской (1795—1797), затем Литовской (1797—1801), Литовско-виленской (1801—1840), и после 1840 — вновь Виленской губернии, входившей в Северо-Западный край Российской империи. В 1811 году Вильно с населением в 56 тысяч жителей занимал 3-е место в Российской империи (после Санкт-Петербурга и Москвы).
Дико для православной Империи, но факт: по Всеобщей переписи населения 1897 года среди 154 532 жителей Вильно насчитывалось 61 847 (40,0 %) жидов, 47 795 (30,9 %) поляков, 30 967 (20,1 %) великорусов, 6 514 (4,2 %) белорусов, 3 238 (2,1 %) литовцев, 4 171 (2,7 %) — других. Город входил в десятку крупнейших городов России, но фактически стал не Центром Русской культуры, а центром жидовской учёности и талмудических «знаний». Жиды, да и не только жиды, называли этот город "Ерушалаим де Лита - «Литовским Иерусалимом» или «Северным Иерусалимом». В 1847 году , при царе Николае Первом, в городе была основана даже раввинская семинария. Учиться в здешних жидовских учебных заведениях, которых было около сотни, приезжали жиды из разных стран.
При Николае Втором в Вильно действовали 110 синагог и крупных молитвенных домов. http://www.jig.ru/europa/014.html Самой крупной синагогой продолжала оставаться Большая синагога. Только во время бомбёжки города в 1944 пострадала крыша синагоги, потом крыша рухнула, а потом по приказу местной власти после войны синагогу разобрали на кирпичи.
Активность жидов в Вильно возрастала. Цари и Церковь, потакая жидовской экспансии, готовили себе могильщиков. В 1890-х годах. Вильно стал местом встреч жидов-социалистов. В 1895 в Вильно состоялся съезд жидовских социал-демократов. В 1897 жидовская партия Бунд созвала свой учредительный съезд в Вильно, который стал затем центром деятельности этой партии. В начале 20 века Вильно стал центром сионистского движения в России…
Большая синагога в Вильно.
Хоральная синагога Каунаса. 1871 – 1872.
Построена при царе Александре Втором.
По переписи 1897 в городе 35 процентов населения – жиды.
Синагоги в Латвии
Официальная дата появления Риги – 1201 год. Основал город немецкий епископ Альберт фон Буксгеведен. Потом этому епископу отдадут под контроль и орден меченосцев. Потом Рига – в составе Речи Посполитой, потом в составе Швеции. После окончания Русско-шведской войны, с 1711 года по 1918 Рига - в составе Российской империи.
Первые поселения жидов в Риге появились в 16 веке. Это были немецкие жиды из Курляндии (западная часть современной Латвии). Дико, но факт: численность жидов после присоединения Риги к России стала возрастать. Некоторые ограничения сначала были, но уже Екатерина Вторая начала их устранять. Елизавета Петровна ввела запрет на въезд жидов из Западной Европы, но потом последующие цари всё больше облегчали экспансию жидов. Разрешали строительство синагог, снимали запрет на покупку имущества… С 1858 в Ригу хлынули жиды со всей Латвии. Жиды захватывали торговлю, осваивали новые выгодные профессии. Перед Первой мировой войной половина всех врачей Риги были жидами. Росло экономическое влияние жидов. Росло влияние на политику. В 1913 открылся Жидовский театр… В большинстве городов Восточной Латвии половина населения – жиды…
В 1881 году в Риге жиды составляли 8,4% населения, в Курляндии – 8,2%. В Тукумсе в 1881 жидов было 46%, в Бауске – 59%, в Яунелгаве – 70%. Также жидовскими стали многие города Латгалии (восточная Латвия). В конце 19 века в Даугавпилсе жидов было 46%, в Реэзекнэ и Лудзе – 54% населения. Теперь жиды уже имели значительный вес не только в торговле и ремеслах, но и в банковском деле и образовании. В 1880 в Даугавпилсе была основана организация сионистов… По мере усиления жидов, поскольку жиды не были народом Света, Культурными Героями, естественно, росла ненависть к ним…
По переписи 1897 года на территории современной Латвии жили 1929,4 тысячи человек, из них 68% -- латыши, 12% русские (в дореволюционном понимании, то есть включая украинцев и белорусов), 7,4% -- жиды, 6,2% -- немцы, 3,4% -- поляки. Но повторим: во многих городах Латвии пропорция жидов была огромна. Любили жиды заселять чужие города…
Но цари и правительство России не соображали, что жидизация Прибалтики – угроза безопасности России. Спохватились в 1915, когда столкнулись со шпионажем жидов. Только тогда, в 1915 году, множество рижских жидов были выселены во внутренние районы России как подрывные элементы. Только из Курляндии выселены 40 тысяч жидов. Но это также не было мудрым решением, ибо власти весьма поспособствовали экспансии раздражённых жидов в центр империи, что весьма облегчило госперевороты в 1917 году. Ведь отправляли жидов не в трудовые лагеря. Понятно, что когда немцы вошли в Ригу, жиды приветствовали их как освободителей от русских…
Рижская синагога Пейтав-шул.
Построена эта синагога была по инициативе жидовской общины города и при поддержке со стороны сэра Джорджа Армистеда, мэра Риги, во время правления царя Николая Второго, в 1905 году. Проект был создан архитекторами Вильгельмом Нейманом и Германом Зейберлихом. «Во внешнем декоре и интерьере синагоги присутствуют древнеегипетские и вавилонские мотивы, а именно изображения пальмовых ветвей и цветов лотоса». Эта синагога сохранилась во время войны, работает до настоящего времени… При немцах там был устроен склад.
Рижская синагога «Пейтав Шул». Построена в 1905. Современный вид
Большая хоральная синагога в Риге на улице Гоголя 25. Разрушена во время войны.
Многих синагог Риги, которые разрушены, нет даже на фотографиях. Например:
Нет фотографий старейшей синагоги в Риге Алтнайе шул (была на ул. Маскавас 57).
Нет фотографии синагоги Зойлен-шул (была на ул. Стабу 63).
Нет фотографии синагоги Райсише шул (она-же ---- Райсише миньяним) Она находилась на ул. Элияс 15.
Нет фотографии синагоги Новая (была на ул. К. Волдемара 40).
Нет фотографии синагоги Старая (была на ул. Лудзас 57).
Нет фотографии синагоги Солдатская, Талмуд-Тора ( находилась на ул. Краславас 24).
Синагоги в Эстонии
Главный город Эстонии - Таллинн (ныне так велят писать русским). Но по-русски так писать (с двумя «н» на конце слова) не полагается. Потому напишем – Таллин, как писали до 1991.
Есть и другие названия: Колывань, город с таким русским названием существовал уже в 11 веке, и Ревель (со времени Петра Первого).
Жиды появились в Таллине в 14 веке, когда город был ещё под властью датского короля. Потом город и земли вокруг датчане продали немцам. Потом город – в составе Польши. Сигизмунд 3 приказал гнать жидов из Таллинна как обманщиков, но этот указ подкупленная местная власть плохо выполняла.
Потом территорию, которая ныне называется Эстонией, захватил Пётр Первый. Он тоже считал, что жиды – это не тот народ, который полезен для империи, это мошенники и не дал им права на постоянное поселение.
Тяжёлые времена наступили для жидов и во время правления дочери Петра Первого Елизаветы Петровны. Она даже попыталась зачистить всю Россию от жидов, которые в ее империю нелегально проникли. В 1742 года она подписала Указ о депортации из пределов России всех жидов. Это прогрессивное (если исходить из интересов России и русского народа) требование распространялось и на Эстонию. Конечно, выслали из Эстонии малое количество жидов, многие жиды жили нелегально, отбивались от полиции взятками, часто переодевались в крестьянскую одежу, другие приняли «наружное крещение», продолжая исполнять жидовские религиозные обряды…
Дико, но факты. При Екатерине Второй число жидов легальных и особенно нелегальны стало быстро возрастать. Особенно возросло количество нелегальных жидовских купцов в конце царствования Николая Первого и в первые годы правления Александра Второго. Жиды переселялись в Эстонию из Польши, Литвы и Курляндии. Власти стали даже разрешать жидам учится в Дерптском университете. Особенно много жидов бросилась учиться на врачей…
Потом царь Николай Первый издал указ о призыве жидов на действительную службу в армию. И скоро, уже в 1828 году Таллин стал сборным пунктом для кантонистов (кроме Таллинна в России было ещё 2 центра – Псков и Архангельск). Кантонистами тогда называли солдат-жидов. В Таллин привезли до полутысячи жидовских мальчиков в возрасте 10-14 лет. Часть оставили в Таллине, часть распределили по окрестным деревням. Потом разрешили жить солдатм-жидам вместе с семьями. Солдаты-жиды получили право оставаться в Таллине и после окончания службы. В результате возникла первая жидовская община. Экспансия жидов, жидизация России, и в частности Эстонии пошла быстрее, когда царь Александр Второй разрешил в 1865 некоторым категориям жидов проживать на всей территории России. Теперь кроме «николаевских солдат» с семьями получили право жить в Талинне и других городах Эстонии имеющие профессиональные сертификаты ремесленники. Также получившие диплом и имеющие пятилетний стаж купцы I гильдии, также специалисты с высшим образованием… Также торговцы и ремесленники, которые жили у городов, теперь могли переселиться в города… Прибывали жиды из Польши, Курляндии и северо-западных губерний России…
В 40-х годах власти разрешили жидам-кантонистам Таллина построить первую синагогу (на улице Маакри). В 1868 власти позволили жидам переоборудовть в синагогу пороховой погреб, землю жидам отдали бесплатно. Но солдатская синагога многих жидов Талинна не устраивала. Ремесленники, бизнесмены-строители и торговцы обратились к Рижскому генерал-губернатору Суворову с просьбой разрешить им арендовать помещения для синагоги на улице Мюйривахе. Жиды добились, чего хотели. В 1870 году был открыта на желанном месте жидовская молельня...
Жидов также очень обрадовало решение правительства разрешить тем жидам, которые имеют вид на жительство, приобретать в этом городе недвижимость. Еще больше обрадовал жидов указ Александра Второго от 1876 года, который дал жидам возможность приобретать недвижимость во всех районах Таллина. Даже те жиды, которые не имели вида на жительство, могли приобретать дома на имя христиан.
Через несколько лет руководство общины по инициативе Й. Леиновича решило построить на улице Матом, на том же месте новую большую синагогу, «которая соответствовала бы размерам и значимости общины». В 1882 году при царе Александре Третьем был заложен краеугольный камень. А в 1885 году синагога была торжественно освящена в новом, уже специально оборудованном здании. (Здание находилось там, где нынешняя улица Лайкмаа и частично универмаг Каубамая). Эта синагога была разрушили в марте 1944 года во время налёта русской авиации на Таллин, а после войны была разобрана на кирпичи.
Немного раздражила жидов лишь политика Александра Третьего. Нелегальных жидов стали изгонять из городов. Но выгнали немного. Жиды успешно защищались взятками. Выселили только часть жидов.
Активность жидов в Таллине возрастала. Сразу же после Первого сионистского конгресса в Базеле (29 – 31 августа 1897 года) в Таллине Шауль Померанц организовал в Таллине сионистскую организацию. Потом стали быстро размножаться жиды социал-демократы, появились ячейки «Бунда»... В 1905 появились жидовские боевые отряды…
В целом в Эстонии всё же проживало много меньше жидов, чем в Латвии и Литве. По переписи 1897 года в Эстляндской губернии проживало 1405 жидов, из них в Ревеле (Таллине)— 1193 жида; на территории Эстонии, входившей в состав Лифляндской губернии (Юрьевский уезд), проживал 1841 жид, из них в Юрьеве — 1774 жида, Перновском уезде — 404 жида; на территории Эстонии в составе Петербургской губернии — в Нарве — 474 жида. В Дерптском университете обучалось уже много жидов- студентов (15% от общего числа студентов)….
Хотя в целом жидов обитало и маловато в Эстонии, но синагоги открывались при царях там не только в Ревеле (Таллине), но и в Юрьеве (Дерпте), Нарве и других городах.
Синагоги на Кавказе
Синагоги в Российской Грузии
Жиды появились на территории современной Грузии, по одной версии, в 586 году до нашей эры, после завоевания Иудеи и разрушения Иерусалима Навуходоносором. По другой версии, жиды появились позже, в начале нашей эры. Есть историки, которые утверждают, что в начале 4-го века в Мцхете (древней столице Грузии) существовал жидовский квартал, и одним из официальных языков восточно-грузинского государства Картли являлся иврит. По мнению многих ученых, жиды пришли в эту часть Закавказья из Персии, т.е. были частью вавилонской диаспоры.
Большую часть своей истории грузины и грузинские жиды прозябали под чужим игом. Особенно тяжелым было татаро-монгольское иго. Интересно также, что на грузинской земле часть жидов были крепостными у грузинских феодалов. Это редкое явление – крепостные жиды. Занимались сельхозработой и работали в красильнях. Даже когда Восточная Грузия напросилась в состав России и была принята в 1801 году, много жидов были крепостными. И дико, но факт: именно при царях жиды в Грузии перестали быть крепостными, вернулись к традиционным занятия, стали предпринимателями, торговцами, финансистами и политическими деятелями. Остальные исторические грузинские области были включены в состав России в 1803 – 1878. Дико но факт: после присоединения Грузии к России туда ринулись жиды-ашкеназы с западной части империи и множество жидов из Персии. Зачем цари разрешили иностранным жидам переселяться в империю?
Большая часть грузин называет жидов эбраэли, мегрелы и сваны называют приверженцев иудаизма урия (этот же этноним существует и у абхазов в форме аурия). Но жиды термин урия не любят, как в России не любят термин жиды, считают этот термин оскорбительным. Потому в угоду жидам официально в Грузинской республике в качестве названия жидов используется термин эбраэли.
http://www.wcgj.ru/histori/histori.html
Согласно переписи 1897 года из 18574 жидов, российских подданных, проживавших в Грузии, две трети составляли ашкеназы (12 540 человек). Ашкеназы составляли большинство и в двух самых больших жидовских общинах Грузии — Тифлисе и Батуми — и лишь в третьей по величине общине, Кутаиси, преобладали грузинские жиды.
По мере усиления жидов в грузинской части Империи они, естественно, начали строить свои синагоги.
Онская синагога
Инициатором был раввин Эияу. Он родом из Грузии, из посёлка Они. На раввина он учился и выучился в Варшаве, благо цари русские разрешали иметь в Варшаве такие жидовские заведения. Ему предлагали работать раввином в Варшаве , но он отказался, он очень любил место, где родился и страстно желал сделать поселение Они притягательным для жидов и вообще усилить позиции жидов в Грузии. «Варшавские раввины связали его с грандом европейского делового мира Натаниэлем Ротшильдом, а по московским каналам он вышел на Эммануила Нобеля, племянника знаменитого Альфреда Нобеля. К тому времени, когда Элияу начал строить синагогу, и Ротшильд и Нобель уже вошли на нефтедобывающем рынок России, в частности, в Баку и в Батуми».
Пэр Английского Королевства Натаниэль Ротшильд (его дочь была замужем за премьером Англии – Розбери) – представитель лондонской линии знаменитой финансовой династии дал Эияу рекомендательное письмо к представителю фирмы Ротшильдов в Батуми, по происхождению польскому еврею Страдловскому».
Что касается Эммануила Нобеля, с которым Элияу связался по рекомендациям московских друзей, можно отметить следующее: Эммануил Нобель в Баку был руководителем нефтеперерабатывающего товарищества «Братья Нобель» и в Батуми – владельцем нефтеперерабатывающего завода. Товарищество основал отец Эммануила Людвиг со своими двумя братьями, одним из которых и был Альфред Нобель. К нему и обратился Элияу в Петербурге, где у того были пороховые заводы. Именно Альфред связал его с Эммануилом, чтобы он помог Элияу пригласить 20 греческих строителей».
http://www.tiferet-zvi.ge/synagogueoni.htm
При такой мощной финансовой и политической поддержке строительство синагоги в Они пошло без затруднений. Ни местные грузины, ни царь России Александр Третий, ни Церковь не возражали и не ставили препоны.
В 1895 году (это уже при царе Николае Втором) Онскую синагогу жиды торжественно открыли. «Такое количество людей в Они ещё не видели. Гости, представители грузинской интеллигенции, официальные лица собрались со всех уголков Грузии. Личных гостей у Элияу тоже было много. Во дворе синагоги устроили большую трапезу. Представители духовенства и гражданские лица произнесли торжественные речи…»
Поселение Они стали называть с этого времени «Маленьким Иерусалимом».
Онская синагога в Грузии.
Открыта в 1895. При царе Николае Втором.
Синагоги в Азербайджане
Жиды появились на территории, где ныне Азербайджан, ещё до нашей эры, когда здесь и азербайджанцев не было. Обитали другие народы и племена. Но это были так называемые горские жиды, которые отличались немного от тех жидов-ашкенази, которые обитали и обитают в Европе и в России.
Русские впервые захватили Баку при Петре Первом 26 июля 1723 года. В 1796, это уже при Екатерине Второй, русские войска снова вошли в Баку. Но введён в состав Российской империи Баку был только в 1806 году.
И снова дико, но факт: число жидов после присоединения к России стало увеличиваться. Кавказ и Закавказье - пограничные, стратегически важные территории. В интересах Империи, в интересах русского народа, да и других коренных народов России сюда надо было сразу переселять часть русского народа, которым и должно было скрепить эти территории с остальной частью Империи. Пошло иначе. Дико, но факт: на Кавказ и Закавкавзье царская власть разрешила въезд жидов из западных областей Империи, а также из-за границы.
Цитирую жидовского историка Моше Беккера: «В 1832 году в Баку появляются первые евреи-ашкенази. В 1864 году в районе Баку была найдена нефть, которая в дальнейшем сыграла решающую роль в бурном развитии этого города. В 1870 году здесь проживало всего 50 евреев, как горских, так и ашкенази. В 1891 году еврейское население составляло уже 390 человек. В 1872 году была начата промышленная добыча нефти. В 1897 году в Баку проживало 2340 евреев, в основном ашкенази. В 1913 году их уже было 9689 человек. В 1910 году была построена центральная хоральная синагога. В 1919 году открывается синагога ширванских евреев, начинает действовать синагога евреев-лахлуха. В начале 20-го века появляются синагоги горских евреев в поселке Сабунчи и в Торговом переулке г. Баку». Потом царское правительство выселило из прифронтовой полосы десятки тысяч жидов, которые ещё больше пополнили жидовское население Кавказа и Закавказья. http://www.ca-c.org/journal/cac-08-2000/27.bekker.shtml
Из 238 юристов и адвокатов, зарегистрированных в Баку в 1912 году, 75 были евреями, а из 185 практикующих врачей – 69. В городе была открыта еврейская сефардская гимназия, где обучались юноши и девушки – горские и грузинские евреи. Существовала школа – иешива для изучения Торы, Талмуда и Мишны. Для девочек открываются частные еврейские женские гимназии и училища…» В 1905–1906 гг. в Баку действовала партия “Поалей Цион” (“Рабочие Сиона”). Образовалась группа сионистов-социалистов.
И, конечно, также из-за границы жидовские щупальцы протянулись к Баку и присосались к нефтедобыче. Цитирую жидовский источник: «Достаточно сказать, что первый магистральный нефтепровод Баку–Батуми был проложен Ротшильдами… В «Каспийско-черноморском нефтепромышленном и торговом обществе» ведущие позиции занимали евреи. Управляющими общества были: инженер-механик Бардский Казимир Людвигович и инженер-механик Гухман Адольф Аркадьевич, …инженер-технолог Ландау Давид Львович, …инженер-механик Фин М.О., …инженер-технолог Пилькевич И. Нефтяные участки в Балаханах, Сабунчах, Раманах, Забрате, на Биби-Эйбате, в Сураханах возглавляли Шейнин Б.М., инженер-механик Френкель И.В., инженер-технолог Георгенбергер С.Е. В состав правления ротшильдовского общества “Мазут” входили Ефруси М.И., Поляк М.Г., а также Дейтч Э.А, Арон Ю.А., Поляк С.Г.
http://www.ca-c.org/journal/cac-08-2000/27.bekker.shtml
Синагога в Баку.
Шестикупольная синагога в Кубинском районе Азербайджана.При коммунистах – текстильная фабрика
Синагога в Кубе (Азербайджан). После реставрации.
Анатолий Глазунов (Блокадник)
Перепост: http://www.sotnia.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=8401&p=260014#p260014
Примечание: Жид - В старославянском языке и древнерусском слово служило нормативным этнонимом для иудеев, в том числе живших в Хазарском каганате и в Киевской Руси.
По данным Национального корпуса русского языка, можно заключить, что слова жиди еврейи производные от них, в литературном языке сосуществовали в течение XVIII—XIX веков, причем до последней четверти XIX века форма жид была основной, а в 1870-х основной стала форма еврей; к концу 1920-х форма жид стала редкой. До революции 1917 года, слово «жид» оставалось употребительным в русском языке. Некоторые словари давали его без дополнительных помет (старинное/народное/презрительное), например — «Краткий толковый словарь русского языка» 1913, издания 1915 и 1916 год Стояна (http://ru.wikipedia.org/wiki/Жид)
Свежие комментарии