Доклад на актовом дне Митрополии Пирея на тему «Первенство», Соборность и единство Церкви
Εισήγηση στην Ημερίδα της Μητροπόλεως Πειραιώς με θέμα: «Πρωτείον» , Συνοδικότιτα καί Ἐνότης τῆς Ἐκκλησίας
Служение единства Церкви и ошибочные богословские предположения относительно папского первенства
Η ΛΕΙΤΟΥΡΓΕΙΑ ΤΗΣ ΕΝΟΤΗΤΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΚΑΙ ΟΙ ΕΣΦΑΛΜΕΝΕΣ ΘΕΟΛΟΓΙΚΕΣ ΠΡΟΥΠΟΘΕΣΕΙΣ ΤΟΥ ΠΑΠΙΚΟΥ ΠΡΩΥΕΙΟΥ
Профессор Фессалоникийского университета г-н Димитирий Целенгидис:
ВВЕДЕНИЕ
Единство Церкви на всех ее уровнях, административно-правовом и благодатно-харизматическом, имеет вполне ясное богодухновенное основание.
С самого начала единство Церкви, как основополагающее ее свойство, проистекает из самой ее сущности и в особенности выражает ее самосознание, которое исторически запечатлено вполне официально и таким образом, который находится вне всяких дискуссий, в определении II Вселенского собора (381г.), который завершил составление Символа веры Церкви.
Тем самым, с помощью Символа веры, мы со всей торжественностью исповедуем, что верим «в единую, святую, кафолическую (соборную) Церковь». Но если Церковь является ОДНОЙ, согласно Символу веры, тогда, в соответствии с экклезиологической смысловой последовательностью и согласно буквальному пониманию этого слова, не могут существовать инославные церкви, ни матери, ни сестры, ни дочери и внучатые церкви. ЕДИНАЯ и единственная Церковь, то есть она мистически рождает «водой и Духом» своих членов, а не рождает иные церкви.
Исходя из формулировки Символа веры следует, что единство, как основополагающее свойство одного, в данном случае как свойство ЕДИНОЙ Церкви, является несомненной данностью нашей веры. И в действительности, в сознании церковного тела единство Церкви является онтологической данностью, и оно окончательно и неотвратимо гарантировано главой Церкви, Христом, через постоянное пребывание Духа Утешителя в ней уже со дня святой Пятидесятницы.
По этой причине единство остается живо востребованным для конкретного и носящего имя христианина члена Церкви в любую историческую эпоху. Живая потребность членов Церкви в единстве составляет личностное упражнение в их соработничестве для испытанного пребывания и неложного принесения плодов в живом и животворящем богочеловеческом теле Христа, Церкви. Это верное всеобщее чувство единства со Христом и через Него со всем Триединым Богом, а также и между нами, как членами Церкви, является целью вочеловечения для нас Бога, с тем чтобы мы становились не только единым телом Христа, но и единым Духом в Триедином Боге (См. Еф. 4, 4-5, «одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение». Это недвусмысленно и ясно изложено в первосвященнической молитве Христа, которой мы будем касаться в нашем докладе далее).
Конкретно единство Церкви существует и законным образом является в вере, в богослужении и управлении Церкви Христовой. В каждом случае вышеуказанное трехчастное единство находит и черпает свое основание в трех достоинствах Христа: пророческом, первосвященническом и царском. В дальнейшем эти три указанных фактора единства Церкви необходимо рассматривать как взаимозависимые и неразрывные установления единого и полного единства Церкви.
Единство Церкви, в действительности, сколько на административно-правовом, настолько и на жизненно-харизматическом уровне, вне онтологического характера различения между нетварной сущностью и нетварными энергиями Троичного Бога, в сущности реально остается непостижимым, но и богословски бездоказательным. Вышеназванное различение, является результатом благодатно-харизматического и опытного характера православного богословия, оно составляет «ключ» к пониманию характера единства Церкви. Поэтому и это различение будет, прежде всего, непременно предполагаться на протяжении всего рассмотрения нашего вопроса, будет пронизывать по всей оси и разумно руководить всеми предлагаемыми нами частями доклада.
ЕДИНСТВО В ВЕРЕ
I Вселенский собор 325г. Никея
Единство Церкви, как мы уже замечали, не составляет некой саморазумеющейся и абстрактной догматической истины независимой от жизни Церкви, но выражает ее самосознание и опыт жизни во Святом Духе. Мистическое тело Христа, Церковь, становится харизматической сферой, в которой формируется, переживается и является единство верующих как образ-икона единства Троичного Бога. Единство верующих является плодом причастности их нетварной благодати Троичного Бога и составляет выражение жизни единой и всегда единственной Церкви как неразрывное единство и совершенное общение личностей. Следовательно, богословско-онтологические основы для сообщения верующим единства Триединого Бога находится в основании и устройстве Церкви как теле Христа, в котором верующие гармонично пребывают как его члены.
Верующие, как жилище божественных личностей, благодатно призываются жить по образу Троичного единства и этим образом выражать их общение и причастность к жизни Троичного Бога. Кроме того, согласно евангелисту Иоанну, осуществление единства верующих по образу единства божественных лиц является их свидетельством в мире: «Да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21).
В выше упомянутой первосвященнической молитве Христос, согласно свт. Афанасию Великому, просит от Отца Своего единства для верующих по образцу их собственного единства. Конечно, в данном случае единство верующих не имеет отношения к природе Троичного Бога, потому что «только всякая природа пребывает удаленной от Него » (Κατά Ἀρειανῶν 3, 26, ΒΕΠ 30, σ. 269) Единство верующих как членов единой и единственной Церкви основывается не на природе, а на нетварной божественной энергии и славе Троичного Бога. С другой стороны, это предположение о таком положении является, во всяком случае, несомненным, поскольку сама ипостасная Истина, непосредственно в первосвященнической молитве недвусмысленно это подтверждает: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня». (Ин. 17, 22-23) И именно в данной области и находится разъясняющий «ключ» к пониманию единства Церкви, которое основывается на Святом Духе. То, что соединяет верующих в Церкви, то, что делает Церковь одной и нерасторжимой, органичным богочеловеческим телом, – это сама нетварная боготворящая слава и благодать Троичного Бога. Это нетварное божество, которое содержит и совершает тело Церкви, благодатно усваивается и навеки пребывает на служении в Церкви, мистически, благодатью Христа, Который является главой единого богочеловеческого тела Церкви (См. Еф. 1, 22 -23). В этом теле происходит онтологическое и харизматическое осуществление «Я в них» Христа.
Следовательно, необходимым фактором нашего единства с Троичным Богом во Христе является благодатное явление Святого Духа с помощью прилагаемых наших усилий. Иначе говоря, единство наше с Троичным Богом не имеет причины в нашей природе, но во Святом Духе. (См. Свт. Афанасий Великий, Κατά Ἀρειανῶν 3, 25 ΒΕΠ 30, 271 «Следовательно Дух пребывает в Боге, а не мы сами по себе») Действительно, это благодатное единство Церкви является в нас при согласии взглядов и существовании единого образа мышления. (Κατά Ἀρειανῶν 3, 23, ΒΕΠ 30, 269).
Но если единство Церкви как мистического и богочеловеческого тела, а также и единство отдельных верующих между собой как членов Церкви, в соответствии с образом единства Троичного Бога, осуществляется непосредственно и лично Самим Троичным Богом через нетварные энергии Святого Духа, тогда становится понятным, что инославные, римо-католики, протестанты, которые в данном случае не составляют Церквей, но являются религиозными обществами с церковным именем, поскольку изменяют через Filioque апостольскую веру Церкви в Троичного Бога и, в действительности, не делают различия между нетварной сущностью и нетварными энергиями в Боге, утверждают недостижимость онтологического и благодатного характера их единства с Троичным Богом и вместе с нами во Христе.
Но и во всякой иной желаемой форме единства с инославными, которая избегает вышеуказанных богословских оснований для «повсюду переданной веры», в действительности это единство является недостижимым. Однако, представители поместных Православных Церквей с их сильнейшим центром, Вселенской Патриархией, являют себя как имеющими иной взгляд на единство Церкви. При этом особенно характерным является тот факт, что в первом параграфе сомнительного Предварительного плана Смешанной Международной Комиссии по Богословскому Диалогу с римо-католиками на Кипре в октябре 2009г., упоминается то, что в согласованном общем документе Равенны (2007г.) римо-католики и православные ведут речь об «эпохе нераздельной Церкви» (См. Текст Равнны п. 41). Вполне ясно, что эта формулировка заранее дает для членов Смешанной Богословской Комиссии основание считать, что сегодня не существует неразделенной Церкви. И, следовательно, сегодня Церковь является разделенной, несмотря на веру Церкви, которую мы главным образом исповедуем в нашем Символе веры. Однако это означает отпадение от Церкви всех тех, которые сознательно утверждают то что и документ принятый в Равенне, который говорит о тождественности Церкви, потому что более чем косвенно явным образом не приемлется положение догматического учения II Вселенского собора.
Но римо-католики уже и прежде отошли от догматического учения II Вселенского собора из-за добавления в Символ веры Filioque. Filioque зародилось и появилось на Западе, когда переживание благодатного пребывания Святого Духа в церковной полноте уступило место компетенции папы. В сущности Filioque выкристаллизовало возникшее отчуждение от животворного опыта нетварной благодати и энергии Троичного Бога, с помощью которой непосредственным образом осуществляется истинное общение с человеком и прежде всего в носителе единства Бога и человека, то есть в Церкви.
Следовательно, по причине нашего расхождения в догматах с римо-католиками не может существовать наше единство с ними ни по существу, ни даже формального. Однако, поскольку странность догматического экклезиологического характера заключается в том, что текст Равенны – последовательный продолжатель предшествующих совместных документов в Монако, Бари, Валааме и Баламанде – ведет речь об общей апостольской вере, общих таинствах и экклезиологическом характере инославных. Тем самым создается ошибочное и богохульное впечатление, что с помощью этого Текста Равенны обвиняется во лжи Христос, Который нас уверял, что всякие, отломанные от виноградной лозы ветви, не могут приносить плода. То есть члены Международной Богословской Комиссии в своём Документе уверяют, что несмотря на свои еретические уклонения, римо-католики составляют Церковь и что они обладают подлинными таинствами. В сущности логической и богословской странностью является то, что представители Православных поместных Церквей не понимают колоссальности догматической ошибки, допущенной римо-католиками в отношении тварного характера их таинств, ошибки, в связи с которой главным образом и делается недействительным вышеупомянутое утверждение римо-католиков, но которое скрепляют своей подписью и православные представители. Сами римо-католики нас убеждают о существовании у них учения и тварности благодати, что является в действительности с точки зрения опыта неудачным опытом жизни Церкви во Святом Духе и отсутствием Богочеловеческого характера единства во Святом Духе. Следовательно, при существующих такого рода условиях с точки зрения богословия видится совершенно бесцельным предпринимать попытку искать возможности для единства церковного характера с римо-католиками. Иначе говоря, это единство реально и практически не осуществимо, поскольку оно противоречит богословским основам Церкви и ее онтологическому свойству. ..
Свежие комментарии