Откуда берётся пустота в сердце
Господь Иисус Христос пришёл на землю, чтобы разрушить дело сатаны, который в древности во времена прародителей добился того, что Господь оставил человека. Вот сатана соблазнил наших прародителей, они проявили своеволие, не послушались Господа, и Господь ушёл, оставив человека пустым, опустошённым.
С тех пор человек не может найти себе места, не может жить с этой пустотой в сердце, стремясь заполнить её всем, что находит вокруг себя – наслаждениями, развлечениями, алкоголем, наркотиками, телевизором, компьютером, деньгами, властью. Изобретаются всё новые и новые наслаждения, чтобы тело свое лелеять и холить, чтобы оно могло хорошо покушать, выспаться и получить различные утешения. Эти заботы и пристрастия так завладели человеком, что он забыл Бога, став неполноценным. Ведь полноценный человек – с Богом, он находится в непрестанном Богообщении. А когда Бог ушел от человека, осталась только наша животная, биологическая природа. И душа стала принадлежать телесным потребностям, телесным заботам, наслаждениям. Человек пристрастился к этим развлечениям и утехам.
Человек и хотел бы прекратить повторения этих грехов, ему это уже надоело, он хочет освободиться от зависимостей, но он уже раб этих страстей, и его снова толкает на эту же стезю. И в душе у него нет покоя, ведь ничто не может заменить Бога, ведь Бог это полнота жизни, безбрежный океан любви, блаженство, и всеведение. И блаженство, и красота, и благолепие, и всемогущество Царя царей – это все превышает власть земных президентов и богатство царей земных.
А пока мы здесь, на земле, мы всё время находимся в страхах, потому что человек остаётся наедине с тем самым древним змием.Путь к Божественной премудрости
И вот Господь Иисус Христос пришёл на землю, чтобы нарушить это дело сатаны и сделать все необходимое, чтобы появилась возможность возвращения к Богу человека, а от человека требуется только встречное движение к Богу. Чтобы совершить свою миссию на земле, Он избрал себе учеников-апостолов, он учил их три года, а ученики ведь обычные люди, у них были немощи человеческие – и боязливость и соперничество и ревность не по разуму, и стремление быть первым. А Он учил их смирению, любви к врагам…
Сатана, который понимал, что его делу грозит опасность со стороны Господа, хотел Его уничтожить, умертвил его руками фарисеев, а Господь воскрес и послал Святого духа, который постоянно был с апостолами, наставлял их на всякую истину.
Господь до этого их учил целых три года, но на апостольство они стали способны, только когда их укрепил Дух святой, когда Господь вселился в их сердца, дополнив все свойства, качества, которым их учил Христос. Это был завершающий венец обучения. Тогда они обрели эту премудрость, стали к ней причастны, обрели это незлобие, дары Святого духа, чудотворение, так что они могли идти по всему миру и получили способность уловить всех в сети любви Христовой, потому что они были уже укреплены Святым духом, и они уже получили эти дары.
И вот они стали распространять это учение, обладая премудростью Божию, незлобием, любовью ко всем. Господь сказал им: я посылаю вас как овец среди волков. Вся вселенная на них восстала. Они обнаружили, что они окружены врагами. И свой народ их побивал камнями, считая отступниками от закона Моисея, и чужие хотели убить. Если бы апостолы оставались на обычном человеческом уровне, на котором Господь оставил человека, с его жалкой природой, имеющей инстинкт самозащиты, самосохранения, они бы не смогли исполнить эту заповедь любви к врагам, потому что как животное, которое охраняет себя и свою жизнь – на злобу оно отвечает злобой, нас кусают и мы кусаемся, – и они не привели бы никого в сети любви Христовой и сами бы не спаслись, потому что озлобление, ненависть отталкивают благодать Божию.
Итак, они и сами не спаслись бы и другим воспрепятствовали бы в спасении. Но они уже имели способность незлобия, и поэтому не оттолкнули, а привлекли к себе своей любовью, своим сочувствием к падшему человечеству весь мир. И вот мы продолжаем эту линию апостольскую, потому что кругом нас люди, которые подвержены языческим нравам, либо иноверцы, которые приходят к нам. И мы должны сохранить эту апостольскую способность быть с Богом, быть с премудростью Божией, быть незлобивыми и любвеобильными, и не отталкивать людей своим ожесточением, а привлекать их к любви Христовой, чтобы они спасались. Потому что Господь Сам хочет, чтобы мы спаслись. Нет таких отверженных, язычников или иноверцев, которым бы он хотел погибели. И мы должны ему способствовать в этом. И поэтому заповедь любви к врагам должна нами быть осуществлена. Сами мы не можем этого сделать своими силами, потому что это не наша любовь, она будет только в том случае, если с нами будет Бог.
Сохранить сердце от ожесточения
Особенно святые отцы говорят о том, что чтобы сохранить сердце от ожесточения и ненависти, эта заповедь — самая главная. Особенно актуальной она становится в периоды ожесточения и взаимного озлобления в обществе. Это будет в конце времен – Господь сказал, что «От умножения беззаконий оскудеет любовь многих, и Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле». Это будут антихриста времена, и уже были «репетиции» этих антихристовых времен. В частности, наша богоборческая революция принесла нам страшное взаимное ожесточение.
В эти времена были явлены великие святые, такие как Иоанн Кронштадский, святитель Тихон, отец Силуан – они были явлены в это время, чтобы подчеркнуть необходимость выполнения этой заповеди любви именно в эти ожесточенные братоубийственные времена. И сейчас мы видим, что происходит то же самое. Повсеместное взаимное ожесточение – между различными политическими партиями, различными национальностями, вероисповеданиями. Мы видим, что кругом злоба…
Недавно на сайте «Православие и Мир» один профессор пишет «достаточно почитать Интернет, послушать о том, что говорят друг другу политические оппоненты с обеих сторон, оппозиционеры, что звучит в средствах массовой информации, в личных блогах, чтобы понять, что кроме отборного мата другого языка народ не знает. У нас везде в разных жизненных ситуациях источается злоба, замешанная на амбициях и жадности. Это говорит о нашем варварстве и удаленности от Бога».
И вот мы видим признаки последних времён – ожесточение, умножение беззакония. От этого оскудевает любовь, в нас все закипает, и мы можем поддаться этому ожесточению, сами погибнуть, и других оттолкнуть. Поэтому самое главное сейчас – сохранить заповедь любви.
Сейчас надо вспомнить, что говорили святые отцы по этому поводу. Вот несколько высказываний святых отцов, которые мы должны собирать и применять на практике.
Ненавидеть и гнушаться – это разные понятия
Вот Иоанн Кронштадтский, который жил как раз в самый канун революции, видел нарастающую озлобленность, ожесточение, которое предвещало страшные времена.
Неправильная цитата: «Любите врагов ваших и ненавидьте врагов Божиих».
Он так не говорил, вот его действительные слова: «Любите врагов ваших, гнушайтесь врагами Божиими».
Ненавидеть и гнушаться – это разные понятия. Еще в Ветхом завете иудеям было запрещено общаться с иноверцами, чтобы они могли сохранить свою религию.
Когда же появилась христианская церковь, была апостольская благодать. Вначале Христос тоже ограничивал общение апостолов с иноверцами, и только когда дух святой на них сошёл, были сняты ограничения на общение с иноверцами. Христос сказал — идите на край земли и со всеми общайтесь. Когда только образовалась церковь христианская, вначале ее члены действительно были мучениками. У первых христиан была эта благодать, они жили в окружении врагов и старались привлечь всех к этой христианской любви. И разумеется, общались с иноверцами.
А потом, когда христианство стало религией государственной, то в Церкви сосуществовали люди, которые имели эту благодать, и те, которые еще не получили это духовное вразумление, еще колебались, и поэтому общение с единоверцами было для них опасным, так как они могли уклониться от истинной веры христианской, поэтому было ограничение на общение с иудеями и язычниками.
В последние времена, когда взаимное ожесточение практически принимает вид войны, тогда святые отцы всем говорят, что нужно соблюдать заповедь любви не только к братьям-христианам, но и к врагам. В такие времена, когда мгновения спрессованы в века – в одно мгновение человек при таком ожесточении может очень быстро прийти к Богу. Он находится в крайнем состоянии, и его молитва становится более сильной. Так было во времена мучеников, когда под влиянием мученического примера даже люди некрещеные, даже мучители – на них сходила благодать, и они тут же объявляли себя христианами. Это происходило мгновенно.
Один поэт пишет в стихах о том, как те страшные условия помогали ему быстро осознавать духовные истины и изменяться.
Решетка ржавая, – спасибо;
Спасибо, старая тюрьма!
Такую волю дать могли бы
Мне только посох да сума.
Запоры крепкие, – спасибо!
Спасибо, лезвие штыка!
Такую мудрость дать могли бы
Мне только долгие века.
Действительно, века, спрессованы в мгновения, и человек в таких обстоятельствах становится ближе к Богу. Иоанн Крестьянкин говорил, что именно в тюрьме молитва была особенно сильной.
Надо собрать все высказывания святых отцов, со всех веков, в которых они говорят на эту тему.
Нападающие на нас тоже нуждаются в спасении
Иоанн Кронштадтский говорит: «Как надо храниться от злобы? Злоба иногда приходит в сердце под предлогом ревности о славе Божией» … Вот сейчас, например, когда нападают на православие, когда какие-то кощунственные акции происходят – мы не должны ожесточаться, мы должны понять, что эти люди тоже нуждаются в спасении. Мы не должны их своей озлобленностью, своим ожесточением соблазнять. Иоанн Кронштадский говорит:
«Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму.
Всего больше бойтесь подущений злого духа на брата: знает он, что любовь – первая наша добродетель, и знает благотворнейшие плоды ее для христиан – и потому больше всего старается лишить сердца наши любви. Все возможные – и малые и значительные предлоги – употребляет он к тому, чтобы возбудить между людьми вражду и ненависть.
Зная, как всезлобен дьявол и как являет на тебе, в сердце твоем злость свою, паля его нещадно, всемерно бегай всякого вида злобы, ни даже из-за самых, по-видимому, справедливых причин».
Ничто не должно вызывать в нас ожесточение, потому что, как сказал старец Софроний: понимание божественной природы Господа Иисуса Христа может быть только в том случае, если в сердце есть Святой Дух. А если есть злоба, злоба, ожесточение, ненависть, враждебность, это не от Бога, а от Сатаны, потому что Бог есть любовь и только любовь, в нем нет ни тени вражды. Поэтому это признак того, что действует святой дух.
Святые отцы о заповеди любви к врагам
Вот ещё слова св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Заповеди Господни надо исполнять без размышления, с поспешностью, по доверенности к Законодателю. Например, о любви к врагам.
Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да держимся любви, ибо сладостна любовь.
Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и отечества моего. Отверзи их сердечные очи. Да увидят правоту нашу, да приимут Православие веры и единым сердцем и душою да прославят Тебя, единого в Троице Бога нашего. Да не творят нам зла. Да не противятся нам в правых делах наших. Буди. Да прославится имя Твое, Господи, во всех языцех и племенах человеческих».
Ему вторит прп. Силуан Афонский. «Если кто вас обижает или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: «Господи, все мы создание Твое. Пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние». И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».
Вот и наши современники об этом говорят. Архимандрит Иоанн Крестьянкин:
«Как обязывает закон Христов относиться к гонителям правды?
На неприязнь, враждебность мы обязаны отвечать спокойствием, доброжелательством. Надо твердо помнить, что зло никогда не побеждается злом. Надо твердо помнить, что зло никогда не побеждается злом. Апостол Павел наставляет: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками» Не надо желать, чтобы гром и молния поразили наших гонителей и угнетателей, тех упорных, кощунственных безбожников, кто своим глумлением над верой причиняет нам невероятную боль, а надо молиться за них и жалеть их, потому что это самые несчастные люди на земле, ибо земная жизнь скоротечна, а вечная жизнь бесконечна. Сейчас они упорно противятся Правде, а некоторые открыто гонят ее. Но когда закроются их очи земные и откроются очи духовные, тогда страшно будет их прозрение! Разве не жалко этих людей! Разве христианское сердце может желать кому-либо вечной гибели и ада?
Если кто способен на желание кому бы то ни было такого непоправимого зла, кайтесь Господу!»
Иоанн Златоуст то же самое говорил в древности, советовал молиться о врагах. И говорил, что современные ему христиане весьма далеки от исполнения заповеди о любви к врагам. И что враждуют они со своими же единоверцами – членами одной с ними Церкви. Для преодоления этой вражды он тоже рекомендует, как действенное средство – молиться о своем враге. Советует молиться о враге и в том случае, когда враг не принадлежит к Церкви Христовой: « Ты скажешь мне – но мой враг – язычник, он иудей – молись, и будет таким, как ты»…
Радуйтесь и веселитесь, когда кто обидит!
И вот недавно патриарх Кирилл говорил в своей проповеди, что Златоуст советовал для стяжания любви к врагам исключить из своего лексикона презрительные, уничижительные, бранные клички и прозвища. Те, которыми мы привыкли клеймить ненавистных нам людей или группы людей и национальностей, стран, политические, религиозные, и другие. Потому что уже одна такая презрительная кличка автоматически вызывает в нас негативные и враждебные движения души по отношению к людям, которых мы этим термином обозначаем. Это служит серьезным препятствием для достижения нашей главной цели – любви, стремления к совершенству, наследованию Царствия Небесного.
А вот старец протоиерей Николай Гурьянов – на ту же тему говорил. У него были в гостях о. Валериан Кречетов, который его причащал и редактор журнала «Русский дом» Крутов. И вот Крутов говорит: «А сейчас, батюшка, много нападений идет, искушений разных, огромное количество просто, отовсюду, и прежде всего – на Россию. Просто со всех сторон нападают, со всех!»
А отец Николай отвечает: «Радуйтесь и веселитесь, когда кто обидит. Имя знаете если – помолитесь: Господи, прости! А не знаете, кто, все равно помолитесь за него и Господа возблагодарите: какой я счастливец, что все-таки Ты благословил нас.» Будем радоваться и молиться – видите, как Господь нас любит. Только мы часто не понимаем этой радости. Готовы взять дубину и дать сдачи.
Есть еще много советов святых отцов, вот Никодим Святогорец:
«Положим, что кто-нибудь оскорбил тебя чем-нибудь, большим или малым, и у тебя поднялись движения неудовольствия и раздражения с внушениями отплатить. Внимай себе и спеши сознать, что эти движения хотят увлечь тебя не на доброе; потому стань в позу воюющего и защищайся: 1) Пресеки эти движения, не давай им хода далее внутрь, и никак не допускай своему произволению стать на сторону их, будто правую. Это будет — воспротивиться им. 2) Но они все стоят в глазах, готовые опять к наступлению; восставь потому неприязнь против них, как против врагов, и разгневайся на них, по чувству самосохранения, пока можешь искренно сказать: неправду возненавидех и омерзих (Пс. 118, 163), или: совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми (Пс. 138, 22). Это сильный удар им, и они отодвинутся, но не исчезнут. 3) Взывай к Господу: Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися (Пс. 69, 2). И не переставай взывать, пока и следа не останется вражеских движений и не водворится мир в душе. 4) Умирившись так, сделай что-нибудь оскорбившему тебя такое, что бы показывало твою к нему мирность и благорасположение: слово дружеское, одолжение подручное и т. п. Это будет исполнением того, что заповедует святой Давид: Уклонися от зла, и сотвори благо (Пс. 33, 15).
Такого рода действия прямо ведут к навыку в добродетели, противоположной тем страстным движениям, которые смущали»
…и так далее.
Важно не то как к тебе относятся, а как ты на это реагируешь
Был ещё раньше такой обычай: со всеми здороваться, даже если их не знаем. Это был способ показать человеку свое благоволение. Сейчас, в огромных мегаполисах, конечно, трудно это делать – желать здоровья.
А еще был такой случай, такой, как я говорил — когда в стесненных и трудных обстоятельствах быстро приходит понимание Бога. Это относится и к детям. Например, травят ребенка сверстники. И бывает так, что человек, которого травят, оскорбляют, избивают, понимает, что нельзя обижаться, оскорбляться на это, ведь главное не то как к тебе относятся, а то, как ты на это реагируешь.
Во время Великой отечественной войны в одном монастыре на месте разрушенного храма была школа. Тогда было раздельное обучение. И в классе был один мальчик из еврейской семьи, у него родители были состоятельные, занимали высокие посты, хорошо сына одевали, а все остальные ученики ходили в лохмотьях. И все ему завидовали, подвергали остракизму. А самый сильный ученик в классе, неформальный лидер просто сделал его своим рабом. Этот мальчик должен был исполнять все его приказы. Если он проявлял строптивость, все очень жестоко с ним расправлялись, избивали. Весь класс мог подойти и в него плюнуть. У него очень тяжелое состояние души было, он был очень подавленный, не любил ходить в школу, но никому не жаловался – ни родителям, ни педагогам, — но все время ходил мрачный, подавленный.
И вдруг однажды он явственно услышал внутренний голос о том, что надо всех любить, всем желать здоровья и со всеми здороваться. И он стал стараться так поступать, и ему стало легче. Действительно, страдания зависят не от того, что с нами происходит, а от того, как мы их принимаем. Злоба, ожесточение, желание отомстить очень плохо на нас влияют. А любовь, наоборот, нам же делает лучше. Мальчик – даже не зная Христа, не зная веры, — стал поступать так, как советовал ему внутренний голос, и стало гораздо легче. А на следующий год этот класс расформировали, и часть детей, включая мальчика и того самого неформального лидера, оказались в другом классе, и там этот лидер мальчика полюбил и стал его защищать.
Другой такой случай был с митрополитом Антонием Сурожским (Блумом), в Париже. Его родители, белоэмигранты, жили в Париже в рабочих кварталах, и их дети подвергались такому же остракизму – их местные пролетарские сверстники ненавидели «буржуев», за то что они «убежали из России». Их всячески избивали, издевались над ними. И вот однажды — ему было 8 лет, — он был в лесном лагере скаутов, и туда приехал о. Сергий Булгаков и вёл с мальчиками беседу на евангельскую тему. Сначала мальчик отнесся к этому скептически, с недоверием. И когда он вернулся домой, решил познакомиться с первоисточником. Взял Евангелие, и чтобы побыстрей закончить дело, выбрал самое короткое Евангелие – от Марка. Он прочел это Евангелие в один присест и когда закончил читать, он почувствовал, что Господь стоит рядом. Он ощутил это как реальность, не мог сомневаться в своем ощущении. И он подумал, что если все это реальность, если все это правда, то он будет любить своих обидчиков, что бы они ни делали.
Главное – воссоединиться с Богом!
Это всё различные способы любви к врагам, но самый главный, кардинальный – это воссоединение с Богом. Если Господь будет в нашем сердце, тогда мы правильно будем относиться ко всем – и к ближним, и к врагам. Будем относиться к ним по-божески, не как животные – «око за око и зуб за зуб», – а как Господь на кресте. Будем любить, потому что Господь будет в нашем сердце. Будем полноценными людьми. Самое главное – это стремление к Богу. Господь всё сделал для того, чтобы это могло осуществиться. Он отдал свои плоть и кровь, сказал, что не господствовать пришел, а служить. Обычно разные тираны, наоборот, только берут, и мы называем их кровопийцами, а Господь отдал свои плоть и кровь. Мы должны сосредоточиться на любви к Господу. Всегда стремиться о нём думать, с ним беседовать, любить его всеми фибрами души. И сосредоточиться только на этом, ведь все остальное нас отвлекает от любви. Мы должны сосредоточиться на любви. Нужно причащаться, молиться, думать о Боге. Беседовать с ним. Тогда эту заповедь мы сможем осуществить.
Свежие комментарии