Как может образованный человек в XXI веке верить в то, что Христос буквально воскрес из мертвых?
Сам вопрос подразумевает, что в предыдущие века верить в это было легче: мол, в I веке верить в Воскресение Христово было нетрудно, а вот в XXI начались проблемы. Однако дело обстоит скорее наоборот: это сейчас мы знаем, что за Страстной Пятницей следует Пасха, это мы живем в мире, где христианство является мировой религией. А Апостолы в Великую Субботу могли знать только то, что для их Учителя все кончено, что он потерпел полное и окончательное поражение. Его отверг народ, отвергли власти и, похоже, отверг Бог — во всяком случае, Он умер на кресте, со словами: Боже мой! для чего Ты оставил Меня? (Лк 15:34).
Вместо победы и славы, которую должен был бы обрести Мессия и которую разделили бы с Ним те, кто последовали за Ним, Иисус встретил позорную и мучительную смерть. Казалось очевидностью — мучительной, но совершенно неизбежной — то, что враги Иисуса оказались правы, что и Он сам, и Его ученики страшно обманулись. Ученики Иисуса вовсе не были полны энтузиазма и ожидания чуда — и потому, когда женщины возвещают им, что Христос воскрес, они сначала отказываются верить (см. Лк 24:11).
Каким же образом Апостолы приобрели неколебимую уверенность в том, что Иисус есть Мессия, Спаситель, что Он воскрес из мертвых, — уверенность, с которой они встречали гонения, преследования и саму смерть? Этому есть только одно правдоподобное объяснение — они действительно видели Его воскресшим. Может ли образованный человек в наше время верить свидетельству Апостолов? Ни «наше время», ни «образование» не делают этого свидетельства неправдоподобным, не помогают и не мешают поверить Христу.
В Библии говорится, что Бог посылал святым откровения во сне. Как следует относиться к снам?
Бог говорил с пророком Моисеем из пламени горящего куста (Исх 3:2), но это не значит, что мы должны обращаться к каждому встречному кусту за Божественным откровением. Бог открылся пророку Илии в веянии тихого ветра (3 Цар 19:12), но это не значит, что мы должны искать таинственное послание в каждом сквозняке.
Точно так же Бог говорил с некоторыми святыми во сне, но это не значит, что мы должны искать во всяком сне глубокого смысла. Как правило, сны — это всего лишь сны; их не следует путать со словом Божиим. Как говорит Бог через пророка, Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? (Иер 23:28-29).
Доверяя снам, легко впасть в мечтательность и нездоровое фантазирование, и надо отметить, что многие отцы и учители Церкви предостерегали против этого. Для духовного руководства нам даны не сны, а совсем другое — Церковь и слово божие. В затруднительной ситуации надо искать совета людей духовно опытных, прежде всего священников, а присниться может что угодно.
Виноват ли человек в своих грехах, если они являются результатом его наследственности или окружения?
Евангелие запрещает нам судить других людей — мы не знаем всех обстоятельств их жизни, и, возможно, оказавшись на их месте, мы бы показали себя еще хуже.
Однако, обращаясь к самим себе, мы должны помнить, что у нас всегда есть выбор: мы можем следовать нашим греховным наклонностям, а можем — противиться им; мы можем подражать худым нравам своего окружения, а можем — порвать с ними. И наследственность, и окружение только задают условия, в которых мы совершаем наш выбор, но они его не предопределяют. История Церкви знает разбойников, сделавшихся святыми; но бывает и наоборот — в самых лучших условиях человек делается разбойником.
Выбор всегда остается за нами. Перекладывая ответственность за наши грехи на что-то, находящееся вне нашего контроля (гены, воспитание), мы лишаем себя возможности исправить свою жизнь, признаем, что есть ситуации, когда человек вынужден творить зло.
Такая позиция уже однажды сделала многих людей легкой добычей демагогов, которые уверяли их, что в их бедах виноват кто-то другой — «буржуи», «кулаки» или «попы». Кончилось все это страшным одичанием и кровопролитием...
Церковь, напротив, учит нас, что при любых условиях, в любой ситуации любой человек может остаться со Христом и выбрать добро, и поэтому отвечает за свой выбор только он сам.
Почему умирают младенцы, не успевшие согрешить?
А почему вообще люди умирают? Ведь смерть — не обязательно наказание за личный грех. Смерть — это результат того, что все мы утратили общение с источником жизни и бессмертия — с Богом. Человеческий род обладает единством. И как наши поступки отражаются на жизни других людей, так и мятеж наших прародителей Адама и Евы против Бога отразился на состоянии человеческой природы и даже на состоянии мироздания в целом. В этой ситуации младенцы, еще не имеющие личного греха, рождаются в уже поврежденное мироздание и поэтому обладают уже поврежденной природой. И наша физическая смерть — результат этого повреждения.
Однако мы верим, что последнее слово — не за грехом, что смерть — это не окончательная реальность, а Бог в конечном итоге может обратить даже ее ко спасению людей. Мы верим, что Бог знает, когда человеку лучше быть отозванным из этой жизни: будучи ребенком, взрослым человеком или стариком, и надеемся встретить умерших в невинности младенцев в Царстве Божие.
Почему святые спорили друг с другом?
Мы верим, что святые были водимы Святым Духом, который открывал им истину. Но в то же время они расходились во мнениях и даже спорили. Как же такое могло быть, ведь Святой Дух не может противоречить Сам Себе?
Водительство Святого Духа — это не оккультное автоматическое письмо, когда сам человек как бы отодвинут
в сторону, а его руками и устами движет кто-то другой. Святой Дух направляет людей мягко и без принуждения, личность человека никоим образом не исчезает, например, мы читаем, как пророк Моисей буквально вступает в препирательства с Богом — я, мол, косноязычен, пошли кого-нибудь другого. Святой Дух не лишает человека свободы — в том числе не лишает его возможности ошибаться. Именно поэтому в Православии нет учения о чьей-то личной безошибочности. Господь не говорит «Я воздвигну такого-то человека...» Он говорит: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Истина хранится Церковью в целом, а не отдельными личностями, какими бы святыми они ни были.
Я ставила в церкви свечу за упокой и в молитве случайно упомянула имя живого человека. Что мне теперь делать?
Просто не беспокоиться об этом. Поставить свечку — это не магический акт, не технология. Это молитвенное обращение к Богу, который Сам решит, что с ним делать. Поэтому то, что Вы случайно помянули живого за упокой, не причинит никому вреда. Бывают люди, которые делают это осознанно, суеверно полагая, что этим они могут причинить вред своим врагам. Такие люди, конечно, грешат — как злым намерением, так и оскорблением молитвы, хотя и они приносят вред только себе. Но так как в Вашем случае никакого злого намерения не было, Вам и беспокоиться совершенно не о чем. Господь примет эту молитву как заздравную.
Почему в Православной Церкви женщина не может быть священником? Справедливо ли это?
Во время богослужения священник символизирует Христа, предстоя от Его имени за народ Божий, и со времен апостолов (которых поставил Сам Спаситель) это служение возлагается на мужчин. Есть ли в этом несправедливость по отношению к женщинам? Если бы речь шла о корпорации, в которой женщине не позволяют занять высокий пост или получить высокооплачиваемую работу, которую она могла бы выполнять, это было бы действительно несправедливо. Но Церковь принципиально отличается от мирского общества. В миру люди конкурируют из-за доступа к различным благам — например, к престижной и хорошо оплачиваемой работе. У людей при этом должны быть равные возможности добиваться этих благ.
В Церкви место священника не есть преимущество, которого добиваются в конкурентной борьбе; стать священником — это не приобретение, а жертва. Священство — это не престижная должность; это жертвенное служение, предполагающее суровое самоотречение. Можно возмутиться, если какая-нибудь компания запретит женщинам занимать руководящие должности; но едва ли стоит возмущаться тем, что какая-нибудь армия откажется посылать женщин на передовую.
Почему вход в православный храм всегда обращен на запад?
Это чаще всего так (хотя и не всегда), потому что алтарь в храме всегда расположен на восточной стороне — там, где восходит солнце, которое, являясь источником тепла и света, с древнейших времен воспринималось как икона, образ, напоминающий о Боге. По словам Пророка, Бог претворяет смертную тень в ясное утро (Ам 5:8). Священное Писание называет Господа нашего Иисуса Христа «Солнцем правды»: А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его (Мал 4:2). Псалмопевец сравнивает присутствие Божие с наступлением дня после полной страха и мрака ночи: Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра (Пс 129:6).
Почему принято просить заступничества Богородицы во время войн, голода и прочих бедствий, ведь эти испытания посылаются Богом в научение людям, а не из «мести»?
Гнев Бога — когда мы говорим об общественных бедствиях — проявляется в том, что Он предоставляет людям, которые оставляют Его, пожинать плоды их собственных решений. Как говорит Священное Писание, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною (Чис 14:34). Чтобы отвратить этот гнев, нужно вернуться к Богу в покаянии и вере. Но наш путь к Богу — это не путь одиночек; у нас есть святые — это те друзья, братья и сестры, которые прошли путь прежде нас. Мы можем просить их о помощи, просить молиться за нас и вместе с нами. Церковь Христова едина, и мы, ныне живущие на земле, составляем одно тело, одну семью с теми, кто уже водворился у Бога. Святые — и прежде всего, конечно, Матерь нашего Господа, Богородица Мария — продолжают заботиться о тех, кто остался на земле, и мы с полным основанием просим их о молитвенной помощи — это и есть самая адекватная попытка понять то, чему хочет нас научить Бог.
Правда ли, что дети расплачиваются за грехи своих родителей?
В определенном, ограниченном смысле — да. Если, например, родители злоупотребляли спиртным, ребенок может родиться больным; если деды устроили социалистическую революцию, внуки будут жить в крайне неблагоустроенной стране, пережившей «глад, мор, междоусобную брань и нашествие иноплеменных».
Дети, выросшие в семьях, где родители пили и скандалили, будут склонны воспроизводить такое поведение, когда сами вступят в брак. Мы живем в мире, где можем оказывать влияние (доброе или дурное) на других людей, и прежде всего на наших потомков.
Однако это не значит, что душа потомка обязательно погибнет в вечности из-за греха предка — каждый из нас сам делает выбор по отношению к Богу. Как говорит Пророк: Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается (Иез 18:20). Мы сами выбираем, следовать ли дурному примеру или не следовать, поддаваться давлению среды или нет. И, наконец, главное. Если верно, что потомки могут «расплачиваться за грехи» своих предков, то тем более могут и «вымолить» своих близких, то есть просить Бога, чтобы все, что было неверного и ошибочного в жизни близкого человека Он исправил, а мы бы не повторяли.
Автор: ХУДИЕВ Сергей
Источник: Журнал "Фома" http://www.foma.ru/
Свежие комментарии