На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Сюжет: Разводы

 «Пора пришла – она влюбилась»,— сказал поэт. И, казалось бы, дальше – прямая дорога: любовь, семья, дети. И жизнь до гроба. Это в мечтах. Но холодные цифры утверждают обратное.
По данным Росстата в прошлом году в нашей стране законным браком соединились один миллион сто тринадцать тысяч пятьсот шестьдесят две пары, что на 47 тысяч больше, чем в предыдущем. Но почти на столько же стало больше и разводов. Около трети от всех заключенных браков повторные. А многие современные пары вообще предпочитают никак не оформлять свои семей-ные отношения, что ведет к росту числа детей, рожденных вне брака. У нас они составляют, как, впрочем, и на Западе, 30 процентов от общего числа новорожденных. Кстати, по мнению запад-ных социологов, добрачное сожительство приводит к увеличению количества разводов, в то время как семейная жизнь, начавшаяся с заключения брака, более устойчива.
Из более чем миллиона новых семейных пар, 156 тысяч венчались. Это немного, всего 14 процен-тов. Но, к сожалению, распадаются даже и эти семьи, пренебрегая тем, что сказал сам Господь: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Церковный брак,— это не брачный договор, это не запись в книге актов гражданского состояния, это не просто обряд, хотя и очень торжественный и красивый. Церковный брак –это таинство. Ко-гда два человека, не подписывая никаких бумаг, не получая штампа в паспорте, дают обет не ро-дителям, не государству, а — Богу. И сам Господь в таинстве венчания благословляет их на совме-стную жизнь, рождение и воспитание детей.
Правда, существуют случаи, предусмотренные церковными канонами, когда Церковь разрешает расторгнуть брак. До революции этим занимался церковный суд. Сегодня — специальная канони-ческая группа при епархиальном совете.
                                                       ***
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – У нас в гостях – член канонической группы при епар-хиальном совете Москвы протоиерей Феодор Бородин. Здравствуйте, отец Феодор.
Протоиерей Феодор Бородин: – Добрый день.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Отец Феодор, прежде всего, расскажите о канониче-ской группе, чем она занимается, какие вопросы рассматривает?
Протоиерей Феодор Бородин: – Существуют вопросы, которые находятся не в компетенции при-ходского священника, а епархиального архиерея. В случае Москвы – это Святейший Патриарх, но поскольку Москва – это город с колоссальным населением, все эти вопросы лично Патриарх раз-решить не может. Поэтому люди с ними приходят в специальную комиссию, где их выслушивают и, по благословению Патриарха, дают уже наработанные объяснения в стандартных ситуациях, а также принимают от них прошения на имя Патриарха. Основные вопросы, которыми мы занима-емся – это вопросы распада православных семей, отпевания самоубийц, браки с инославными, браки в степени родства.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Но, как я понимаю, основные вопросы – это вопрос церковных разводов?
Протоиерей Феодор Бородин: – Да, безусловно.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Отец Феодор, я хотел бы, чтобы Вы рассказали нашим зрителям – какие причины могут быть, чтобы Церковь признала брак распавшимся.
Протоиерей Феодор Бородин: – Дело в том, что большинство приходящих к нам ставят вопрос не правильно. Они говорят: «Разведите нас». Я хочу сказать всем: Церковь не разводит, церковного развода не существует в принципе. Церковь может только с грустью, с болью, признать, что эта семья не является христианской. Она может только утвердить тот факт, что семья или один из суп-ругов ведет себя не совместимо с высотой христианского учения о браке. В основном, это все ук-ладывается в предательство: прежде всего в прелюбодеяние, потому что прелюбодеяние не со-вместимо с браком и любовью в христианском понимании. Если человек ищет себе плотского утешения на стороне, то он или разучился любить, или никогда не любил вообще, как положено христианину. Мне пришлось, однажды, очень удивиться, когда я изучал церковные каноны о бра-ке. Когда венчается вдовец, а мы знаем, что в случае смерти супруга оставшийся в живых может создать другую семью, то он на год или два отлучался от причастия. Я думал, почему так, и пришел к такому выводу: за то, что он не сохранил верности своей второй половине, которая ждет его в другом мире. Поэтому христианский брак не предполагает расторжения, ни при каких обстоя-тельствах.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – У нас есть первый звонок.
Телезрительница: – Здравствуйте. Мы хотим венчаться, но в церкви нам сказали, что без регист-рации нас не обвенчают.
Протоиерей Феодор Бородин: – Церковный брак – это высшая ступень, взойти на которую можно лишь пройдя все предыдущие. Если Вы не хотите взять ответственность за своего супруга перед обществом то, как Вы можете быть ответственными за него перед Богом. Обычно это происходит от лукавства. Хотя у меня был случай, когда венчалась девушка – жительница Латвии, причем она не была ни гражданкой России, ни гражданкой Латвии, ее просто нигде не расписывали. Вот, на свой страх и риск, я их повенчал. И я знаю, что это – хорошая, счастливая семья. Во всех остальных случаях, если ничто не препятствует, надо регистрировать свой брак.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – У нас есть еще звонок. Здравствуйте.
Телезрительница: – Здравствуйте. Я состою с моим мужем в браке уже два года, у нас есть ребе-нок, все вроде хорошо. Но муж в первом браке был венчан. Что нам нужно сделать, чтобы обвен-чаться?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – По-моему, типичная ситуация.
Протоиерей Феодор Бородин: – Да, типичная ситуация. Есть возможность обвенчаться. Человеку, который стал причиной распада семьи нужно, конечно, покаяться. Ему надо пойти на исповедь и понести какую-либо епитимию, потому что это – страшный, смертный грех и за него надо будет ответить перед Богом. Бывают случаи, когда человек пришел к Богу уже после распада семьи, и тогда для него венчание было просто формальностью и красивым обрядом, как часто сейчас бы-вает. Но вот он пришел к Богу, и уже этот брак хочет построить по-настоящему. Тогда он должен обратиться к своему епископу, в случае Москвы к Патриарху, в нашу комиссию. Только он может разрешить повторное венчание. Святейший Патриарх рассматривает прошение и если видит, что не возможно восстановить распавшуюся семью, что создана уже новая, может разрешить повтор-ное венчание, как снисхождение к человеку.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Спасибо отец Феодор. Еще звонок. Здравствуйте.
Телезрительница: – Здравствуйте. Моя дочь уехала в Италию и там вышла замуж за итальянца. Возможен ли брак с инославными?
Протоиерей Феодор Бородин: – Церковный брак c инославными возможен, если Патриарх видит, что семья уже создана, и если инославная сторона дала письменное обязательство в том, что дети будут воспитаны в Православной вере, и не будет препятствий православной стороне в ее церков-ной, молитвенной жизни.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вернусь к своему первому вопросу. Какие еще при-чины могут быть, чтобы человек мог получить благословение на новый церковный брак?
Протоиерей Феодор Бородин: – Эти причины также связаны с предательством – это алкоголизм, в этом случае пострадавшая сторона может сказать, что меня предали, и брак больше не возможен. Это также наркомания, самовольное оставление одним супругом другого. Семью могут нести только два человека, один ее никак не сможет вынести. Это также пропажа без вести более 5 лет, сумасшествие, впадение в зловредную, крайнюю секту. Все причины, можно сказать, восходят к прелюбодеянию, к измене.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Отец Феодор в случае развода пострадавшая и на-несшая удар сторона обе имеют равные возможности для заключения нового церковного брака?
Протоиерей Феодор Бородин: – Спаситель сказал, что не позволяю разводиться, кроме вины пре-любодеяния. Вот это слово «позволяю» – ключевое. Если человек увлекается стихиями мира и прелюбодействует, то право расторгнуть брак или простить и сохранить его предоставляется по-страдавшей стороне. Если же измены происходят постоянно, то пострадавшая сторона может ска-зать: «Я больше не могу, это не совместимо с любовью», и канонические прещения к этой стороне не применимы. А человек виновный в распаде семьи не может сразу, без покаяния, создать но-вую, он должен нести епитемию. Но, обычно, такие люди не спрашивают у священника «Что де-лать», а дальше живут своей жизнью. Бывает, что через много лет, пройдя через боль, руины, они приходят к покаянию, и часто, как раз через тот срок, который для него положен.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А в чем Вы видите, отец Феодор, причину того, что распадаются именно церковные браки в наше время. Казалось бы, эти браки должны быть вообще нерушимы по своей природе.
Протоиерей Феодор Бородин: – Один московский священник, на вопрос как создать хорошую, христианскую семью, говорил, что нет ничего проще – берешь хорошего христианина и хорошую христианку и получается хорошая христианская семья. К сожалению, наши молодые часто этого не понимают. Не понимают, что только после свадьбы начинается настоящая жизнь, и только в дур-ных романах все заканчивается свадьбой. Начинается огромная работа по преодолению своих недостатков, немощей, что любовь – это всегда принесение себя в жертву. Глубинная причина распада семьи – это то, что мы разучились любить. Мы любим для себя, мы пользуемся человеком, его молодостью, талантом, умом, тем, как он готовит, тем, что нам с ним хорошо. Как только нам с ним становиться плохо: он заболел, постарел, современный человек его оставляет. Любовь же – это когда человек всего себя отдает, когда он собой жертвует.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – У нас еще звонок. Здравствуйте
Телезрительница: – Здравствуйте. Мой муж – старообрядец, а я православная, но когда венчались, не сказали об этом. Как это скажется на наших детях? Мы любим друг друга.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Спасибо за Ваш вопрос.
Протоиерей Феодор Бородин: – Я думаю, если люди друг друга любят, то они любят и своих детей и дети будут хорошие, плохо это на них не скажется.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Если люди, действительно, а не формально, принад-лежат какой-либо общине или Церкви, никакой старообрядец не создал бы семью с женщиной, которая принадлежит Русской Православной Церкви, поверьте мне. Часто бывает так, что и право-славные и старообрядцы называют себя так только по формальному признаку своего крещения. Мне кажется, что Вам следует продумать принадлежность к нашей Церкви, прийти в храм, испо-ведоваться, причаститься и мужа с собой привести, чтобы он окончательно решил, кто он: право-славный или старообрядец.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Отец Феодор, Вам удавалось кого-то отговорить от развода?
Протоиерей Феодор Бородин: – Знаете, это все равно, что спрашивать у патологоанатома вылечил ли он кого-нибудь. К нам приходят уже со смертью семьи. Но один раз удалось, за три года. И это, я считаю счастьем и чудом.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А не слишком ли легко Церковь в последнее время дает разрешение на повторное венчание? И несут ли какую-то ответственность перед Церковью люди, не сохранившие свой венчанный брак?
Протоиерей Феодор Бородин: – Не может существовать ответственности перед комиссией. Если человек живет в рамках какого-то прихода, если у него есть духовник и он исповедывается и при-чащается, тогда он несет перед ним ответственность. Если человек живет со Христом в сердце, то он настолько трагично воспринимает развод, настолько себя казнит, что он пойдет на расторже-ние брака только в самом крайнем случае. И сам себя накажет, и сам епитимию понесет. Человек же, который венчался формально, не может представить себе последствий и ответственности. Любой грех несет на себе последствия, и любой грех рождает страдания.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Что можно сделать, чтобы люди, все же, понимали, насколько серьезно таинство венчания?
Протоиерей Феодор Бородин: – Надо воцерковлять людей, разговаривать с ними.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Люди ждут регистрации брака в Загсе по 3 месяца. Может быть и нам нужно также назначить срок в течении которого люди будут готовиться к этому таинству, какие-то беседы с ними проводить.
Протоиерей Феодор Бородин: – Безусловно, это необходимо сделать. Мы также просим готовя-щихся к венчанию исповедоваться и причаститься перед ним. Но часто бывает, что они делают это один раз и после венчания пропадают. Хотя мне кажется, если священник подходит не формально, скажет им какие-либо проникновенные слова, и люди увидят, что он, действительно, заинте-ресован в них, то они не пропадут. И когда они в своей жизни встретятся с трудностями, то могут вспомнить об этих словах. Бывают приходы, в которых у священника нет ни одной свободной ми-нуты, тогда нужно дать почитать им что-то о браке, поговорить, подготовить. И срок подготовки к венчанию также назначить.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Я знаю, что во многих приходах такая работа ведется, и думаю, она принесет свои плоды.
Однажды к Иисусу Христу приступили фарисеи с вопросом: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Спаситель сказал: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует, и женившийся на разведенной пре-любодействует». Боюсь, что я не преувеличу, если скажу, что сегодня эти слова Спасителя боль-шинством семейных и несемейных людей не воспринимается всерьез.

Источник: Седмица.Ru
http://pravkniga.ru/tainstva.html?id=907

Картина дня

наверх