На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

23 октября день памяти Амвросия Оптинского

Амвро́сий О́птинский (в миру Александр Михайлович Гренков; 21 или 23 ноября 1812 года — 10  октября 1891 г.) — священнослужительРусской православной церквииеромонах. Прославлен в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской православной церкви; почитался при жизни как старец. Прообраз старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Фотография А.
М. Гренкова (Амвросия Оптинского). 1870-е годы.
 

Служение в Оптиной пустыниПравить

8 октября 1839 г. прибыл в Оптину пустынь. 2 апреля 1840 года был определён послушником монастыря[1]. В ноябре того же года перешёл в скит под руководство старца о. Леонида[1]. Был несколько месяцев на послушании в кухне. Сначала был помощником повара о. Геннадия, а позже сам стал поваром монастыря[1]. После послушания на кухне стал келейником старца о. Леонида, занимался письмоводством[1]. После смерти старца 11 октября 1841 дальнейшее послушание проходил у старца о. Макария[1].

29 ноября 1842 он принял постриг и был наречён Амвросием, в память святителя Амвросия Медиоланского. 4 февраля 1843 рукоположён во иеродиакона. 7 декабря того же года на пути в Калугу простудился и тяжело заболел. 9 декабря 1845 рукоположён во иеромонаха, но из-за болезни почти не мог служить (стал нештатным). Был пострижен в великую схиму без изменения имени.

23 августа 1846 года Амвросий был назначен епископом Николаем помощником о. Макария по старчеству[1]. После смерти о. Макария 7 сентября 1860 года принял на себя труд старчества[1].

28 августа 1868 года старец Амвросий опасно заболел. Игумен Исаакий послал в село инока с просьбой принести в Оптину пустынь Калужскую икону Божией Матери. Чудотворную икону доставили в монастырь. После молебна с акафистом Богородице в келье старца и молитв, Амвросий выздоровел.

[2]

12 апреля 1870 получил наперсный крест[1].

Казанская Амвросиевская пустынь (Шамординский монастырь)

Благословил своё духовное чадо схимонахиню Софию на создание недалеко от Оптиной, с сельце Шамордино, женской общины, которая позже была преобразована в Шамординскую обитель[3]. Днём создания монастыря считается 1 (14) октября 1884 года, когда была освящена первая церковь, устроенная трудами Оптинского старца Амвросия. Поставленная старцем Амвросием игуменья София за четыре года своего настоятельства устроила монашескую жизнь монастыря[4].

После кончины игуменьи Софии старец Амвросий благословил на игуменство другую духовную дочь – монахиню Евфросинию, которую на закате жизни не благословил уходить на покой, несмотря на болезни[5]. Скончался 10 (23) октября 1891 года в основанной по его благословению Шамординской обители.[6]

На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла«Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1Кор. 9:22).

Семья

Кузен Амвросия — представитель белого духовенства — Алексей Гренков, получивший в Тамбовской духовной семинарии фамилию Разумов, служил протоиереем в лучшем приходе Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, старейшем каменном храме Тамбовской епархии — церкви Рождества Пр. Богородицы, построенной в 1781 году в селе Ростоши. За свое многолетнее служение протоиерей о. Алексей Разумов, Борисоглебскийблагочинный, был награжден орденом Св. Владимира. По свидетельству ростошинского духовенства, однажды по молитве о. Алексея произошло чудо — на поле, поедаемое червями, слетелась стая скворцов и спасла посев от вредителей[7].

 

Встречи, беседы, поучения

Amvrosiy.jpg
 

 

Евгений Погожев (Поселянин) говорил:

Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нём. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли.

В. В. Розанов писал:

Благодеяние от него льётся духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него… Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело.

Выражения Амвросия Оптинского:

Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - моё почтение
 

Литература

  • Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия / Сост. Агапит (Беловидов), схиархим., 2-е изд., М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. 440 с., 10 000 экз., ISBN 978-5-7533-0614-2
  • Между страхом и надеждой: Преподобный Амвросий Оптинский: Житие, наставления / Сост. В. Каткова. М.: Православный приход храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви, 2012. — 224 с., 4000 экз., ISBN 978-5-98891-615-4
  • Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857-1859) М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 383 с.: илл. ISBN 978-5-7429-0717-6
 

Труды

 
Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле.
 
Праведность безсмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем.1, 12-16).

 
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891):
 
«Господь долго терпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».
 
Ссылка на первоисточник
наверх