Вопрос
В христианстве считается, что человек обладает свободой воли и сам определяет свой путь. Однако проф. А. И. Осипов в своих лекциях часто говорит, что Богу заранее известно, как человек распорядится своей свободой. Также и святые (напр., Серафим Саровский) могли предсказать человеку его будущее, иногда на много лет вперед.
Так есть ли свобода воли и как ее понимать?Ответ
Уважаемая Валентина, соотношение свободной воли человека и промысла Божия – тема, которая издревле обсуждалась в святоотеческих творениях, стояла перед христианским сознанием. Принципиально самый общий ответ можно найти в словах преподобного Иоанна Дамаскина о том, что Бог все предвидит, но не все предопределяет, и в учении Церкви, исходящем из евангельских слов, что Бог послал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Мы все условно предопределены ко спасению, то есть спасение нам всем дается предопределением Божиим как возможность, но не как принудительность. Да, Господь в каждый момент нашего бытия ведет человека ко благу и дает ему возможность выбора – самоопределения с добром или со злом. И даже если мы постоянно коснеем во зле, у нас эта возможность до конца нашей земной жизни остается. И это есть предопределение Божие о нашем спасении. Но, действительно, оно не связывает нашей воли. Господь иной раз напоминает нам о Себе решительно. Человеку, который не слышит Его слов тихих, напоминает когда-то через болезни, когда-то через скорби, когда-то через тяжелые жизненные обстоятельства.
Это то, что люди называют наказанием. По этимологии славянское слово «наказание» сходно с «поучением» — напоминанием, свидетельством о том, что нельзя замкнуться в земной жизни, жить иллюзиями о том, что ты здесь только можешь устроится, и все у тебя может образоваться само по себе. Это напоминание, что ты создан для вечности. И это совершается в нашей жизни. Ну а дальше уже наша свободная воля.Если же говорить о соотношении свободной воли и благодати, то можно припомнить образ, приведенный протоиереем Валентином Свенцицким. Он говорит, что свобода и благодать соотносится так: Господь дает тебе поручение поднять камень, который ты явно не способен поднять, это выше твоих сил. Но ты слушаешься и начинаешь это делать, ты прилагаешь все силы для того, чтобы камень этот поднять, не задумываясь о том, почему это тебе поручено. И вот когда ты употребил все свои усилия, то в какой-то момент невидимая десница начинает вместе с тобой поднимать этот камень. Он начинает сдвигаться. Но это еще не все: в какой-то момент, когда он достигнет такой высоты, когда твоих рук уже не хватает, эта десница уже без всяких твоих усилий поднимет его и поместит туда, куда тебе было поручено. Вот соотношение свободы и благодати. Человек должен делать все, что в его силах, но, на самом деле, всегда рядом с ним любящая рука Божия, которая поддержит, укрепит, а потом сделает и то, что выше нашей меры.
Подробнее о предопределении Вы можете почитать в соответствующих разделах творения преподобного Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», в книге блаженного Августина «О граде Божием», в целом ряде его проповедей, которые так и называются «О предопределении». Доходчиво толкует об этом также прот. Валентин Свенцицкий в своих «Диалогах». О предопределении в догматическом смысле смотрите соответствующие разделы «Православно-догматического богословия» митрополита Макария (Булгакова).
Свежие комментарии