ЧИН ВЕЛИКОГО И МАЛОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ. ИСТОРИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ
Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным — для сообщения чрез них благодати и благословения человеку.
Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды — стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих.
Два евангельских события главным образом освятили воду: крещение Господа в струях Иорданских и возмущение воды от Ангела в Силоамской купели. В воспоминание этих событий в Православной Церкви соответственно установлено два водоосвящения: великое и малое водоосвящение.
Великое водоосвящение совершается исключительно в навечерие и в самый день праздника Богоявления. Водоосвящение называется великим по особой торжественности обряда и воспоминания крещения Господня.
Великое водоосвящение совершается в конце богослужения в навечерие праздника и в самый день праздника и в основном состоит из: пения стихир «Глас Господень на водах», чтения трех паремий, прокимна, Апостола и Евангелия, мирной ектении и освятительной молитвы с прошениями об освящении воды.
И, наконец, — самого освящения воды с троекратным погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».
Малое водоосвящение положено совершать в начале каждого месяца. На этом основании оно совершается 1-го августа и поэтому иногда называется «августовским водоосвящением». Затем малое водоосвящение совершается в преполовение Пятидесятницы в воспоминание того, что Иисус Христос учил народ о воде живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 10). Оно совершается также пред литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и кроплением святой воды. Наконец, оно может быть совершено по желанию каждого верующего во всякое время (на дому или в храме) в соединении с молебным пением.
Малое освящение воды, так же как и великое освящение воды, восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.
В Постановлениях апостольских установление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. По свидетельству Барония (за 132 год), древний обычай совершать малое освящение воды, существовавший со времен апостольских, утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским, пострадавшим при императоре Адриане (117—138 гг.). Вальсамон, патриарх Антиохийский (XII в.) в толковании на 65 правило Трулльского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и объясняет, что отцы этого Собора постановили совершать малое водоосвящение в начале каждого месяца в противодействие языческим суеверным обычаям в новомесячие, державшимся долгое время среди христиан.
Окончательное образование чина малого водоосвящения приписывается Константинопольскому патриарху Фотию, жившему в IX в.
ЧИН МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ
Чинопоследование малого освящения воды всецело направлено к тому, чтобы в освященной воде подать верующим благодать, избавляющую от скорбей и недугов телесных и душевных, бедствий внешних и внутренних, временных и вечных.
Малое водоосвящение по своему составу подобно утрене в соединении с литией.
После начального возгласа священника и обычных начальных молитв читается 142-й псалом, словами которого томящийся дух и унывающее сердце христианина возносят ко Господу молитву в чаянии благодатного избавления от зол внутренних и скорбных обстоятельств внешних.
После псалма поют «Бог Господь» и тропари Пресвятой Богородице как первой по Господе нашей Ходатаице и несомненной надежде всех отчаянных и погибающих.
Затем читается 50-й псалом и взамен канона поются тропари ко Пресвятой Богородице: «Еже радуйся ангелом приимшая...».
В этих тропарях (числом 34) содержится умилительное моление об избавлении нас «от всякия нужды и печали». Кроме молений к Богородице, воссылаются молитвы Архангелам и Ангелам, Крестителю Иоанну, апостолам, мученикам и бессребренникам.
К тропарям поются соответствующие припевы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас» и др.
Если водоосвящение совершается во время молебна, то чин водоосвящения начинается (после чтения Евангелия) пением этих тропарей: «Еже радуйся» (начало чина водоосвящения опускается).
После пения этой первой группы тропарей диакон возглашает: «Господу помолимся».
Хор: «Господи, помилуй».
Священник: «Яко Свят еси, Боже наш…».
И после этого поются тропари: «Ныне наста время всех освящающее». Тропари заключаются пением Трисвятого. Во время пения этих тропарей совершается малое каждение храма или дома.
После пения тропарей произносится прокимен, читается Апостол (Евр. 2, 11—18) и Евангелие (Ин. 5, 1—4). В апостольском чтении возвещается о том, что Господь, освящающий всех, Сам был искушен, может и искушаемым помочь. В евангельском чтении повествуется об иерусалимской Овчей купели, в которой чудесно исцелялись больные при возмущении в ней воды от Ангела.
После Евангелия произносится мирная ектения, в которой воссылают прошения об освящении воды, чтобы она была целительна для душ и телес наших, и чтобы Господь пьющих эту воду и окропляющихся ею избавил от всякой скорби, гнева и нужды.
После ектении священник читает молитву об освящении воды. Эта молитва отличается от молитвы, читаемой при великом водоосвящении. В молитве малого водоосвящения Церковь, призывая в ходатайство Божию Матерь, Ангелов и святых, умоляет Господа, чтобы Он исцелил наши недуги душевные и телесные, даровал здравие и спасение Святейшему Патриарху, правящему епископу и всем православным христианам. При этом вода благословляется рукою священнодействующего. Затем священник трижды благословляет воду честным крестом, погружая его в воду, и при этом трижды поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...».
После этого священник окропляет храм (или дом) и людей, а хор в это время поет тропари: «Источник исцелений...».
Водоосвящение оканчивается литией: произносится сокращенная сугубая ектения и затем читается молитва, положенная на всенощном бдении на литии «Владыко Многомилостиве...», после которой бывает отпуст, дается крест для целования с окроплением святой водою.
Малое водоосвящение по своему построению и содержанию, как видим, отличается от великого водоосвящения. Последнее не имеет начального возгласа и обычного начала с чтением псалмов и пением «Бог Господь» и тропарей, заменяющих канон. Сходство только имеется со второй частью чина малого освящения воды, начиная со стихир: «Ныне наста время всех освящающее».
Но и в этой второй части стихиры и тропари на освящение воды разные. Так, например, при малом водоосвящении тропарь «Спаси, Господи…», при великом — «Во Иордане…».
Наконец, чин великого водоосвящения не имеет в конце литии.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ОСВЯЩЕННОЙ ВОДЫ
Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.
Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой, в отличие от великой агиасмы — воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление св. водою для ободрения и благодатного укрепления верующих на предлежащие им труды и подвиги. Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении.
Гермоген Шиманский
Литургика: Таинства и обряды
2 июня 2006 года
Крещенская вода – помощь в борьбе с грехами и страстями
Протоиерей Георгий Городенцев о силе агиасмы …
Обычно считают, что святая вода, особенно крещенская, помогает при телесных болезнях, что действительно так. Но при этом иногда забывают, что оная помогает и при греховных болезнях души, т.е. при насильстве страстей. Господь сказал: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15,19). Ведь в сердце человеческом гнездятся страсти, которые являются следствием наклонности падшей человеческой природы ко греху, ибо страсти порождают грех, когда человек действует по ним. Не заботящиеся о своем спасении, особенно атеисты, действительно живут и действуют по своим страстям, кои, как им кажется, являются «основой» их жизни, а само такое страстное действие – «свободой». Таковым святая вода вряд ли поможет исправить свою жизнь, пока они сами этого не захотят.
Иное дело православные христиане, стремящиеся жить благочестиво. Они борются с грехами и страстями, но тогда против них начинает воевать бес. Святые отцы сравнивали сие со школой художника, в которой сидит множество учеников и что-то рисуют. Пока ученик (речь идет о не заботящихся о своем спасении) делает это так, как художнику нравится, он просто прогуливается между рядами рисующих, изредка поглядывая на их мазню. Но стоит какому-то ученику (православному христианину) отклониться от задания, как художник подходит к мольберту и своей рукой что-то подправляет. Так и в деле борьбы со страстями: стоит какому-то бывшему ученику диавола немножко уклониться от действующих в его душе и сердце страстей, как бес тут же старается это исправить в свою пользу. Делает он это, главным образом, с помощью прилогов, вкладывая в ум человека страстные или побуждающие к действию страсти помыслы.
Вообще говоря, борьба со страстями и без действия бесов – дело трудное, т.к. здесь христианин борется со своей собственной падшей природой, борется с самим собой. Почему, по словам преподобного Иоанна Лествичника, такая борьба является причиной венцов или падений: венцов, если христианин победит самого себя; падений – если он будет побежден страстями. Это напоминает колеблющиеся весы в человеческой душе, на греховную чашу которых бес через прилоги подбрасывает свои гирьки или, лучше сказать, тяжелые гири с той целью, чтобы весы перевесили в его пользу. В такой борьбе весьма помогает святая вода, особенно крещенская, поскольку она прогоняет беса и разрушает его прилоги, являясь из-за сего весьма весомой ценностью на чаше добродетели.
Рассмотрим это более подробно на примере борьбы с самой распространенной страстью – блудной. По словам преподобного Антония Великого в теле человеческом бывает троякое движение плоти: одно естественное, но оно не действует, когда душа не хочет; другое от безразличного употребления пищи и пития; и третье – от демонов. Итак, если в теле человеческом происходит естественное движение, и душа хочет этого, услаждаясь помыслами и разжением плоти, то святая вода такому человеку не поможет. Сначала ему необходимо перестать наслаждаться помыслами и сим разжением, а лучше возненавидеть блудную страсть, и тогда, начав борьбу с ней, можно употреблять крещенскую воду, которая в таком случае будет весьма полезна. Полезной она является и тогда, когда христианин по нерадению оказался невоздержан в пище и питие, что вызвало в нем действие блудной страсти. Но если он оного не желает и борется с ним, то здесь ему полезно употребить святую воду. Особенно же полезна она, если действие блудной страсти происходит непосредственно от демонов. Признак последнего в том, что человек и не хочет, но в голову его постоянно, упорно лезут и лезут блудные помыслы и пожелания. В таком случае, сколько бы они не лезли, все прогоняй молитвой, время от времени употребляя при этом крещенскую воду. Победит тот борец (христианин или бес), кто окажется в этой борьбе упорнее.
Следует заметить: иногда православные христиане при наплыве греховных страстей избегают употреблять крещенскую воду, мня, что ее можно пить только натощак. Отчасти это и верно, но лишь в обычной ситуации, при повседневном ее употреблении. Если же душа горит от блудных помыслов и пожеланий, то тут уже выбирать не приходится; здесь лучше соблюсти заповедь Божию о воздержании от блуда (Исх.20,14), чем правило человеческое. Так никакой человек не будет в обычное время обливать свой дом и вещи в нем водой, но если в доме занялся пожар, то деваться уже некуда. Так и душа человека, когда сгорает в блудной страсти, действовать надо быстро.
Дай же Бог, чтобы святая крещенская вода послужила нам всем во спасение души и помощью в борьбе со греховными страстями и похотями.
Протоиерей Георгий Городенцев (Одесса)
Всех поздравляю с праздником Крещения Господня!
Фильм о празднике Крещения Господня
Небольшой видеофильм, посвящен празднику Богоявления. В качестве музыкального сопровождения использованы записи одного из певческих квартетов Сретенской Духовной семинарии.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.
(AVI файл, 352x256 пикс., 35 Мб, продолжительность 06:58 мин)
Скачать фильм http://www.pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/kreshenie.avi
Ист: http://www.pravoslavie.ru/put/2319.htm, http://www.pravoslavie.ru/put/2048.htm
http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/18/krewenskaya_voda_pomow_v_borbe_s_grehami_i_strastyami/
Свежие комментарии