На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

ПОЗНАНИЕ с позиции философии и ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ.

 

ПОЗНАНИЕ с позиции философии и христианской веры.

Сотворение человека совершено было по образу и подобию БОЖИЮ:

в отличие от всех других живых существ,

человек имеет бессмертную душу-разум, волю и чувства:

он способен мыслить и имеет свободу выбора между добром и злом[1].

            Краткая аннотация.

            Ключевые слова. Познание, рассудок, разум, мышление, понятия, суждения, умозаключение, истина.

В обыденной жизни, мы часто сталкиваемся с понятиями разум, мышление, истина и т.д. Они имеют конкретное значение и часто люди случайно или намеренно подменяют эти понятия. Человек, «способен мыслить», то есть познавать мир. В статье очень кратко рассмотрено современное представление (четыре вопроса) по  теме «познание». Это достаточно сложная для понимания тема. Надеюсь, что братьям и сестрам по вере, увлекающимся наукой и философией, статья будет полезна и интересна.

Актуальность.        

        Китайский философ Лао -Дзы по поводу истины сказал: «То, что может быть высказано, не может быть истинным, а Истина не может быть высказана. Только это можно сказать, и только это будет истинным».

Религиозное учение Абеляра [2,3,4] состояло в том, что Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера, говорил он, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности.

Абеляр утверждал, что единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. По его мнению, даже апостолы и отцы церкви могли заблуждаться. Это означало, что любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной. Был сторонником веротерпимости, то есть существования в обществе различных религий.

            Человек несёт одинаковую ответственность, как за добрые, так и за злые дела, все его поступки продиктованы не Богом, а его внутренними намерениями.

            В случаях, когда разум оказывается бессильным, человек может  прибегнуть к помощи веры.

            Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи. Под ней он понимал некий целостный мировой Разум, Сущность и внутреннее содержание всех вещей. Этот Разум (Дух) есть бесконечная «мощь и неисчерпаемое богатство», то есть исток всего Сущего. Абсолютная идея в свёрнутом (скрытом) виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления.

            В ходе саморазвития, свободный по своей сути мировой Разум последовательно проходит ряд ступеней, развиваясь от абстрактного, простого «бедного» к конкретному сложному «богатому» состоянию, а исходной клеточкой абсолютной идеи является понятие, как непосредственный источник всех конкретных вещей, их внутренний духовный стержень.

            Абсолютная идея - начало, которое активно и деятельно, «Всё действительное разумно, всё разумное действительно», то есть существует.

            Человек, рождается способным мыслить. Всю свою жизнь он познаёт мир, как материальный, так и духовный. Так что же такое «познание», каковы его границы. Все эти вопросы всегда волновали лучшие умы человечества.

Вопрос1 Проблема познаваемости мира.

Познание-это процесс духовного освоения человеком мира;

Цель его - постижение истины.

Следует отметить, что до 19 века познание изучалось в единстве с онтологией, в прошлом веке изучение процесса познания было выведено в самостоятельную науку – гносеологию. В последнее время философы обычно используют более употребительное в англо - язычных странах понятие эпистемология.

Эпистемология – это часть философии, изучающая то, как мы получаем знания о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверны или нет человеческие знания.

Из вышесказанного уже видно, что существует два ответа на вопрос познания.

1)      Познавательно – реалистический (гносеологический).

2)      Агностицизм.

Агностицизм – это учение-убеждение, установка, отрицание возможности достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Следует рассмотреть понятие скептицизм. Основателями считают Протагора и Пиррона. Протагор считал, что «как оно кажется, так оно и есть». Пиррон считал достоверным чувственное восприятие и полагал, что заблуждения возникают при попытке перейти от явления к его основе – сущности. Такой ход мысли привёл его к позиции воздержания от окончательных суждений.

            На рубеже 19-20 веков (Д.Юм, И.Кант) сформировалась разновидность агностицизма - конвенционализм (соглашение – конвенция).

            Конвенционализм – это философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учёными. Сторонниками являлись Жуль Анри Пуанкаре, Карл Поппер, Имре Лакатос.

            С точки зрения гносеологического реализма мир материальных систем не ограничивается чувственными восприятиями свойствами и отношениями, за ними скрываются и в них проявляются, хотя не редко, искажённые сущностные связи и отношения.

            Постараемся ответить на вопрос. Познаваем ли мир? Есть два ответа на этот вопрос.

А) Есть группы учёных и философов, считающих, что мир познаваем, в том числе с помощью открытых Гегелем законов философии (например, о «переходе количества в качество»).

Свою точку зрения они отстаивают новыми открытиями и достижениями человечества в различных областях знаний. Да это так, но существует и граница познания.

Их точку зрения спросите лучше у них. На мой взгляд, для таких заявлений нет оснований.

Б) Есть группа учёных, философов и православных священников, считающих, что мир непознаваем. Думаю, что мы, братья и сёстры, относимся к этой группе.

Пример 1. Физикам ясно, что мир с помощью человеческих чувств познать не представляется возможным. В природе слоны и дельфины обмениваются информацией при помощи соответственно инфразвуковых и ультразвуковых колебаний, которые человеческое ухо не слышит. Их можно «услышать» с помощью приборов. В природе существуют электромагнитные волны (видимой и невидимой части спектра), излучения (в том числе радиоактивные) и звуковые колебания среды в диапазонах, исключающих человеческое восприятие. Мы не можем ощущать воздействия среды (материи) на организм человека, но с помощью инфразвука можно свести человека с ума, вызвать остановку сердца, сильная доза радиоактивного облучения может иметь смертельные последствия.

Мы не можем «увидеть» объекты Вселенной, излучающие в рентгеновском диапазоне, но они реально существуют и их можно наблюдать с помощью специальных приборов.

            Пример 2. В течение XX столетия астрофизики постепенно пришли к заключению, что в видимых и ставших привычными образах галактик содержится не более 10% от реально содержащейся во Вселенной материи. Примерно на 90% Вселенная состоит из материи, форма которой остается для нас тайной, поскольку наблюдать ее мы не можем, и по совокупности вся эта темная материя получила название темной материи. (Иногда еще говорят о недостающей массе, однако этот термин нельзя назвать удачным, поскольку в такой терминологии её лучше было бы, вероятно, назвать избыточной.) Впервые тайные откровения подобного рода в далеком 1933 году озвучил швейцарский астроном Фриц Цвики (Fritz Zwicky, 1898–1974). Именно он указал, что скопление галактик в созвездии Волосы Вероники, судя по всему, удерживается вместе гораздо более сильным гравитационным полем, чем это можно было бы предположить, исходя из видимой массы вещества, содержащегося в этом галактическом скоплении. Следовательно, большая часть материи, содержащаяся в этой области Вселенной, остается незримой для нас. [5].

            Следует отметить, что Цвики первым предсказал существование нейтронных звёзд [5], введя в науку понятие «морфологический анализ». Он размести по одной оси (Х)-массу, по оси (У)-светимость звёзд. Сделав экстраполяцию, он блестяще предсказал существование нейтронных звёзд.

Пример 3.Любой закон природы, открытый человеком, который можно однозначно подтвердить экспериментом, на самом деле является потолком знания человечества. Мы знаем, что закон выполняется (иногда в определённых пределах), но нам не дано знать, ПОЧЕМУ он выполняется. Мы знаем, что взрывчатые вещества, при определённых условиях способны к взрыву, но мы не знаем, почему взрывчатка взрывается.

Таким образом, кратко рассмотрен вопрос о познаваемости материального мира. Из вышеизложенного следует, что материальный мир имеет некую границу познания, но в принципе материальный мир - непознаваем. Духовный мир отделён от материального мира. Само существование Бога и Его существенные свойства недоступны для нашего ограниченного понимания: мы можем познавать Бога лишь через Его Откровения, данное нам в Священном Писании [1].

            Вопрос 2 Субъективное и объективное познание. Чувственное и рациональное.

            В форме взаимосвязи и взаимодействия субъекта и объекта.

Субъектом познания является человек, индивид, способный отражать в своём сознании явления действительности.

Познающее мышление есть активный процесс отражения действительности в понятиях, суждениях, научных теориях. Оно всегда предполагает наличие субъекта, который ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики (много зависит от субъекта в процессе познания).

Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которое направлена познавательная деятельность субъекта.

Предмет познания это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определённой совокупности объектов в процессе познания, то есть один и тот же объект познания может быть предметом исследования многих наук.

            В структуре отношений предмет познания отличается от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства изучающего объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.

Чувственное.

            В современной философской науке принято выделять две ступени познания:

-чувственное отражение действительности;

-рациональное.

У человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, поэтому исследователи стали приходить к мнению, что ступенями или уровнями познания является эмпирический и теоретический. Чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое. У некоторых авторов вводится понятие живого созерцания.

Существует три формы чувственного отражения: ощущения, восприятия и представление.

Ощущения соответствуют отдельным свойствам предметов.

Восприятия соответствуют системе свойств предмета, при этом ощущения могут существовать вне восприятия, но восприятия невозможны без ощущений. Ощущения есть генетическая предпосылка восприятия.

Ощущение является субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает и преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания.

Восприятие является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде.

Благодаря работе механизмов восприятия в человеческом сознании и памяти удерживается целостный образ предмета, даже тогда, когда данный предмет непосредственно не присутствует.

Представление – это чувственно наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

Представления возникают на базе ощущений и восприятий и вместе с ними входят в процесс чувственного познания, но они содержат элементы обобщения и играют также возможную роль в процессе рационального познания.

Эмоции  - это комплексная и сложная форма человеческой чувственности, включающие в себя различные переживания и страсти (гнев, страх, любовь, ненависть, удовольствие, неудовольствие и т.д.). Эмоции вполне определённо зависят от чувственной организации отдельного человека, от особенностей его психики, индивидуальных черт характера и темперамента.

            Таким образом, эмоции с одной стороны включают в себя аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включён человек, с другой – они фиксируют субъективное отношение человека к миру.

            Рациональное познание – основано на способности логического мышления. Включает два типа логического мышления: рассудок и разум.

            Рассудок – оперирует понятиями, в пределах сложившихся знаний и чувственного опыта, в строгом соответствии с установленными правилами. Ему присуща жёсткая определённость, строгость утверждений, тенденция к упрощению, формализации и схематизму. Имеет определённые функции. Приводит знания в систему и способствует приспособлению человека к стандартам, в особенности при решении утилитарных задач. Рассудок статичен, не гибок, не выходит за рамки задачи.

            Разум – приводит знания более глубокого и обобщённого характера. Он схватывает объект в единстве и противоположности. Ему свойственна гибкость, он обеспечивает получение не стандартных, творческих решений. Выходит за пределы, ограничивающиеся познавательной задачей. Разум вне утилитарен, он отличается новизной результатов. Разум дополняется рассудком, который выполняет не творческую работу мышления

Рациональное познание наиболее полно выражается в мышлении.

            Мышление – это процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщённых, опосредованных образов действительности. Оно опосредованно чувствительным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее.

Мышление осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления и речью, в которой мысль воплощается.

            Формы мышления.

1)      Понятия - это узловая форма мышления, отражающая конкретно всеобщую природу или общий тип определённого рода явлений. В понятии мыслятся предметы, свойства и отношения между ними в их общих, существенных признаках.

2)      Суждение – это форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком. Связь между предметами, а также факт их существования. Грамматически суждение выражается  в повествовательном предложении и имеет истинностное значение (правда или ложь).

3)      Умозаключение – это логическая форма выводного знания, состоящее в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекает из суждений, является его основанием.

Три направления познания.

1)        Сенсуализм. Обозначает теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познания из чувственных восприятий, изображает все явления духовной жизни, как более-менее связанные комплексы ощущений, причины которых является внутреннее или внешнее раздражение. Представителями являются Томас Гоббс, Джордж Беркли, Этьен Кондельяк, Людвиг Фейербах.

2)        Эмпиризм. Это направление в гносеологии, которое выводит всё познание из чувственного опыта (эмпирии). С методологической точки зрения это принцип, согласно которому, вся наука, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на чувственном опыте. Рациональный эмпиризм – это только чувственные представления. Умеренный эмпиризм – это когда решающее значение имеют чувства. Представители. Джон Локк, Френсис Бэкон и другие.

3)        Рационализм. Это совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализ с субъективной стороны – разум, мышление, рассудок; с объективной стороны разумность и логический порядок вещей. Представители. Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель.

Вопрос 3 Истина (откровение).

Истина – это правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности. Цель духовного освоения человеком мира. Это бытие. Это то, что есть. Это то, что открыто для человеческого познания. В гносеологии существует разное понимание истины.

В античном мире истина представляет собой соответствие мысли действительности (Платон, Аристотель).

Современная трактовка истины.

1)      Понятие действительности трактуется, прежде всего, как объективная реальность, существует «до» и независимо от нашего сознания, как состоящее не только из явлений, но и из сущностей.

2)      В действительность входит также и субъективная действительность, то есть в истине познаётся и отражается духовная реальность.

3)      Познание, его результат – истина, а также сам объект, понимается как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой.

4)      Истина – есть процесс, она является не только статическим, но и динамическим образованием.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.

Объективность истины – заключается в том, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества в целом.

Субъективность истины – заключается в том, что истина не существует помимо человека и человечества.

Из понимания истины, как объективной, не зависящей от индивида, следует её конкретность.

Конкретность истины – это зависимость знания от связи и взаимодействий, места и времени, в котором они существуют и развиваются. Абстрактная истина не существует.

Объективная истина имеет три аспекта.

1)      Бытиственный. Он связан с фиксацией в ней бытия, как предметно – субстрактного, так и духовного.

2)      Аксеологический аспект. Состоит в нравственно – этической, эстетической наполняемости истины.

3)      Праксиологический аспект истины. Демонстрирует включённость в истину момента её связи с практикой.

Существуют различные формы истины, которые подразделяются по характеру познания объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и другим основаниям.

            Существуют формы истины, обусловленные спецификой видов познавательной деятельности человека. На основании этого выделяют: научную истину, обыденную или повседневную, нравственную и т.д.

            Важное место в теории познания занимает абсолютная истина (АИ) и относительная истина (ОИ).

Под АИ понимают такого рода знания, которые тождественны своему предмету и поэтому не могут быть опровергнуты, даже при дальнейшем развитии познания.

ОИ – это не полное знание о любом предмете. Следует понимать, что истина является динамическим процессом.

Антиподом истины является ложь, которая представляет собой преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Безликим по смыслу является понятие дезинформации, которое обозначает передачу объективно ложного знания, как истинного, или объективно истинного знания, как ложного.

Ложь – это осознанная дезинформация, которая не всегда может быть осознана.

Заблуждение – это знания, не соответствующие своему предмету и несовпадающие с ним, при этом заблуждение есть не преднамеренное несоответствие суждений или понятий объекта, оно может быть порождено, как дезинформацией, так и другими факторами.

Заблуждение – по своей сути, есть искаженное отражение действительности, не адекватная форма знаний.

Таким образом, в процессе познания истину надо отличать от заблуждений. Граница понятий всегда размыта. Поэтому понятия истины и заблуждений могут разделиться только в процессе практики.

Вопрос 4 Основные моменты научного познания и его специфики.

            Способы познания объективного мира определяются особенностями познающего субъекта, наличным знанием и исторически сложившимися познавательными традициями.

            В истории человечества возникали, сменяли друг друга и одновременно существовали различные способы постижения реальности: обыденно эмпирическое, художественное, философское, научное познание, мифология и религия

            Обыденное познание – это житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности (производственной, эстетической, поэтической и т.д.), является результатом коллективного опыта, накапливаемого поколениями людей.

            Миф – это древняя форма постижения реальности, специфика которой заключается в не различении вещи и образа, тела и свойства. Содержание мифа выражается через символы. Миф моделирует, классифицирует и интерпретирует человека, общество и мир. Он обладает объяснительной и регулятивной функцией.

            Художественное постижение бытия – это особая форма рефлексии, которая получает специфическую реализацию на всех этапах бытия искусства. Опредмечивается в языке искусства, при помощи переживаний автора. При этом происходит авторское отражение мира.

            Религиозное познание [это научная трактовка]– историческая необходимость и ранняя форма познания. Назначение – определение смысла жизни человека, бытия природы и общества. Регламентирует важное проявление человеческой жизни. Религиозное познание выражает коллективный опыт, и поэтому являются весьма авторитетным как для верующих, так и для не верующих людей.

            Целью философского познания является духовная ориентация человека в мире. Оно формирует общее представление о мире в целом, о его первых началах, о всеобщих свойствах и законах бытия. Философия создаёт целостный образ мира в его соотнесённости с человеком, она выступает как самосознание общества, теоретического выражения его культуры. Философия определяет систему принципов, взглядов, ценностей и идеалов, направления деятельности человека.

            Так что же такое научное познание?

В самом общем виде рациональность понимается, как постоянная апелляция к доводам разума и рассудка, и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся судьбы познавательных утверждений.

Предпосылкой научной рациональности является тот факт, что наука осваивает мир в понятиях, то есть научно-теоретическое мышление, прежде всего, характеризуется как понятийная деятельность.

Научное мышление также характеризуется такими чертами, как доказательность  и системность, в основе которых лежит логическая взаимозависимость научных понятий и суждений.

            Важным вопросом, связанным с научной рациональностью является вопрос о соответствии цели и средств в научном исследовании для рациональной деятельности. Характеризуется соответствием выбираемых средств, поставленным целям.

            Под приёмами мышления и научного познания понимается общелогические и общегноссеологические операции, используемые человеческим мышлением во всех его сферах. Наряду с приёмами существуют методы научного познания. Их три группы.

1)      Специальные методы, которые применяются в рамках отдельной науки.

2)      Общенаучные методы, которые характеризуют ход познания во всех науках, моделирование и т.д.

3)      Универсальные, характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека с учётом их специфики (философские методы, принцип историзма, диалектической противоречивости).

В научном познании применяются методы анализа, синтеза, идеализации. Но в основе научного познания лежит эксперимент.

            Только конкретный эксперимент, с однозначным результатом является подтверждением научных знаний. Научно обоснованные явления в вере не нуждаются. Но при этом эксперимент должен быть корректным.

 

 

 

Выводы.

1.В статье рассмотрены четыре вопроса на тему «познание».

2. Материальный мир имеет некую границу познания. В принципе материальный мирнепознаваем, познание мира ограничено законами природы.

3. Духовный мир отделён от материального мира. Само существование Бога и Его существенные свойства недоступны для нашего ограниченного понимания: мы можем познавать Бога лишь через Его Откровения, данное нам в Священном Писании [1]. Рассмотрены три направления познания – это сенсуализм, эмпиризм, рационализм.

5. Рассмотрено научное понятие истины (откровения). Показана динамика развития понятия истины от высказывания  китайского философа Лао -Дзы , до современного подхода.

6. Без сомнений, истина содержится только в Священном Писании - откровении Бога для людей, записанное людьми, под водительством Бога Духа Святого.

7.Только конкретный эксперимент, с однозначным результатом является подтверждением научных знаний. Научно обоснованные явления (свойства) в вере не нуждаются.

Отметим, что статья написана по материалам курса лекций  автора  и преподавателя по философии кфн Черемициной Татьяны Борисовны (ученицы Льва Гумилёва). Татьяна Борисовна считала, что мир познаваем. Уважаю её мнение, но не могу согласиться.

            Список использованных источников.

  1. Православие для всех. Составитель-иеромонах Харитон (Просторов), г.Кострома, 2001 год.

2.Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989.

3.Лосев А. Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр //Историко-философский ежегодник '88. — М., 1988. — С.57-71.

4.www.slovari.yandex.ru

5. www.elementy.ru (Энциклопедия, астрономия, тёмная материя).

 

 

Картина дня

наверх