На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

ПРАВОСЛАВИЕ В АЛБАНИИ

АЛБАНИЯ. НЕМНОГО ЛИКБЕЗА, МНОГО ЛЮБВИ И НАДЕЖДЫ

Ликвидировать собственную безграмотность мне пришлось сразу. Когда первое, чем встречают тебя эти загадочные албанцы, это крашенка и «Krishti u ngjall!», то есть «Христос воскресе!», согласитесь, начинаешь задумываться: а так ли правы те, кто утверждает, что Албания – страна, где живут исключительно безбожники, либо радикалы, которые спят и видят, как бы задушить Православие?

Видимо, дела обстоят иначе, и это здорово радует. Собор Воскресения Христова в центре Тираны. Рядом – памятник национальному герою Георгу Скандербегу. Площадь перед собором залита воском: так и не смогли еще отчистить после ночного пасхального богослужения, на которое, по словам моих собеседников, собрались десятки тысяч человек…

Крестный ход в АлбанииКрестный ход в Албании

С собеседниками довольно интересно получилось. В соборе проходит уборка. Занятая и уставшая девушка смотрит строго: «Вы бы отошли в сторону, пожалуйста!» Поворачиваясь к пожилому монаху, скромно стоящему у иконы, произносит не менее сурово: «Да и вы бы, владыка, отошли! У меня дел невпроворот. Идите себе на клирос – там и беседуйте, ладно?» Потом подобрела и улыбнулась: «Простите, я просто жутко устала. Возьмите яйцо пасхальное, пожалуйста». Так я получил первый подарок – ту саму крашенку, познакомился с митрополитом Амантийским Нафанаилом и священником Григорием Пелуши, которые отвели меня на клирос и с удовольствием согласились побеседовать для портала «Православие.ру».

– Владыка, в отношении албанцев, боюсь, существует много предрассудков: с кем бы ни встречался в России перед поездкой сюда, все мне испуганно говорили, что я собираюсь в опасную страну, которая управляется чуть ли не по законам исламских террористов. Что Православия здесь нет и никогда не было, что церкви здесь не найти. В общем, Албания, благодаря предрассудкам, представала передо мной чем-то средним между халифатом и коммунистическим концлагерем. Тем больше было мое удивление, когда первое, что сделали со мной албанцы, с которыми вступил в разговор, это – вот: подарили крашенку и поздравили с Пасхой.

– О да, с этой точкой зрения нам приходится сталкиваться. Только зрения тут нет никакого: неправда всё это. Когда мы были с владыкой в Москве, нам долго и настойчиво приходилось развеивать накопившиеся предрассудки, мы доказывали, чтоАлбания – страна с древнейшей христианской историей и традициями, что Православие здесь не только не умерло, а, слава Богу, растет и множится.

– Тогда скажите, пожалуйста, на чем же основываются предрассудки? Ведь сами по себе они бы не возникли.

– Вопрос интересный. Думаю, возникновению неверного мнения в отношении нашей страны во многом способствовали страшные годы коммунистического правления. Но, согласитесь, с точно таким же мнением в отношении себя столкнулась и Россия в совсем еще недалеком прошлом: трудно было найти человека, который бы считал, что корни России – в христианстве, когда со всех трибун громогласно говорилось о «государственном атеизме». То же было и в Албании, только, наверное, с местными особенностями, о которых расскажет чуть позже отец Григорий.

Здесь мирно живут как мусульмане, так и христиане

Что же касается мнения об Албании как о сугубо мусульманской стране, то оно в корне неверно: здесь мирно живут как мусульмане, так и христиане. Шииты и сунниты, православные и католики – вот, пожалуй, основные группы верующих здесь.

А уж если говорить об истории, то давайте вспомним, что еще в I веке сюда, в Иллирию, пришел апостол Павел с проповедью Христа и эта проповедь не была бесплодной. Помните, в Послании к Римлянам он говорит: Благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестностей до Иллирика (Рим. 15: 19)? Так что христианство сюда принесено самими апостолами, давайте это помнить. В Дурресе (Диррахии), древнем городе на побережье Адриатики, около 70 года по Р.Х. уже было около ста христианских семей. Первый албанский святой – это священномученик Астий, руководивший этой общиной, пострадавший от язычников в 98 году. А поставил его в епископы апостол от 70-ти Кесарь.

Дуррес, Албания. Православный храмДуррес, Албания. Православный храм

Когда при Константине Великом гонения на христиан прекратились, в Иллирике было уже много храмов, и христианская община к тому времени была уже многочисленной. В конце IV века, при императоре Феодосии Великом, уже подавляющее большинство населения было христианским. Конечно, албанских святых много – нужно просто внимательнее всмотреться в историю Церкви.

Топонимика в Албании по преимуществу христианская – даже названия мусульманских поселений восходят к христианским временам

Во время Великой схизмы 1054 года половина населения осталась православной, половина подчинилась Риму, но, так или иначе, до XV века Албания была полностью христианской страной. Об этом говорят и древние храмы и часовни страны – взгляните на часовню св. Астия в Дурресе (V в.) или храм VI века в Бутринте, сохранились и другие храмы. И сейчас, когда археологи ведут раскопки на местах древних поселений, они постоянно находят церкви, мозаики, относящиеся к первым векам христианства. Топонимика в Албании по преимуществу христианская – даже названия мусульманских поселений восходят к христианским временам. Деревни, села названы в честь святого Георгия, Пресвятой Богородицы и т.д.

– Но долгое время Албания находилась под османским игом. Я прав, отец Григорий?

– После падения Константинополя в 1453 году османы пришли на эту землю, и большинство христианского населения вынуждено было бежать из Албании, потому что албанцы не хотели принимать ислам. Часть христиан оказывала сопротивление, и можно сказать, что после падения Царьграда Албания стала одним из форпостов борьбы с захватчиками в Европе. И, кстати, всем известная Косовская битва проходила при активнейшем участии албанских войск на стороне христианских государей, это необходимо знать, на мой взгляд. Позднее албанские князья и их войска у крепости Лежа предотвратили проход османской армии через свою страну – турки стремились в Италию, в Рим. К этому печальному, но героическому времени и относится история нашего национального героя Георга Скандербега. Будучи сыном албанского великого князя, он был взят в заложники османами и воспитывался при турецком дворе вместе с тремя своими братьями. Став видным военачальником, Скандербег, по замыслу османов, должен был руководить их войском в битве против христиан-венгров под сербским Нишем. Тогда, не желая сражаться против единоверцев, он вместе с 300 воинами покинул турецкую армию и вернулся в Албанию, в г. Крую, откуда и начал сопротивление захватчикам. Борьба за христианство продолжалась почти четверть века. Подчеркну: борьба именно за христианство, а не за национальность, потому что в то время не национальность считалась решающей, а вера человека, это было естественным для Византийской империи.

Памятник СкандербегуПамятник Скандербегу

 

– Значит, если я не ошибаюсь, борьба шла, скажем так, не за албанскую национальную республику, или империю, или княжество…

Папа договорился с османами о том, что они оставляют Запад в покое, а взамен получают Балканы, а заодно и Константинополь

– …а за Православие! Только после смерти Скандербега османам удалось подавить сопротивление и Албания была захвачена. Влияние и мощь Скандербега были так велики, что папа Римский даже хотел, чтобы он возглавил освободительный крестовый поход, призванный очистить Европу от иноверных и имевший своей целью Царьград. Но уже не только имеющийся, а увеличивающийся антагонизм внутри самой Европы, разделение Церквей на Православную и Католическую не позволили осуществиться этим намерениям, что вполне логично: Если царство разделится в самом себе, не может устоять царство то (Мк. 3: 24), чему мы и были свидетелями много раз. На смену папе-инициатору предполагаемого освободительного крестового похода пришел другой, который договорился с османами о том, что они оставляют Запад в покое, а взамен получают Балканы, а заодно и Константинополь.

Если бы христиане были едины, то Византия бы не пала – были силы, способные отбросить оккупантов

Напомню, что Царьград пал в 1453 году, а Скандербег, борясь с оттоманами 25 лет, умер в 1468-м. Т.е. теоретически можно было бы предположить, что если бы христиане были едины, то Византия бы не пала – были силы, способные отбросить оккупантов. Но этого, как мы знаем, не произошло, и Балканы, в том числе и Албания, на долгое время подпали под их власть. Для того чтобы получить представление, каким было это время, мне кажется, достаточно познакомиться с многочисленными новостями, рассказывающими об ИГИЛ, – методы, агрессия практически одинаковые.

– Как изменилась жизнь христиан в то время?

– Христиане, чтобы спастись от исламского меча, бежали в горы, где жили в относительной безопасности: они были вынуждены платить дань мусульманам, но те не отваживались на активные агрессивные действия в горах. Так получилось, что Православие долгое время сохранялось, прежде всего, в горных районах страны. Так продолжалось до XVIII столетия, когда Россия начала значительно усиливать свое влияние на Балканах, следствием чего стало улучшение положения православных в этом регионе. Было разрешено даже строить церкви, соборы в городах, о чем долгое время не могло быть и речи. Например, в центре Тираны был выстроен величественный собор. Но он был разрушен в коммунистические времена, а сейчас на этом месте находится отель «International». Зрелище дорогое, но удручающее. Новый, Воскресенский собор построен недавно. Но прежний собор был невелик, а этот вмещает тысячи молящихся.

В 30-е годы ХХ века Албания была оккупирована итальянцами. Согласно опросу, проведенному очередными завоевателями, здесь насчитывалось 69% мусульман, около 21% православных христиан и 10% католиков. В 1940-х годах, после войны, согласно коммунистическому опросу, православных было уже около 26%. У нас рассказывают о таком случае: когда Энвер Ходжа, коммунистический руководитель Албании, отправился после войны к Сталину, своему почитаемому учителю, тот спросил: «Сколько православных сейчас в Албании?» Ходжа ответил: «Примерно 28% населения». Но потом, как мы знаем, начались кровавые гонения за веру, и государственной религией Албании, если можно так выразиться, стало безбожие.

В храмах ТираныВ храмах Тираны

Петр Давыдов

 

Читать полностью: http://www.pravoslavie.ru/93804.html

 

ПРАВОСЛАВИЕ В АЛБАНИИ

Тирана. Кафедральный собор
Тирана. Кафедральный 

Местоположение: юго-восточная Европа; омывается с запада Адриатическим и Ионическим морями, граничит на севере с Черногорией и Сербией, на востоке – с Македонией, а на юге – с Грецией.

Площадь: 28 748 км2.

Численность населения: 3 581 655 человек (по состоянию на июль 2005 г.).

Официальный язык: албанский.

Краткая история страны. Территория современной Албании в древности составляла часть Римской империи, затем – Византии, позднее – Болгарского царства, Сербского королевства, Венецианской республики и Эпирского деспотата. Первое независимое государство появилось здесь в 1272 году: король Неаполитанский Карл I провозгласил создание королевства Албания со столицей в Дурресе, но оно просуществовало недолго. В следующем столетии Албания снова входит в состав православной Византии.

Скандербег
Скандербег

В 1389 году в битве на Косовом поле объединенные силы сербов и албанцев потерпели поражение от турок, и с начала XV века большинство районов Албании оказываются под властью султана. В течение почти всего XV века албанцы, предводимые Георгием Кастриоти, прозванным Скандербегом, пытаются отстоять свою независимость. В 1443 году Скандербегу удалось изгнать турок из Круе. Он успешно отражает карательные походы двух султанов. После смерти Скандербега в 1468 году его преемники продолжили борьбу. Только в 1479 году, после падения Шкодера и Дурреса, османам удалось установить господство над всей Албанией, которое продолжалось до начала ХХ века.

В 1878–1881 годах возникло общенациональное движение за автономию Албании, известное под названием Албанская Лига. Добившаяся фактической автономии Северной Албании и Косова, Лига впоследствии была разгромлена Турцией. Попытка возродить движение в 1899–1900 годах (Лига Пейи) также окончилась неудачей. Только в результате народных восстаний 1909–1912 годов стало, наконец, возможным освобождение. 28 ноября 1912 года в г. Влера была провозглашена независимость Албании и образовано правительство во главе с Исмаилом Кемали.

Всего два года просуществовало это государство: во время первой мировой войны часть ее оккупировали итальянцы, часть – греки, австрийцы и сербы. Итальянские войска оставались в Албании до 1920 года, пока упорная борьба населения не вынудила их отступить.

Какое-то время Албанией управлял регентский совет, правительства сменялись одно за другим. Наконец в июне 1924 года, свергнув правительство Ахмета Зогу, к власти пришли прогрессисты во главе с православным епископом Феофаном Нолу. Однако свергнутый Зогу уже через несколько месяцев вернул себе власть. В 1925 году он провозгласил себя пожизненным президентом, а в 1928 году – «королем всех албанцев».

В апреле 1939 года Албания была вновь оккупирована итальянскими войсками. Король бежал из страны, но народ продолжал сопротивление. После свержения Муссолини в 1943 году итальянцев сменили немцы. К осени 1944 года Национально-освободительной армии, руководимой коммунистами, удалось самостоятельно освободить всю страну от оккупантов. В январе 1946 года было объявлено создание Народной Республики Албания во главе с генеральным секретарем Коммунистической партии Албании Энвером Ходжи (1908–1985).

В 1992 году в стране были провозглашены свобода и демократия. В 1997 году прошло короткое народное восстание, которое привело к смене лидера страны.

Религия: мусульмане – 45–50 %, православные – 40–45 %, католики – 10 % (указано со слов представителей Албанской Православной Церкви[1]. Данные приблизительные: с довоенного времени переписи и статистические опросы в стране не проводились. До второй мировой войны положение было таково: мусульмане – 70 %, православные – 20 %, католики – 10 %; обычно в справочниках приводят именно эти, устаревшие на 70 лет данные).

Блаженнейший Анастасий, Архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тирано-Дурресско-Эльбасанский
Блаженнейший Анастасий, Архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тирано-Дурресско-Эльбасанский

Православие. Христианство появилось в этих краях еще в апостольские времена. Территория современной Албании разделялась тогда на две римские провинции: Иллирик и Македонию. Апостол Павел в 55–57 годах писал: «Благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (Рим. 15, 19). Древнее предание считает апостолом этого региона святого Кесаря (одного из 70 апостолов), который был первым епископом Диррахия (ныне г. Дуррес). Многие из первохристиан этой земли приняли мученическую смерть ради Христа. В 98 году стал мучеником Диррахийский епископ Астий. Во II веке пострадали епископ Елевферий Иллирийский и его мать Анфия, в III веке – мученики Донат, Ферин, Данакс и др. Христианские захоронения за стенами Бутрота датируются II веком, сохранились храмы-базилики V–VI веков.

Албанские епископы участвовали в III, IV, V и VII Вселенских соборах.

В начале XI века недалеко от современного Эльбасана подвизался и пострадал святой князь Иоанн-Владимир (22 мая 1015 г.), мощи которого сохранились в одноименном монастыре. Родом из Диррахия был византийский композитор святой Иоанн Кукузель (XIII в.), а в XIV веке на Афоне просияли подвигами святые Нифонт из Люковы и Нил Эрихиот.

В XI веке большая часть епархий современной Албании переподчиняется Охридской архиепископии, остальные остаются в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

После захвата Константинополя латинянами в 1204 году в северных районах Албании усиливается католическое влияние. В 1273 году вместо погибшего православного митрополита на Диррахийскую кафедру был поставлен католический епископ. В 1392 году князья из рода Топия передали Диррахий венецианцам, которые контролировали его до 1501 года.

После завоевания остальной части Албании турками в 1479 году начался период османского владычества, ознаменовавшийся массовым отпадением албанцев в ислам. Исламизации населения способствовало и отсутствие христианской литературы на родном языке. С другой стороны, в приморских областях активно действовали римо-католические миссии. Для укрепления Православия во многих районах с XVII века возводились новые монастыри, которые становились центрами противостояния иноверию, писались вероучительные сочинения, строились храмы: например, Дриинупольскому епископу Досифею (1760–1799) в эпоху «туркократии» удалось воздвигнуть около 70 храмов.

Во многих местах Албании после возникновения храмов и школ сопротивление исламу усиливалось. В числе наиболее важных центров был горный город Мосхополь, жители которого сохраняли верность Православию. Здесь действовала знаменитая «Новая академия», при которой были библиотека и типография. В других районах, например, в Тоскидоне, некоторые православные предпочитали становиться «тайными христианами». Здесь были и новомученики: преподобный Никодим (1722) и Христос Садовник (1748).

Святой равноапостольный Косма Этолийский. Проповедь
Святой равноапостольный Косма Этолийский. Проповедь

Знаменитый миссионер и просветитель святой Косма Этолийский с 1775 года трудился в Албании, где и принял мученическую смерть в 1779 году в Берате. Чуть позже другой святой – Никита Албанский проповедовал Христа и пострадал в 1809 году.

После создания в 1912 году независимого албанского государства в церковной жизни страны большую роль сыграли представители диаспоры Америки и Европы. Епископ Дурреса Фан (Феофан) Ноли, который прежде был клириком Северно-Американской епархии Русской Православной Церкви, перевел многие церковные тексты на албанский язык, выступил за автокефалию Албанской Церкви, возглавил антифеодальную революцию в июне 1924 года, свергнув Ахмета Зогу, и стал премьер-министром демократического правительства.

Провозглашение автономии Албанской Православной Церкви состоялось на Бератском Соборе 10–12 сентября 1922 года. Первого предстоятеля Церкви архиепископа Виссариона рукоположили два русских архиерея, проживавших после эмиграции в Сербии. В 1929 году Синод провозгласил автокефалию. В 1937 году автокефалия Албанской Православной Церкви была признана Константинопольским Патриархатом.

Здание Епархиального Управления Гирокастры(справа), вместе с Духовным Училищем Святого Креста. Все здание было полностью восстановлено Албанской Православной Церковью.
Здание Епархиального Управления Гирокастры(справа), вместе с Духовным Училищем Святого Креста. Все здание было полностью восстановлено Албанской Православной Церковью.

В декабре 1924 года правительство епископа Фана Ноли было свергнуто, и в стране снова установился диктаторский режим полковника Ахмета Зогу. Печальный факт: православный епископ был свергнут при военной поддержке русских белогвардейцев, откликнувшихся на призыв мусульманина Зогу и поверивших его клевете на владыку Феофана (что будто бы он был коммунистом). А финансировали переворот из Рима.

При итальянской оккупации Албании в 1939 году католические миссионеры пытались навязать православным унию и подчинить их папе Римскому.

С установлением же коммунистического режима начались репрессии против верующих. 4 апреля 1967 года было запрещено любое отправление культа, а Албания объявлена атеистическим государством. Были разрушены сотни храмов и монастырей, клириков сажали в тюрьму или отправляли в ссылку, многие приняли мученическую смерть, в том числе архиепископ Виссарион и викарный епископ Аполлонийский Ириней[2].

По закону за совершение литургии священника расстреливали. Мирян сажали в тюрьмы за то, что те осмеливались крестить детей. Люди подвергались репрессиям даже за хранение дома икон. Из-за десятилетий жестокого истребления Православная Церковь в Албании была совершенно опустошена.

Поэтому в январе 1991 года Константинопольский патриарх назначил митрополита Анастасия (Янулатоса) Патриаршим экзархом в Албании. 24 июня 1992 года Священным Синодом Албанской Православной Церкви он был избран архиепископом Тираны и всей Албании.

За 15 лет владыке Анастасию, хотя и с большим трудом и опасностью (власти долгое время не признавали владыку, а экстремисты на него даже покушались, обстреляв его резиденцию), удалось возродить Албанскую Церковь.

До второй мировой войны здесь насчитывалось 354 храма и 300 часовен, 370 приходских священников, две семинарии и 28 монастырей. Когда владыка Анастасий прибыл в страну, из священников выжило лишь 15, все они были старыми и больными. Ни одного монастыря. В первые месяцы после приезда архиепископа литургия совершалась под открытым небом, поскольку не было ни одного храма с целой крышей.

Сейчас рукоположены 4 архиерея, 144 священника и диакона, действует 5 монастырей, построено 85 новых храмов, 75 восстановлено и 150 отремонтировано, открыты 12 православных детских садов в разных городах, православная школа в Гирокастре и богословская академия в Дурресе, диагностический центр в Тиране, церковная радиостанция с круглосуточным вещанием, газеты и журналы, издательство, в котором, помимо прочего, переведена и издана Библия, созданы иконописная и реставрационная мастерские и другие церковные службы.

Следствием этого стало массовое обращение и возвращение албанцев к Православию. Хотя по понятным причинам в Албанской Церкви это предпочитают не афишировать, но, благодаря трудам архиепископа Анастасия и его многочисленных помощников, десятки тысяч не только неверующих, но и мусульман пришли ко Христовой вере. Число православных растет здесь с каждым годом. И даже нынешний президент Албании Альфред Мойсю – православный.

Богослужение совершается на албанском, греческом и румынском (влахском) языках.

В стране пока что нет подворья Русской Православной Церкви и нет ни одного храма, где богослужение совершалось бы на церковнославянском языке, поэтому русскому паломнику, посещающему страну, следует это учитывать.

 [1] См. журнал «Нескучный сад», 2006, № 3 (20). Нам доводилось слышать даже утверждения, что к настоящему моменту православных в Албании уже большинство, но столь оптимистические сведения мы не решились вносить в раздел без достаточных для того подтверждений.

[2] При работе над этим разделом использованы материалы Православной энциклопедии (М., 2000. Т. 1).
 
 
Юрий Максимов
 
 
2007г.

 

Картина дня

наверх