Прот. Игорь Аксенов.
ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ БОГА И БЛИЖНИХ.

Для православных христиан телесное воздержание утверждает приоритет духовных ценностей над плотскими. Церковь призывает к тому, чтобы удовлетворение естественной человеческой потребности в еде не превращалось в служение своему чреву.
Человек живет не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить - об этой простой истине и напоминает Церковь во время Великого поста. Но главное назначение Поста в том, чтобы нравственно возвысить человека, смягчить людские нравы, преобразовать человека по образу и подобию Божию. В Пост на Руси смолкали все песни, а со столов разом исчезали все вкусности. Во время Великого поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, а рыба дозволяется лишь дважды - в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление Поста разрешается тяжко больным, младенцам, престарелым, беременным женщинам и путешествующим, если они во время своего странствия не могут обеспечить себя постным питанием.
Также для состоящих в браке православных христиан на все время Великого поста устанавливается воздержание от супружеских отношений, а для детей сознательного возраста – некоторое ограничение игр, позволяющее им проникнуться атмосферой непохожести времени Поста на все прочее время церковного года.
Великий пост - это время обратиться всей своей любовью к Богу и ближним. Человеку свойственно мыслить о Боге по своему человеческому подобию, и мы часто упускаем из вида, что Бог есть не только Личность, точнее Три Личности, обладающие единой природой и волей, но, одновременно, Бог есть и Сама Жизнь.
То есть, Бог есть не только Творец мира, но и Тот, Кто наполняет неживую природу жизнью. Он есть Дух Животворящий. "Им мы живем и движемся и существуем", как сказал Апостол Павел в Афинском Ареопаге. На вопрос Моисея об имени Божием, Господь отвечает ему: "Я есть Сущий". Известный богослов IV века Григорий Нисский говорит, что, называя Себя «Сущим», Бог дает понять, что Он один поистине существующий. В Нем заключено подлинное бытие. Он бесконечно выше всякого тварного бытия, поэтому все, находящееся вне Его, противопоставляется Ему как «не сущее», как бытие кажущееся.
Поэтому, не любящий Бога не любит свою жизнь и отвергающий Бога отвергает не только жизнь, но и само бытие. В том и заключается трагедия Адама, что он, заразившись от искусителя нелюбовью к Богу, возмечтал быть богом вне Бога, не будучи Богом и, отвергнув Бога, вместо божественной жизни получил смерть.
Конечно, сейчас мало кто прямо отвергает Бога, но очень часто мы, обращаясь к Богу, ищем не Его Самого, а только что-либо получить от Него, что не только не приближает нас к Богу, как источнику вечной жизни, но еще более утверждает нас в автономной от Бога, биологической жизни, которая церковью всегда отождествлялась со смертью, поскольку начало смерти всегда в ней присутствует и действует.
Великий пост – это в какой-то степени отказ от биологической, автономной от Бога жизни и обращение всей своей любовью к Тому, Кого Церковь именует Жизнеподателем. И, в конечном счете, как замечает известный богослов ХХ века протоиерей Александр Шмеман, «Пост состоит в одном: в том, чтобы испытать голод, алкать, и это значит - достичь предела той жизни в нас, что зависит всецело от пищи и, взалкав, открыть, что эта зависимость не есть последняя истина о человеке, что сам голод есть прежде всего духовное состояние, и что на последней глубине своей он есть алкание Бога». Во время поста христиане утесняют биологическую сторону своей жизни с тем, чтобы хоть в какой-то мере дать в себе место жизни духовной, источником которой является Господь Бог Дух Святой.
В подтверждение истинности сказанного приведем свидетельство из Санкт-Петербургских Ведомостей за 2003 год. Тогда среди материалов, посвященных 60-летию снятия блокады, было опубликовано интервью с лауреатом государственной премии, доктором исторических наук Андреем Дзенискевичем, которому был задан вопрос: «Физиологи уверенно утверждают, что при тех продовольственных нормах, которые были установлены в ноябре 1941 года, население могло прожить лишь менее месяца... Должны были погибнуть все, а погиб лишь каждый третий. Как объяснить этот невероятный факт?
Отвечая на этот вопрос, Андрей Дзенискевич сказал: «В те годы имел решающее значение психосоматический фактор, говоря литературным языком - главенство духа над плотью. Выживать вопреки физиологии помогали чувство долга, самоотверженность, стремление помочь ближнему». Одновременно с этим, Андрей Дзенискевич приводит удивительную статистику по военному Ленинграду: «Четыре пятых молодых ленинградок всю войну оставались девственницами, 84% замужних женщин не жили половой жизнью, почти 34% из них остались вдовами. Это говорит не столько о том, что в Ленинграде было мало мужчин, сколько о том, что ленинградки придерживались устоявшихся довоенных представлений о любви, браке, семье», - подытоживает доктор исторических наук Андрей Дзенискевич.
А для нас эти статистические данные еще раз свидетельствуют о том, что не может быть духовной жизни там, где нет высокой нравственности. Чем более человек безнравственен, тем меньше в нем жизни Божией, и тем больше он зависит от пищи. И богом для таковых является их чрево, потому что в нем находится источник нашей биологичекой жизни.
Настоятель Свято-Ильинского
Свежие комментарии