На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

«Православие может научить Европу чистоте веры»

 

«Православие может научить Европу чистоте веры»Интервью Константинопольского патриарха Варфоломея порталу cafebabel.comМировой кризис является кризисом ценностей и понятий, прежде всего. Необходимо изменить образ мыслей, чтобы освободиться от стремления к чрезмерному потреблению и ненасытности, которые неизбежно ведут к социальной несправедливости и неравенству.

И еще мы должны понять: мы обязаны передать нашу планету следующим поколениям. Мы не имеем права безрассудно тратить природные богатства, но должны предоставить возможность и следующим поколениям пользоваться этими благами Божиими.

 В августе этого года была отслужена историческая Божественная литургия в монастыре Панагия Сумела в Трабзоне (Трапезунде), а недавно также была совершена литургия в армянском храме Святого Креста на озере Ван. Считаете ли Вы, что подобные события способствуют развитию взаимопонимания и уважения к свободе вероисповедания в Турции? Возможно ли, что следующим шагом станет возобновление деятельности Богословской школы в Халки.?

Мы испытываем особенную радость по поводу этих двух событий. Это показывает, что ситуация в Турции меняется. Литургия в монастыре Панагия Сумела означает, что это место может быть не только музеем, но и местом богослужения. Один раз в год, как сказано в разрешении, которое мы получили.

Турецкое государство понимает, что мы не являемся угрозой для страны, но, наоборот, трудимся на ее благо. Речь не только о финансовой помощи от приезжающих верующих; мы являем собой живое доказательство того, что в Турции существует свобода вероисповедания.

Что касается Богословской школы в Халки, то я настроен очень оптимистично. Я считаю, что этот вопрос будет разрешен в течение 2011 года, когда исполнится 40 лет с момента закрытия школы. Мы же готовы начать работу, как только в школу вновь смогут приезжать студенты и из Турции, и из других стран, как это было раньше.

Мы сможем тогда давать образование клирикам всех степеней, которые необходимы Вселенскому Патриархату для работы в его представительствах, которые, как вы знаете, имеются во многих частях света: в Америке, Западной и Восточной Европе и т.д.


Кажется, что Турция постепенно начинает осознавать, что Вселенский Патриархат – это не просто местная епархия греков в Константинополе, но вселенский институт, от поддержки которого Турция может только выиграть. Разделяете ли Вы это мнение, и есть ли у Вас доказательства того, что отношение турецкого государства действительно меняется?

Видите ли, я могу охарактеризовать отношение турецких правительств до сих пор одним словом: непродуктивное.

Непродуктивное не только в том, что касается нас, но, прежде всего, в том, что касается национальных интересов самой Турции. Но есть положительные сдвиги. Становится понятным, что у нас никогда не было, нет и не будет в будущем никаких политических намерений и целей. Время от времени раздаются смешные доводы, что мы хотим устроить здесь второй Ватикан. Пусть кто-нибудь покажет нам, в чем это проявляется. Это несерьезно. Мы определенно видим некоторое изменение отношения.

Знаете, авторитет Патриархата за границей значителен, и это идет на пользу и самой Турции.


Группа греко-американцев, возглавляемая Крисом Спиру, хотела совершить Божественную литургию в Святой Софии Константинопольской, но их попытка сорвалась. Вы способствовали тому, чтобы их программа была отменена?

Кто этот человек? Мы его не знаем. Мы не понимаем, как он мог организовывать богослужение, не получив разрешения с нашей стороны и одобрения со стороны турецкого государства. Мы заявили протест, и его проект был сорван.

Никто не может отслужить православную Божественную литургию в Святой Софии без разрешения Вселенского Патриархата и турецкого правительства. Даже мы не можем совершать Божественную литургию в других странах без разрешения местных Церквей и местный властей.


Вас прозвали «зеленым патриархом» в связи с Вашим откликом на проблемы окружающей среды. Вы считаете, что религиозные лидеры в состоянии повлиять если не на правительства, то, по крайней мере, на экологическое сознание верующих?

На правительства повлиять трудно. А экономические интересы, как вы понимаете, оказывают такое давление, что политики никак не могут договориться о вопросах весьма серьезных – мы видели это недавно в Копенгагене. Но, я думаю, мы в состоянии воспитывать в верующих внимательное отношение к проблемам окружающей среды.

Знаете, этот мировой кризис является кризисом ценностей и понятий, прежде всего. Мы должны понять: мы обязаны передать нашу планету следующим поколениям. Мы не имеем права безрассудно тратить природные богатства, но должны предоставить возможность и следующим поколениям пользоваться этими благами Божиими. Экология касается и нашего дома. И мы должны осознавать, что мы не владельцы, но только распорядители этого мира, который Господь нам доверил.

Мы должны заботиться о нем и передать его другим. Вселенский Патриархат является одним из инициаторов развития экологического сознания с помощью международных экологических конференций
.

Легко ли сочетать современный потребительский образ жизни с воздержанностью, которую несет в себе христианство? Многие утверждают, что эти две модели несовместимы.

Необходимо изменить образ мыслей, чтобы освободиться от стремления к чрезмерному потреблению и ненасытности, которые неизбежно ведут к социальной несправедливости и неравенству.

Апостол Павел учит нас, что жадность и ненасытность, которые ведут нас к жажде материальных благ, являются идолопоклонством, а это самый великий грех. Церковь учит нас не излишествовать, но довольствоваться малым.

Евангелие проповедует: «У кого две одежды, тот дай неимущему». Мы же дошли до того, что пытаемся похитить у человека и единственную одежду, которая у него есть.


Что может предложить Православие европейской молодежи? Легко ли разделить православные понятия и ценности западному европейцу протестантского или католического воспитания?

Как мы уже сказали раньше, все проблемы взаимосвязаны: социальные, экономические, идеологические. Молодежь чувствует себя неуверенно. Православная Церковь может предложить им веру, какой она была в первые десять веков совместного пути ко Христу.

До схизмы вся Европа была православной. Итак, то, что Церковь может предложить, это простота и подлинность веры. Мы учим чистоте веры, аскезе и духовности, чему-то, чего нет у Римско-Католической и других Церквей.

Запад оказался оторван от этих ценностей, и теперь проявляется ностальгия. В последние годы все больше православных книг переводится и продается в магазинах других стран.

Мы видим, что, кроме литургических книг, и дидактические, такие как «Добротолюбие», интересуют неправославных. В православной вере есть умиление, переживание. И меньше логики, если хотите. Это потому, что в Православии есть традиция, опыт, глубокая мудрость.

– Вы боитесь глобализации?

– В глобализации есть и некоторые положительные аспекты, которые мы поддерживаем. Она способствует взаимопониманию и сотрудничеству между народами, помогает жить в мире. Вместе с тем существует опасность, как говорил Блаженнейший Архиепископ Христодул, что из нас сделают «фарш». А это нежелательно.

Мы считаем, что каждый должен сохранять те черты – языковые и социальные – которые отличают его от других. Эти черты составляют своеобразие, но неправильно отгораживаться от всех и заниматься самолюбованием.

– Знаете, в VI веке равноапостольные Кирилл и Мефодий были посланы Вселенским Патриархатом проповедовать Евангелие славянам. Они создали для них кириллический алфавит, но не стали их эллинизировать. Мы говорим, что, поскольку эти люди славяне, нужно проявить уважение и проповедовать на их языке, а не менять их.

Так мы сохранили греческую и русскую индивидуальности. За это и сегодня все славянские народы: русские, болгары, сербы – благодарны Константинопольской Матери-Церкви.


– И последний вопрос. Наука и вера несовместимы, или просто они направлены на разное? Недавно Стефан Хоукинг вызвал волнение своими заявлениями, что вселенная могла бы существовать и без Творца. Считаете ли Вы подобные заявления полезными? Что отвечает Церковь?

– Я бы сказал, что это параллельные, а не противоположные пути. Они дополняют друг друга, потому что ведут к одной и той же цели, которой является истина. Знаете, Эйнштейн однажды сказал, что «у науки нет Бога, но у ученых Бог есть».

Православная Церковь не против науки. Мы ее принимаем, и в нашем историческом свидетельстве были епископы из самых заметных ученых. Православные монастыри сохранили древние греческие рукописи и сделали их известными на Западе.

Святой Григорий Богослов учился философии у Аристотеля. Но у нашей Церкви святая наука и святое терпение.

Заявления, подобные заявлению Хоукинга, достойны уважения, но они никого ни к чему не обязывают. Мы считаем, что они провоцируют и разделяют людей. Наш собственный подход таков: все творение, небесный свод и растения не могли произойти случайно, но имеют Творца.

Несколько дней назад я гулял по саду с друзьями и срезал цветок. Я принялся рассматривать его. Как он совершенен и красив, как премудро сотворен из тысяч маленьких цветочков, которые так радуют взор.

Такое не могло возникнуть случайно…



Публикуется с сокращениями
Перевела с греческого Анна Саминская
http://romfea.gr/ -  http://www.pravoslavie.ru

Картина дня

наверх