На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Церковные суеверия

 Удивительно, но факт: для Церкви, которая обязана бороться с предрассудками, эти самые пред-рассудки являются одной из самых серьезных проблем, и связаны они ни с чем иным, как с цер-ковным преданием. Со времен князя Владимира Церковь обличает суеверия, пишутся книги, но, к сожалению, многим из прихожан больше нравится доверять устным источникам информации – нашим незабвенным бабушкам, и что примечательно: «духовными чадами» этих бабушек стано-вятся люди образованные, интеллигентные. Значит, любовь наших людей к суевериям просто без-грамотностью не объяснить, здесь все гораздо сложнее. Так что же у нас в Церкви религия, а что миф? И чем религия и миф отличаются друг от друга?
Для человека характерно стремление к духовной жизни, жажда богообщения есть у каждого, не-зависимо от национальности, возраста или профессии. Но если человек лишен знания о богоот-кровенной религии, то его дух начинает работать «в автономном режиме», и естественное рели-гиозное чувство начинает синтезировать свою религию. Иногда это бывает массово, иногда инди-видуально, продолжительно или кратковременно. 
Бог же не утесняет свободу. Но истинную религию придумать невозможно – она дается непосред-ственно Богом в Откровении. В дохристианский период такой религией было ветхозаветное иу-действо, но суеверия предрассудки встречались и там: это постоянное стремление впасть в идо-лопоклонство, и другая крайность – часто осуждаемые Христом предания старцев. (Мк. 7:3, Мф 15:3).
Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он не верил – он язычник, язычество про-низывает все сферы его жизни, его мировоззрение, особенно на уровне быта. Лишенное религи-озной составляющей, язычество трансформируется в идеологические и социальные формы, вспомним хотя бы советское время: религии, в обычном понимании этого слова, не было, а культ остался: вера в «светлое будущее» заменила чаяние жизни будущего века. Язычество – это психо-логия, это когда духовность подменяется душевностью, это и есть состояние души без Бога. Такое, как не странно, часто можно наблюдать и в церковной ограде.
Родная сестра язычества – магия, т.е. стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт. 3:5). Вот что об этом пишет о. Александр Мень: «Для мага радости мистического бо-гообщения - пустой звук. Он ищет только достижения могущества в повседневной жизни – на охо-те, земледелии, в борьбе с врагами этот антагонизм оставался даже тогда, когда магия стала пе-реплетаться с религией. Магизм ждет от Неба только даров, природу он хочет поработить, в чело-веческом обществе он воцаряет насилие. Племя и власть становятся над духом. Человек, сливаясь с родом, попадает под гипноз коллективных представлений». Таким образом, в основе магизма лежит принцип: «ты – мне, я – тебе». 
Такое отношение к Богу зачастую можно наблюдать у наших современников, помните пословицу: «гром не грянет – мужик не перекрестится». Ох, как часто мы ведем себя именно так, а в католи-ческой церкви это вообще норма. 
Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается в полной уверен-ности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их «испортил» соседский кол-дун. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным «бабкам» и экстрасенсам. 
Другая крайность это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим понятием без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь «поплакать». Приходилось ви-деть как какая-нибудь дама после слезной «молитвы» и воздевания рук горе совершенно ничего не могла сказать на исповеди, аргументируя это тем, что у нее «нет грехов». А когда я отказался ее причащать, все ее «благочестие» улетучилось, и на меня обрушился целый поток негодования. Для нее священник и церковные правила – ничто. Она пришла в храм «потреблять» благодать, ничего не давая взамен.
Возвращаясь к теме «свечного благочестия», не могу не заметить, что для многих людей элемен-тарнейший акт возжигания свечей в храме является, чуть ли не самым основным в их духовной жизни. ( Это все равно, если бы человек, желающий купить ювелирное изделие, ограничился бы только тем, что выкрутил бы в ювелирно магазине дверную ручку и, по уши довольный, даже не заходя в магазин, отправился бы домой, гордясь приобретением). Боже упаси кого-нибудь пере-дать свечку левой рукой, или переставить ранее поставленные кем-нибудь свечи. Это моментально вызовет бурю гнева, и посягнувший на чужую свечу может быть даже обвинен в колдовстве.
Многих прихожан надо просто «купать» во время водосвятного молебна, слова «капля освящает море» не для них – дескать, меня водой облили – теперь и здоровье будет, и грехи простятся.
К сожалению, несвободны от суеверий и предрассудков некоторые представители духовенства. Так, известно, что в некоторых селах существует обычай: когда наступает время какой-нибудь од-носельчанке рожать – священник спешит в храм отверзать Царские Врата, кощунственно ассоции-руя их с женским лоном, чтобы обеспечить удачные роды, Это так называемая гомеопатическая (подражательная) магия, Так у колдунов Вуду тряпичная или глиняная кукла ассоциируется с самим человеком, на которого распросраняется вред, нанесенный кукле.
Бывают священники, которые запрещают прихожанам причащаться в двунадесятые праздники без особой мотивации – все вы, мол, недостойны сегодня, забывая о том, что Евхаристия – центр христианской жизни.
В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманнию – поиск старцев, а если быть точнее - вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживаем время очередного эсха-тологического психоза в виде ИННенизма и авторитет т. н. «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению.
Сюда же можно отнести и технофобию – страх перед прогрессом. По мнению технофобов компь-ютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т. п. суть бесовщина. «Старец», боязнь техники и отожде-ствление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку.
Стоит упомянуть еще т.н. церковный национализм. Например, некоторые считают, что нельзя чи-тать книги некоторых православных богословов только под предлогом того, что у них нерусские фамилии (Керн, Мейендорф, Шмеман, Блюм), во всем непонятном видятся происки врагов Право-славия, загнанного в рамки одной Поместной Церкви. Таким образом, психология «мелкого ла-вочника» заменяет соборное сознание. Не приемлются даже ничтожные отличия в традициях ме-жду разными приходами: «…а вот в нашей церкви всегда выносят обеденные записки на моле-бен!».
Мне, как священнику, чрезвычайно часто приходится сталкиваться с целым комплексом суеверий, которые можно объединить под названием некрофобии – боязни покойников и всего, что с ними связано. Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти. 
Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежда, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстает от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихораши-ваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию.
Конечно же, я перечислил не все суеверия и предрассудки, которые надежно прописались в цер-ковном быту. Я не упомянул еще суеверия связанные с Причастием, то, что оно лучшее средство от болезней желудка и повышает гемоглобин. А то как «надо» причащаться и что делать до и после этого – тема для отдельной статьи.
Важно другое: люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Конечно, в этом есть доля пастырской вины. Священники сами часто недостаточно хорошо объясняют прихожанам ос-новы Православной веры. Но я уверен, что если человек верит во Христа, то он стремиться как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинно любящий человек желает знать все о предмете своей любви.
Поэтому лучшее лекарство от лжи и заблуждений – это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осоз-нание собственно греховности. Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Вот осознание своей греховность – самое неприятное, но и самое необходимое в жиз-ни христианина. Именно этой неприятности многие бегают как от огня. 
Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство – это религия спасения. Об этом забывать нельзя. Сон духа способен породить еще больших чудовищ, чем сон разума.


Иерей Александр Пикалев
http://www.pravoslavie.ru/polemika/5749.htm

Картина дня

наверх