Была ли власть Иосифа Сталина от Бога?
Игорь Евсин, Русская народная линия
Вопрос, конечно же, интересный... Особенно когда Сталина приравнивают к Гитлеру. Особенно когда о тождественности Гитлера и Сталина говорят известные церковные историки. Так, например, профессор Н.К. Симаков на Межрегиональной научно-практической конференции «500-летие кончины преподобного Иосифа Волоцкого. Наследие и заветы преподобного» на вопрос, являлась ли власть Гитлера и Сталина от Бога, ответил однозначно: «Конечно, нет». Нет, так нет... Но тогда, значит, их власть была от сатаны и получается, что сатана боролся сам с собой? И сам себя победил, и сам себя поверг в прах. .. Абсурд какой-то... А разве уважаемому церковному историку не известны слова Христа: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собой: как же устоит царство его?» (Мф. 12:25-26)
Святитель Иоанн Златоуст так толкует эти евангельские слова:«Будет ли князь бесовский помогать человеку против своих же бесов? Возможно ли такое человеколюбие со стороны того, кто есть человекоубийца искони? Видите сами, как смешно ваше обвинение, как оно безрассудно, какое в нем противоречие! Если человек сам во власти бесов, то как он может изгонять их?»
Сталин уничтожал на русской земле бесов, порожденных революцией. Сталин изгнал с русской земли фашистских бесов. А посему, следуя словам святителя Иоанна Златоуста, скажем, что смешно и безрассудно отождествлять Гитлера со Сталиным и говорить, что у того и у другого власть была не от Бога. Послушаем лучше авторитетных православных архиереев и священников, относившихся к власти Сталина, как Богоданной.
Но прежде следует поговорить о том, тождественны ли Гитлер и Сталин не по духовной сути данной им власти, а хотя бы по идеологии. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в июле 2009, выступая в прямом эфире крупнейшего телеканала Украины «Интер», заявил: «И в нацизме, и в сталинизме есть репрессии, и против своего собственного народа тоже, как и во многих других режимов, которые существовали. Но чем нацизм отличается от любой другой системы? Он отличается своим человеконенавистничеством... Это политика и философия, которая оправдывала любую человеческую жестокость, которая ставила своей целью уничтожение людей. Вот почему нельзя ставить все на один уровень».
Итак, коль нельзя ставить на один уровень сталинизм и нацизм, то естественно нельзя уравнивать Гитлера и Сталина. Но с Главой Русской Православной Церкви не согласен его же ближайший помощник Председатель ОВЦС митрополит Илларион. Так в телепередаче «Церковь и мир» прошедшей 22 июня 2013 г. по телеканалу «Россия-2» владыка Илларион заявил, что Сталин несет ответственность за истребление русского народа и что при Сталине было невиданное массовое уничтожение народа.
Хотелось бы спросить владыку - откуда он взял, что при Сталине происходило такое уничтожение народа, при котором, «мало кому удалось выжить в 30-е годы», если численность населения СССР за годы сталинского правления, согласно переписям, увеличилась на 60 млн. человек. Как свидетельствует исследователь демографических архивов того времени В.Н.Земсков, темпы прироста населения составляли более 1%, что превышало показатели Англии или Франции. В 1926 году в СССР было 147 млн. жителей, в 1937 году - 162 млн., а в 1939 году - 170,5 млн.
Интересно отметить, что не только Глава РПЦ расходится со взглядами митрополита Иллариона, но и Президент РФ Владимир Путин, который по поводу заданной темы заявил, что «невозможно ставить на одну доску нацизм и сталинизм, потому что нацисты прямо, открыто, публично объявили одну из целей своей политики - уничтожение целых этносов: евреев, цыган, славян. При всем уродстве сталинского режима, при всех репрессиях, даже при всех ссылках целых народов все-таки цели уничтожения народов никогда сталинский режим перед собой не ставил, и попытка поставить на одну доску одних и других абсолютно не имеет под собой никакой почвы».
Ну да ладно, владыке Иллариону не впервые бездоказательно наклеивать различные ярлыки на Сталина. Вероятно, владыка просто плохо знаком с исследованиями итогов сталинского правления. Но печально то, что ученый муж, известный церковный историк, профессор Н.К. Симаков дует в ту же дуду. Про то, от Бога ли была власть Сталина, автор уже высказался в начале статьи. Теперь послушаем мнение авторитетных архиереев и священников.
Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Старгородский): «Пред началом нового государственного года поусерднее помолимся о Богохранимой стране нашей и о властех ее во главе с нашим Богоданным Вождем. Да дарует им Господь силы и крепость еще много лет совершать их великое служение во благо вверенных им народов» (ЖМП №3 за 1943 год, стр. 3-4).
Патриарх Алексий (Симанский) в публикациях ЖМП № 2 1944 г., ЖМП № 2 и № 5 1945 г., ЖМП № 11 1947 г. нарекает Сталина гениальным вождем, а еще «Богодарованным Верховным Вождём нашим», «мудрым Вождём, которого Промысл Божий избрал и поставил вести наше Отечество по пути благоденствия и славы».
Так же и знаменитый митрополит Николай (Ярушевич) - глава ОВЦС МП, в ЖМП 1944 № 5, N 10, № 11; ЖМП 1945 № 5, называет Сталина гениальным, а кроме того «Богом поставленным на свой подвиг служения нашей Родине».
Могут возразить: «А что они еще могли сказать, зависимые от Советской власти, запуганные Сталиным Патриархи и митрополиты?» Но вот мнение совершенно независимого от Сталина, зарубежного Патриарха, Главы Александрийской Православной Церкви Христофора (Даниилидиса): «Маршал Сталин является одним из величайших людей нашей эпохи, питает доверие к Церкви и благосклонно к ней относится...» Приведем еще и слова знаменитого митрополита Гор Ливанских Илии, епископа Антиохийской Православной Церкви, который также был совершенно независим от Сталина: «Мы знаем и верим, что Русский народ, сплотившись вокруг своих вождей и под верховным водительством мудрого и любимого Иосифа Виссарионовича Сталина - достиг и достигнет небывалого еще в мировой истории могущества и расцвета.
Мы твердо верим, что ваша Святая Церковь наслаждается полным миром и спокойствием, с каждым днем развивая все более и более свою многополезную деятельность на церковно-общественной ниве... А посему мы будем молить Всевышнего, дабы Он сохранил...Иосифа Виссарионовича Сталина, а также весь богоспасаемый Русский народ на многие, многие и многие лета». Можно и еще приводить похвальные слова зарубежных архиереев о Сталинской власти, но лучше всего об этом сказал узник сталинских лагерей (!), известный проповедник и миссионер конца ХХ века протоиерей Димитрий Дудко: «Если с Божественной точки зрения посмотреть на Сталина, то это, в самом деле, был особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об этом пишут даже его противники. Если бы победил Троцкий с его перманентной революцией..., все мы были бы трудовой армией для тёмных сил. Но именно Сталин... сохранил Россию... Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину... Я, СИДЕВШИЙ ПРИ СТАЛИНЕ И БРЕЖНЕВЕ, как и владыка Лука, /святитель Лука Крымский/ готов воскликнуть: «Сталин - Богом дарованный вождь России».
«Но как сообразовать сталинизм с христианскими понятиями? - продолжает далее отец Димитрий. - Ведь при сталинском деспотизме все было опутано атеизмом. Атеизм был везде и всюду. Но, видимо, не случайно философ Н. Бердяев говорил: атеизм - это дверь к Богу с черного хода. И мы сейчас видим, как многие атеисты стали по-настоящему верующими. Сталин был деспот, да, но он был ближе к Богу. Наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождем. К ним присоединялись и другие, такие, как крупный ученый и богослов, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным. Да, Сталин нам дан Богом! Он создал такую державу, которую сколько не разваливают, а не могут до конца развалить. Даже поверженной, ее боятся хваленые капиталистические страны.
Есть у Сталина такое выражение: «прошлое принадлежит Богу». Если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это в самом деле был особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об этом свидетельствуют даже его противники. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, вслед за владыкой Лукой низко кланяюсь Сталину.
«Чур, перекрестись...» - да, я это слышу. Кому кланяешься, мол, не антихристу ли? А вот вам я задам вопрос. Антихрист придет от атеистов или верующих? В том-то и дело, что от верующих, на Библии будет клясться. Поэтому я утверждаю, по Евангелию: один сказал «пойду» и не пошёл, другой сказал: «не пойду», но пошёл.
Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек. Не случайно в Русской Православной Церкви ему пропели, когда он умер, вечную память. Не случайно он учился в Духовной Семинарии, хотя и потерял там веру, но чтоб по-настоящему её приобрести. А мы этого не понимаем...»
Лично мне совершенно нечего добавить к этим словам высокочтимого протоиерея Димитрия Дудко.
Вернемся к заявлению Николая Симакова, что власть Сталина была не от Бога. Сказав это, уважаемый профессор отметил, что Иосиф Волоцкий писал - если царь противится Церкви, то он мучитель и ему не должно повиноваться. Это как понимать? Таким образом Симаков отождествил Сталина с мучителями Церкви?
Что ж, рассмотрим и этот вопрос. Как известно гонения на Церковь начались сразу после Октябрьской революции, когда духовенство действительно подверглось страшным репрессиям. Но начались они не по «указке Сталина», а по постановлению возглавляемого Лениным Совнаркома от 7 декабря 1917 г. о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК СНК РСФСР) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Это постановление касалось всех слоёв населения, в том числе и духовенства. Именно ЧК и проводила в России террор против всего народа, и особо жестокий против духовенства.
Сталин же в это время работал руководителем продовольственного дела на юге России. Позднее он возглавил Военсовет Северокавказского военного округа, а затем Военсовет Южного фронта. Став же секретарем ЦК ВКП(б) Сталин обратил внимание на неправые гонения против Церкви и в 1923 г., еще при жизни Ленина (!!!), всем партийным организациям страны направил Циркулярное письмо «Об отношении к религиозным организациям». В нем, в частности, приказывалось:
«1) воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений... по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место - отменить немедля;
2) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. путем голосования на собраниях с участием неверующих или посторонних той группе верующих, которая заключила договор на помещение или здание;
3) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и пр. за невзнос налогов, поскольку такая ликвидация допущена не в строгом соответствии с инструкцией НКЮ 1918 г. п. II;
4) воспретить аресты «религиозного характера», поскольку они не связаны с явно контрреволюционными деяниями «служителей церкви» и верующих».
Таким образом, Сталин задолго до войны делал все что мог, чтобы остановить гонения на Церковь и реабилитировать духовенство. Другой вопрос, что для бесов революции циркулярное письмо так и осталось письмом...
В 1933 г. Сталиным были приняты мере по защите храмов от сноса. Так в постановлении Политбюро от 12 октября говорится, что в 20-е-30-е годы в Москве было полностью разрушено 150 храмов, а 300 переоборудованы. При этом по архитектурным планам застроек Москвы предусматривается снос более 500 оставшихся храмов и церквей...
В связи с этим было решено считать «невозможным проектирование застроек за счёт разрушения храмов и церквей, которые являются памятниками архитектуры древнерусского зодчества. Органы Советской власти и рабоче-крестьянской милиции обязаны принимать меры вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности по охране памятников архитектуры древнерусского зодчества».
А впоследствии Сталин и вовсе встал на защиту Церкви и священнослужителей. Так в постановлении Политбюро ЦК от 11 ноября 1939 говорилось следующее:
«1. Признать нецелесообразным впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.
2. Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666-2 «О борьбе с попами и религией», адресованное председателю ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК-ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной Церкви и православно верующих, отменить.
3. НКВД произвести ревизию осуждённых и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительской деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осуждённым по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти».
Оба вышеприведенных постановления были подписаны Секретарем ЦК Иосифом Сталиным.
Реабилитация духовенства происходила и в годы Великой Отечественной войны. Особенно после исторического приема Сталиным иерархов Русской Православной Церкви 4 сентября 1943 г., после которого было восстановлено Патриаршество и тысячи священников были освобождены от заключения.
Но есть еще такой вопрос. А закрывались ли в военное и послевоенное время церкви? И не возобновлялись ли гонения на священство? Да, закрывались. Особенно после освобождения оккупированных территорий. Советская власть закрывала сотни храмов, открытых фашистами. А священников, служивших в них, арестовывали, тех же кто сотрудничал с фашистами расстреливали по законам военного времени. Как бы там не было, но следует признать, что репрессии хотя и в малых масштабах, но были. Но, репрессиина таковых священников были и со стороны Церкви. Как известно 8 сентября 1943 года состоялся исторический Архиерейский собор РПЦ, на котором Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Сергий. Однако мало кто знает, что к числу деяний собора относитсяеще и принятие документа «Осуждение изменников вере и Отечеству». В нем, согласно соборному определению, говорится следующее: «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенным сана». (ЖМП. 1943. N 1. С. 16; Смирнов А., прот. Противники Креста Господня // ЖМП. 1943. N 3. С. 25-29).
Но вернемся к Сталину. В сентябре 1943 года он дал весьма примечательные указания председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г.Г.Карпову в которых говорилось: «Совету... не делать прямого вмешательства в административную, каноническую и догматическую жизнь церкви и своей деятельностью подчеркивать самостоятельность церкви. Председателю Совета установить такие отношения с патриархом, которые не давали бы церковному центру повода рассматривать председателя Совета как обер-прокурора. Не смотреть в карман церкви и духовенства... не делать «булавочных уколов» группам верующих и при рассмотрении вопроса об открытии церкви, хотя и регулировать, но не зажимать. Совету обеспечить, чтобы епископат являлся полновластным хозяином епархии, и право архиерея распоряжаться церковными суммами. Не делать препятствий к организации семинарий, свечных заводов и. т.п.».
Еще следует сказать, что с 1939 по 1952 гг. Сталиным не было созвано ни одного съезда партии большевиков. При этом с разрешения Иосифа Виссарионовича РПЦ три раза созывала Поместные церковные соборы!
Если суммировать все вышесказанное, то получится следующая картина. Именно Сталин отменил указание Ленина от 1 мая 1919 года за № 13666-2 «О борьбе с попами и религией», и начал борьбу против ленинских указов по закрытию храмов и монастырей. Именно при нем началась реабилитация духовенства и восстановлено патриаршество. При этом Сталин предостерегал от вмешательства государственных органов в дела Церкви и от запретов на открытие храмов. Именно Сталин вернул РПЦ Троице-Сергиеву Лавру, санкционировал открытие при Лавре Духовной Академии, семинарии, а также богословских курсов в Новодевичьем монастыре. Отдельная тема- насколько тяжело ему это давалось и какое неимоверное сопротивление оказывали ему бесы, порожденные революцией. А главное - какую тяжелейшую борьбу вел против этих бесов Иосиф Сталин.
И как можно после этого говорить, что власть Сталина была не от Бога? Значит она была от сатаны? Вы это, уважаемый Николай Кузьмич, скажите владыке Иллариону. Может, он вам и поверит. Мы же поостережемся, памятуя слова святителя Иоанна Златоуста о том, что смешно и безрассудно считать, будто князь бесовский станет помогать человеку против своих же бесов.
Наш Сталин
К 75-летию обращения Сталина к советскому народу …

Такова наша история - великая и многострадальная, что нет в ней ни одного, что называется, «живого места», одинаково воспринимаемого и оцениваемого ныне сообществом Русского мира. Даже это, гениальное по своей простоте, глубоко осмысленное начало в обращении вождя к советскому народу трактуется либеральными кругами - общественными и церковными, осмелевшими, возникшими не вдруг - как заигрывание с народом, вынужденная замена привычной большевистской риторики.
«Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!», - с глубоким чувством, впервые в Русской истории такими словами, начал свою речь по радио 3 июля 1941 года Сталин.
В словесной триаде - «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры!», как в капле воды, отразился изменившийся, после октября 17-го года, состав общества бывшей Российской Империи. Во главе его «граждан», на первом месте, стали «товарищи», но и те и другие - все они, все-таки, «братья и сестры», среди которых немало, прямых по духу, наследников православной России, для которых эти два слова особенно памятны и привычны.
Конечно же, не все так просто было в советском обществе, и война это подтвердила. Многие «граждане» до конца не приняли «товарищей», будучи не в силах простить им «дела их» в красном терроре, в геноциде русского народа, уничтожении храмов и священнослужителей. Но, в словах «братья и сестры», зазвучал призыв к объединению: «Над нашей Родиной нависла серьёзная опасность».
Здравый смысл, если он сознательно не отключен, не позволяет отрицать руководящую роль Сталина - Верховного главнокомандующего ВС СССР, Председателя ГКО в победе советского народа в Великой Отечественной войне. История тяжелой этой войны свидетельствует, что победа, в конечном итоге, была достигнута за счет превосходства Советской армии над гитлеровской, оснащенной лучше, чем немецкая, военной техникой, благодаря лучшей организации работы всей промышленности СССР, неимоверными, героическими усилиями всего народа на фронте и в тылу, в партизанских отрядах и в подпольном сопротивлении.
Демагогичная риторика либерального иерарха РПЦ: «Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером... Победа в войне - это победа народа. Народа, который проявил величайшую волю к сопротивлению. Чудо победы в войне - это великое явление силы духа нашего народа, которую не сумели сломить ни Сталин, ни Гитлер» [митрополит Иларион (Алфеев). Миссия в миру].
«Чудо» - это советская военная техника: издавна лучшая в мире русская артиллерия - «Бог войны», лучший танк Второй Мировой войны Т-34, лучший в мире «летающий танк» - бронированный штурмовик Ил-2 (самый массовый самолет Второй мировой войны), знаменитая реактивная артиллерийская «Катюша», наводившая ужас на гитлеровцев.
Сталин лично знал всех конструкторов, директоров заводов, работающих на вооружение армии, держал на контроле сроки и число выпускаемой боевой техники. Об этом написано и снято столько кинолент, что не знать эти факты истории может лишь человек, не желающий знать и принимать очевидное.
Но, как бы ни были велики заслуги Сталина в построении социализма в СССР, победе в Великой Отечественной войне, создании нашего «ядерного щита», отношения его к Русской Православной Церкви, оценка власти того периода - остаются главными в нашем религиозном сознании. Была ли власть Сталина от Бога или он, действительно, был «чудовищем, духовным уродом», которого можно сравнить с Гитлером? Рассмотрим эту тему более внимательно.
Для людей моего поколения - комсомольцев 50-х годов, стоявших на траурном посту у знамени в те мартовские дни 53-го года, для наших родителей-фронтовиков - сравнение Сталина с Гитлером немыслимо, кощунственно и оскорбительно. Мой родной дядя Клеменов Моисей Калеевич, участник Сталинградского сражения, в последнюю свою поездку к сестре, взял с собой, вместе с медалями, наградные Грамоты за боевые заслуги, подписанные Сталиным. В нашей городской больнице вскоре он и умер, перед смертью просил, чтобы на его могиле был произведен ружейный залп. Но он был рядовым, а так хоронят военных, только начиная с майора, как объяснил матери местный военком. Родом с Кубани, дядя Моисей был спокойным, выдержанным человеком, но я не знаю, сдержался бы он, услышав такие слова о Сталине.
На «Русской народной линии», в «актуальной теме» «Сталин», один из ее авторов объяснил читателям насчет людей, оскорбляющих память вождя: «Люди, проклинающие Сталина, это те, кто понимает, что они раскрыты, как пятая колонна нашей действительности» [Игумен Евстафий: Диалектика Сталина - красное против черного
.
Дополню, как я понимаю, в более широком смысле, верные эти слова: эти люди отрезали себе пути отступления, вдохновляемые силами извне, они решили идти против России и ее народа.
Сталин уничтожал на русской земле бесов, порожденных революцией. Сталин изгнал с русской земли фашистских бесов. А посему, следуя словам святителя Иоанна Златоуста, скажем, что смешно и безрассудно отождествлять Гитлера со Сталиным и говорить, что у того и у другого власть была не от Бога...
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в июле 2009, выступая в прямом эфире крупнейшего телеканала Украины «Интер», заявил: «И в нацизме, и в сталинизме есть репрессии, и против своего собственного народа тоже, как и во многих других режимов, которые существовали. Но чем нацизм отличается от любой другой системы? Он отличается своим человеконенавистничеством... Это политика и философия, которая оправдывала любую человеческую жестокость, которая ставила своей целью уничтожение людей. Вот почему нельзя ставить все на один уровень»...
И Президент РФ Владимир Путин по поводу заданной темы заявил, что «невозможно ставить на одну доску нацизм и сталинизм, потому что нацисты прямо, открыто, публично объявили одну из целей своей политики - уничтожение целых этносов: евреев, цыган, славян. При всем уродстве сталинского режима, при всех репрессиях, даже при всех ссылках целых народов все-таки цели уничтожения народов никогда сталинский режим перед собой не ставил, и попытка поставить на одну доску одних и других абсолютно не имеет под собой никакой почвы» [цит. по: Игорь Евсин. Сталин. От Бога ли была его власть?].
Вопрос о репрессиях остается одни из ключевых в оценке деяний Сталина. Только не надо ему приписывать, невиданный по масштабам, геноцид русского народа при Ленине, творимый его соратниками Свердловым, Зиновьевым, Троцким, и несть им числа его сподвижниками и продолжателями дела мировой, глобальной революции. Игумен Евстафий, слова которого уже были приведены, говоря о страданиях и о диалектическом характере политики Сталина, объясняет: жертвы сталинского периода не пропали даром - это были неизбежные исторически жертвы созидания, строительства страны, в которой потом смогли счастливо жить будущие поколения.
К слову, митрополит Иларион (Алфеев) благополучно вырос, получил образование, в том числе музыкальное, так пригодившееся ему в армии и сейчас, именно в этой, созданной при Сталинском правлении, стране. Жертвы периода распада СССР, приватизации, с ее кровавым, иначе не скажешь, переделом собственности, построения ныне, неизвестно какого, капитализма ничуть не меньше «сталинских репрессий», намеренно преувеличенных троцкистом Никитой Хрущевым.
При Сталине начался заметный рост населения страны: были запрещены аборты, строились ясли, детские садики, школы, были реализованы на деле права человека на бесплатное медицинское обслуживание, образование, социальное обеспечение, пенсии по старости.
Что сейчас больше всего волнует людей, так это справедливость, которая всегда была в цене в России: жить по совести. При Сталине если и была коррупция, то не во властных структурах, а по большей части в торговле. Ныне власть не может справиться с коррупцией, даже на самых верхних ее этажах - губернаторских и министерских. А теперь скажите, была ли власть Сталина не угодна Богу?!
Сталин творчески, сообразно текущему моменту, подходил к проблемам идеологии, считая ее ключевой в деле воспитания народа. Вот что по этому поводу пишет один из авторов РНЛ.
«Вспомним, например, как изменилась советская идеология за время Великой Отечественной войны. Одним обращением «братья и сестры» 3 июля 1941 года Сталин изменил нашу идеологическую официальную доктрину - совсем другим духом повеяло. Большевикам-безбожникам, троцкистам он был глубоко чужд...
Сталин изменил чистому ленинизму-большевизму, прежде всего именно по духу. Он ушел от целей «мiровой революции», он поставил во главу угла государственные интересы воссоздаваемой им империи, он реабилитировал русский патриотизм, он признал законное место Церкви в советском обществе - став в этом, можно сказать, единомышленником с митрополитом Сергием, который по его воле был избран в 1943 году Патриархом - и не потому, что до этого Сталин этого бы не хотел, а потому что не было возможности, ему бы не дали этого сделать...
Итак, главное расхождение Сталина с большевизмом было в возвращении к русскому духу в нашей жизни. Вот чем он больше всего не устраивал большевиков-троцкистов-ленинистов, да и совершенно не коммунистическую прозападную интеллигенцию, да и весь Запад. И до сих пор не устраивает. И не устроит никогда. Дух не тот! Все остальные разговоры - про «культ личности», про репрессии, - это всё вторично. Культ личности был у Ленина куда больше, как и жертв ленинских репрессий, совершенно необоснованных, - это же всё принимается «свободолюбивым Западом», это никому не мешает... Почему? Потому что это было против традиционной России, было одного духа с Западом, с русофобией и безбожием, с тем, кто за ними всегда стоит...» [протоиерей Николай Булгаков. Реванш большевизма. К 60-летию ХХ съезда КПСС].
Здравую мысль в своей беседе высказал игумен Евстафий (Жаков): «Сталин стал «Хозяином» в 1939, когда был отстранен Литвинов, тесно связанный с Западом». На это обстоятельство следует обратить наше внимание: уж больно много людей, подобных Литвинову, если не по интеллектуальному уровню, то по страстному желанию прорваться до верха власти, появилось в России.
Точным признаком для опознания людей подобного рода, в том числе, хулителей Сталина, является их мелькание в СМИ. Ведь всем широко известно: откуда дует ветер в паруса их мнимой «популярности», полярно противоположной настоящему о них мнению людей думающих, в коих на Руси никогда не было недостатка. Беда в том, что таких людей власть российская, мягко говоря, недолюбливает, ограничивая их приход к «браздам правления».
Вернемся, впрочем, к теме настоящей статьи и дадим слово автору РНЛ Игорю Евсину.
«Теперь послушаем мнение авторитетных архиереев и священников.
Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Старгородский): «Пред началом нового государственного года поусерднее помолимся о Богохранимой стране нашей и о властех ее во главе с нашим Богоданным Вождем. Да дарует им Господь силы и крепость еще много лет совершать их великое служение во благо вверенных им народов...
Патриарх Алексий (Симанский) в публикациях... нарекает Сталина гениальным вождем, а еще «Богодарованным Верховным Вождём нашим», «мудрым Вождём, которого Промысл Божий избрал и поставил вести наше Отечество по пути благоденствия и славы».
Так же и знаменитый митрополит Николай (Ярушевич) - глава ОВЦС МП... называет Сталина гениальным, а кроме того «Богом поставленным на свой подвиг служения нашей Родине» [Игорь Евсин. Сталин. От Бога ли была его власть?].
А вот мнение другого автора, высказанное со знанием истории прихода к власти «советских» вождей:
«До 30-х годов Сталин был лишь одной из влиятельных политических фигур, но в последующие годы его политический вес во внутренней политике - вне конкуренции. Он несомненный лидер. Надо заметить, что Ленин, Троцкий, Свердлов сделали карьеру благодаря мощной внешней поддержке спецслужб Англии, Германии и США. Ленин был обременен обязательствами перед своими спонсорами, которых называл «полезными идиотами» (однако от их зависимости, несмотря на бесконечные уступки и жертвы, ему так и не удалось избавиться). Троцкий и Свердлов (люди Уолл-стрита) обязанные еврейскому мировому капиталу, тоже находились под определенным влиянием внешних сил, вложивших крупные деньги в русскую революцию.
Сталин, кажется, взошел на политический Олимп благодаря своим усилиям, без помощи иностранных спецслужб. Будучи осмотрительным в связях, имел шанс и смог стать самостоятельным политиком, чего нельзя сказать о его политических конкурентах.
Под руководством Сталина страна вновь, как это было при российских самодержцах, обрела полный государственный суверенитет. Сталин вернул России самодержавие в искаженной, извращенной форме. Он смог установить государственный строй с единоличной верховной властью. В годы его правления, как и при самодержавии, народ знал на вершине власти одно имя - Сталин» [Николай Дозморов. Вспоминаем Сталина].
Школьные мои годы пришлись на края лагерей и ссыльных: Казахстан - северный и центральный, Восточную Сибирь. Часто дорога в школу проходила мимо «колючки», за которой трудились зэки, а иногда, во время занятий в школе, слышали мы выстрелы охраны: то были нескончаемые попытки побегов из зоны строек. В тех краях, чуть ли не каждый пятый-шестой взрослый мужчина, окончил сталинскую «школу», но никогда и нигде, ни от кого не приходилось слышать мне плохое слово о Сталине.
Навсегда запомнились мне слова матери, сказанные ею после смерти вождя: «Как мы будем, сынок, жить без Сталина?» Мое уважительное, без экзальтации, отношение к Сталину не изменил доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС, с которым ознакомил нас в 1956 году отец моего товарища, фронтовик, полковник, занимающий высокую должность в лагере для заключенных, который располагался недалеко от наших домов, на противоположной стороне оврага.
Не изменило моего отношения к Сталину и прочтение книг Солженицына. Это, как отношение к родителям - святое и беспрекословное: чтобы мы о них не узнавали нового, иногда и не совсем приятного нам, они остаются нашими родными людьми.
Сталин наш, таковым для нас и нашей истории останется навсегда и этот факт не дано изменить никому.Отец Иоанн (Крестьянкин) и его совет нам относительно Иосифа Сталина
Леонид Болотин, Русская народная линия
Разговаривал с Анатолием Дмитриевичем Степановым по телефону, и он расспрашивал меня об Отце Архимандрите Иоанне (Крестьянкине) в связи с его отношением к Сталину. В моей ироничной заметке «Плов для Сталина» я коротко упоминал об этом.
По просьбе А.Д.Степанова расскажу немного подробнее с сопутствующими деталями времени. Летом и ранней осенью 1986 года мы с друзьями-единомышленниками ездили в Псково-Печерский Успенский монастырь. Точно в нашей группе был мой однокурсник по журфаку Андрей Алексеевич Щедрин, в монархических кругах более известный под литературным псевдонимом «Николай Козлов», и Валерий Архипов, который тогда работал на телевидении вместе с сестрой А.А.Щедрина. Возможно, с нами в этих поездках были ещё Кирилл Некрасов, племянник князя Зураба Михайловича Чавчавадзе и прямой потомок поэта-классика, и Андрей Тамонтьев. Но поручиться относительно их присутствия не могу, память уже ослабела. Помнится, в одну из тех поездок 1986 года я взял с собой Маму и старшего сына Димитрия, ему тогда было три года.
От будущего архимандрита Тихона (Шевкунова), а тогда послушника Гоши, который в качестве кинематографиста был командирован в Москву к Митрополиту Питириму (Нечаеву) для участия в мероприятиях по подготовке 1000-летия Крещения Руси, мы уже знали о Псково-Печерских Старцах. Печерский послушник у меня дома на «видике» моего Отца показывал нам кассету со съемками Старцев, потом этот материал лег в основу теперь широко известного фильма Отца Тихона.
В связи с этим просмотром наше желание побеседовать живьем с Отцом Иоанном (Крестьянкиным) было из первоочередных. Сначала мы попали к Старцу на исповедь в пещерном Успенском храме. Из того, что мне запомнилось, он порекомендовал мне покаяться за пребывание в октябрятах, пионерах и комсомольцах, и в общей причастности к хуле на Царя, потому что в хуле той мы себя соотносили с цареубийцами.
Святых Царственных Мучеником мы тогда уже горячо почитали. Князь З.М.Чавчавадзе незадолго до этого - в Мае - подарил мне иконы Государя и всей Семьи, когда у меня на квартире его знакомый священник крестил моих друзей - Андрея Кандалова и Нину Кочеткову. Но именно Отец Иоанн надоумил меня покаяться в прежних прегрешениях против Царской Семьи. Видимо, такие же духовные рекомендации получили и мои друзья. И вот уже после такой исповеди состоялась наша общая беседа со Старцем в монастырском дворе, из которой мне запомнилось три темы.
Но прежде, чем о них рассказать, хочу сказать немного о собственном умонастроении в то время. Опыт обращения с молитвой к Святому Царю Мученику Николаю примерно с Февраля того же года совершенно примирил меня с советской властью, угасил во мне остатки диссидентских мотивов и в том числе антисталинских. Однако тогда же я прочитал книжку Льва Регельсона «Трагедия Русской Церкви» и под её влиянием весьма осудительно относился к Патриарху Сергию (Страгородскому).
В беседе с моими друзьями и со мной Старец Иоанн как-то восторженно сказал о воздухе монархии, вспоминая свое детство, когда он им успел подышать, и относительно нас - сожалея, что мы его не вдохнули. Потом он сказал что-то о Государе Николае Александровиче, что он приготовил для Себя и Супруги место в Петропавловском соборе, но не суждено Им было там быть захороненными. При этом необходимо отметить, что даже разговоров тогда о «екатеринбургских останках» быть не могло, поскольку о «царском» могильнике под Свердловском в Москве заговорили только в Декабре 1988 года, когда Гелий Рябов принес в редакцию «Родины» свой материал, а опубликован он был уже в Апреле 1989 года. Но Отец Иоанн этим указанием, что не суждено Государю и Государыне быть похороненными в Императорской усыпальнице, духовно нас подготовил к искушениям, которые начались для православных в Апреле 1989 года, а продолжаются по сию пору.
Не помню, был ли задан вопрос о Патриархе Сергии с нашей стороны, или Старец Сам обратился к этой теме. Но он тогда нам сказал, что раньше осуждал Патриарха Сергия, но потом после чудесного видения во сне или наяву, когда ему Патриарх, пребывая в Алтаре храма, сказал, что сам себя осуждает, но поступать иначе не мог, и после этих слов фигура Патриарха просияла...
И уже в связи с этим Отец Иоанн совершенно неожиданно для нас настойчиво посоветовал не осуждать и Сталина:
- Не осуждайте его, Бог ему Судья. А вы не будьте судьями.
Честно говоря, лично у меня горячий антисталинизм, распаленный в конце 1970-х - начале 1980-х чтением Солженицына и других эмигрантских авторов, совершенно угас в пору моего воцерковления к 1986 году. Похожие настроения сложились и у моих духовных товарищей. И мне в тот момент мне было совершенно непонятно, почему Старец Иоанн обратил на это наше внимание. Мы ведь и не могли предполагать тогда, какая волна оголтелого антисталинизма в качестве уже официальной политики генерального секретаря ЦК КПСС начнет подниматься в 1987-1989 годах, когда от «ускорения» перешли к «перестройке». Тем более этот духовный совет бы удивителен в устах репрессированного, сидевшего.
Актуальность же контрреволюционной темы для меня оказалась поразительной, когда в начале 1988 года мы с моим другом - фотографом Александром Викторовым решили сделать для журнала «Наше наследие» материал об иконописце игумене Зиноне. С его работами я был знаком по Покровскому приделу в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в Московском Свято-Даниловском монастыре. Чтобы взять разрешение на фотосъемку в действующим монастыре и на интервью с монахом, тогда надо было получить разрешение в Псковском областном комитете по делам религии и религиозным организациям. Тогда в беседе с уполномоченным, отвечавшим за Псково-Печерский монастырь, я случайно обмолвился в положительном смысле о Печерских Старцах. Глубоко пенсионного возраста уполномоченный, возможно ещё заставший период НКВД и в силу провинциальности не попавший под хрущевские «чистки» органов, вдруг взорвался:
- Какие там «старцы»?! Все они недобитые контрики, пятьдесят восьмые! Выдают себя за духовных лиц! И ваш Крестьянкин по 58-й сидел! Все они - антисоветчики!
Но наше редакционное письмо, обращенного к настоятелю монастыря архимандриту Гавриилу, он все же завизировал и проштамповал. Меня поразила свежесть восприятия тогда, казалось мне, далекого прошлого у пожилого уполномоченного. Но я понял и то, насколько живее такое восприятие у Старца, который пережил груз репрессий. Кстати, в ту поездку мне довелось побеседовать с Отцом Иоанном, а к Зинону нас тогда почему-то не допустили, разрешили Александру только пофотографировать иконостас в Никольском надвратном храме работы о. Зинона. Мне же пришлось ехать к нему позже, кажется, в Мае 1988 года, чтобы взять интервью. Фотографии Александра Викторова с иконами работы о. Зинона в «Нашем наследии» были опубликованы, а мой текст - не приняли, редактор сказал о нём:
- Слишком православно...
И не мудрено, ведь эту первую мою работу я писал по благословению Отца Иоанна, который, кстати, по моему впечатлению, неоднозначно относился к самому о. Зинону, впрочем, тогда ещё не впадавшему в откровенный экуменизм. Под моим заголовком - «Художник Святой Горы» (так называется гора в монастыре, на которой располагалась избушка-мастерская Печерских иконописцев) дали текст Александра Нежного, который то ли по-светски, то ли по-жидовски пересказал мою работу.
А Сталина после слов Отца Иоанна (Крестьянкина) осуждать совсем перестал, но, напротив, к этой величественной исторической фигуре стал присматриваться внимательнее...
Свежие комментарии