На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Понятия РАЗУМ и ВОЛЯ в православии и христианской философии.

 

Понятия РАЗУМ и ВОЛЯ в православии и христианской философии.

Сотворение человека совершено было по образу и подобию БОЖИЮ:

в отличие от всех других живых существ,

человек имеет бессмертную душу-разум, волю и чувства:

он способен мыслить и имеет свободу выбора между добром и злом[1].

            Краткая аннотация.

            В статье очень кратко рассмотрены ключевые понятия разума и воли в православии, христианской философии, а также философии Шопенгауэра и Ницше*. Автор надеется на то, что братьям и сестрам по вере, увлекающимся и изучающим философию статья будет полезна и интересна.

*Внимание! Философия Шопенгауэра и Ницше не является христианской, но по мнению автора их взгляды именно в этом вопросе, представляют интерес. Эту тематику нужно знать православным христианам, чтобы сделать вывод о вершине веры - православии.

            Аналитический обзор.

Бог есть Дух - вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный и всеблаженный [1].

В самом начале, прежде появления материального мира, Бог сотворил мир духовный.

К миру духовному принадлежат ангелы - бестелесные духовные существа, обладающие разумом и волей и служащие вестниками и исполнителями воли Божией [1].

            Человек является духовно-материальной сущностью, поэтому понятия разум и воля являются весьма актуальными.

  1. Учение о Боге, проблема воли по Аврелию Августину Блаженному (354-430).

Бог сотворил мир из ничего, по своей воле, а не в силу необходимости.

Бог стоит над природой, поэтому он является трансцендентным (потусторонним, сверхъестественным, сверхчувственным). Существует одно абсолютное начало-Бог, всё остальное вторично и является его творением. Существуют две реальности:

  1. Бог;
  2. Мир, сотворённый им.

Бог – есть истинное бытие, он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего не зависит и является источником всего.

            Августин проповедовал тезис о превосходстве веры над разумом. По его убеждению, всё содержание человеческих знаний черпается из двух источников:

-чувственный опыт человека, дающий поверхностные, ограниченные знания;

-знания, полученные от других людей и принятые на веру.

Эти знания являются достоверными, поскольку они опираются на коллективный опыт. Здесь особую роль играют суждения религиозных авторитетов. «Верь, чтобы понимать». Разум должен быть подчинён вере, и она должна быть обоснована.

            Разум призван постигать вещи и явления видимого (материального) мира, а с помощью веры обнаруживается то, что находится за пределами этого, то есть невидимое, неочевидное. С помощью веры определяется подлинная мудрость.

Следует отметить, что к этим же выводам пришёл Фома Аквинский, высшее начало есть само бытие, которое и есть Бог. Высшая истина-это Бог (божественная истина). Её значение не в полной мере доступно человеческому разуму, поскольку он ограничен, а поэтому человек должен принять на веру и ту истину, которую способен познать разум, и ту, которая вообще ему недоступна.

 

О душе. По мнению Августина, душа- это «разумная субстанция, приспособленная для управления телом». Душа близка к Богу и поэтому бессмертна. Душа рассеяна по всему телу, она превосходит тело и это требует от человека постоянной работы над своим внутренним миром. Тело-«лошадь». Душа-«наездник».

Значение творчества Августина Блаженного.

Августин систематизировал основы христианской философии. Основным в его учении стали идеи сотворения мира Богом и движения общества к конечной цели-царствию Божьему.

А) Начало-сотворение мира.

Б) Кульминация-пришествие Христа.

В) Второе пришествие, а за тем Страшный суд.

С) Время стало рассматриваться как нечто цикличное, а не текущее от прошлого через настоящее к будущему. Мироздание создано всемогущим творцом и даже человек с его свободной волей не в состоянии изменить порядок вещей и обрести власть над миром.

2. Соотношение веры и разума в философии Пьера Абеляра (1079-1142).

Основной в творчестве Абеляра была проблема соотношения веры и разума. По его жизненному убеждению, решение этой проблемы с применением диалектики, было необходимым для христианства.

Отметим, что церковь Христова едина. Это означает, что она - одно духовное тело, которое не может разделиться. Истинная Церковь - одна и пребудет «до скончания века» (Мф.28, 20). Мы именуем Церковь Православной, потому что только она содержит истинное, неискаженное учение веры и благочестия, «право славящее» Бога [1].

Главное в диалектике, как методе познания, по Абеляру, является постоянное вопрошание, свободное размышление. Он подчёркивал преимущество разума, логического мышления, перед слепой верой. Отрицал возможность реального существования универсалий (идей), поскольку универсалии есть результат деятельности человеческого ума, его способности обобщать объективные свойства вещей и связи между ними.

Реальны лишь единичные вещи, а понятия возникают в ходе их познания, чувственного опыта людей и абстрагирующей деятельности ума.

Вера – есть предположения о вещах невидимых и недоступных человеческим чувствам.

Истину можно познать «с помощью разума и с помощью веры». Выдвинул теорию двойственной истины (истины разума и веры).

Китайский философ Лао -Дзы по поводу истины сказал: «То, что может быть высказано, не может быть истинным, а Истина не может быть высказана. Только это можно сказать, и только это будет истинным».

Религиозное учение Абеляра [2,3,4] состояло в том, что Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера, говорил он, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности.

Абеляр утверждал, что единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. По его мнению, даже апостолы и отцы церкви могли заблуждаться. Это означало, что любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной. Был сторонником веротерпимости, то есть существования в обществе различных религий.

            Человек несёт одинаковую ответственность, как за добрые, так и за злые дела, все его поступки продиктованы не Богом, а его внутренними намерениями.

            В случаях, когда разум оказывается бессильным, человек может  прибегнуть к помощи веры.

3. Понятие разума в философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

            Наиболее совершенным представлением о Боге Гегель считал христианство. И называл его «религией откровения». Он создал систему абсолютного идеализма. Основные произведения:

-«Наука логики»;

-«Философия истории»;

-«Феноменология духа».

            Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи. Под ней он понимал некий целостный мировой Разум, Сущность и внутреннее содержание всех вещей. Этот Разум (Дух) есть бесконечная «мощь и неисчерпаемое богатство», то есть исток всего Сущего. Абсолютная идея в свёрнутом (скрытом) виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления.

            В ходе саморазвития, свободный по своей сути мировой Разум последовательно проходит ряд ступеней, развиваясь от абстрактного, простого «бедного» к конкретному сложному «богатому» состоянию, а исходной клеточкой абсолютной идеи является понятие, как непосредственный источник всех конкретных вещей, их внутренний духовный стержень.

            Абсолютная идея - начало, которое активно и деятельно, «Всё действительное разумно, всё разумное действительно», то есть существует.

            Теоретическая система Гегеля представляет собой учение об абсолютной идее и формах её проявления. Эта система носит характер всеохватывающего учения, которое опирается на данные широкого комплекса наук. Продолжил линию Платона, придал системе своеобразный характер мировосприятия.

 

4. Понятие воли в философии Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900).

            Внимание! Этот подход не является христианским.

            Шопенгауэр исповедовал пессимистическую философию, основанную на Упанишадах и противопоставлениях учений Платона и Канта.

            Сущность мира представляется у него, как неразумная воля, слепая сила. Для него мир с одной стороны был представлением познающего, с другой - познающий был продуктом мира. При этом все явления в жизни виделись ему, как ступени объективизации воли, то есть всё происходящее в жизни, события и дела людей, история и законы природы, всё это окрашено бессознательным и могучим стремлением жизни. «Мир – это воплощённая воля».

            Воля представляет собой внутреннюю энергию тел, которая побуждает их развиваться и взаимодействовать друг с другом, при этом  она беспричинна и непознаваема, абсолютно свободна и являет собой стремление к жизни. Шопенгауэр подчёркивал, что стремление к жизни не имеет никаких границ и конечных целей.

            Воля являет собой «свободное хотение» и это делает её неподвластной разуму.

Сущностью человека тоже является воля, которая побуждает его жить несмотря ни на что и идти к желаемому.

             Отметим, что его философия заключается в пессимизме. Подобно буддистам он избирает путь отказа от желаний и иллюзий [воли], путь аскетизма, а следовательно избавления от страданий «нет воли, нет представлений, нет мира. Перед нами НИЧТО». Итогом является укрощение ВОЛИ к жизни, упразднение всех явлений, порождающих страдание. Достижение состояния полного растворения сознания  в НИЧТО и полное успокоение Духа.

            Философия Ницше.

Внимание! Этот подход является антихристианским.

Ницше апеллировал в своей философии к воле, но это была воля субъекта к жизни («воля к власти», «воля к мощи»). Символизировала она энергию, силу человека и его устремления. Центральным понятием является воля к власти. Он опирался в своей философии на учение Шопенгауэра и на теорию эволюции Дарвина, на закон «о борьбе живых существ за своё существование в природе». Он считал, что основными законами мироздания является неисчерпаемая воля к власти, влиянию и господству. Закон действует в растительном и животном мирах. Мир, по его мнению – это арена борьбы за власть, за превосходство над другими. Это присуще всем людям в разной степени. Всякое действие человека, это «род властолюбия». Несправедливость и притеснения – естественны и порождены могуществом (борьбой за власть).

Стремление к власти, по его мнению, является внутренней сущностью человека.

Далее философию Ницше не будем рассматривать, ибо она нам, братья и сестры, чужда!!!

 

 

 

 

Выводы.

1.                              В статье рассмотрены понятия разума и воли, с точки зрения христианской философии.

2.                              Рассмотрены понятия разума и воли в философии Шопенгауэра и Ницше.

3.                              Православная христианская вера, содержит истинное, неискажённое учение веры и благочестия, «право славящее» Бога.

4.                              Священное Писание - это Откровение Божие людям, записанное людьми, под водительством Бога Духа Святого.

Статья написана по материалам курса лекций  автора  и преподавателя по философии кфн Черемициной Татьяны Борисовны (ученицы Льва Гумилёва).

            Список использованных источников.

  1. Православие для всех. Составитель-иеромонах Харитон (Просторов), г.Кострома, 2001 год.

2.Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989.

3.Лосев А. Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр //Историко-философский ежегодник '88. — М., 1988. — С.57-71.

4.www.slovari.yandex.ru

 

Картина дня

наверх