25 июня исполнилось 200 лет со дня вторжения наполеоновской армии в Россию.
22 июня (по новому стилю) 1812 года император Франции, находясь в стане своей «великой армии» на левом берегу Немана, обратился к войскам с воззванием, обвиняющим Россию в нарушении Тильзитского мира, и объявил России «вторую польскую войну». На следующий день французская армия начала форсировать Неман, служивший естественной границей между Россией и Пруссией.
Вечером 11 (23) июня 1812 года разъезд лейб-гвардии Казачьего полка заметил подозрительное движение на реке. Когда совсем стемнело, через Неман с возвышенного и лесистого берега на русский берег на лодках и паромах переправилась рота французских саперов, произошла первая перестрелка. Это произошло в трех верстах вверх по реке от Ковно. После полуночи 24 июня 1812 года по четырем наведенным мостам армия «двунадесяти языков» начала переправу через Неман.
В 6 часов утра 12 (24) июня 1812 года авангард французских войск вошел в Ковно. Переправа 220 тысяч солдат «великой армии» под Ковно заняла четыре дня. Реку форсировали 1-й, 2-й, 3-й пехотные корпуса, гвардия и кавалерия. Вечером 24 июня российскому императору Александру I, находившемуся в Вильно на балу, доложили о начале вторжения «великой армии» Наполеона на российские просторы.
Началась Отечественная война 1812 года, явившая много примеров доблести, героизма и самопожертвования русских людей.
Непобедимая доселе армия Наполеона, включавшая в себя кроме французских, войска Австрии, Италии, Испании, Швейцарии, Польши, Португалии, Саксонии и других европейских государств, потерпела полное крушение в России.
Из 640 тысячного войска, вторгшегося в пределы нашей Родины, к 14 декабря 1812 года - дня изгнания последних неприятельских солдат - 570 тысяч были либо уничтожены, либо взяты в плен. Маршал Мюрат (сам Наполеон к этому времени уже бросил армии и бежал в Европу) перевел обратно через замерший Неман лишь ее жалкие остатки. Мировая история почти не знает подобных военных катастроф.
Выдающийся русский поэт и мыслитель Ф.И.Тютчев дал следующую оценку этой войне, отметив, что борьба между Россией и Францией была «борьбой между коронованной революцией и законной Империей».
В 1813-1814 гг. спасшиеся после русской кампании ветераны «великой армии» составляли лишь менее 5% состава войск Наполеона. После 1812 года у Наполеона была уже совсем другая армия. С ней он мог лишь отсрочить свое окончательное крушение. И в итоге русские войска вошли в Париж.
Восстановив справедливость в Европе, отмечает «Русская идея», Россия тогда не воспользовалась своей победой для грабежа европейских стран и отторжения их территорий, а всячески способствовала созданию «Священного Союза» для защиты европейских монархий. Внутри же России воздействие этой войны было очень благотворным, повлияв на национальное сплочение общества (прекрасно показано Л.Н. Толстым в «Войне и мире»), а также на охлаждение высших слоев к европейскому «прогрессивному» духу и масонству. Западнические воззрения стали изживаться, вскоре возникло и стало крепнуть течение «славянофилов».
Но не следует забывать и о том, за что, была послана эта война России. Полстолетия спустя об этом писал святитель Феофан Затворник: «...припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее» («Мысли на каждый день года») .
Гладилин Иван
Диакон Владимир Василик:
«1812 год – это слава России»
Сегодня мы вспоминаем 200-летие со дня начала нашествия Наполеона на Россию, как говорили современники - «нашествия двунадесяти языков». Современники считали это событие апокалиптическим, а Наполеона - предтечей антихриста. Это не случайно, потому что армия Наполеона, прошедшая школу революционных войн, в значительной своей части не имела почтения к церковным святыням, не имела жалости и сострадания к побежденным. Те кощунства, грабежи и поругание святынь, какие сотворили французы в Москве, в Кремле, страшные пожарища, которыми они отметили свой путь, безжалостные убийства военнопленных, расправы над мирными жителями, ясно показывают, каким духом они были одержимы - духом алчности, ненависти, жаждой мирового господства.
Наполеон, отправляясь в Россию, говорил так: «Ещё четыре года и я - господин всего мира». Это была война за жизнь русского народа, за жизнь Российской Империи и святое Православие. Не секрет, что Наполеон лелеял планы, будучи сам человеком нерелигиозным, создания некоей всемирной религии. Он оказывал покровительство иудеям, его генералы молились с мусульманами, а, в сущности, он не исповедовал никакой религии, кроме религии человекобожества и успеха. Допустим на минуту, что Наполеон бы победил, и тогда Православная Церковь при нем претерпела бы неминуемое и жестокое гонение.
Эта война показала величие Промысла Божия. Она разразилась не случайно, ибо слишком многие представители русского образованного общества были увлечены безбожными идеями, шедшими с Запада и, особенно, из Франции. Многие увлекались безбожными учениями Вольтера, Дидро, Гольбаха, откровенно смеялись над чистой и бесхитростной верой народа и презирали её. За это отношение, за это забвение православных святынь, Господь и послал наказание. Как говорил Феофан Затворник: «Западом наказывал и наказывает нас Господь». И во многом также как и Вторая Великая Отечественная война - это тайна Промысла и милости Божией.
Господь не до конца прогневался и не вовек враждовал. Наказав, Он не только исцелил, но и славно возвеличил русское имя. Он дал русскому солдату смелость и самопожертвование, а русским полководцам мудрость и разум для победы над первой армией мира и первым военным гением. Всё искусство, натиск и устремления Наполеона разбились о стойкость и жертвенность русского воинства и о всенародную поддержку его. Когда по деревням забирали в солдаты, то рекруты плясали от радости, хотя обычно солдатчина считалась наиболее тяжелой повинностью. Это настроение было всенародным. Вспомним Пушкинские стихи:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас… и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега.
Почему это стало возможным? Благодаря пробудившейся Православной вере, обиде за поруганные святыни, пробудившемуся народному чувству и живому народному ощущению, подвигу за Веру, Царя и Отечество. И вот эта вера, мужество и подвиг всего русского народа от Царя до последнего крестьянина-ополченца переломила, казалось бы, непреодолимую силу глобалиста Наполеона. Десятки тысяч русских воинов и подвижников покрыли себя неувядаемой славой. Среди них десятки, если не сотни русских священников, которые служили в действующей армии и своим примером воодушевляли солдат, или несли свой страдальческий подвиг в захваченной врагом Москве, или подвигали народ на борьбу с иноземным захватчиком.
1812 год - это слава России. Это слава и Православной Церкви. Это год величия русского народа, который действительно низверг глобалистическую державу Наполеона. Как написал Н.М.Карамзин:
Конец победам! Богу слава!
Низверглась адская держава:
Сражен, сражен Наполеон!
(…)
Злодей торжествовал, где он?
Исчез, как безобразный сон!
Более того, Россия явилась освободительницей Европы от наполеоновской тирании. Царь Александр I, глава царей, способствовал созданию справедливого и мирного порядка Священного Союза, в котором Европа худо-бедно держалась более 30 лет. Россия в очередной раз явила себя как Держава миротворная, как устроительница мира и согласия среди народов. Русский народ показал свое удивительное милосердие и непамятозлобие.
А.С.Пушкин писал:
В Париже росс!- где факел мщенья?
Поникни, Галлия, главой.
Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья
Грядет с оливою златой.
К сожалению, Европа ответила на освобождение неблагодарностью.
«Для вас безмолвны Кремль и Прага
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага -
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..» - писал русский поэт.
Эти стихи глубоко многозначительны. Тяготеющий над царствами кумир - это, безусловно, образ того «тела злотого», который создал вавилонский царь Новохудоносор, и которому поклонились все народы мира. Но русский народ, как три отрока в печи вавилонской, отказался ему поклоняться и прошел через огненное испытание, своею кровью искупил Европы вольность, честь и мир.
В этой войне проявились лучшие свойства русского характера, его жертвенность, мужество и упорство. Эта война отмечена мудрой дальновидностью М.И.Кутузова, его умением, терпением и временем вначале измотать, обескровить врага, а затем победить. Русский человек добивался успеха и победы далеко не сразу, но терпеньем, молитвой, постом и подвигом, он с Божией помощью достигал победы. 1812 год - это урок и великий пример всем нам, на который мы должны равняться, веря в возрождение России и Русской Православной Церкви.
Диакон Владимир Василик,
кандидат филологических наук, доцент СПбГУ
Свежие комментарии