На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

О крещении инославных

После покорения Руси монголо - татарами и принятия ими магометанства татарские ханы не переставали соблюдать древние обычаи своих предков в отношении веротерпимости и к русским, и к другим покоренным народам. Некоторые народы, вошедшие в государство Чингисхана, были христианами (несторианами). Последние - ассирийцы, распространили христианство среди тюркского народа уйгуров.

Именно из их среды Чингисхан, нуждавшийся в расширении государства, набрал администраторов, знавших письменность, хотя среди уйгуров были также буддисты и магометане. Христианами были довольно большая часть кипчаков (предков казахов), проживавших на территории современного южного Казахстана. В Семиречье сохранилось немало памятников древней христианско-несторианской культуры.

В 1253 году Кирилл, епископ Ростова Великого, ходил в Орду к хану Бергаю для ходатайства о нуждах церковных. Святитель красноречиво рассказал татарам о просвещении Святым крещением Святой Руси, о святом Леонтии, просветителе язычников ростовских, о чудесах у его гробницы. В толпе слушателей был юный племянник хана, и слово о вере Христовой как доброе семя пало на сердце юноши, и он замыслил идти в Ростов и там принять веру Христову. В Ростове царевич ходил смотреть чин богослужения, вникал в пение и чтение, и все это приводило его в восторг и умиление. Царевич просил крестить его. Однако прошло довольно много времени, пока святитель убедился в серьезности его намерения; не встретив противодействия из Орды, святитель крестил его с именем Петра.

Однажды новый христианин уснул на берегу озера Неро. Ему явились во сне, а по пробуждении и наяву, святые апостолы Петр и Павел и указали на этом месте выстроить храм.

Петр пробыл в молитве до утра, а вернувшись в город, рассказал о видении и заказал написать три иконы: одну - Богородицы с предвечным Младенцем, вторую - святителя Николая, третью - великомученика Дмитрия.

Благоговейно поклонившись вновь написанным иконам, епископ и ростовчане отслужив в храме молебен пред ними, совершили крестный ход на место явления Святых апостолов, и здесь, в построенной наскоро часовне, поставили чудные иконы. Царевич купил то место, на котором имел видение, построил церковь и основал там монастырь (Петровский на поле), но сам еще долго оставался мирянином, имел семью, детей. Но овдовев, принял монашество; в глубокой старости (около 1290 г.) отошел ко Господу и погребен в основанной им обители. Празднование преподобному Петру совершается 1/13 июля.

Приведенный пример далеко не единичный.

При подъезде к Костроме по Волге со стороны Ярославля видны на левом берегу реки белые стены и золоченые купола древней обители. Это - Ипатьевский монастырь, знаменитая колыбель дома Романовых. Много интересного представляет история этой обители для всякого православного человека. Основан Ипатьевский монастырь в XIV веке татарским мурзою (князем) Четом. Когда этот мурза ехал из Орды в Москву к великому князю Иоанну Даниловичу Калите, он остановился для обычного отдыха около Костромы, недалеко от того места, где река Кострома сливается с Волгою. И вот, в чудном видении явилась Чету во время тонкого сна Пресвятая Богоматерь с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским, чтобы просветить мурзу светом веры Христовой. На месте видения Чет, во святом крещении нареченный Захарией, устроил обитель во имя святого Ипатия. В этой обители он и погребен, там же позднее погребен Иван Сусанин.

Чет (Захария) стал родоначальником знатнейших российских дворянских родов: Сабуровых, Годуновых, Вельяминовых, Державиных.

Ордынские ханы допускали выход татарских девиц за наших князей и бояр, с дозволением им принимать Православие. В 1257 году Глеб Василькович, первый князь Белозерский, женился в Орде на племяннице хана Берке. Князь Федор Ростиславович Ярославский и Смоленский женился на дочери хана Менгу-Темира, принявшей крещение с именем Анны и отличившейся высоким православным благочестием. Хан Узбек не возбранил сестре своей Кончаке стать христианкой Агафией, супругой князя Георгия (Юрия) Даниловича.

Известен также принявший святую веру князь Беклемиш, пришедший в 1298 году из Большой Орды в Мещеру, овладевший ею и ставший родоначальником князей Мещерских, а также Беклемишевых.

Беклемиш крестился в Мещере со множеством других татар, получил имя Михаила и построил Преображенскую церковь, Царевич Берка приехал в 1301 году из Большой Орды к Ивану Калите и крещен был митрополитом Петром с именем Иоанникия, став родоначальником Аничковых. Крестившийся царевич Аредич - родоначальник Белеутовых, Аредичевых, Племянниковых. К великому князю Димитрию Донскому прибыл царевич Серкиз, родоначальник Серкизовых, Старковых. Внук хана Мамая, мурза Олекса, прибыл в 1412 году в Киев, крестился с именем Александра и стал родоначальником князей Глинских. Митрополит Киприан в присутствии великого князя Василия (I) Димитриевича и массы народа совершил в реке Москве крещение знатных татарских вельмож - Бахтыя, Хидыря и Мамата. Смиренно внимали новые православные - Анания, Азария, Мисаил - словам святителя. Эта победа православия была торжеством для Москвы. “И та татарина новокрещена хождаху вкупе, яко союзом любви связаемая”, - говорили с умилением москвичи. При митрополите Киприане были уже православные христиане в некоторых татарских поселениях. От татарских вельмож произошли известнейшие роды князей Тархановых, Кучушевых, Урусовых, Юсуповых, дворян Тимирязевых, Тютчевых, Салтыковых, Енисолоповых, Бахметьевых, Обаковых, Аракчеевых, Корсаковых, Карамзиных, Нащокиных, Тургеневых, Чоглоковых, Баскоковых, Толмачевых, Абресковых, Мамаевых, Алябьевых и многих других. От зырянских князей произошли Шереметьевы.

В 50-х годах XVI столетия у озера Коже, в Онежском уезде проживал в полном уединении пустынник иеромонах Нифонт. В 1565 году к нему пришел Сергий, бывший казанский царевич Турсас Ксангарович, постриженный с именем Серапиона. Они стали основателями Кожеозерского Богоявленского монастыря. Мощи Нифонта и Серапиона, местночтимых святых, почивают под престолом Пердчетенской церкви. Татарский царь Едигер (Симеон Бекбулатович) после свержения Иоанном Грозным в конце жизни принял постриг с именем Стефана в одной из северных обителей.

С 1720 года всем новокрещеным государством была дарована трехлетняя льгота от податей и рекрутства. При императрице Елизавете такие поощрительные меры к крещению были усилены денежными и вещевыми подарками новокрещеным, раскладкой следующих с них за льготный срок податей и рекрутчины на их некрещеных единоплеменников и прощением совершенных до крещения преступлений.

Несмотря на затруднения, порождаемые духом времени, дело православной миссии шло вперед. Кроме инородцев Поволжья и Сибири, ею были охвачены и другие народы, например, калмыки, постепенно переместившиеся в Россию, и на народности вновь присоединившихся к России местностей Сибири и Кавказа.

Крещеных калмыков стали посылать на Дон к казакам. В 1724 году калмыцкий царевич Тайшим крестился в Петербурге с именем Петр и кочевал с 344 семьями крещеных около Астрахани. Синод выделил для хана Петра походную церковь.

Кроме калмыков, поселившихся в Сибирской губернии, крестились калмыки низовьев Волги, где были их главные кочевья. Вдова тамошнего хана Дандука - Омбы приняла крещение со своими детьми, получила имя Веры. Она и ее дети (четыре сына) стали родоначальниками князей Дондуковых. Один из них, Алексей, отличался благочестием, построил храм в Енотаевке, в котором и был погребен. Только в 1750 году крестилось около 1000 астраханских калмыков.

От крымских ханов произошел известный род Шангирей, родственников М. Ю. Лермонтова. От горских кавказских старшин, принявших Православие, произошли князья Черкасские, Гантимуровы.

Из казахской знати, принявшей Православие, известны князья Ураковы, Лейкуатовы, некоторые из Букейхановых, переселившиеся в российские столицы.

Княжна Уракова из рода легендарного батыра Орака, жившего в XIII веке, стала матерью известного русского поэта - демократа Михаила Ларионовича Михайлова (1829-1865).

Приведу еще один интереснейший случай. Немногим более двух лет в скиту Оптиной пустыни прожил схимонах Николай. Из представленного им свидетельства Херсонской духовной консистории известно, что ранее он был магометанского вероисповедания, имя ему было Юсуф-Абдул-Оглы. Турок, родом из Малой Азии, служил в турецкой армии офицером. Видя мужество русских пленных воинов, их стойкость в вере, он почувствовал желание переменить Ислам на Православие.

Сородичи возненавидели его, не давали ему пищи, как “гяуру”, мучили его, вырезая целые куски из тела. Но Юсуф остался непреклонным в желании принять Православие. С Божьей помощью ему удалось бежать в Россию. В г. Одессе в октябре 1874 года он был просвещен святым Крещением и наречен Николаем. Он проживал на Кавказе. В 1891 году, 18 июля, когда ему исполнилось 63 года, он поступил в Оптинский скит в число братии.

По принятии святого крещения, за его лютые страдания и твердое исповедание истинности Православия, Господь сподобил его духовных утешений. Подобно Андрею, Христа ради юродивому, он при земной жизни во плоти был восхищен на некое время в Царствие Небесное, где наслаждался видом райских красот. В скиту Николай отличался кротостью, смирением, братолюбием. Незадолго пред кончиною принял келейно постриг в схиму и, напутствованный всеми христианскими таинствами, мирно скончался 18 августа 1893 года, 65 лет от роду.

Благословенна память о нем и всех просветившихся спасительным светом Православия!

 

Подготовлено по материалам: 

1. С. М. Соловьев. История России. В 6 томах. М., 1892. Т. 2, с. 142-144. 

2. Тальберг. История русской церкви. М., 1997. 

3. Словарь исторический о русских святых. М., 1990. С. 197. 

4. Русские православные обители. М., 1994. 

5. М. Л. Михайлов. Сочинения. В 3 томах. М., 1902. Т. 1 (биография). 

6. Миссионерский сборник. Казань, 1911.

 

Валентин Казанцев

[1].  Взято с сайта журнала Свет Православия в Казахстане.

http://mission-center.com/islams/kasan.htm

 

наверх