Одна многодетная мать, муж который откровенно старался бывать дома как можно реже, говори-ла: «Женщина связана с ребенком пуповиной, а мужчина… разве что чувством долга, если оно у него есть». Действительно ли мужчины по своей природе обделены родительскими чувствами или это миф? И что делать, если у мужчины эти чувства никак не проснутся?
Откуда берутся отцовские чувства
Ученые, исследовавшие феномен привязанности между младенцем и тем, кто о нем заботится, нашли, что привязанность между отцом и ребенком может развиваться с самых первых дней после его рождения. Нормальный мужчина наделен для этого всем необходимым психологическим арсеналом. Скажем, в ответ на плач ребенка у людей учащается сердцебиение — и было установ-лено, что мужчины тут не отличаются от женщин. Более того, совсем недавно ряд поразительных исследований (в частности, в знаменитой американской Клинике Мейо) показал, что у мужчины, общающегося с ребенком, происходят значимые гормональные изменения. А именно у них сни-жается уровень мужского гормона тестостерона и повышается уровень двух женских гормонов — эстрогена и пролактина (тут уместно напомнить, что гормоны у мужчин и женщин одинаковы, различия только в их пропорциях). Притом чем ярче выражены эти гормональные изменения у мужчины, тем с большей чуткостью он общается с ребенком.
Эти исследования переворачивают наши привычные представления — они впервые показали, что у отцовских чувств есть биологический базис. Это значит: оставьте любого мужчину вдвоем с ре-бенком — и довольно быстро у него появятся «отцовские чувства».
Почему же иногда эти драгоценные отношения отца и ребенка не складываются?
Эмоциональный отец
Чтобы включились чувства, нужно проводить с ребенком время. А если отца к ребенку что-то или кто-то не допускает, может возникнуть порочный круг: по мере роста ребенка растет неловкость ситуации, когда папа оказывается с ним вместе, и тогда, в свою очередь, папу все меньше привле-кает возможность такого общения. Остается стена, которую все труднее преодолеть. Почему так происходит?
Иногда стать эмоциональным отцом мужчине мешают обстоятельства, такие как работа или раз-вод. Возможно, папа не видел моделей чуткого отцовства в своей собственной семье — и тогда ему труднее этому научиться. И есть психологические причины — все, что мешает строить отно-шения с людьми вообще: тревоги, депрессия, мучительный опыт собственного детства. Разумеет-ся, не менее значимы тут отношения между супругами: если двое взрослых в конфликте, мать может уцепиться за ребенка, оттеснив отца в сторону. Но в целом более важную роль тут играют культурные причины.
В традиционном обществе отец отвечал за внешний мир, а неработающая мама — за мир домаш-ний. Параллельно в таком обществе до половины детей умирали от инфекций и других болезней, так и не дожив до совершеннолетия, и это совсем другая ситуация для родительских чувств вооб-ще. Сегодня мы живем в некоторой ролевой неопределенности. Женщин, несмотря на деклари-рованное равенство, до сих пор несколько дискриминируют на работе, так что они в среднем за-рабатывают меньше. Зато мужчин дискриминируют в мире детей, так что они порой считают себя «родителями второго сорта», посторонними и некомпетентными. В результате ребенок нередко окружен женским царством, куда папу не слишком охотно допускают, потому что он «ничего не может сделать как следует». К тому же новорожденный в первые недели жизни дает слишком мало обратной связи (хотя это быстро меняется): не улыбается в ответ, не реагирует на папу, толь-ко плачет. Отодвинутому в сторону отцу в таком случае трудно вкладывать в ребенка свои эмоции.
Как показывают исследования, более образованные и социально активные и менее склонные к депрессии мужчины в большей мере вовлечены в жизнь своих детей. Буквально на днях в США всех удивили опубликованные данные одного масштабного исследования, которое показало, что религиозные мужчины, особенно христиане евангелического направления, являются более чут-кими отцами и реже прибегают к насилию в семье. Это исследование удивительным образом противоречит стереотипам, ярко отраженным в американской художественной литературе, где такие отцы представлены как суровые и холодные ханжи, обожающие наказывать детей.
Папа: особые дары
Многочисленные исследования показывают, что чем интенсивнее отец участвует в жизни ребенка, тем выше у ребенка IQ , тем лучше его академическая успеваемость, тем меньше у него психо-логических проблем и проблем с законом. Отец нужен ребенку в любом возрасте; мама, хотя она во многом важнее, его не заменяет, потому что у отцов есть свои особые дары.
Типичный отец в большей мере, чем мать, стимулирует ребенка — подбрасывает младенца к по-толку или предлагает дошкольнику хитроумные головоломки. Кроме того, отцы с большим удо-вольствием играют, а дети это знают и ценят (возможно, для папы это тоже уникальная возмож-ность расслабиться после офиса и повалять дурака, сидя на полу). Часто именно тут папа особенно нужен маленькому человеку, даже если он проводит с ним меньше времени, чем мама, — для многих детей играть с папой интереснее, он куда менее предсказуем, чем мама. Игра для ребенка не просто развлечение, но исследование мира, где папа создает необходимое безопасное про-странство. А еще отец большего ожидает от ребенка и хуже переносит проявления зависимости — при здоровом климате в семье этим он учит ребенка самостоятельности и готовит к отделению от родителей.
А в целом можно сказать так: когда в жизни ребенка участвуют и мама, и папа, у него «двойной опыт», два способа взаимодействия с миром вместо одного, и потому его жизнь богаче возмож-ностями.
И еще одна вещь, особенно важная для христианских семей. Знакомая девушка говорила мне, что с мучением произносит слова молитвы «Отче наш», потому что не может при этом не думать о своем холодном отце, который обращал на нее внимание только тогда, когда она себя плохо вела. Новый Завет постоянно называет Бога Отцом. Отношение отца к ребенку становится для рас-тущего человека воплощенной притчей о Боге, куда более важной, чем правильные слова, и эта притча на протяжении всей жизни может влиять на его отношения с другим Отцом. Так что быть отцом — это в буквальном смысле слова страшная ответственность.
Отец может стать папой
Чтобы научиться плавать, надо войти в воду. Чтобы стать папой в полном смысле слова, надо по-дойти к младенцу и взять его на руки. Чем раньше это происходит, тем лучше. Некоторые делают это еще до родов: разговаривая о ребенке, слушая животик будущей матери. Хотя некоторые отцы начинают испытывать родительские чувства позже. А маме следует чаще приглашать папу к ребенку — просить его сменить подгузник, покормить младенца из бутылочки, поносить на руках, поиграть. И не критиковать. Многим отцам тут скорее не хватает поддержки.
Одна мама рано утром оставила отца с двумя маленькими детьми, а вернувшись вечером домой, увидела, что дети весело ходят в пижамах. «Неужели ты уже собрался укладывать их спать так ра-но?» — удивилась она. Оказалось, папа просто не заметил, что дети, проснувшись, не переоделись. В таких ситуациях мать, недовольная «нарушением порядка», может напомнить мужу о его некомпетентности — именно так строятся барьеры, мешающие отцу стать полноценным папой. Хотя на самом деле ничего ужасного не произошло, а для детей это был праздник и приключение с нарушением обычной житейской рутины. Важно, чтобы родители договорились об основных правилах, касающихся безопасности и здоровья, и не мешали друг другу общаться с ребенком «как кто умеет».
Конечно, растить ребенка — это труд. Но он, как понимают многие родители, важен для всех, включая отца. Став папой в полном смысле этого слова, он передает другому существу жизнь — не только биологическую, но и свои ценности, свое тепло, само свое бытие. Передавать жизнь другому — это и есть самая настоящая жизнь.
Михаил Завалов
http://www.pravmir.ru/otcovskij-instinkt/
Свежие комментарии