Житие блаженной Ксении Петербургской
«…Ты бо еси граду сему похвала и утверждение»
(Кондак, глас 3)
Блаженная Ксения Петербургская еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения.
Ее часовня на Смоленском кладбище была испещрена благодарностями за содеянные чудеса по ее молитвенному предстательству.На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 года блаженную Ксению Петербургскую причислили к лику святых.
Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами и свой спасительный подвиг несла в Петербурге. Мужем Ксении был певчий придворного хора Андрей Феодорович Петров. О детстве и юности блаженной ничего не известно, память народная сохранила лишь то, что связано с началом подвига юродства Ксении – внезапная смерть мужа, умершего без христианского покаяния.
Потрясенная этим страшным событием, 26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг – казаться безумною, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека – разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и более того – от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой крестный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительной любви к ближнему.
Когда в день похорон мужа Ксения надела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз и в таком костюме пошла провожать его гроб, родственники мужа и знакомые Ксении решили, что смерть Андрея Феодоровича помрачила ее сознание.
Они весьма сожалели о ней. Ксения же, как потерявшая рассудок, утешала их говоря: «Андрей Феодорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла». Так началось ее скитание по улицам Петербурга.Дом, оставшийся ей после смерти супруга, она решила подарить Параскеве Антоновой, снимавшей у нее комнату, имущество свое раздать бедным, деньги же снести в церковь за упокой души «рабы Божией Ксении».
Узнав о таком решении, родственники мужа подали прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Однако после соответствующего обследования было вынесено заключение, что она совершенно здорова и вправе распоряжаться своим имуществом.
После этого блаженная Ксения раздала все, что имела, и в одном только мужнином костюме выщла на улицу на свое подвижническое странствие. Целыми днями бродила она по Петербургу, зимой и летом, в зной и стужу, подвергаясь всяческим нападкам и насмешкам. Ее странный костюм и невразуметельнные речи, ее кротость и незлобивость давали повод злым людям, особенно шалунам мальчишкам, глумиться над ней. Но блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг.
К этому времени относится начало строительства новой каменной церкви на Смоленском кладбище. Воздвигнутое строение было уже весьма высоким, и каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом класть его в кладку. Блаженная Ксения решила тайно помогать строителям. Целыми ночами, в любую погоду, поднимала она кирпич и складывала его на лесах. Наутро рабочие только дивились случившемуся. Наконец они решили узнать, кто же их незримый помощник и, придя ночью на стройку, обнаружили, что это известная всей петербургской стороне «безумная» Ксения.
Мало-помалу наиболее чуткие христиане стали замечать, что Ксения не просто глупая побирушка, а есть в ней что-то особенное. Милостыню, которую ей предлагали, брала она не у каждого, но у людей добрых и сердечных. Всегда беря только копейку, она тут же отдавала ее таким же нищим, как и она сама.
После того как мужнина одежда от времени истлела, она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых, распухших от мороза ногах, носила рваные башмаки. Многие предлагали ей теплую одежду и обувь, но блаженная не соглашалась ничего брать и неизменно одевалась либо в красную кофту и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку.
Днем Ксения, как безумная, бродила по городу, а на ночь, укрываясь от глаз людских, выходила за город, в поле, и там пребывала в молитве, попеременно кладя поклоны на все четыре стороны света. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно».
Вскоре окружающие стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется глубокий смысл. Замечали, если Ксения просила что-нибудь, это было знаком грядущей невзгоды или беды для того, у кого спрошено и, наоборот, если кому подавала, то получателя в скором времени ждала нечаянная радость.
Позднее, когда блаженная стала почитаться за прозорливицу, стоило ей появиться на улицах и рынках города, как всякий знавший ее предлагал ей свои услуги. Все наперебой упрашивали «Андрея Феодоровича» взять что-нибудь или отведать от предлагаемого товара, ибо подмечено было, если Ксения берет что-то у хозяина, торговля его бывает очень удачной.
Матери, завидя Ксению, спешили к ней со своими детьми с просьбой благословить или только погладить ребенка по голове, убежденные, что одно прикосновение блаженной исцелит его.
Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала Ксения благодатный дар прозоливости. Этим своим даром многим она помогала в деле жизненного устройства и душевного спасения.
Известен случай, когда блаженная Ксения позаботилась о благе и спасении еще не родившегося младенца. Пришла она как-то к давнишней знакомой Параскеве Антоновой, которой подарила свой дом, и говорит: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Параскева была весьма смущена этой нелепицей, однако послушалась блаженную и пошла. У самого кладбища увидела она толпу народа и, подойдя, узнала, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину. Здесь же на земле женщина родила мальчика, а сама скончалась. Все пытались узнать, кто это женщина и где ее родственники, но не преуспели в этом. Увидев в случившемся перст Божий, Параскева взяла мальчика к себе, усыновила и воспитала во всей строгости христианской жизни. Сын ее до глубокой старости содержал свою мать и весьма почитал ее. Параскева же благодарила Бога и рабу Божию Ксению за ее повеление принять на воспитание сына.
Блаженная Ксения подвизалась в подвиге юродства около 45 лет, можно утверждать, что она отошла ко Господу в самом начале девятнадцатого века.
Погребена была святая угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время помогала строить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери.
Со дня кончины блаженной прошло около двух веков, однако творимые по молитвам угодницы чудеса не иссякают и народная память о ней не исчезает.
В 1902 году над могилой блаженной Ксении построили новую часовню с мраморным иконостасом и надгробием. Она всегда была открыта для совершения панихид, и нигде не служилось столько панихид, как на могиле блаженной Ксении.
В настоящее время часовня отреставрирована и вновь открыта для доступа и молитвы.
Молитвами блаженной Ксении да даст Господь свою милость и благословение всем с верою и любовию притекающим к ее небесному предстательству. Аминь.
Тропарь блаженной Ксении, глас 7.
Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси, сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.
Кондак, глас 3.
Днесь светло ликует град святаго Петра, яко множество скорбящих обретают утешение, на твоя молитвы надеющиеся, Ксение всеблаженная, ты бо еси граду сему похвала и утверждение.
Чудесная помощь блаженной Ксении в наши дни
Анна Д.
Мне предложили «прервать беременность»
Меня зовут Анна, и я хотела бы поделиться чудесной историей о помощи блаженной Ксении. К ней я неоднократно обращалась за помощью, и ее молитвы помогли мне в различных случаях: она помогла мне найти работу, супруга, выносить и родить первого ребенка.
Когда я была беременной, мне поставили диагноз «синдром Дауна». Мы поехали к святой Ксении, помолились, и родился здоровенький сыночек, который в этом году идет в школу.
Мы очень хотели второго ребеночка, у нас долго не получалось, и когда наконец я узнала, что опять стану мамой, то была просто счастлива! Когда пришла на очередное плановое УЗИ, врач сказала, что беременность, скорее всего, «нужно прерывать», так как у ребенка патология развития внутренних органов, и он не сможет жить. Так как для меня прерывание беременности невозможно, то единственным решением стало молиться, вынашивать и рожать. Как можно «прерывать», если там ручки, ножки, сердечко бьется, и он уже толкается в животике! Я пошла к другому врачу на дополнительное обследование, и опять то же самое.
Мы с мужем поехали к святой Ксении на Смоленское кладбище. Через 4 дня мне сделали УЗИ, и врач не поверил своим глазам: вся проблема разрешилась, все было практически в норме, угрозы жизни не было.
Я была вынуждена всю беременность наблюдаться и делать УЗИ чаще, чем это требуется, и каждый раз мой доктор все больше и больше удивлялась этому чуду. Она видела такое в первый раз. Доктор попросила меня позвонить ей, когда я рожу. В январе я родила чудесного малыша, сейчас ему 4,5 месяца, он здоровый и веселый. Я позвонила врачу и та сказала, что мой случай — яркий пример того, что нужно верить в чудо, и что, «наверное, на небе есть добрые силы, которые помогают». Она пообещала, что будет рассказывать о моем случае, чтобы останавливать женщин от страшного решения «прерывания беременности».
Святая блаженная Ксения, моли Бога о нас!
Тимофей и Ольга Кордонские
Инвалидность доченьки была стопроцентная
Наша история сколь чудесна, столь и проста. Годовалая дочь, едва только встала на ножки, вдруг перестала ходить и слегла с высокой температурой. Через неделю она оказалась в Филатовской больнице Москвы со страшным диагнозом – остеомиелит шейки левого бедра… Инвалидизация с этим диагнозом почти стопроцентная, но через неделю и остеомиелит стал казаться нам благом, поскольку Настеньке поставили диагноз туберкулеза...
Деток с костным туберкулезом оперируют в единственной клинике в Петербурге, куда мы и отправились. При первичном осмотре диагноз подтвердился, и мы пошли на Смоленское кладбище к блаженной Ксении. Был вечер, и часовня была уже закрыта. Мы помолились у ее стен и написали святой записку с мольбой об исцелении малышки.
Настю стали готовить к операции, сделали анализы… и обнаружили, что никакого туберкулеза нет, а воспалительный процесс в кости остановился! Операцию всё же пришлось сделать. Она прошла успешно, и если бы не шрам на ножке (Настенька называет его «веревочкой») мы бы сами не поверили, что всё это с нами произошло два года назад!
Татьяна Н.
«Мы очень хотели ребенка».
Хочу поделиться своей историей.
Чуть менее года назад мой муж предложил съездить в Санкт-Петербург. У него там были рабочие дела, а меня решил взять за компанию.
Мы очень хотели ребенка. И у него и у меня от первого брака есть дети, но вот совместного ребенка не было.
Нас разместили в гостинице на Васильевском острове. Я и не предполагала, что до Смоленского кладбища от этой гостиницы 5 минут пешком. Однажды утром я подумала, что неплохо было бы посетить матушку Ксению. Но так как в Санкт-Петербурге я была впервые, то не знала, где ее найти. Спустившись в холл гостиницы, стала расспрашивать у бармена. Оказалось, что я на верном пути, и до часовни совсем близко. Уже после того, как я вышла, бармен догнал меня, дал ручку, лист бумаги и сказал, чтобы я написала свою просьбу. Я так и сделала.
До кладбища я добралась быстро, ноги сами меня вели по его аллеям, и вскоре я увидела огромную очередь людей. Они стояли в лавку при храме. Я честно отстояла очередь, взяла свечи, подала требы и пошла в соседнюю очередь — в два раза более длинную, — к мощам святой. Ближе к вечеру я смогла поклониться ей, а на выходе оставила и записочку.
На следующее утро меня разбудил муж в панике: вся постель была в моей крови. «Женских дней» не ожидалось, но с меня просто лилась кровь. Ровно на третьи сутки все закончилось так же, как и началось.
Мы вернулись домой. А спустя короткое время мы с мужем уже радовались новости о моей беременности. 18 апреля этого года у нас родилась доченька!
Спасибо блаженной Ксении!
Наталья П., Москва
«Да что ты так руками машешь? Нельзя быть такой обидчивой»
Когда я слышу о чуде, то мне вспоминается одна история, которая произошла со мной 5 лет назад в Питере. Я тогда поехала туда первый раз в жизни, и мне предстояло «романтическое свидание» с человеком, которого я мало знала. На самом деле, мне просто хотелось убежать от мужа, с которым нужно было разводиться, а я не решалась. И от близкого человека, который был несвободен.
Оказавшись в Питере, я поняла, что хочу побыть одна, отключила телефон, сдала вещи в камеру хранения и пошла «куда-нибудь». Сердце рвалось на части, я чувствовала необъяснимую тревогу. В голове куча вопросов: «Что я здесь делаю? Кто я в своей жизни? Как я устала... Когда все это закончится?» Два дня я бродила по городу. Взяла ночную экскурсию, под утро заснула в парке на скамье. А душа при этом делала свою работу, тогда мне еще непонятную.
Я шла по направлению к вокзалу, оставляя слезы и переживания этому городу. У канала Грибоедова в потоке людей ко мне обратился какой-то человек, стал говорить:
— Да что ты так руками машешь? Нельзя быть такой обидчивой. Да разведешься ты (тут он положил мне руку на плечо). А мужики твои... (обесценивающе махнул рукой вниз) Как женщина ты ничего, а вот как хозяйка не очень: не знаю, сможешь ли ты три блюда приготовить (я и вправду не специалист по кастрюлькам).
Смотрю на него и думаю, как мне к нему обратиться. Непонятно, мужчина или женщина: одежда мужская, а лицо нежное, чуть бледное и болезненное.
А он и говорит: «Да понимаю я тебя! Сама баба. Дочка моя в Лос-Анджелесе живет дура-дурой: два шифоньера одежды!»
Я развернулась и ушла: «зачем, — думаю, — мне этот бред слушать». А в голове ни единой мысли. Очнулась только в Москве. Как в поезд села, не помню.
Прошло после этого три года. Я пережила развод, предательство любимого человека, аборт. Раскаяние, скорбь...
И вот, спустя время, я оказалась с подругой в Питере на смоленском кладбище в часовне блаженной Ксении. Стояла в очереди, читала ее житие, и вдруг на меня обрушился поток слез, сочувствия и переживания. Мне словно стали понятны ее чувства и причины, по которым она встала на путь юродивой. А когда я зашла в часовню, то на иконе узнала человека, встреча с которым у меня была тогда.
Мне хотелось кричать, что это все правда, что Ксения среди нас, что она нас слышит и помогает! Тогда до деталей вспомнилась та встреча, и я никогда этого не забуду... Та встреча с Ксенией стала для меня словно повесткой на духовную борьбу. Для меня это чудо. И это все правда!
Мария К., Москва
Блаженная Ксения помогла в том, что действительно нужно
Первая моя поездка в Питер случилась зимой 1997 — 98 годов. Я уже пела и регентовала в храме, знала, что есть такая святая — блаженная Ксения, а больше ничего... Знакомая, у которой я остановилась, предложила пойти на Смоленское кладбище, поклониться блаженной, сказала, что надо (так и сказала: «Надо»!) написать записку с просьбой. Долго я думала, что просить... Просить то, чего мне больше всего на свете хотелось, боялась, потому что знала: ответ на мои личные просьбы может быть любым. Думала я долго, можно ли вообще просить, почему именно записки, а вдруг кто-то прочитает и посмеется... Окончательно измучив себя этим, в конце концов написала 2 записки: в первой просила для себя, во второй просила у блаженной Ксении самое нужное для своих родных; положила обе сложенные бумажки под подушку, а в часовню решила отнести ту, которая первой попадется под руку утром.
Под руку попалась «не моя» бумажка... Недолго погоревав, всё же взяла обе записки, обе и оставила у блаженной, обойдя вместе со своей знакомой часовню трижды, помолившись и мысленно попросив и о своем сокровенном.
Я уехала домой. То, о чем просила для себя, не осуществилось, и слава Богу! Не зря я другую записку первой достала. Прошло много лет. Жизнь кардинально изменилась и у меня, и у моих родных. Скажу только, что все они получили от блаженной помощь, даже не подозревая, что о них просили.
И вот, летом прошлого 2012 года я снова поехала в Питер, причем именно к ней — блаженной Ксении, — как к последней надежде. По дороге от метро к Смоленскому кладбищу я невольно прокручивала события многолетней давности и всё говорила: «Вот, Ксеньюшка, всем ты помогла, а мне-то никак!» Такие вот крамольные мысли были в моей голове! К горлу подкатил ком: «Всем помощь, а мне — тренировка терпения»... И вдруг, отвлекшись от горестных размышлений, я подняла глаза и увидела надпись: «Улица Уральская». Сказать, что я «вошла в ступор» — ничего не сказать! Святая блаженная Ксения, какая же я неблагодарная! Ведь в 2001 году я приобрела квартиру в Москве, хотя никаких ни шансов, ни возможностей, вообще ничего для приобретения ее у меня не было, и быть с моей финансовой ситуацией не могло!
Вот так святые по своей любви к нам (даже ко мне, такой наглой и неблагодарной) помогают нам тогда и в том, что нам действительно полезно и нужно!
Свежие комментарии