На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog28 декабря, 12:17
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева17 ноября, 20:03
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова28 июля, 18:30
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Протоиерей Виталий Бабушин о Православии в Швеци

«МЫ КОНЦЕРТОВ НЕ ДАЕМ, А ХРАМ – ВСЕГДА БИТКОМ»

Что знает о Швеции среднестатистический россиянин? На ум сразу приходят с детства знакомые словосочетания «шведский стол», «шведская семья» и, возможно, «шведский социализм». Однако вряд ли кто-то из нас подумает о шведском Православии. Между тем свет истинной веры светит на земле потомков викингов уже много сотен лет.

О судьбах Православия в Швеции и своем непростом служении под северным небом рассказывает настоятель расположенного в Стокгольме Сергиевского прихода Московского Патриархатапротоиерей Виталий Бабушин.

 

Протоиерей Виталий Бабушин. Фото автораПротоиерей Виталий Бабушин. Фото автора
     

– Отец Виталий, Православие в Швеции имеет достаточно долгую историю. Как давно был создан стокгольмский приход преподобного Сергия Радонежского?

– Наша община молода и стара одновременно. В 2017 году мы будем отмечать 20-летие Сергиевского прихода и 400-летие русской церковно-приходской жизни в Швеции. Этот юбилей ключевым образом связан с другой юбилейной датой – подписанием Столбовского мирного договора между Россией и Швецией в 1617 году, один из пунктов которого провозглашал возможность русским посольским и торговым людям (в основном приезжавшим из Новгородских земель) иметь в Швеции свою церковь, священника, утварь и богослужение по русскому чину. Для шведской стороны определялась равная возможность иметь то же самое в русских землях, однако до сих пор наш русский приход Московского Патриархата не имеет своей церкви. В отличие, например, от шведской протестантской общины святой Катарины в Санкт-Петербурге.

В Стокгольме небольшое храмовое помещение имеется только у прихода Вселенского Патриархата, некогда вышедшего из-под омофора Патриарха Московского.

До недавнего времени это был единственный существовавший несколько столетий русский приход в Швеции. После возвращения значительной группы прихожан в лоно Московского Патриархата и начала богослужебной жизни Сергиевского прихода в 1992 году, мы с каждым годом всё острее испытываем чувство некоей исторической несправедливости и необходимости поддержки со стороны нашей Родины. Сегодня нас более 800 человек, но регулярно участвует в Таинствах, к сожалению, четвертая часть от общего числа прихожан. Во многом виной тому помещение, которое мы арендуем у лютеранской Шведской церкви. Оно крайне мало (рассчитано на 30 человек), а купить здание или начать стройку своими силами мы не в состоянии. Аренда боле просторного помещения в настоящий момент может окончательно закрыть для нас надежду иметь свой храм. Тому есть ряд причин, прежде всего наша финансовая несостоятельность.

 

Отец Виталий на фоне подсобного помещения протестантской церкви, часть которого занимает Сергиевский приход. Фото автораОтец Виталий на фоне подсобного помещения протестантской церкви, часть которого занимает Сергиевский приход. Фото автора
     

Надо признать, что Швеция ни чинит никаких особых препятствий для жизни нашего прихода, даже наоборот – выплачивает незначительное пособие и отчасти материально поощряет культурно-просветительские мероприятия. Однако в деле с будущим храмом ставит перед нами исключительно коммерческий вопрос, и цена этого вопроса для Русской Церкви всегда почему-то запредельно высока.

Поэтому я пользуюсь возможностью со страниц сайта «Православие.Ru» дерзновенно обратиться за помощью ко всем, кто в состоянии внести посильную лепту в развитие Русского Православия в Швеции. Я предлагаю тему 400-летнего юбилея Столбовского мирного договора и первого зарубежного прихода Русской Церкви в Европе как повод для широкой огласки культурных, политических и религиозных связей России и Швеции и как повод для привлечения церковных, государственных и частных структур к преодолению исторической несправедливости в отношении уже не сотен, а тысяч наших соотечественников, оказавшихся в Швеции и до сих пор не имеющих своего храма и культурного центра.

 

Крошечный алтарь храма преподобного СергияКрошечный алтарь храма преподобного Сергия
     

К юбилейному 2017 году Сергиевский приход запланировал ряд праздничных мероприятий, одним из которых станет научно-практическая конференция, посвященная культурно-историческим связям Швеции и Новгорода. Мы рассчитываем привлечь русскую и шведскую общественность, ученых, СМИ и священноначалие. Но, не имея своего здания храма, рассчитанного под все нужды большого прихода, мы вновь и вновь оказываемся в положении беженцев, и вся наша 400-летняя русская церковная история на Свейской земле будет достойна разве что сочувствия, а в конечном итоге может в недалеком будущем предаться забвению.

Не имея своего здания, рассчитанного под все нужды большого прихода, мы вновь и вновь оказываемся в положении беженцев

– Отец Виталий, срок аренды подсобного строения протестантской церкви на улице Бельмансгатан, в котором располагается ваш приход, подходит к концу. Как скоро наступит тот день, когда Сергиевский приход, как говорится, попросят освободить помещение?

– Я думаю, что этот день, о котором вы говорите, не станет для нас неожиданностью. Если нас попросят освободить помещение, будем искать, где можем арендовать новые площади. Этим вопросом мы уже заранее озаботились. Но, к сожалению, даже аренда нового помещения, как я уже заметил, для нас сегодня весьма непростая задача. Нас не выгоняют отсюда, и слава Богу, потому что нам идти пока некуда.

 

Помещение, в котором ютится Сергиевский приход. Фото автораПомещение, в котором ютится Сергиевский приход. Фото автора
     

В 2013 году в рамках акции «Русскому храму – быть!» мы начали оповещать русскоязычную и шведскую общественность в Стокгольме о своем намерении приобрести церковное здание или построить храм. Для этого мы завели особый счет, точнее – он был уже открыт Сергиевским приходом, но о нем мало кто знал, потому эту акцию мы начали проводить с помощью нашего обновленного сайта на домене «Приход.Ру».

– Принесло ли это какой-то результат?

– Я очень радуюсь тому, что люди откликаются на призыв, жертвуют и по 10, и по 20 крон, есть пожертвования по 500 и по несколько тысяч крон и даже редкие пожертвования по 100 тысяч крон. Сбор средств проходит максимально прозрачно, ведомость публикуется на нашем сайте, так же своевременно и открыто будут публиковаться и расходы, связанные с предполагаемым строительством или покупкой храма. Благотворители в перспективе могут войти в попечительский совет, в роли которого выступает совет прихода.

За первые годы существования накопительного счета, еще до акции «Русскому храму – быть!», было собрано около 120 тысяч шведских крон (чуть более 12 тысяч евро). С момента начала акции в 2013 году сумма накоплений составила более 800 тысяч крон. Однако тот темп, с которым собираются пожертвования, учитывая рост цен, позволит нам подойти к строительству или покупке храма лет через 20.

 

В этом небольшом помещении проходит большинство богослужений Сергиевского прихода. Фото автораВ этом небольшом помещении проходит большинство богослужений Сергиевского прихода. Фото автора
     

Цены на недвижимость и землю в Стокгольме и окрестностях очень высокие, их крайне завышают выступающие в качестве посредников маклеры. Скажем, расположенная неподалеку от нас церковь на площади Мариеторьйет недавно выставлена на продажу за 30 млн. крон (более 3 млн. евро). Эта цена, на мой взгляд, почти в 2 раза завышена, реальная стоимость такого некоммерческого здания (я консультировался с юристом) составляет максимум 17 млн.

Негодование шведского пенсионера, увидевшего купол храма и крест, может стать решающим фактором для запрета строительства

– Что предпочтительней для вас: построить здание с нуля или купить готовое?

– Мы периодически делаем мониторинг в шведских коммунах, прилегающих к Стокгольму, и я должен сказать, что земельные участки стоят более чем дорого. Кроме того, строительство в Стокгольме скорее всего будет весьма и весьма затруднительно ввиду не только отсутствия подходящей по размеру площади, но и пусть, может быть, не очень традиционной (из-за особых требований властей), но вполне узнаваемой характерной для русской церкви архитектуры. Негодование гуляющего по парку шведского пенсионера, увидевшего рядом с дорожкой, по которой он привык всю жизнь ходить, купол храма и православный русский крест, может стать решающим фактором для запрета строительства.

 

Вторая комнатка помещения Сергиевского прихода – это одновременно детская и взрослая воскресные школы, трапезная, иконописная школа, место бесед, семинаров и лекций. Фото автораВторая комнатка помещения Сергиевского прихода – это одновременно детская и взрослая воскресные школы, трапезная, иконописная школа, место бесед, семинаров и лекций. Фото автора
     

Тут также есть и другой момент. Если мы приобретем участок километрах в 40 от центра Стокгольма, в отдаленной коммуне, располагающей земельными угодьями, то люди, которые посещают наш храм, находящийся в центре, один-два раза в неделю, боюсь, смогут приезжать лишь несколько раз в год. Из сотни прихожан, которые приходят на воскресные службы, я думаю, за город доберутся человек десять-пятнадцать, так что предвижу значительное снижение посещаемости. Потому приоритетом для нас остается поиск недвижимости в Стокгольме.

Мы концертов не даем, а наш храм – всегда битком

– Некоторые скептики говорят: у РПЦ, дескать, есть миллионы, так почему она не тратит их на покупку церковных зданий за рубежом?

– Я бы предложил людям, задающим такие вопросы, приехать к нам в приход в Стокгольме на какой-нибудь церковный праздник. Православные вынуждены стоять в тесноте, духоте. Рядом – большая протестантская церковь Марии Магдалины, где никогда, даже на Пасху и Рождество, не бывает много народа. Единственное, что может завлечь туда шведов, – это органный или джазовый концерт, и то храм будет далеко не полон, а мы концертов не даем, а храм – всегда битком.

 

Рождество-2015. Богослужение проводится в арендованной протестантской церкви. Фото из архива протоиерея Виталия БабушинаРождество-2015. Богослужение проводится в арендованной протестантской церкви. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина
     

И дело тут не в квадратуре. На Рождество и Пасху мы арендуем большие шведские храмы, и они всегда заполнены. И те прихожане, что ходят на службы, – это не банкиры, а обыкновенные люди, оказавшиеся на чужбине. Московский Патриархат в данном случае – это мы, а мы тут не располагаем миллионами. Если бы они у нас были, мы бы купили подходящее здание и для храма, и для наших приходских школ. Сейчас у нас всё располагается на очень маленькой площади: богослужебная жизнь, детская и взрослая воскресные школы, здесь же и трапезная, здесь проходят разные встречи, беседы, семинары, ютится иконописная школа.

– Отец Виталий, расскажите, пожалуйста, кто еще помимо вас служит в Сергиевском приходе.

– Почти два года назад нашего прихожанина Павла Макаренко рукоположили в священный сан. Отец Павел получил назначение в удаленный на 100 километров от Стокгольма город Вестерос. У него небольшой приход, посвященный Казанской иконе Божией Матери, там примерно те же проблемы, что и у нас: приходится арендовать небольшое помещение у Шведской церкви. Поскольку отец Павел живет в Стокгольме, я прошу его также помогать нашему храму.

 

Иерей Павел Макаренко (слева) и протоиерей Виталий Бабушин. Фото автораИерей Павел Макаренко (слева) и протоиерей Виталий Бабушин. Фото автора
     

Я и наши прихожане очень признательны отцу Павлу за помощь. Священник Александр Пискунов, первый настоятель Сергиевского прихода, под руководством которого много лет еженедельно проходят занятия нашей иконописной школы, хоть и вышел за штат, но также помогает в богослужениях и приходской жизни.

– Поделитесь, пожалуйста, статистикой по богослужебной жизни Сергиевского прихода.

– Четыре года назад, когда я приехал в Стокгольм, в воскресный день у нас было около 25–30 причастников. Сейчас у нас меньше 60 не бывает. Если 60 человек будут исповедоваться по одной минуте – это час, но за одну минуту человеку, как правило, не удается даже о главном рассказать, не то что затронуть какие-то навязчивые греховные мелочи и всё детально разобрать и покаяться. Поэтому очень трудно представить себе одного единственного священника и его большую паству в очень тесном помещении, где каждый надеется, что его выслушают, поймут, уделят нужное время, помогут и при этом не задержат окончание богослужения. В нашем случае именно так и было, за исключением того, что служба всегда затягивалась из-за исповеди. Сейчас, благодаря помогающему духовенству – отцу Александру и отцу Павлу – богослужение приобретает правильный, строгий и стройный характер.

 

Священник Александр Пискунов, руководитель иконописной школы Сергиевского прихода. Фото автораСвященник Александр Пискунов, руководитель иконописной школы Сергиевского прихода. Фото автора
     

В последние пару лет в приходе действует шведская группа катехизации. Приходящих к Православию шведов катехизируют именно православные шведы. Такая практика приносит добрые плоды. Наверное, с точки зрения шведа, мы, русские, в особенности священники, даже с хорошим знанием шведского языка всегда останемся отчасти чужими, несмотря на христианское единство, и не всегда можем иметь авторитет. Чтобы расположить шведов к русскому Православию, я предложил шведской части нашего прихода заняться катехизацией и подготовкой печатных материалов просветительской направленности. Мы только начинаем эту работу, и поэтому итогов пока особых нет. Есть добрый плод – начата работа. Далее Господь поможет!

Приходящих к Православию шведов катехизируют именно православные шведы. Такая практика приносит добрые плоды

Еще могу сказать, что за последние два года (с 2013 по 2014 годы) в приходе крестилось свыше сотни человек. В основном это дети, но было и с десяток взрослых. Крестились трое шведов.

Такая же статистика, правда, раз в десять в процентном соотношении меньшая, чем в Стокгольме, в других наших приходах в Швеции, но только там, где чаще всего совершаются регулярные богослужения. Имею в виду города Вестерос и Умео. Кстати сказать, в прошлом году для Петропавловского прихода в городе Умео был рукоположен священник – иерей Иоанн Бурлак. Отец Иоанн несколько лет до этого жил и работал на севере Швеции, был прихожанином в приходе города Умео. Теперь он там настоятель. Так что можно сказать, что благочиние Патриарших приходов Московского Патриархата в Швеции насчитывает четырех священников.

– Двое из четырех священников – это бывшие прихожане: можно сказать, что в Швеции идет своеобразное естественное воспроизводство священнослужителей. Стоит ли ждать новых священников и новых приходов?

– Вполне. Подрастает наша молодежь, некоторые помогают в алтаре, можно реально рассматривать вариант их обучения в семинарии и возвращения сюда с перспективой стать священниками.

 

Святыни и реликвии Сергиевского прихода. Фото автораСвятыни и реликвии Сергиевского прихода. Фото автора
     

Всего у Московского Патриархата в Швеции сейчас восемь приходов, четыре из них (в Стокгольме, Гетеборге, Вестеросе и Умео) зарегистрированы в Камер-коллегии, то есть официально входят в состав благочиния. Не зарегистрированы те приходы, которые имеют определенные экономические проблемы, поскольку регистрация требует создания финансового счета. Священник приезжает в такой приход, по шведским правилам, как в религиозную группу, а на самом деле это полноценный организованный приход под руководством, или, как мы говорим, окормлением, священника, принятый в общение с Русской Церковью особым постановлением Священного Синода.

– Отец Виталий, для того, чтобы окормлять приходы Московского Патриархата в Швеции, вам часто приходится садиться за руль и отправляться за несколько сотен километров от Стокгольма. Трудно было привыкать к такому служению после службы в Московской епархии?

Одна такая Литургия вместе с дорогой занимает почти два дня

– К подобному походному образу жизни семейному человеку, имеющему маленьких детей, привыкнуть очень трудно, поскольку одна такая Литургия вместе с дорогой занимает почти два дня. Поначалу это вообще воспринималось мной как подвиг. Однако во многом благодаря моей матушке Юлии, терпеливо и участливо относящейся к моему служению, вскоре пришло ощущение, что мы в Швеции все одна большая Христова семья, и обычно задумываешься не над тем, сколько километров тебе рулить, а чем полезным заняться в дороге. Например, послушать давно желаемую музыку, интересную лекцию или шведский продолжить учить. Когда передвигаешься поездом, возможностей для занятий больше. Обычно что-то читаю, составляю богослужебное расписание или отвечаю на электронные письма.

 

Две комнаты, в которых размещается Сергиевский приход, соединяет лестница, на которой порой из-за тесноты во время богослужений стоят и сидят прихожане. Фото автораДве комнаты, в которых размещается Сергиевский приход, соединяет лестница, на которой порой из-за тесноты во время богослужений стоят и сидят прихожане. Фото автора
     

Священнику, служащему в Московской епархии, трудно, наверное, себе представить еженедельные поездки из Москвы в Мурманск для того, чтобы служить Литургию для 10–20 человек. От Стокгольма до Лулео (самого отдаленного от Стокгольма прихода) – 900 километров, как от Казани до Москвы. У священника из Стокгольма такая поездка бывает примерно раз в месяц. Но всегда по субботам, то есть еженедельно, приходится выезжать в другие приходы, находящиеся на расстоянии 300, 500 километров. Чаще всего езжу я, отец Павел окормляет приходы вблизи города Вестерос, в Евле, также он помогает в Упсале, Арбуге. Иногда приезжает по моей просьбе в Гетеборг. В Покровском приходе Гетеборга бывает и отец Александр, как церковный художник проводит мастер-класс по иконописи.

От Стокгольма до Лулео (самого отдаленного от Стокгольма прихода) – 900 километров. Такая поездка бывает примерно раз в месяц

Слава Богу, что отец Иоанн из Умео сейчас охватывает северную часть Швеции – лен Норботтен. Мне ехать из Стокгольма 900 километров или ему 250 из Умео – значительная разница. Отец Иоанн очень выручает. А я из Стокгольма стараюсь проводить с отдаленными приходами еженедельные встречи в формате «Скайп»-конференции. Изучаем Священное Писание, говорим о Боге, церковной жизни.

Еще один отдаленный приход в Хельсинборге, на границе с Данией, посещает священник Сергий Бондарев, настоятель прихода святого благоверного Александра Невского в датском Копенгагене.

 

Отец Виталий за рулем. Фото автораОтец Виталий за рулем. Фото автора
     

– Получается, что в любой точке немаленькой по европейским меркам Швеции найдутся православные?

– Да, найдутся. Есть места, где они неорганизованны и где священник бывает только в виду частных просьб, приезжая к больным, умирающим. К сожалению, наши соотечественники в Швеции часто вспоминают о своих православных корнях только тогда, когда случается что-то нехорошее: кто-то заболел, скончался. Начинают искать священника. В такой драматической ситуации выясняется, что они хотели бы быть православными с приходской точки зрения, но не знают вокруг никаких других православных, поскольку не общаются с другими выходцами из России.

– Отец Виталий, расскажите о внебогослужебной жизни Сергиевского прихода.

– У нас есть своя молодежная группа, состоящая из еще совсем юных прихожан. На базе детской воскресной школы мы проводим наш молодежный семейный лагерь с участием молодых пап и мам с детьми. У некоторых из них по четыре-пять детей в семье. Некоторые в этом году готовятся в шестой раз стать родителями. Молодцы!

 

Участники молодежного семейного лагеря Сергиевского прихода. Фото из архива протоиерея Виталия БабушинаУчастники молодежного семейного лагеря Сергиевского прихода. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина
     

Мы выезжаем за пределы Стокгольма, снимаем помещение и проводим недельный лагерь, в котором дети вместе с родителями и священником учатся совместно проживать эти дни, молиться, готовить еду, ходить в лес, совершать там Литургию, друг другу помогать, быть в дружине, в одной команде, разделять и дождь и зной, жить под одной крышей. Одно дело, когда ты приходишь на службу по воскресным дням на один-два-три часа, а другое – когда мы находимся друг у друга на глазах в течение недели. Это, конечно, оставляет впечатление и желание собираться вновь и вновь.

– Совершает ли ваш приход паломничества, благо что для поездки, например в Грецию, виза не нужна?

– У нас есть предложения от некоторых паломнических фирм, но, к сожалению, в нашем приходе пока нет человека, который взял бы на себя организацию таких поездок. В прошлом году, когда отмечалось 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, мы запланировали поездку в Троице-Сергиеву Лавру. Прихожане активно включились в подготовку поездки – так было до тех пор, пока я не объявил цену пребывания в России. Паломнические и туристические фирмы, с которыми мы связывались, воспринимают нас как иностранных туристов с толстым кошельком, но это не так. Так что если среди нас найдется хороший организатор, готовый взять на себя подготовку поездок, впереди у нас перспектива посмотреть Европу или спланировать паломничество в Грецию.

– Кто знает, быть может кто-то из российских священников, читателей сайта «Православие.Ru» захочет стать принимающей стороной для паломнической группы из Швеции, обеспечив местом для проживания…

– Возможно. Мы были бы бесконечно признательны за такую помощь.

– Подъем патриотизма среди соотечественников как-то повлиял на состав прихожан?

– В принципе у нас достаточно стабильная паства, которая ходит в храм вне зависимости от политических событий. Мы, духовенство, стараемся снизить градус напряженности, которую люди могут испытывать из-за своих политических взглядов.

 

Всенощное бдение в Сергиевском приходе. Фото автораВсенощное бдение в Сергиевском приходе. Фото автора
     

Церковь – это единственное место, где мы не говорим о политике. Когда в политике всё нормально, люди придерживаются более-менее однородных политических взглядов, тогда и говорить нечего. А когда политическая обстановка накаляется, хочешь – не хочешь, а эти разговоры в церкви всё равно бывают. Здесь и в других наших шведских приходах имели место пара инцидентов с георгиевской ленточкой: люди просили меня убрать «эти символы фашизма». Поэтому я бы предпочел, чтобы мы вообще не говорили в церкви о политике.

– Но вы ведь не убрали георгиевские ленточки?

– В День Победы я эти символы не убрал, но впредь тактично провожу с людьми разъяснительную работу.

Знамя Победы, георгиевские ленточки – священные символы. Но воспитанные на либеральных СМИ соотечественники зачастую воспринимают их совсем по-другому

То, что является сокровенным для каждого русского человека, воспитанные в Швеции на либеральных СМИ соотечественники зачастую воспринимают совсем по-другому. В Церковь привносится не свойственная ей культура, от нас отторгают память о жертвах Великой Отечественной войны и дорогих нам символах. Маленький пример: перед Днем Победы я повесил при входе в храм объявление о панихиде и молебне. На изображенном на нем ордене Отечественной войны кто-то из прихожан нарисовал жирный черный крест.

– Может, это был не прихожанин?

– Скорее всего – прихожанин, но я оставляю это на его совести, на его воспитанности. Я так подозреваю, что это человек, который не приехал из России, а живет здесь.

 

9 мая 2014 года. Благодарственное молебное пение о даровании Победы в Великой Отечественной войне и панихида по погибшим воинам и всем усопшим, Победы ради потрудившимся. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина9 мая 2014 года. Благодарственное молебное пение о даровании Победы в Великой Отечественной войне и панихида по погибшим воинам и всем усопшим, Победы ради потрудившимся. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина
     

Действительно, с красным знаменем большевики уничтожали Русскую Церковь, но внешне схожее с ним знамя Победы – это совершенно другой символ. Этот священный символ имеет право на существование. И в День Победы эти символы можно показать, рассказать о них детям. Иногда меня приглашают в школу при Российском посольстве, у нас проходят встречи с ветеранами и здесь, в приходе.

Поэтому в связи с геополитикой прихожан не прибавилось, но, слава Богу, и не убавилось. Часть наших прихожан – выходцы из Украины, в том числе из Западной Украины, из Киева, читают и слушают украинские СМИ. Когда с ними возникает маломальский разговор о политике и чувствуется некое недопонимание друг друга и всё более нарастающее напряжение, я стараюсь свести разговор к тому, в чем мы уж точно будем едины, – это в том, что мы можем оказывать гуманитарную помощь мирным жертвам Донбасса, пострадавшим от военных действий.

– В приходе ведется сбор средств?

– Мы используем православный портал «Предание.Ру», через который посредством нашего приходского сайта можно пожертвовать деньги, а также пару раз передавали помощь из рук в руки.

 

Прихожанка Сергиевского прихода Мария чистит иконуПрихожанка Сергиевского прихода Мария чистит икону
     

Каждое воскресенье мы совершаем молитву о мире на Украине – мы начали читать ее еще до циркуляра Святейшего Патриарха. Слава Богу, у нас здесь пока нет прихода так называемого «Киевского патриархата», хотя тенденция к его созданию наблюдалась. Но наших прихожан в числе инициаторов создания такой группы не было. В Норвегии недавно уже, кажется, был такой прецедент с организацией прихода УПЦ КП. В прошлом году туда приезжал глава киевских раскольников Филарет Денисенко. А в Стокгольме некоторым посольским сотрудникам, насколько мне известно, поступали угрозы в связи с обострением ситуации на Украине. В общем, всё это очень неприятная и грустная тема.

– Можно ли говорить о попытках расколоть приход?

– Нет, таких признаков нет. Те, кто ходит в русскую церковь, не ищут ничего другого. Они прекрасно знают, что в Киеве не все стоят с кулаком в сторону Москвы, есть и искренне верующие люди, однако все, кто находится в расколе, лишены благодати, и у нас с ними нет общения.

 

Русские дни в Сигтуне. 2011 год. Фото из архива протоиерея Виталия БабушинаРусские дни в Сигтуне. 2011 год. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина
     

С другой стороны, все-таки чувствуется напряжение. Скажем, на сайте Украинского посольства еще несколько лет назад можно было найти информацию на русском языке о русско-шведско-украинских связях, сейчас этого нет. Еще два года назад в конце мая – начале июня совместно с украинско-шведскими и русско-шведскими обществами и с мэрией древней столицы Швеции города Сигтуны мы проводили посвященные родившейся там преподобной Анне Новгородской мероприятия, в том числе богослужение. В эти Русские дни в Сигтуне ежегодно проходили ярмарки, выставки, лекции; в местном музее выставлялись древности, демонстрирующие культурные связи России и Швеции.

 

Русские дни в Сигтуне. 2011 год. Фото из архива протоиерея Виталия БабушинаРусские дни в Сигтуне. 2011 год. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина
     

После того, как на Украине начались нестроения, нашему приходу перестали поступать приглашения, и нам, получается, отказывают от участия в Русских днях. Скорее всего, они носят иной формат. Возможно, в этом году удастся оживить эту традицию, будем связываться непосредственно с местным протестантским приходом.

 

"Мы ходим здесь как по земле Содома и Гоморры"

  Богослужение в полевых условиях. Фото из архива протоиерея Виталия БабушинаБогослужение в полевых условиях. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина

    

– Отец Виталий, Анна Новгородская, дочь шведского конунга Олофа Щётконунга, вышла замуж за Ярослава Мудрого и в конце жизни приняла монашество. Княгиня прославлена Православной Церковью в лике святых. Правда, что святую Анну Новгородскую шведские православные считают своей покровительницей?

 Анна Новгородская исторически с полным правом может называться покровительницей и молитвенницей о судьбах Православия в Швеции. Наверное, не будет исключением и покровитель стокгольмского приходапреподобный Сергий Радонежский, вместе с явленной в Швеции и в России Стокгольмской иконой Божией Матери.

О существовании такой иконы знают немногие из наших православных братьев в Швеции. Это извод Тихвинской иконы; Стокгольмская икона чудесным образом пришла из Швеции в Россию, а после большевистского переворота ее следы затерялись.

 

Протоиерей Виталий Бабушин. Фото автораПротоиерей Виталий Бабушин. Фото автора

    

В конце XVII века русские торговые люди, гостившие в Швеции, выкупили икону у протестантов. Об этом повествуется в сказании о Стокгольмской иконе Божией Матери, напечатанном в дореволюционном журнале «Отдых паломника». Празднование происходит по традиции 26 ноября – в день торжественной встречи иконы в Тихвинском монастыре.

– Получается, что икона Божией Матери «Стокгольмская» – это список с Тихвинского образа?

– Да. Это извод «зело чудного письма». Торговым людям из Новгорода, которые увидели икону у одного из шведов в Стокгольме, она настолько запала в душу, что они решили выкупить ее у шведа-протестанта. Тот долго не соглашался, но не смог устоять перед предложенной большой денежной суммой.

У нас в храме, так же как в Преображенском приходе Константинопольского Патриархата, есть список с этой иконы. Наш список – современный, ему примерно 15 лет. Эту большую икону в византийском стиле написал один из благочестивых христиан, наш прихожанин, уехавший затем из Швеции. Подлинный образ Стокгольмской иконы Божией Матери был размером с ладонь.

 

Список Стокгольмской иконы Божией Матери. Сергиевский приход. Фото автораСписок Стокгольмской иконы Божией Матери. Сергиевский приход. Фото автора

    

– Судя по украшениям, размещенным в киоте иконы, были зафиксированы какие-то чудеса?

– Никаких особых сверхъестественных чудес я назвать пока не могу. Благочестивые прихожане в благодарность Божией Матери за разрешение каких-то трудных жизненных ситуаций приносили дорогие для них вещи. Это драгоценные предметы: обручальные кольца, крестики; находясь в киоте иконы, они свидетельствуют о благодарности людей Божией Матери за Ее помощь.

– На шведском острове Готланд в подвале ресторанчика есть филиал музея – фундамент выстроенного в XIII веке новгородскими купцами православного храма. Служите ли вы там панихиды?

– Это частная территория, и потому есть определенные трудности с посещением этих мест, по крайней мере нас никто не приглашал совершать там священнодействия.

Я думаю, что, возможно, в перспективе предстоит некий диалог с представителями Шведской церкви о наших древних памятниках, сохранившихся на Готланде как память русско-шведских отношений.

 

Подсобное помещение протестантской церкви, часть которого занимает Сергиевский приход. Ведется сбор средств на строительство (приобретение) полноценного церковного здания. Фото автораПодсобное помещение протестантской церкви, часть которого занимает Сергиевский приход. Ведется сбор средств на строительство (приобретение) полноценного церковного здания. Фото автора

    

– Отец Виталий, но ведь в 2005 году Русская Православная Церковь приняла решение о разрыве отношений со Шведской церковью в связи с учреждением в ней официального обряда благословения однополых пар…

– Этим разрывом Русская Православная Церковь поставила четкий акцент на том, что собой представляет нынешняя Шведская церковь. Другими словами, мы заявили шведам: «Пока вы еще сохраняли какую-то христианскую идентичность, мы могли иметь с вами какие-то точки соприкосновения: обсуждать общехристианские темы, дискутировать, участвовать в культурных и социальных проектах. Но вы ввели в быт своей церкви совершенно противные христианскому образу жизни вещи – однополые “браки”, участие в гей-парадах. С нашей точки зрения, Священное Писание перестало для вас быть авторитетом; для вашей организации Бог уже не авторитет, поскольку можно свободно в угоду своим страстям искажать Его Божественное Откровение. Всё, что было христианским в вашей церкви, перестало быть таковым».

 

http://www.kyrkanstidning.se/inrikes/nya-praster-och-diakone..." data-id="4" data-href="http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102021/202184.b.jpg?0.7409840917680413">Епископы и священники Шведской церкви. Фото: Kyrkans Tidning <a href=http://www.kyrkanstidning.se/inrikes/nya-praster-och-diakone..." />Епископы и священники Шведской церкви. Фото: Kyrkans Tidning http://www.kyrkanstidning.se/inrikes/nya-praster-och-diakone...

    

Этот разрыв как бы констатирует тот факт, что, как Церковь, мы можем иметь дело только с Церковью, которой, на наш взгляд, Шведская церковь уже не является.

Шведские протестанты уже разрабатывают гендерную формулу Крещения, в которой не будет имен Отца, Сына и Святого Духа

Исключительным случаем в наших отношениях является разве что святое Крещение. Пока протестанты совершают его во имя Пресвятой Троицы: «Во имя Отца и Сына иСвятого Духа», мы можем принимать их в Православие через таинство миропомазания. Однако на деле протестанты сами требуют при переходе в Православие совершить над ними полный чин святого Крещения по восточному обряду. Говорю это к тому, что слышал недавно о том, что шведские протестанты разрабатывают особую гендерную формулу Крещения, в которой не будет Божественных имен Отца, Сына и Святого Духа. Боюсь, что после такого нововведения Крещение шведов при их переходе в Православие станет естественным условием.

Однако если Шведская церковь попросит нашего участия в каких-нибудь форумах, то, я думаю, было бы неправильным не поделиться с ними своим мнением.

– Как вообще обстоят дела с духовной жизнью обычных шведов? В передаче шведского телевидения «Из Швеции на небо» журналистка с одинаковым восторгом посещала католиков, мусульман и идолопоклонников. Какое место в жизни современного шведа занимает Шведская церковь?

– Единственное, в чем по-настоящему активна Шведская церковь, – это социальные проекты, так как религиозных проектов у нее нет. Архимандрит Дорофей (Форснер), настоятель сербского монастыря в местечке Бредаред, – швед, из семьи шведского пастора. Никто, наверное, лучше, чем он, не знает состояния дел в современной Шведской церкви. Архимандрит Дорофей говорит, что состояние Шведской церкви перестало быть религиозным. 40–50 лет назад консервативная часть пасторов и прихожан Шведской церкви еще сохраняла традиционный для лютеранских общин и семей уклад жизни. Сейчас же быть верующим шведскому священнику (или, скорее, «священнице») при так называемом «посвящении» совсем не обязательно. Это подчеркивает направленность их организации от религиозного христианского служения исключительно к социальному институту, занимающемуся погребением и «богословской» интерпретацией гендерных экспериментов.

Сегодня быть верующим шведскому священнику (или, скорее, “священнице”) при так называемом “посвящении” совсем не обязательно

Помимо сохранения кладбищ, другой основной задачей Шведской церкви является выдача свидетельств о крещении и браке, поскольку многие шведы по традиции, не мотивируя эти поступки религиозным чувством, крестят здесь своих детей и заключают браки. От тебя не требуется веры в Бога, каких-то религиозных усилий, участия в богослужении – всё сводится к заключению контрактов, членским взносам, какой-то юридической функции.

 

http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=103&..." data-id="5" data-href="http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102021/202185.b.jpg?0.0530682981479913">Шведские выпускники на грузовике. Фото: Sveriges Radio <a href=http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=103&..." />Шведские выпускники на грузовике. Фото: Sveriges Radio http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=103&...

    

Я как-то один раз был на службе в соседнем протестантском храме, у которого мы арендуем помещение. Это совпало с окончанием учебного года, когда веселящихся школьников возят по городу на грузовиках, и они приходят в церковь под так называемое благословение. Я пришел с одним из наших прихожан посмотреть, в чем заключается это благословение. Женщина-священник минут сорок говорила выпускникам о том, сколько у нее было энергии, когда она была молодой, и она очень завидует их молодости, сексуальности и сожалеет, что годы ее прошли. Она не может играть в футбол, резвиться, ездить под оглушительную музыку на грузовиках, как они. Я всё ждал, когда будет сказано хотя бы одно слово о Боге. Но таких слов не было, потому что разговор о Боге считается в таком случае чем-то неудобным, понуждающим думать, напрягаться, с Кем Высшим себя соотносить. А зачем молодежи об этом думать, если и так всё хорошо?

А другой священник, тоже женщина, полтора-два года назад в одном из городов Швеции перед началом сезона охоты на лося отправилась во время богослужения в ризницу, надела на себя плюшевую голову лося и вышла так проповедовать. Немногочисленные прихожане изрядно повеселились и уходили с прекрасным настроением: вот это служба, наконец-то в Шведской церкви нашлось что-то новое!

 

http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=93&a..." data-id="6" data-href="http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102021/202186.b.jpg?0.3260262804105878">Sveriges Radio <a href=http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=93&a..." />Sveriges Radio http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=93&a...

    

Журналистам женщина-священник сказала, что, увидев на витрине охотничьего магазина интересный сувенир в виде головы лося, подумала: «Это – то, что надо. Это хоть немного задержит и развеселит людей в церкви». Задача Шведской церкви, по словам ее служительницы, веселить людей, создавать им хорошее настроение. Чем? Головой лося. Это характеризует духовность или ее отсутствие в шведском протестантизме. Поэтому я согласен с отцом Дорофеем, который считает, что современная Швеция – это постхристианская страна.

Задача Шведской церкви, по словам ее служительницы, веселить людей, создавать им хорошее настроение

– Неужели в Шведской церкви вообще не осталось консерваторов?

– Об этом я могу судить, конечно, только на основании контактов нашего прихода. Нам приходится арендовать у протестантов помещения для проведения праздничных богослужений. Как таковых отношений со Шведской церковью у нас нет. В приходе в Лулео, например, мы в прошлом году организовывали совместно с русско-шведским культурным обществом и тем лютеранским приходом, у которого арендуем помещение, пасхальный праздник, на который пришли и шведы, и шведские дети. Мы за одним столом разговаривали о Боге. Шведские дети, возможно, в единственный раз могли услышать о Боге – из уст наших православных прихожан или священников.

 

Пасхальный праздник в Лулео, в котором приняли участие представители Шведской церкви. Фото из архива протоиерея Виталия БабушинаПасхальный праздник в Лулео, в котором приняли участие представители Шведской церкви. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина

    

 

Один раз шведский священник-мужчина сказал, что, раз уж вы будете служить в нашем здании, нужно поставить наблюдателя за вашей службой, и это будет женщина-священник. Он сказал это так провоцирующе, а потом добавил: «Вам, конечно, будет, трудно». В этом пасторе, судя по всему, был какой-то консерватизм, поскольку женщины в Шведской церкви – явление недавнее. На мою снисходительную улыбку на его слова он ответил: «Тогда постараемся, чтобы это был мужчина». Но всё равно была женщина, что сути не меняет.

У меня есть ощущение, что в глазах шведских священников, особенно женщин, мы, православные клирики, выглядим кем-то наподобие шаманов. Обрядовая сторона есть и у них, но они всё равно смотрят на нас чуть ли не как на язычников. Я не знаю почему, ведь в Шведском христианском совете помимо нас есть еще другие православные – сербы, румыны, греки, но к ним почему-то шведы так не относятся, как мне кажется.

– Наверное, потому что у шведов нет исторически сложившегося страха перед румынами или греками, а перед русскими – есть.

– При этом мы, как и шведы, люди севера, хотя и называем себя Восточной Церковью. С нами у шведов гораздо более тесные исторические связи, чем с теми же сербами.

– Отец Виталий, обязательно ли шведу учить русский язык для того, чтобы быть православным? Проводите ли вы богослужения на шведском?

– Потребность в богослужебном шведском языке есть в местечке Арбуга, где живет шведская православная община, которую мы по их просьбе окормляем. Богослужения проводятся там и на шведском, и на церковнославянском. У шведов есть тяга к церковнославянскому языку тогда, когда им близки наши русские святые. В Арбуге шведы на своем приватном участке построили храм – маленькую капеллу, часовенку, по образцу храмов нашего северного зодчества. И они изучают церковнославянский язык, потому что им это нравится. А через богослужебный славянский язык они учат русский.

 

Православные шведы возле выстроенной ими часовни в Арбуге, лен Вестманланд. Фото из архива протоиерея Виталия БабушинаПравославные шведы возле выстроенной ими часовни в Арбуге, лен Вестманланд. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина

    

 

Они приняли православную веру в ее русской одежде, если так можно сказать. Этой одеждой они дорожат, стараются изучить каждую ниточку, каждый стежок. Своими руками пытаются что-то вышивать.

– Почему же тогда, как вы думаете, православное благочиние святой Анны Новгородской, организованное сербами для шведов в ряде городов, использует в богослужениях только шведский язык?

– Думаю, всё дело в том, что большинство (если не сказать, что все) прихожан там – шведы и служащий священник также швед. Их потребность в славянских богослужебных языках минимальна или ее там совсем нет. В наших же приходах шведы общаются с русскоязычным большинством и тяготеют душой к России, ее святыням. Были даже случаи переезда шведов на ПМЖ в Россию.

Сербы поставили перед собой задачу создать Шведскую Православную Церковь, которая в перспективе может получить автономию от Сербского Патриархата. Но пока что она крайне малочисленна и непопулярна. Однако именно там востребован шведский богослужебный язык. Поэтому архимандрит Дорофей (Форснер), о котором я уже говорил, занимается переводом богослужебных книг с сербского и греческого на шведский язык. У него это хорошо получается: недавно в Белграде был издан полный православный молитвослов на шведском языке, где есть утренние и вечерние молитвы, молитвы ко Святому Причащению, каноны. Этот молитвослов быстро разошелся у нас в Сергиевском приходе, в основном его приобрели женщины, у которых мужья – шведы. Для того, чтобы познакомить их с Православием, нужно хотя бы попробовать читать им дома молитвы на шведском.

 

http://www.crkva.se/kloster.htm" data-id="9" data-href="http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102022/202201.b.jpg?0.4053350477479398">Сербский монастырь в местечке Бредаред, где служит архимандрит Дорофей. Фото: crkva.se: <a href=http://www.crkva.se/kloster.htm" />Сербский монастырь в местечке Бредаред, где служит архимандрит Дорофей. Фото: crkva.se: http://www.crkva.se/kloster.htm

    

 

У нас нет потребности служить на шведском, так же как, например, нет такой потребности у стокгольмских православных сербов и румын. К ним на службы ходят исключительно румыноязычные и сербоязычные прихожане, у нас в храме появляются только русскоязычные. Фактически из того числа прихожан, которые участвуют в богослужениях, совсем нет шведов, за исключением двух-трех человек, которые часто ходят на службы и знают русский язык или, по крайней мере, знают и понимают богослужение без перевода.

Мы дорожим церковнославянским языком, – говорил мне прихожанин-швед. – Богослужение на нем чувствуешь гораздо глубже

Один из таких шведов мне, кстати, как-то говорил: «Даже не пытайтесь служить на шведском. Это будет коряво звучать». И дело совсем не в произношении. «Самое главное, – сказал он, – это то, что мы дорожим славянским языком. Богослужение на шведском не выражает того смысла, который выражает церковнославянский язык, и хотя я не очень хорошо его понимаю, но чувствую всей душой и понимаю богослужение гораздо глубже, чем могут выразить шведские слова».

 

Священник Виталий Бабушин. Фото автораСвященник Виталий Бабушин. Фото автора

    

 

Как видите, сам носитель шведского говорит о несовершенстве этого языка как богослужебного. Кроме того, в современных шведских редакциях Нового Завета и богослужебных православных текстах есть масса нерешенных проблем, которые вызывают прения среди православных шведов, когда кто-то из них предлагает очередное прочтение. Может быть, когда-нибудь шведский язык и займет достойное место как язык нашего богообщения. Но пока, повторюсь, у нас нет потребности служить на шведском. Сергиевский храм посещают в основном русские, которые приходят на службу из шведского мира, слушают и используют повседневную шведскую речь. И для них очень важно в Русской Церкви глотнуть чистого родного богослужебного языка, чтобы он звучал и в алтаре, и на клиросе. Тогда ум одновременно напрягается и отдыхает. А когда ты слышишь и здесь повседневный шведский, это очень утомляет, поскольку в таком случае всегда приходится себя переламывать. А вмолитве ты, как в разговоре с любимым человеком, всегда говоришь от сердца и лучше всего это делаешь именно на родном языке.

Не все шведы поддерживают секспросвет и гендерные игры в детских садах – но они боятся заявлять об этом

– Российские СМИ переполнены новостями об антихристианских «достижениях» Швеции: половом просвещении, кощунстве, свободе греха. Каковы ваши впечатления от этой страны, все-таки вы прожили здесь уже три года?

– Мое первое впечатление, которое с каждым годом становится всё острее, – это то, что мы ходим здесь, как по земле Содома и Гоморры. Даже рядом с нашим храмом существовало кафе с вывеской, на которой было недвусмысленно написано «Кафе ”Содом”». Я точно уверен в том, что моя задача и задача тех людей, которых Господь вручил мне как паству, вести такой образ жизни, чтобы на эту землю Господь никогда не излил Свой гнев, как это уже было в истории. Я считаю, что любая страна существует исключительно благодаря тому, что в ней есть благочестивые люди, подобно библейскому Лоту. Точно они есть и среди шведов, ведь не все же здесь принимают и поддерживают то, что внедряется государством с ясельного возраста, – я имею в виду половое просвещение, гендерные игры.

 

http://www.stockholmpride.org/en/Join-Pride/Become-a-Proud-S..." data-id="11" data-href="http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102021/202191.b.jpg?0.8413577019236982">Стокгольмский Прайд (гей-парад). Фото: <a href=http://www.stockholmpride.org/en/Join-Pride/Become-a-Proud-S..." />Стокгольмский Прайд (гей-парад). Фото: http://www.stockholmpride.org/en/Join-Pride/Become-a-Proud-S...

    

 

Хотя, чтобы противиться государственной системе, жестко внедряющей свои экспериментальные программы воспитания, нужно обладать геройскими качествами. Некоторые родители, пытаясь сопротивляться этой системе, попадают в плоскость системы защиты прав ребенка. Тут хочешь – не хочешь, а виноватым окажется a priori не государство, а родители, как бы выпадающие из системы координат. Ты сам выпасть можешь, а ребенку не дадим! Поэтому многие родители скрывают свое негодование, держат это в себе, мечутся, ищут выход, а выхода нет. Это как бы такой тоталитаризм: у тебя на самом деле нет свободы – свободы отказаться от всего этого.

В Швеции есть специальные службы, следящие за жизнью детей начиная с момента постановки на патронажный медицинский учет беременной мамы. Если что-то покажется им сомнительным, они вправе это перепроверить, предупредить и принять свои воспитательные меры вплоть до того, что ваш малыш может не вернуться из садика или школы. Он окажется в чужой семье. Таких случаев и среди наших прихожан в Швеции достаточно, чтобы делать серьезные выводы.

Родители здесь попросту боятся заявить о своем нежелании приводить ребенка в детский сад, когда у них воспитатель – гомосексуалист или он был мужчиной, а стал женщиной: дети привыкли к дяденьке, а теперь он – тетенька. На наш взгляд, у ребенка, который наблюдает подобное уродство, формируется соответствующее уродливое мировосприятие. Не отсюда ли, кстати, та масса произведений «современного искусства», коими заполнено стокгольмское метро, уличные баннеры… все эти безумные скульптуры в школьных двориках, вездесущая реклама. Какая-то непреодолимая тяга к уродству, которая прививается под видом культурных прорывов и высших достижений цивилизации наравне с видимостью благополучия и чистыми улицами.

 

http://www.panoramio.com/photo/6008325" data-id="12" data-href="http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102021/202192.b.jpg?0.15605731355026364">Современное искусство в центре Стокгольма. Фото: <a href=http://www.panoramio.com/photo/6008325" />Современное искусство в центре Стокгольма. Фото: http://www.panoramio.com/photo/6008325

    

 

Не все родители готовы и могут решительно сопротивляться этой прививке духовного и нравственного уродства, потому что на них будет обращен взгляд этой системы как на нелояльных граждан, но при этом получающих зарплату и социальные льготы от государства. В этом парадокс. Не хочу одного и не могу отказаться от другого. Поэтому людям приходится искать какие-то способы обходить систему. Главной опорой в этом может быть только здоровая семья.

– Читал недавно в шведской газете про подростка, который, живя в глубинке, стал носить в школу платье и просить, чтобы его называли женским именем. Над ним стали смеяться, учительница запретила ему, сказав, что он мальчик. Возможно, на периферии в Швеции сохранился консервативный взгляд на семейные отношения?

– Жизнь горожанина и обитателя деревни, безусловно, различается. Это внеконфессиональное явление. У горожанина всегда есть масса свободного времени, за исключением людей, вынужденных трудиться на нескольких работах, чтобы прокормить семью. Им, а также жителям глубинки, занятым тяжелым трудом, некогда сидеть в интернете, ходить в злачные места, они добывают свой хлеб насущный. Такой человек, как правило, далек от мыслей, быть ему мужчиной или женщиной.

Здесь, в Швеции, нет таких больших хозяйств, как в России или как, скажем, существовавшие в Советском Союзе колхозы и совхозы, здесь все живут своими семейными хуторками или фермерскими хозяйствами. Мы сказали уже о нашем шведском приходе в Арбуге. Так вот, они как раз представляют собой такой маленький хуторок. У них есть дом, немного земли, огород. Сами построили у себя на участке православную часовню, проявляют ревность по Богу, живут, чем Бог пошлет, потихоньку занимаются миссионерской деятельностью. Это люди совсем другие, не похожие на горожан.

 

Православные шведы в местечке Арбуга. Фото из архива протоиерея Виталия БабушинаПравославные шведы в местечке Арбуга. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина

    

 

Связь с землей, своими предками гораздо сильнее в деревне, чем в городе. Поэтому гей-парад проводят не в деревне, а в городе, ведь в деревне на него никто не выйдет: люди пашут землю. В городе, напротив, обилие свободного времени. Я смотрю, с каким упорством для поддержки физической формы шведы бегают по улицам Стокгольма, и вспоминаю советские картинки «В здоровом теле – здоровый дух». И шучу, думая про себя: где же они находят столько времени и – главное – здоровья заниматься спортом? Ответ напрашивается сам собой. Если у человека этот мир – единственное, что у него есть, то он будет максимально стараться сохранить его и обезопасить себя от всех возможных и невозможных проблем. Потому шведы, как правило, не склонны ввязываться в конфликты и даже общаются друг с другом как-то шаблонно, нежели от души, по сердцу.

Гей-парад проводят в городе, а не в деревне – потому что в деревне на него никто не выйдет

Здесь кругом разъяснительные и предупреждающие знаки. В России как? Если есть тротуар и ты едешь на велосипеде по велодорожке, и дорогу загородила многодетная семья, скорее всего ты не будешь трезвонить в звонок, чтобы они расступились, а просто аккуратно объедешь людей где-то по обочине. Швед, напротив, так не поступит (не всякий швед, конечно). Он будет до последнего звонить, потому что он едет по своей дорожке и ему одному обязаны уступить, даже если это зазевавшаяся многодетная мама со спящими малышами в коляске. Тот же самый порядок и на автодорогах. Конечно, хорошо, что каждый видит свою полосу и ориентируется на знаки, но при этом создается впечатление, что человек существует для знаков, а не наоборот.

 

http://www.stockholm.se/TrafikStadsplanering/Trafik-och-reso..." data-id="14" data-href="http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102021/202194.b.jpg?0.44162750663235784">Стокгольм. Фото: <a href=http://www.stockholm.se/TrafikStadsplanering/Trafik-och-reso..." />Стокгольм. Фото: http://www.stockholm.se/TrafikStadsplanering/Trafik-och-reso...

    

 

Я часто был свидетелем тому, как при поломке автомобиля на дороге швед останавливается на той полосе, на которую ему указывает знак, даже если из-за этого возникнет затор, – ему будет совершенно всё равно, кто едет следом. Потому что полосу пересекать нельзя. Единственное, что может его отрезвить, – это сирена полиции или «скорой помощи». Вот тогда он может проехать чуточку вперед.

– Напоминает мне картину, которую я видел на севере Швеции: воскресное утро, дождь, швед стоит на стремянке и красит свой абсолютно не выцветший дом. Скорее всего, у него эта задача записана в ежедневнике.

– Да. Всё верно. Шведы очень дисциплинированны и не любят перемен в расписании. Поэтому составляют его надолго вперед. К этому мне пришлось тоже привыкать. И еще я всё более убеждаюсь во мнении, что шведы существуют в рамках закона, придуманного в качестве защиты от общения. Если у нас, например, на кассе в любом российском магазине тебе продавец вместо того, чтобы поздороваться, резко или даже грубовато скажет: «Пакет будешь брать?», между вами возникают отношения. Хорошие или плохие – это другой вопрос. Ты можешь сказать «да», можешь фыркнуть, можешь улыбнуться и сказать: «Конечно, давайте». В Швеции никто так не спросит, тем более в резкой форме; здесь тебе обязательно мирно красиво улыбнутся, и ты спокойно расплатишься карточкой. Никаких проблем!

 

www.ica.se/butiker/kvantum/malmo/ica-kvantum-malmborgs-mobil..." data-id="15" data-href="http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102021/202195.b.jpg?0.1607134125661105">На кассе в шведском магазине. Фото: ICA: <a href=www.ica.se/butiker/kvantum/malmo/ica-kvantum-malmborgs-mobil..." />На кассе в шведском магазине. Фото: ICA: www.ica.se/butiker/kvantum/malmo/ica-kvantum-malmborgs-mobil...

    

 

Словом «Hej!» («Привет!»), которым тебя всегда приветствует менеджер, он словно бы ставит между вами некий барьер. Я говорю тебе «Hej!», и это значит, что я не хочу, чтобы твои проблемы входили в мою жизнь. У меня могут быть свои проблемы, но я не хочу их тебе открывать, потому что ты откроешь свои в ответ, а мне этого точно не нужно.

А когда в России мне говорят: «Пакет будешь брать?», я чувствую, что кассиру либо всё надоело, либо его день не задался. И, может быть, как знать, с его стороны это обращение ко мне как христианину, чтобы я хоть немого сгладил его повседневную рутину за кассой и сказал в ответ что-то хорошее, а не грубое. Хотя бы улыбнулся. Не шаблонно.

Тут люди перестают общаться, все замкнуты шаблонами, правилами

У нас в России люди всегда общаются, а в Швеции они перестают общаться, здесь все замкнуты шаблонами, правилами. И если шаблон шведу не позволяет сделать шаг вперед, потому что там нарисована ограничительная линия, даже если он, шагнув, никому не создаст никакого препятствия, а наоборот, сделает возможным другим людям поехать или пройти, он этого никогда не сделает, пока не зазвучит громкая сирена, грозящая ему большими проблемами. Пока люди будут стоять за его спиной, терзаясь ожиданиями, он ни за что не будет думать о них, напрягаться, что кто-то может куда-то опаздывать и что у кого-то могут быть проблемы посерьезнее, чем у него.

 

Отец Виталий Бабушин. Фото автораОтец Виталий Бабушин. Фото автора

    

 

Почему это так? Не знаю точно, ведь я здесь только пятый год. Может, этого срока недостаточно для объективных наблюдений. Но я прихожу к выводу, что виновата именно шведская система жизненных координат, в которой послушание закону выше человеческих чувств. Система, провозглашающая твое персональное благо, личное благополучие абсолютной ценностью, для достижения которого можно не думать о других, можно менять любые нормы, традиции, быть свободным от нравственности и Божией правды, провозглашать грех нормой, а голос совести сводить к консультации психолога, который обязательно откорректирует специальные препараты, помогающие не выбиваться из системы и дышать всегда чистым воздухом, гулять по специально проложенным экологическим дорожкам и любоваться интересными людьми на парадах радости с флажками цвета радуги.

С протоиереем Виталием Бабушиным

беседовал Аркадий Рябиченко

Рекомендуем
Популярное
наверх