На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Духовные Наставники

 

Церковная Священноиерархия

Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом. В Синод, кроме Патриарха, постоянно входят Митрополиты: Киевский, Петербургский, Крутицкий, Минский. Постоянным членом Священного Синода является и председатель Отдела внешнецерковных сношений.

Еще четверых приглашают из остального епископата по очереди, в качестве временных членов, на полгода.

Архиерей - это высшая степень Священства. В каждой области (Епархии) есть свой Архиерей. Архиереем можно называть всякого Священнослужителя, находящегося на этой ступени (Патриарха, Митрополита, Архиепископа и Епископа). Ступенью ниже стоят Священники (Пресвитеры). Им поручается возглавлять церковную жизнь на Приходах, городских и сельских.

Священники делятся на Иереев и Протоиереев. Старший Священник в Приходе называется Настоятелем.

Диаконы - Низшая степень Священства. Они помогают при совершении Таинств Архиереям и Священникам, но сами не совершают их. Старшие Диаконы называются Протодиаконами.

Монахов ("отшельников" – в переводе) в Православии называют "черным" духовенством, как давших обет безбрачия (в отличие от "белого", женатого).

Существуют три степени Монашества: рясофор, мантия (или малая схима) и схима (или великая схима). Низшая степень, рясофор, означает "носящий рясу" (ряса - повседневное длиннополое одеяние Монахов, с широкими рукавами). Малая и великая схима ("форма", "образ") - высшие степени. Они отличаются более строгими обетами.

Все Архиереи являются Монахами. Их наименования в переводе с греческого означают:

Патриарх - "родоначальник"; Митрополит - "человек из главного рода"; Архиепископ - "старший Пастырь; Епископ - "блюститель";

Патриархи или Митрополиты являются главами (Предстоятелями) всех Церковных организаций в Православных странах. В каждой стране есть несколько Церковно-административных округов (Епархий), главами (Предстоятелями) которых являются Епископы и Архиепископы, реже – Митрополиты.

Священники-монахи называются Иеромонахами, Игуменами и Архимандритами.

Архимандрит ("начальник пещер") - Настоятель крупного Монастыря, Лавры. Некоторые Монахи получают этот титул за особые заслуги перед Церковью. Игумен ("ведущий") - Настоятель обычного Монастыря или Приходского Храма. Монахи-Священнослужители, принявшие схиму, называются Иеросхимонахами, Схиигуменами, Схиархимандритами.

Монахи в диаконском сане называются Иеродиаконами, старшие - Архидиаконами.

 

Приходской Батюшка

Каждый Православный Христианин должен быть членом одного Прихода (прихожанином). Приход – одна духовная семья. Священник – Духовный Отец своей семьи (паствы). Не следует пренебрегать своим Священником, его советам и руководством. Духовные вопросы следует решать у своих приходских Священников, по промыслу Божию служащих на вашем Приходе и имеющими от Бога благодать быть духовником своего города или района, на территории которого стоит Храм. Те же, кто не доверяет своим приходским Батюшкам и окормляется где-то на стороне, у каких-нибудь Священников с других Приходов, впадает в страшный грех духовного блуда.

Служение Священников не является чем-то загадочным. Они совершают Святые Таинства, поучают, воспитывают, проповедуют и ободряют рабов Божиих. В свою очередь, каждый Священник подчиняется Епископу. Только Епископы и Священники могут совершать святые Таинства. Так учили Святые Апостолы и мы сохраняем это Церковное Предание. Посредством этого, учиненного Святым Духом установления, Церковь связывается воедино. Ни один христианин не может спасаться по своему усмотрению и быть спасенным, потому что для того, чтобы шествовать спасительным путем, он должен принадлежать к Телу Христову, принимать участие в Таинствах, получая посредством оных силу для дальнейшей духовной борьбы и очищения от грехов. Таким образом сохраняется связь всех членов Тела Христова. Долг каждого прихожанина - содействовать устроению приходской жизни.

Наши Священники - это Пастыри, пасущие наши души. Они не являются нашими господами. Это не какая-то аристократия, стоящая над средними, обычными верующими и управляющая ими. Напротив, это люди, которые были выбраны Богом для того, чтобы нести ответственность за души Его людей. Это очень трудная задача, и очень серьезная ответственность. Потому мы и оказываем им уважение, что видим, как они борются за наши души, мы благодарны им за это и стараемся показать нашу благодарность. Мы также должны повиноваться им, как этому учит Святой Апостол Павел в Послании к Евреям (13:17). Они, в свою очередь, следуя дошедшему до нас Священному Преданию, повинуются Епископам.

 

«Благословите, Батюшка!»

Привычная картина наших дней - встреча Архиерея (Митрополита, Патриарха) с высокопоставленным лицом. Приветствия, улыбки и... президент (премьер-министр, спикер парламента) торжественно протягивает Святителю свою руку для рукопожатия...

А вот другая картина. Утреня. Священник, стоя на солее, возглашает: "Благословение Господне на вас", - и осеняет прихожан Крестным Знамением. Бабушки-богомолки молитвенно складывают ладони и зачем-то прижимают их к груди, совершая неведомый ритуал.

И в первом, и во втором случае налицо явное непонимание того, как нужно относиться к Священнослужителю, и что такое Священническое Благословение. Всякий верующий человек считает непременным при встрече с Батюшкой испросить у него Пастырское Благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие. Поздороваться со Священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже Диаконы, при встрече с Батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не "опускается", как учат некоторые старушки.

Благословиться у Священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в Храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне Храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со Священником. Если несколько Священников стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у Священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе Церковной Службы. Священник, произнося: "Мир всем", "Благословение Господне на вас...", "Благодать Господа нашего...", осеняет молящихся Крестным Знамением. В ответ мы смиренно кланяемся, не складывая рук - ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же Священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, Иконой, - мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение во время совершения Богослужения: когда Священник причащает, совершает каждение Храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании Исповеди и в конце Литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова "Благословите, Батюшка" всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

 

«Брат», «Отец», «Владыка»

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу - "женщина", "дама", "гражданка"? Как обратиться к Священнику: "сударь", "господин", "товарищ"?

А ведь никаких трудностей нет. Христиане - это одна семья, где все друг другу родные. Родным не нужны условности.

"Брат", "сестра" - наилучшее обращение к мирянам. Мы все - дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. "Батюшка" или "отче" - так обращаются к Священникам, как к духовным наставникам и совершителям Таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Когда же к Батюшке или Диакону нужно обратиться по имени, то после слов "Отец" добавляют имя, например, "Отец Петр". К Диакону можно обращаться "Отец Диакон", к Настоятелю Храма (Монастыря) - "Отец Настоятель".

В разговорах Православных людей часто слышится слово "Отче". Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать: "Меня благословил отче Владимир". Это неграмотно.

Обращаться к Священнослужителям "святой отец", как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен Священников, Монахинь и трудящихся в Храме пожилых женщин мы называем ласковым словом "Матушка".

К Архиереям - Епископам, Митрополитам- нужно обращаться "Владыка", как к облеченным церковной властью.

К Патриарху обращаются: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко».

 

 

Иногда возникает потребность обратиться к Священнослужителю письменно. При обращении их следует именовать:

Диаконов и иеродиаконов – "Ваше Благовестие"

Иереев и Иеромонахов, Монахов и Монахинь - "Ваше Преподобие",

Протоиереев, Игуменов и Архимандритов - "Ваше Высокопреподобие",

Епископов - "Ваше Преосвященство",

Архиепископов и Митрополитов - "Ваше Высокопреосвященство",

 Патриарха - "Ваше Святейшество".

Сектанты, не имеющие священства, упрекают Православных в мнимом нарушении слов Христа: "И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах" (Мф, 23, 9). Но ясно, что "не называйте" имеет смысл "не поклоняйтесь", иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам "дети". Ответное обращение, очевидно, было соответствующим. Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. Ведь даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему "папа".

Христос не учил нас относиться с неуважением к нашим родителям, либо изменять наш язык. Он говорил только, что есть один Истинный Отец, один Истинный Наставник и что мы должны ясно понимать, что Он гораздо больше заслуживает нашей любви и покорности, чем наши земные отцы и правители.

Здесь, как и по отношению к Иконе, поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни.


************

 

Приведем в качестве примера отрывки из письма Святителя Афанасия (Сахарова) к архиепископу Онисиму (Фестинову):

 

17 июля 1957 года

пос. Петушки Владимирской обл.

 Св. благоверного великого

князя Андрея Боголюбского

 

ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО,

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО

И МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ!

 

Приветствую Вас с праздником создателя соборного храма и первого собирателя Русской земли. Приветствую и с завтрашним праздником преподобного Сергия, Вашего небесного покровителя.

Нередко слышу о Ваших недомоганиях. От всего сердца желаю, чтобы Господь за молитвы чудотворцев Владимирских и преподобного Сергия уврачевал Ваши недуги и чтобы ничто не мешало Вам участвовать в торжествах нашего соборного храма...

 

 

************

 

 Приведем часть письма, написанного Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) Святителем Афанасием (Сахаровым).

 

Его Святейшеству,

Святейшему Патриарху

Московскому и всея Руси

Алексию

 

ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО,

СВЯТЕЙШИЙ ВЛАДЫКО ПАТРИАРХ,

МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ И ОТЕЦ!

 

Сыновне приветствую Вас с восьмидесятилетием. Молю Бога, да даст Вам достигнуть старости еще более маститой, и если не достигнуть лет патриарха Иакова, то хотя бы сравняться с годами жизни с его любимым сыном Иосифом.

Молю Бога, да укрепит Ваши силы, духовные и телесные, и да поможет Вам многие, многие годы, до конца дней

Ваших мудро окормлять корабль Церковный, право править слово истины и совершать подвиг молитвенника за Церковь Православную и за Русскую землю.

http://www.pokrovhram.ru/biblio/az_prav/03.html  

http://www.wco.ru/biblio/books/mnogaya_leta/H2-T.htm 

 

наверх