На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Святыни Рима - как объект православного паломничества


«Все дороги ведут в Рим» - вечный город, столицу великой Римской империи, в пределах которой благоволил воплотиться Господь. Город, принявший учение Христово во времена апостольские, слышавший проповедь святых апостолов Петра и Павла и ставший местом их вечного упокоения. «Отсюда будет восхищен Павел, отсюда Петр, - восклицает святитель Иоанн Златоуст. - Помыслите и содрогнитесь! Какое зрелище представится для Рима, когда Павел и Петр восстанут там из своих гробов, и будут восхищены в сретение Христу».

Римская земля обильно полита кровью мучеников. Здесь прославился целый сонм святителей Христовых - Римских Пап первого тысячелетия. Божьим промыслом в Риме собраны вещественные памятники земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, мощи многих угодников Божьих, множество чудотворных икон, перенесенных сюда из Святой Земли и со всего Православного Востока.

Рим - священный город для всего христианского мира. Здесь больше, чем во всей Европе, святынь, имеющих вселенское значение. И поэтому Рим издавна привлекал к себе паломников не только с Запада, но и с Востока.

В этом докладе я попытаюсь, во-первых, кратко описать основные древнехристианские святыни Рима, представляющие интерес для православных богомольцев; а, во-вторых, рассмотреть традиции почитания этих святынь в древности и проследить историю русского православного паломничества в Италию.

Исконно римские святыни

С древних времен Римская кафедра считает своим основателем святого апостола Петра. Хотя это оспаривается сейчас даже католическими учеными, трудно подвергнуть сомнению факт его пребывания, проповеди и мученической кончины в этом городе. В Риме есть несколько мест, связанных с памятью апостола Петра: Собор святого Петра, воздвигнутый над его мощами; Мамертинская темница, в которой он был заключен вместе с апостолом Павлом; храм апостола Петра «в веригах», в котором благоговейно хранятся его вериги.

 

Остановимся подробнее на каждом из этих мест.

Собор апостола Петра на Ватиканском холме


Собор является самым большим храмом христианского мира, сердцем Римо-католической Церкви. Он стоит на месте древних катакомб (или подземных кладбищ), в которых нашли себе упокоение первые в Риме святые мученики, пролившие кровь за Христа в находившемся поблизости цирке Нерона. Здесь, по преданию, священномученик Климент, епископ Римский, с честью похоронил в 67 году тело своего учителя, апостола Петра после его распятия. Это место свято чтилось христианами, и около 90 года над ним был воздвигнут особый памятник. Современные исследователи Ватиканских катакомб среди настенных надписей I века находят обращения к святым апостолам Петру и Павлу. В 324 году при участии святителя Сильвестра, папы Римского, святой равноапостольный император Константин положил основание великолепной базилики. В XVI-XVIII веках базилика была перестроена и обрела настоящий вид. Главный престол храма воздвигнут над честными останками святого апостола.

Вопрос о том, где был распят апостол Петр, долгое время являлся предметом дискуссий. На одном из предполагаемых мест, на Яникульском холме, испанским королем в 1502 году была воздвигнута церковь. С места распятия апостола Петра паломники обычно берут на память песок.

Мамертинская темница

Из Мамертинской темницы святые апостолы Петр и Павел были выведены на мученическую кончину. Темница находится у подножия Капитолийского холма, со стороны Римского Форума. В верхнем этаже темницы устроен храм во имя святого апостола Петра «в Темнице». В нижнем этаже сохранился небольшой мрачный столб, к которому были прикованы оба первоверховных апостола. Сохранился и источник воды, чудесно изведенный апостолом Петром для крещения темничных стражей и 47 заключенных.

В Мамертинской темнице, во времена гонения императора Валериана, содержались многие христианские мученики: Адриан, его супруга Павлина и чада Неона и Мария; диакон Ипполит; диакон Маркелл; пресвитер Евсей; святой Сикст, папа Римский; диаконы Фелициссим и Агапит, и многие другие.

Храм апостола Петра, именуемый «в веригах»

В этом храме хранятся железные вериги (цепи) апостола Петра, которыми он был дважды закован за проповедь о Христе. Честные вериги Петровы хранятся в особом ковчеге, стоящем внутри главного престола. Так же, в подземной пещере храма, в особом саркофаге находятся мощи семи братьев Маккавеев (память 1 августа). В церковной ризнице хранятся мощи святой мученицы Агнии (память 21 января) и части крестов, на которых были распяты святые апостолы Петр и Андрей Первозванный.

Базилика святого апостола Павла

Базилика находится на Остийской дороге, вне стен древнего города, на месте погребения святого апостола Павла. По своим размерам загородный собор во имя святого апостола занимает, после Ватиканского собора, первое место в числе всех церквей Рима. В реликварии базилики хранятся вериги апостола Павла; часть его посоха, с которым он совершал свои путешествия, а также множество других, почитаемых православными христианами святынь.

Храм святого апостола Павла «на Трех Фонтанах»


Храм стоит на том месте, где святой апостол Павел воспринял мученическую кончину 29 июня 67 года. По преданию, усеченная глава апостола при падении трижды ударилась о землю, и на местах прикосновения к земле произвела три источника, или три фонтана живой воды, которая не иссякла и поныне. От этих трех фонтанов храм и получил свое название.

Часовня святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова «в Елее»

Часовня «в Елее» именуется так потому, что устроена на том месте, где, по преданию, апостол и евангелист Иоанн Богослов по повелению императора Домициана был ввергнут в котел с кипящим мясом, откуда вышел невредимым, после чего был сослан в изгнание на остров Патмос.

Колизей

Свое название Колизей получил от латинского слова «великан». Так впоследствии был назван за свою огромную величину цирк, построенный в Риме при императорах Флавии Веспасиане, Тите и Домициане в 70-80 годах I века. Колизей был одним из любимых мест развлечения для жителей Древнего Рима. Здесь они наслаждались страшным зрелищем борьбы зверей и людей. При императоре Траяне на арене Колизея появились и христиане, которых ненавистники-язычники выставляли причиной всех общественных бедствий. Мучения христиан в Колизее продолжались целых два века. Это не единственный цирк Рима, в котором проливалась христианская кровь.

Невозможно перечислить имена всех мучеников, пострадавших на арене Колизея. Их были не десятки и не сотни, а многие тысячи. По словам святителя Григория Двоеслова, «эта земля пропитана кровью мучеников за веру».

Первым, чья кровь обагрила песок Колизея, был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (память 20 января и 29 декабря). Свою мученическую кончину здесь приняли святая мученица Татиана (память 12 января), святые мученики Персидские князья Авдон и Сеннис (память 30 июля), священномученик Елевферий (память 15 декабря) и множество других страстотерпцев Христовых.

При святом равноапостольном императоре Константине гонения на христиан прекратились, но гладиаторские бои в Колизее продолжались вплоть до начала V века.

Храм во имя святого великомученика Евстафия Плакиды

Храм, основанный при святом равноапостольном царе Константине на месте, где в гонение императора Адриана в 120 году пострадали святой мученик Евстафий Плакида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист. В этом храме престолом служит рака, в которой почивают честные мощи мучеников (память 20 сентября).

Катакомбы

Катакомбы - это одна из самых красноречивых святынь Рима, которая не оставит равнодушным никого из посетителей. Это подземные кладбища, где христиане первых веков полагали своих усопших и мучеников, а также совершали богослужения. Катакомбы образовали целый подземный мир, который окружал Рим как бы могильным поясом. К V веку обычай погребать в катакомбах прекратился, но они оставались местом почитания мощей мучеников. Начиная с VII века, священные останки стали переносить в городские храмы. Таким образом, к IX веку катакомбы опустели и оставались забытыми в течение нескольких веков. Их повторное открытие и начало исследования относится к концу XVI века. В настоящее время найдены и обследованы тысячи километров подземных галерей. Наиболее известными и открытыми для посещения являются катакомбы святого Каллиста, катакомбы Домициллы, катакомбы Прискиллы и некоторые другие.

Храм священномученика Климента, Папы Римского

Храм расположен на месте дома, принадлежавшего священномученику Клименту, Папе Римскому, который пострадал в 102 году на берегу Черного моря. Его честные мощи были чудесным образом обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в IX веке и торжественно перенесены в Рим. Гробница, в которой почивают мощи святителя, находится внутри возвышения, на котором стоит главный престол. Из церковной ризницы широкая лестница ведет в подземную первоначальную базилику святителя Климента. Помимо своей древности она священна для нас, русских, потому что служила некогда местом упокоения святого равноапостольного Кирилла, первоучителя славянского. При раскопках были найдены явные следы пребывания здесь мощей святого Кирилла. Справа от того места, где в древнем храме должен был находиться престол, оказалось кирпичное сооружение четырехугольной формы, пустое внутри.

Храм святого мученика архидиакона Лаврентия

Над местом упокоения святого мученика Лаврентия (память 10 августа), который был архидиаконом при святом папе Сильвестре I, святым равноаостольным императором Константином около 320 года был сооружен храм его имени. В церковной ризнице в числе разных святынь хранятся часть мученической крови святого Лаврентия; частица мощей священномученика Сикста, Папы Римского; частица мощей мученика Романа, воина, обратившегося ко Христу при виде мучений святого Лаврентия, и другие святыни.

Храм святого Григория Двоеслова, папы Римского

 Святой Григорий Двоеслов (собеседник) именуется так за свое сочинение «Беседы, или диалоги о жизни и чудесах Италийских отцов». Память этого великого святого, с именем которого в православном богослужении связана Литургия Преждеосвященных Даров, совершается 12 марта. Прежде своего избрания на папскую кафедру, он устроил в доме, доставшемся ему от родителей, храм во имя святого апостола Андрея Первозванного и при нем - монастырь. Впоследствии Римский Папа Григорий II соорудил здесь настоящую церковь. Честные мощи святителя Григория Двоеслова почивают в Соборе святого апостола Петра в специально устроенном приделе.

Храм святого мученика Вонифатия и святого Алексия, человека Божия


Жизнь столь почитаемых на Руси святых непосредственно связана с Римом. Святой мученик Вонифатий (память 19 декабря) пострадал на рубеже III и IV веков и был погребен в имении своей бывшей госпожи - богатой римлянки Аглаиды, которая устроила для его честных мощей храм.

В V веке рядом с этим храмом жил святой Алексий, человек Божий (память 17 марта), который ради Христа оставил дом своих знатных родителей и молодую супругу и удалился в Эдессу. Спустя 17 лет, он вернулся обратно и еще 17 лет прожил в образе нищего под лестницей родного дома, никем не узнанный. Мощи святого Алексия были с честью погребены в храме святого Вонифатия, в котором было совершено его бракосочетание.

Впоследствии над храмом святого Вонифатия был устроен другой, более обширный храм святого Алексия, человека Божия, куда в 1216 году были перенесены мощи обоих угодников Божьих. Справа от главного престола был устроен особый придел, где помещается Эдесская чудотворная икона Божией Матери. Икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукою, - та самая, которая стояла прежде в Эдессе, в храме Пресвятой Богородицы, на паперти которой преподобный Алексий провел 17 лет. Так же здесь хранится остаток деревянной лестницы, состоящей из десяти ступеней, под которой жил и спасался святой Алексий, человек Божий.

Церковь святого священномученика Климента


Базилику святого Климента без преувеличения можно назвать уникальным археологическим комплексом. В него входят три уровня.

Первый, самый древний, создан в I веке новой эры, там располагаются два здания. Митреум - культовое сооружение, построенное для поклонения Митры, в нем сохранился алтарь. Другое здание было намного больше, с внутренним двором.

Средний уровень относится к раннехристианскому периоду IV века, когда была построена первая базилика. К началу V века в ней находилось много христианских святынь, среди них десница Игнатия Богоносца, который мученически умер в Колизее. В IХ веке сюда были доставлены мощи папы Климента.

На верхнем уровне расположена базилика XII века.

Постройка новой базилики стала необходимой из-за пожара 1084 года. В нее были перенесены все важнейшие реликвии из нижнего храма. Базилика украшена уникальными фресками, хранит мощи святого Климента, четвертого римского епископа, в честь которого получила свое название.

 

Привезенные святыни

Выше мы описали некоторые святыни Рима, которые по своему происхождению можно считать исконно римскими, так как это, в основном, честные мощи святых апостолов и мучеников, пострадавших и погребенных именно на этой земле. Однако множество святынь попало в Рим из Святой Земли и Византии после эпохи гонений на христиан. Иногда это были подарки Византийских императоров и иерархов; иногда - святыни, похищенные в Малой Азии под предлогом спасения от осквернения иноверцами (например, мощи святителя Николая Чудотворца). Однако подавляющее большинство восточных святынь оказалось на Западе в результате Крестовых походов XIII века. Перечислим лишь некоторые из них.

Ватиканский собор святого апостола Петра

В этом соборе кроме исконно-римских святынь - таких как: мощи святого апостола Петра, святых Пап Лина, Маркеллина, Агапита, Агафона, святителя Григория Двоеслова и святителя Льва Великого (память 18 февраля) - почивают привезенные в различное время мощи или части мощей святых апостолов Симона Зилота (память 10 мая) и Иуды (память 19 июня); святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Латеранский собор


Латеранская базилика святого Иоанна Крестителя - один из самых древних храмов христианства, является кафедральным собором Рима. Здесь, в особом помещении, за решеткой и красной занавесью хранится священная трапеза, или стол, на котором Спаситель совершил Тайную Вечерю с учениками. В соборном дворике находятся мраморный верхний обруч колодца, над которым Спаситель беседовал с самарянкой; две половинки колонны из храма Иерусалимского, треснувшей во время Голгофского землетрясения.

В соборной ризнице храма:

- терн от венца Спасителя;

- часть животворящего Древа Креста Господня и бывшего на нем титла;

- часть губки, на которой воины подносили уксус к устам Спасителя на Кресте;

-  часть багряницы, в которую был облечен воинами Господь наш Иисус Христос во дворе Пилатовом;

-  часть лентиона (полотенца), которым Спаситель отирал ноги ученикам Своим на Тайной Вечери;

- частица камня от столба, к которому был привязан Иисус Христос во время бичевания;

- плат, которым была обвернута глава положенного во гроб Иисуса;

- часть волос Божией Матери;

- часть честной челюсти Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня;

- частица мощей святой равноапостольной Марии Магдалины;

- честная рука святой равноапостольной царицы Елены и многое другое.

Рядом с Латеранским Собором находится храм, именуемый «Святая Святых», в котором также хранится множество святынь, привезенных с Православного Востока в разное время. Это Святая лестница из дворца Пилата, по которой Спаситель проходил четыре раза; древняя икона Спасителя, тайно присланная в Рим святителем Германом, патриархом Константинопольским, во времена иконоборчества; часть мощей преподобномученика Анастасия Персиянина (память 22 января).

Святая лестница


Святая лестница - это мраморная лестница старого Латеранского дворца, которого уже не существует. Теперь она находится в капелле Сан-Лоренцо, куда ее поместили по приказу папы Сикста V, под чьим руководством в 1589 году перестраивался Латеранский дворец.

По легенде лестницу привезла в Рим святая Елена в 326 году из Иерусалима. Лестница находилась во дворце Понтия Пилата и по ней на суд вели Иисуса.

Лестница состоит из 28 ступеней, все они закрыты деревянными досками, чтобы ничто не могло повредить этой святой реликвии. Верующие и паломники могут подниматься на ней только на коленях, читая специальные молитвы на каждой ступени. В местах, где осталась кровь Христа после бичевания, сделаны специальные стеклянные окошки.

Баптистерий Иоанна Предтечи


Строительство Баптистерия происходило в период между 1316 и 1325 годами. Это место и раньше было известным - в древние века там находился языческий храм Марсу. Позднее его преобразовали в церковь, где ранние христиане совершали таинства крещения. В начале ХIV века был построен Баптистерий, посвященный Иоанну Крестителю. Именно этот святой является покровителем Флоренции.

Баптистерий представляет собой квадратное помещение с готическим сводом, разделенное двумя пилястрами на три нефа. В его глубине находится апсида. Там же находится крестильная чаша, сделанная в 1417 году Якопо де ла Кверчи. Все здание внутри расписано фресками.

Баптистерий посвящен Иоанну Крестителю - духовному покровителю Флоренции – и в настоящее время является музеем. Свод здания украшен шестью рядами сюжетов из жития Иоанна Крестителя, господа нашего Иисуса Христа, праведного Иосифа, из книги бытия и небесной теократии (с Христом и ангелами). Над кафедрой - изображения ветхозаветных пророков, Божией Матери и Иоанна Крестителя на троне.

 

Базилика св. апостола Павла

В реликварии базилики, вместе с описанными выше, хранятся такие значимые для христианского мира святыни, как:

- частица Животворящего Древа;

- частица мощей апостола Иакова Заведеева;

- частица мощей апостола Варфоломея;

- часть честной ноги апостола Иакова, брата Господня во плоти;

- честная глава апостола Анании;

- частица мощей праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии.

Собор Божией Матери «Маджоре»

Собор именуется «Маджоре», что значит «больший», так как по своей величине превосходит все существующие в Риме храмы во имя Божией Матери, а их - около восьмидесяти. Здесь хранятся ясли, в которых лежал Богомладенец Христос. Эти ясли перенесены в Рим в 642 году вместе с мощами блаженного Иеронима, и тогда же положены в этом соборе. Ясли в первоначальном их виде уже не существуют: пять досок, из которых они были составлены, разобраны и сложены вместе. Эти доски из тонкого, почерневшего от времени дерева.

Церковь Честного и Животворящего Креста Господня


Эта церковь возведена на том самом месте, где некогда возвышался Сессорианский дворец. Здесь жила святая равноапостольная императрица Елена, мать святого равноапостольного императора Константина (их память 21 мая). Святая царица привезла сюда из Иерусалима часть Животворящего Древа с бывшим на нем титлом, землю с Голгофы и другие святыни. Эти драгоценные святыни хранятся теперь в приделе реликвий. Среди них есть гвоздь Христов, большая часть креста разбойника благоразумного, и честной перст святого апостола Фомы.

Базилика Матери Божией Великой на Эсквилине


Базилика Матери Божией Великой считается одной из четырёх главных базилик Рима. По преданию папе Либерию летней ночью 352 года во сне явилась Богоматерь и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине неожиданно выпал снег, после чего папа очертил периметр будущей церкви.

В 440-х гг. папа Сикст III возвел на ее месте базилику в честь Матери Божьей. В последующие столетия базилика достраивалась и украшалась. В 1377 году к ней пристроили колокольню, которая считается самой высокой в Риме. Последние изменения фасада произошли в 1740-х гг. под руководством Фердинандо Фуга.

Интерес представляют и три капеллы. Расположенная справа Сикстинская капелла, вероятно, самая известная. Она построена по поручению папы Сикста V.

Церковь Матери Божией «Жертвенник Небесный"


Церковь Матери Божией «Жертвенник Небесный» стоит на вершине Капитолийского холма. В античные времена на ее месте находился храм Юпитера Капитолийского. Первые упоминания о ней относятся к VI веку. Главная святыня храма – мощи святой Елены, матери святого равноапостольского царя Константина. В честь нее назван придел этой церкви. Посередине придела на возвышении стоит престол, желтая мраморная доска которого лежит на раке из красного порфира. В этой раке и почивают мощи святой Елены.

Святая Елена сделала для христианского мира очень многое. Святые мученики Аверкий и Елена, по преданию, были детьми святого апостола Алфея. Уже в весьма преклонных летах святая Елена по просьбе сына отправилась из Рима в Иерусалим, чтобы разыскать там святой Крест, на котором был распят Господь. Он был обретен под одним из языческих капищ. Царица немедленно известила сына об этом, и Константин воспринял это известие с радостью. Вскоре на том месте был возведен храм Воскресения Христова.

Старанием святой Елены храмы были построены и в других святых местах. Святая Елена умерла в возрасте примерно 80 лет в 327 году. За свои великие заслуги перед церковью и труды по обретению животворящего креста царица Елена именуется равноапостольной. Мощи ее сначала хранились в мавзолее, над которым была сооружена базилика во имя мучеников Петра и Маркеллина. Затем в церкви, построенной на древней Лабиканской дороге. С XVI века они находятся в Церкви Матери Божией «Жертвенник Небесный».

 

История паломничества и почитания святынь

Первое тысячелетие

Перейдем теперь к рассмотрению традиций паломничества. Святыни Рима, число которых на протяжении веков не уменьшалось, а только возрастало, всегда привлекали благочестивый интерес множества христианских паломников. В эпоху гонений мы находим свидетельства о благоговейном сохранении и почитании честных останков мучеников (страдание священномученика Игнатия Богоносца и многих других). Уже с первых веков христианства над местами погребения «свидетелей веры» воздвигаются памятники, на их могилах в катакомбах совершаются евхаристии и агапы - вечери любви.

Исследователи катакомб говорят о «культе мучеников» среди христиан первых веков, который выражался не только в посещении и почитании мученических гробниц, но и в желании иметь у себя святые мощи и быть погребенными рядом с почитаемой святыней (житие святого мученика Вонифатия). В связи с этим многие состоятельные христиане из знатных римских фамилий выделяли места для подземных кладбищ на своих собственных участках земли. Первые христианские базилики, построенные императором Константином на наиболее почитаемых участках, становились также местом стечения паломников. Катакомбы продолжали использоваться как места для погребения лишь до начала V века. Однако и после этого они продолжали привлекать к себе огромные потоки христиан, желавших поклониться останкам святых свидетелей Христовой веры. Обустройство и реставрация мест почитания проходило при непосредственном участии Римских пап.

Сохранились «Итинерарии» VII-VIII веков - маршрутные книги для паломников, приезжавших со всей Европы и Ближнего Востока, которые показывают, насколько живыми и интенсивными были традиции паломничества в Рим в первом тысячелетии.

Русское паломничество

Что касается русского паломничества в Италийскую землю, есть все основания предполагать, что в домонгольский период многочисленные паломники из новопросвещенной Киевской Руси, устремившиеся на Святые места Палестины, что является несомненным фактом церковной истории, посещали иногда и Апеннинский полуостров. Об этом, в частности, свидетельствует установление на Руси празднования перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в итальянский город Бари в 1087 году при Киевском митрополите Ефреме. Установление празднования памяти святителя Николая и его широкое распространение на Руси произошло практически одновременно с самим событием, что говорит о том, что среди очевидцев перенесения его мощей могли быть и наши соотечественники.

Официальное разделение Восточной и Западной Церквей в 1054 году не сразу отозвалось в народном сознании. Практически все южное побережье Италии долго находилось в военной и церковной юрисдикции Византии. На этом основании можно предполагать, что церковный раскол не являлся до начала XIII века препятствием для паломничества к святыням Италии в сознании восточных христиан, в том числе и славян.

В период с XIII по XVIII век можно говорить не только о спаде паломничества, но практически о полном отсутствии русских паломников в Италии. Латинские Крестовые походы начала XIII века, предпринятые с целью освобождения Святой Земли от иноверцев, жертвами которых стали Константинополь и многие другие византийские города, оставили глубочайший след в православном сознании и значительно усугубили раскол. Множество награбленных на Православном Востоке святынь оказалось в Европейских городах. Однако какое-либо регулярное паломничество Восточных христиан на Запад с трудом представляется возможным. Кроме того, в эту эпоху в Западной Церкви формируется негативное и даже враждебное отношение к православным как к схизматикам. В это же время Древняя Русь надолго оказывается под монгольским игом, что так же сказывается на значительном сокращении паломничества за рубеж.

Первые письменные свидетельства о посещении Италии нашими соотечественниками восходят к XV веку. Это описания путешествия московской церковной делегации на Ферраро-Флорентийский Собор в 1438-1439 гг. Кроме описания заседаний Собора автор, инок Симеон Суздальский, оставляет подробный перечень увиденных храмов и святынь Феррары, Флоренции, Болонии и Венеции. В описаниях ощущается глубокое благоговение к увиденному. Однако налицо недоумение инока относительно того, как выразить свое почитание святыни, находящейся в инославном храме.

В XVII веке, в связи с преобразованиями императора Петра I Алексеевича, возрастает поток русских путешественников в Европу. Для изучения паломничества огромный интерес представляет путешествие стольника Петра Андреевича Толстого в Италию, в 1697-1699 гг. Он был направлен царем Петром I в Венецию для освоения военно-морского дела. Но будучи очень набожным человеком, он оставил подробное описание святынь многих итальянских городов, которые ему довелось посетить - в том числе и Рима.

Практически одновременно совершил свое путешествие на остров Мальта, побывав во многих других городах, граф Борис Петрович Шереметев.

Одним из самых объемных произведений паломнического жанра является «Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г.» В Италии его спасало знание латыни и различные документы и удостоверения местных властей, которые принимали его за польского католика. Из описаний Григоровича-Барского становится ясно, что в то время простому русскому человеку совершить паломничество в Европу было делом весьма проблематичным. Можно предположить, что на подобную авантюру могли отважиться немногие.

Таким образом, в период с XII по XVIII век паломнические поездки русских в Италию могли быть только единичными. И только в XIX веке поток русских паломников, включающий все слои общества, становится регулярным. К началу этого периода относится паломничество крестьянина Кирилла Бронникова в 1820-1821 гг.

Важнейшим этапом в формировании русского паломничества в Италию стало путешествие в Рим и последующее его описание в своих «Римских письмах» А.Н. Муравьева в 1840-х годах. Александр Николаевич Муравьев вошел в русскую культуру благодаря возрождению им паломнических традиций. В Италию он прибыл не как простой богомолец, в некотором смысле его можно было считать посланником от Русской Православной Церкви в связи с грядущим посещением Папского государства императором Николаем I Павловичем. По его мнению, русский богомолец в Риме ради основных целей своего паломничества должен «на время заглушить... самое чувство православия». Много внимания в своих описаниях он уделил святыням, но и здесь не жалел красок на критику католических обычаев - в частности, отсутствие возможности прикладываться к мощам, столь важным для православных. Его оскорбляло, что необыкновенное множество святынь Православного Востока попало сюда в результате лукавства и хищений.

Работу А.Н. Муравьева использовал как путеводитель по Риму граф В.Ф. Адлерберг, побывавший в Италии немного позднее. Своими впечатлениями о поездке в Италию письменно поделился преосвященный Софроний, епископ Туркестанский и Ташкентский . Очень ценное и глубоко научное описание итальянских святынь оставил епископ Порфирий (Успенский), побывавший здесь в 1854 году.

Среди русских паломников в Риме были не только духовные и образованные лица, но и простые крестьяне. Весьма показательна и любопытна поездка по обету двух крестьянок из Перми к святителю Николаю Чудотворцу. С повозкой, вмещавшей только одного человека, они прошли путь из Сибири до Неаполя без документов, не зная ни одного иностранного слова.

Первым русским автором, систематически исследовавшим римские святыни, стал В.В. Мордвинов, побывавший в Италии в 1880-е годы и составивший подробный путеводитель для богомольцев. Этот первый опыт систематического описания Рима для православных богомольцев был удачным, и православные паломники им охотно пользовались. Именно 80-е годы XIX века стали временем массового паломничества в Италию. Хотя эта страна, как и прежде, не находилась в русле самых популярных русских маршрутов, но тем не менее многие богомольцы, плывшие морем из Одессы в Палестину, на обратном пути посещали Бари и Рим. Основной трудностью для наших паломников являлось незнание местного языка, чем зачастую злоупотребляли проворные итальянцы. Незадачливых русских богомольцев обирали и при оплате транспорта, и в местах ночлега, и в сувенирных лавках. Весьма ощущалось также почти полное отсутствие православных храмов.

Организацию паломничества в Италию взяло на себя Императорское Палестинское Православное Общество. Для паломников в Риме, в первую очередь, был нужен странноприимный дом и помощь при осмотре святынь. Для этой цели использовалась резиденция польских кардиналов - так называемый Дом святого Станислава, куда принимались на постой все русские посетители Рима, попавшие за рубеж по каналам Палестинского Общества. В Бари в 1915 году было предпринято грандиозное строительство Русского храма святителя Николая Чудотворца и странноприимного дома для паломников.

Вершиной паломнической литературы по Италии следует считать «Спутник русского православного богомольца в Риме», подготовленный и изданный настоятелем посольского храма в Риме, архимандритом Дионисием (Валединским) в 1912 году. Автору, вслед за предшественниками и самими паломниками, пришлось проделать кропотливую работу по разграничению вселенских святынь от чисто католических. Выполняя пасторский долг, отец Дионисий предостерегал своих читателей: «Нельзя не упомянуть о том, что все описанные священные места и святыни находятся в руках неправославных христиан-латинян. Посему русским богомольцам, при хождении по церквам Рима, невозможно освящаться в них ни латинскими молитвами, ни благословением, ни таинствами, а приходится довольствоваться молчаливым поклонением». Однако через два года после выхода «Спутника», вспыхнула Первая мировая война, а за ней революция, и этот кропотливый труд попал в руки лишь считанных паломников.

В течение советского периода говорить о русском православном паломничестве в Италию не приходится. Начиная с 1960-х годов, вечный город посетили лишь несколько официальных делегаций Русской Православной Церкви.

Храм святой великомученицы Екатерины в Риме


Первый православный храм в Риме был освящен 25 мая 2009 года в честь святой великомученицы Екатерины. Храм стал духовным и культурным центром для всех представителей многочисленной православной диаспоры на Апеннинах, а также многочисленных паломников. Начало работы храма стало действительно долгожданным событием - над Вечным городом наконец-то был вознесен купол с крестом русского православного храма.

Идея строительства православного храма в колыбели западного христианства была высказана еще в конце ХIХ века.

Осенью 1913 года император Николай II разрешил начать сбор пожертвований по всей России, и к 1916 году были собраны 265 тысяч лир, которых хватило бы на строительство храма. Однако революционные события в России помешали осуществлению этого проекта.

Вновь эта мысль была высказана в начале 1990-х годов, причем инициатива принадлежала МИД РФ. После благословения Патриарха Алексия II, в январе 2001 года, архиепископ Корсунский Иннокентий в присутствии главы МИД в тот период Игоря Иванова освятил закладной камень на месте будущего храма, которому суждено было стать первым крупным среди построенных за границей после 1917 года. 

 

Заключение

С начала 1990-х годов жители России вновь получили возможность беспрепятственного выезда за рубеж. Технический прогресс обеспечил новые транспортные возможности. Это способствовало возрождению паломнических традиций. Несомненно, главной целью русских паломников остается Святая Земля, а Италия привлекает, в основном, туристов. Впрочем, и среди них есть очень много православных, а кто-то предпринимает поездку в Италию именно с целью поклониться христианским святыням. В настоящее время Бари и Рим входят в традиционные маршруты практически всех русских паломнических служб. Главная трудность, с которой сталкивается современный русский паломник в Италии, это плохая информированность о святынях и их подлинности. Основным путеводителем - прекрасным, но малодоступным - остается «Спутник» архимандрита Дионисия, переизданный Русским православным храмом в Риме в 1999 г. с исправлениями и дополнениями М.Г. Талалая.

В XX веке изменилось и отношение католиков к православным паломникам - к ним относятся с большой толерантностью и интересом. В католическом мире, который практически утратил живое, народное почитание святынь, возрастающий поток воцерковленных паломников является одной из форм свидетельства Православия.

 

http://hramsatka.orthodoxy.ru/pal/prpal127.htm,

http://www.jerusalemtour.ru/holy/7/6/

Картина дня

наверх