
Известный российский автор-исполнитель песен Александр Розенбаум в интервью газете «Аргументы и факты», в частности, сказал:
«Я очень люблю Украину, несмотря на то, что я в списке запрещённых там российских артистов. Сегодня не быть в этом "чёрном списке" приличному человеку просто неприлично… Можно взаимные упрёки друг другу предъявлять бесконечно.
Но, дорогие друзья, после Нюрнбергского трибунала называть улицы и проспекты именем Бандеры и Шухевича — это преступление. Для любой приличной и разумной страны — это просто позор. На Нюрнбергском процессе фашизм был осуждён как преступная идеология. За распространение нацистских идей и восхваление нацистских лидеров существует преследование законом во всех странах планеты.
Я бы сам переименовал многое. Свердловскую область, например, или станцию метро Войковская. И памятник Свердлову убрал бы в Екатеринбурге. Он для меня абсолютно нерукопожатный человек. Переименовывайте в кого хотите, кроме фашистов. Бандера и Шухевич, может быть, трижды боролись за освобождение украинского народа. Но они боролись вместе с нацистами и под нацистским флагом, разделяя нацистские убеждения. Они осуждены Нюрнбергским трибуналом. Поэтому что я могу ещё сказать о власти, которая это позволяет?..
Конечно, мы оккупанты Эстонии, Латвии и Литвы. Время было такое. И так сложилось. Но нужно извиниться и покаяться. Сила человека в умении попросить прощения. Ничего в этом страшного нет. Государственные люди набедокурили в прошлом веке, давайте на государственном уровне закроем этот вопрос и извинимся. Мы же по-настоящему не покаялись даже перед самими собой…
Давайте извинимся и начнем всё с ноля при этих границах. Надо сделать так, чтобы и от использования Курильской гряды выиграли все. Может, сделать там совместную с Японией экономическую зону, не торгуя при этом территориями и не пересматривая границы. А почему нет? Работу дать нашим людям, которые живут там».
«Как бы вы прокомментировали слова Розенбаума? Следует ли России извиниться и покаяться за оккупацию Прибалтики?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что «для начала надо разобраться, что такое оккупация и применимо ли вообще это понятие к нашему присутствию в прибалтийских республиках. Надо заметить, что в советский период Прибалтика была лучше всех развита, за это время из сельскохозяйственного региона она превратилась в индустриальный. Туда было вложено много средств, так что даже невозможно сказать, что эстонцы, латыши и литовцы угнетались и чувствовали себя людьми второго сорта. Они были равноправны со всеми остальными народами».
«Зато можно вспомнить о фашистской оккупации на этой территории, и фашисты находили себе поддержку у части населения, что как раз не делает чести этим народам, - отметил он. - Впрочем, у нас тоже были изменники, хоть их и было мало. Только мы к ним и относимся как к изменникам, а в Прибалтике их возвеличивают, делают из них героев и образцы для подражания, что само по себе преступление».
«Думаю, - продолжил пастырь, - многие там вспоминают пребывание в СССР как в земном раю, потому что сегодня там все разорено, население вымирает, народ уезжает в другие страны. Так что нам каяться не за что. Пусть Евросоюз покается, что за время своего правления значительно уменьшилось количество людей в странах, остановилось производство. А нам в чем каяться, в каких грехах? Это они должны покаяться за содействие фашизму и оголтелую русофобию. Так что, думаю, у Розенбаума еще не до конца сформировалось правильное чувство, чтобы видеть эти различия».
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, сказал: «Я не понимаю, что имел в виду Александр Розенбаум, предлагая "покаяться". Происходившие в то время в Прибалтике процессы нельзя назвать оккупацией ни с формальной, ни с исторической точки зрения. Этот термин начали употреблять недавно из политических соображений».
«Никакой оккупации не было, и рассматривать так это историческое событие нельзя, - подчеркнул отец Вячеслав. - Россия была гарантом сохранения национального самосознания и развития всех прибалтийских народов. Она в свое время избавила их от "онемечивания", эксплуатации и порабощения, в котором они находились, будучи под властью немецких баронов. При советской власти там были отстроены города, заводы, фабрики, порты, а жители Прибалтики были полноправным гражданами Советского союза, обучались в школах на национальных языках, развивались культурно. Назвать это оккупацией я никак не могу».
Свежие комментарии