Итак, мы вошли в храм. Ни в коей мере не следует смущаться своей некомпетентности и возникающих, возможно, недоразумений. Нужно учиться чувствовать происходящее сердцем, а не умом. Незнание обрядов и языка богослужения никак не умаляют наше участие в нём (хотя, конечно же, затрудняют, но это как раз дело поправимое).
В Церкви бытует поговорка: «Ты не понимаешь, что происходит в твоей душе во время богослужения? Зато бесы всё понимают (и бегут)». Воздействие соборной (коллективной — Ред.) молитвы, благодати Таинств и святынь на глубины нашей души несравнимо важнее и действенней рассудочного осознания происходящего.Придя в храм, прежде всего следует узнать о порядке богослужений в данном приходе: когда служатся литургии, когда вечерни и утрени (всенощное бдение), когда можно заказать частные службы (требы — молебны, панихиды). Впрочем, в Церковь можно зайти и помолиться в любое время, если она открыта.
В Храме принято ставить свечи (как символическую жертву Богу и образ нашего моления), хотя это вовсе не обязательно. Свечи обычно приобретают у так называемого «свечном ящика» (лоток с церковными товарами) и ставят на подсвечники. Свечи ставят перед образами (перед иконами) Спасителя, Матери Божией, Святых. При этом — ещё раз напоминаем! — следует всегда помнить, что объектом моления и поклонения является не вещество иконы, но запечатленный на ней образ (возводящий нашу душу к первообразу).
В самом центре храма всегда расположена храмовая икона — образ Спасителя, Святого или какого-нибудь церковного события, которым посвящён данный храм (например, икона св. Николая, если Церковь Свято-Никольская; икона праздника Рождества Господня, если это Рождественский храм и т. д.). Вперёд и чуть вправо от храмовой иконы всегда располагается икона Спасителя, вперёд и чуть влево — Богородицы. Остальные иконы, как правило, располагаются на стенах и вдоль стен — на специальных столиках.
Заупокойное поминание обычно совершается в той части храма, где расположено распятие. В этом случае свечи принято ставить на особый подсвечник, который называется канун. Восточная часть храма, в которой священнослужители совершают основнуюю часть богослужения (и в первую очередь — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы сошествием Святого Духа), называется алтарь. Центральная часть храма, где располагаются молящиеся, отделена от алтаря особой преградой, называемой иконостас. Иконостас — образ Царствия Небесного, зримое воплощение Церкви как «Неба на земле».
Во время богослужения желательно по храму бесцельно не передвигаться, дабы не смущать молящихся; тем паче не следует разговаривать, кроме крайней необходимости, особенно громко.
Для молитвенного поминания принято подавать «поминальные записки» или «поминальные книжечки», в которых перечислены имена (без отчеств и фамилий) наших близких, которых мы хотели бы вверить соборной молитве Церкви. Отдельно подаются записки «О ЗДРАВИИ» (на молебнах) и «О УПОКОЕНИИ» (на панихидах). И то, и другое поминание (о здравии и о упокоении) совершается на литургии, причём это поминание в Таинстве Тела и Крови Христовых наиболее благодатно а, следовательно, действенно. Подают поминальные записки (как писать их правильно вас научат в Храме) у «свечного ящика», при этом берётся одна или несколько просфор (маленькие специально испечённые хлебцы; могут быть разного размера, что не существенно). Записки и просфоры уносятся затем служителем в алтарь, где во время службы из них вынимаются малые частицы, которые со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих!» погружаются в Кровь Христову. В этот момент и сами просфоры освящаются благодатью Божией и становятся святыней. После окончания богослужения они, как и записки (которые можно использовать и на последующих службах), выносятся служителем из алтаря и разбираются прихожанами. Дома просфорки рекомндуется аккуратно раздробить на частички, высушить и по утрам натощак потреблять понемногу, запивая святой водой.
И ещё несколько советов. Первый (вновь и вновь повторим): ничего не бойся и не смущайся! Твоё незнание церковных обрядов не является препятствием в твоих отношениях с Богом. Он Сам видит, зачем и как ты к Нему пришёл, и, несомненно, принимает твою безыскусную молитву. Если ты поначалу и сделаешь что-то «не как положено», если тебе сделают замечание или даже обругают, — не смущайся. Знай, что это попущено Господом, чтобы проверить твою веру и смирение: пришёл ли ты к Богу или пришёл «себя показать».
Отсюда вытекает и второе: имей терпение, не торопи события духовной жизни по принципу «всё или ничего». Всё придёт, но только со временем. «Терпением вашим спасайте души ваши», — сказал Господь (Лк. 21, 19).
Третье — имей доверие к Богу, к Святым отцам, к 2000‑летнему опыту Церкви Христовой, спасающей и спасшей уже миллионы душ. Без доверия нет веры. Не соблазняйся если тебе что‑то кажется непонятным, неубедительным, даже неприятным. Не суди сходу, вручи весь суд Богу, а сам открой своё сердце тому, что тебе уже сейчас близко, и прими в себя этот дар Божий. Об остальном говори себе: «Если мне это сейчас непонятно, значит, мне это пока не нужно».
И ещё раз прошу: не впускай в себя соблазн: это может быть (и скорее всего, так оно и есть) сеть, расставленная лукавым на душу твою. Так, например, многие «новоначальные» христиане соблазняются непонятностью для них церковнославянского языка. Но почему же тогда, пожив несколько лет церковной жизнью, те же люди, почти всегда становятся убеждёнными защитниками сохранения этого богослужебного языка? Да потому, что со временем открывается то, что не видно с первого взгляда, — чудная красота и духовная насыщенность этого чистого, созданного Святыми отцами духоносного языка. Вряд ли найдётся нормальный человек, который будет ратовать за то, чтобы заменить язык поэзии языком канцелярии (потому что тот якобы точнее), или язык канцелярии языком базара (потому что тот «народнее»). Также идею полной замены Святого языка богослужения на повседневный разговорный большинство членов нашей Церкви воспринимает как неоправданное упрощение. А то, что пока ты не всё понимаешь в церковных молитвах — не скорби: как мы уже говорили, душа способна «впитывать» благодать богослужения и молитвы и без полного участия в этом рассудка. (Поэтому, кстати, так важно верующим родителям читать вслух молитвы при своих младенцах и приносить их в Церковь на службы). А время придёт, проявишь терпение и настойчивость на пути к Богу — и всё станет на свои места, и засияет перед тобой бесконечной глубиной и красотой Премудрость Православного Богослужения.
И, наконец, четвёртый совет, по сути вытекающий из вышесказанного: будь настойчив в достижении своей цели на пути к Богу. Не опускай рук после первых разочарований и неудач. Излечение и спасение души — труд более кропотливый, чем излечение тела, и не нужно ожидать на этом пути одних восторгов и успехов. «Сто раз на день падая — сто раз вставай» — учат наши Святые, и именно через эти падения пролегает путь к победе. «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12), — вот утверждающее слово Самого Спасителя, и только с пониманием этого можно приступать к духовному деланию.
Всё вышесказанное не отменяет необходимости учиться. Для этих целей существует множество пособий, как‑то: «Первые шаги в Православном Храме», объяснение литургии и всенощного бдения и т. п.. В настоящее время эти пособия вполне доступны. Но главной, незаменимой школой христианской жизни является непосредственное участие в богослужениях и живое общение с верующими в Церкви. А когда мы начнём понимать, что происходит на богослужении в каждый конкретный момент, мы ощутим ни с чем не сравнимую радость общей молитвы, радость общения с Богом. Всё осваивается постепенно и в своё время — не нужно ничего бояться, не нужно смущаться своего незнания, всё станет на свои места: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33).
Заключение.
Радуйся!
Итак, мы уже прошли с вами большой путь, мы как бы вышли из подвала на путь спасения. Радуйтесь! Пред нами «лествица на Небо»! Она бесконечно уходит ввысь, на каждой её ступени наша жизнь будет наполняться новым смыслом, мы будем обретать новую и новую радость. Но уже и сейчас кошмар подвала позади, мы приближаемся к Дому, где нас ждут. Радуйтесь, друзья мои! Начинается новая Жизнь, Жизнь вечная, Жизнь во Христе! Дерзайте! — «…и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан. 16, 22).
«Придите ко мне все труждающиеся и обременённые, и я успокою вас; возьмите иго моё на себя и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго моё благо, и бремя моё легко» (Мф. 11. 28–30).
Свежие комментарии