Хотелось бы мне знать, что такое – благодать Божия? Откуда она почерпается? Какое имеет к человеку отношение? И как она необходима?
Благодать есть дар Божий, сообщаемый людям за заслуги Христа Спасителя.
Благодать есть дар Божий, сообщаемый людям за заслуги Христа Спасителя.
«Прежде всего молись, чтобы отверзлись тебе двери света; ибо никто не может ни видеть, ни понимать сего, если ему не дарует понять Бог и Христос Его. (Слова Св. Иустина. Разговор с Трифоном иудеем)».
«Не от нас, но от Бога благо нашего спасения», - говорит Св. Ириней.
Без благодати не возможно ни истинное богопознание, ни истинное богопочтение.
«Те, кои приемлют себе Бога в наставники, скоро достигают ведения Божия, так как благодать вспомоществует им во всяком роде познаний. (Слова Климента Александрийского)».
«Учение благочестия есть дар, и вера есть благодать. (Он же).
«Воздержание не иначе можно приобресть, как посредством благодати Божией; посему Христос сказал: просите и дастся вамъ (Матф. 7, 7)(Св. Климент Александрийский).
Благодать не только не стесняет естественной свободы человека, но еще возвышает ее, сообщая ей истинное направление и истинный характер.
«Мы спасаемся благодатию, говорит Климент Александрийский, но не без добрых дел. Так как мы по природе наклонны к добру, то должны с своей стороны прилагать о нем попечение».
«Не отвергай благодати потому только, что она дается туне, но когда получишь, благоговейно храни. (Св. Кирилл Иерусалимский)».
Вот как святитель Тихон говорит о необходимости благодати: «Божия благодать есть жизнь душ наших: без благодати Божией душа наша жива быть не может. Как тело наше душею, так душа наша благодатию живет. Молися убо и всегда воздыхай ко Господу, чтобы подал тебе благодать Свою и тебя в ней сохранил. Благодати Божией на всякую минуту требуем. Посему часто воздыхай из глубины сердца: сердце чисто созижди во мне Боже: и духъ правъ обнови во утробе моей. Не отвержи мене отъ лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими отъ мене. Духом Твоимъ Владычнимъ утверди мя».
Каково сердце наше без благодати?
Сердце человеческое само собою без благодати Божией есть злое, говорит Святитель Тихон, рассуждая о сердце человеческом, и ничего другого, кроме суетного и злого не помышляет, как писано: Быт. 8, 21. Сердце безблагодатное называется в Писании каменнымъ, потому что ни увещаниями, ни угрозами, ни милостию, ни строгостию не преклоняется и не умягчается…. Но хотя благодатию Божиею просвещен будет человек: однако зло, от сердца исходящее, чувствует, и много имеет труда чрез всю жизнь против естественного страстного влечения: непрестанная ему предлежит брань…. Растленному сердцу нашему помогает противник диавол со злыми своими ангелами и соблазнами мира…. Сердце доброе и богобоязненное от Бога и благодати. Сам человек сердца своего злого переменить не может. Посему желающий иметь сердце доброе да молится Богу, чтобы благодатию Своею подал сердце ино и дух нов.
«Учение Святителя Тихона об Истинах Православно-Христовой Веры и Церкви.» 1863 г. издания. cтр. 16-17.
Свежие комментарии