На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Православная Церковь и лжецеркви.

 Что такое Церковь? Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами (Библейская энциклопедия, архимандрит Никифор (1891, репринт 1990)). 
Спасение возможно лишь в Истинной Церкви, хотя, естественно, никакой термин не может выразить всё существо Церкви, ибо это – богочеловеческий организм, единое Тело.


Православная Церковь определяется:1) единой истинной Православной верой;2) законным священством.
Церковь является истинной только тогда, когда истинна Её иерархия, т.е. не повреждена какой-либо ересью или расколом. Только тогда Церковь является благодатной и только тогда в ней можно получать благодатные дары св. Таинств. Вне Единой Православной Церкви нет благодати и спасения. Символ св. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского: «Кто хочет спастись, прежде всего подобает ему держать кафолическую веру, её же если кто целой и непорочной не соблюдёт, без всякого сомнения, во веки погибнет».
1 Правило Василия Великого: «Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мiрянинами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали». А без истинных епископов нет и истинных Таинств (в т. ч. священства, Евхаристии, крещения).
                                                         Ересь и раскол.

Раскол – это те, кто «здраво мыслит в отношении догматов» (Зонара, «Правила…», т 2, стр. 370), но по каким-то причинам (не вероучительным) отделяются от Церкви. Раскол проще излечивается, чем ересь, однако является таким же злом, как и ересь, ибо разрывает единство Церкви. Наряду с расколом, мы встречаемся с понятием самочинное сборище – парасинагога. Еп. Никодим: «Парасинагога является, когда какой-либо из непокорных епископов или пресвитеров, вместе с простым народом, собираются отдельно от Церкви на молитвенные собрания» (епископ Никодим (Милаш); «Правила…», Т II, стр. 371). Это случай самочинного священнодействия, что, впрочем, схоже с расколом.
Ересь. «Под именем еретиков разумеются те, которые приемлют наше таинство, но в некоторых частях погрешают и не согласны с православием» (Иоанн Зонара; «Правила…», Т II, стр. 370). «Еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались» (Иоанн Зонара; там же). «Является еретиком и подлежит законам против еретиков тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной веры» (Св. Марк Ефесский). «…Достаточно того, чтобы оно (определённое лицо – Ю. Ю.) погрешало хотя бы и в одном догмате, и в силу этого оно уже еретик» (епископ Никодим (Милаш); «Правила…», Т II, стр. 370).
Ересь – это непризнание догматов Православной Церкви, так называемое «инославие». 
Необходимо также отметить, что нужно различать понятия Церковь и церковная организация, ибо Церковь может быть только Одна (ведь веруем «во Едину... Церковь»), однако церковных организаций, выдающих себя за Церковь, может быть много. Все они совершают богослужения, видимым образом имеют таинства (как католики, монофизиты или иные еретики), однако это лишь внешнее, что никак не может определить истинность данной организации. Ибо Церковью может являться лишь та «церковная организация», которая хранит истинную Православную Веру.
Критерием истинности веры, а, следовательно, и Церкви, является учение Православной Церкви, которое изложено в Св. Писании, в Семи Вселенских Соборах, святых Поместных Соборах, во Всеправославных соборах и Правилах Святых Отцов. Это учение неизменно (см. выше Символ Афанасия Великого). Неизменность догматов и канонов Святой Православной Церкви подтверждается Св. Писанием (Евр.13:8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же; Иак.1:17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены) и учением Церкви, закреплённым в Предании. «Все догматы относятся либо к Богу, либо к зримым и незримым вещам, либо к Промыслу и Суду, касающихся этих вещей» (Преподобный Максим Исповедник). Всякий, кто не признаёт догматы, хулит Святой Дух, хула сия не простится «ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12:32). «Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, заражённый страшным недугом ереси, мёртв душой, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью. Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святого: она хулит либо догмат Святого Духа, или действие Святого Духа, но хулит непременно Святого Духа. Сущность всякой ереси – богохульство. При незнании истинного христианского учения, как раз может принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить её себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель. Богохульник не спасётся!» (Игнатий Брянчанинов; «О Православии. О невозможности спасения еретиков», стр. 26, 27, 29).
Признание неизменности догматов и исполнение канонов Церкви – необходимое условие для пребывания в Православной вере. «Господь сказал о Церкви Своей: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей [Мф. 16, 18]. Это сказано как о пастырях Церкви, или иерархии церковной, и о всех истинно верующих, так и о всех таинствах, о всех догматах, заповедях св. православной веры… которые установлены на все века и прошли уже многие столетия и тысячелетия неизменно» (Иоанн Кронштадтский). «Святые каноны – это святые догматы веры, применяемые к жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению повседневной жизни святых догматов» (Иустин (Попович); цит. по: «Правила Православной Церкви с толкованиями еп. Никодима Милаша, Т I, стр. V). «…высокий авторитет канонов в Церкви определяется тем, что одни из них изданы Вселенскими Соборами, которые, по православному догматическому учению, являются непогрешительными органами высшей церковной власти, другие же – правила поместных соборов и святых отцов – были Вселенскими соборами утверждены» (прот. Владислав Цыпин; там же).


Юнгеров Ю.А.

наверх