Наступило долгожданное время, когда мы можем свободно исповедовать православную веру. Казалось бы, что теперь вера должна укрепляться в сердце каждого православною человека. Но, к большому сожалению, мы наблюдаем некое ненормальное явление. Большинство людей пребы-вает в легковерии, теплохладности, отсутствует твердость веры.
В чем же причина?Думается, что, прежде всего, все дело в «духе времени», который ослабляет наш личный дух и изменяет наши личные духовные силы. Но это не совсем так. Конечно, легче всего возложить всю вину за наше духовное расслабление на кого-то или на что то, например, на тот же «дух времени» или «обстоятельства жизни». Но основная причина кроется гораздо глубже. Она в нашем свобод-ном волеизъявлении. Мы сами позволяем или не позволяем, чтобы дух мира не только присутст-вовал, но и господствовал в нашей жизни, превращая нас в рабов, живущих по стихиям мира. Та-кая жизнь опустошает сердца, сокрушает внутренние основы истинной веры и погружает в легко-верие, которое и порождает в нас тщетную, поверхностную, пустую веру, именуемую суетной, плоды которой — суеверие, безрассудное благочестие и безрассудное упование на Бога.
Несомненно, что опыт накопления суеверий и религиозной безрассудности огромен, но он несо-вместим с опытом истинной веры.
Многие, приняв от «бабушек» суеверное наследство и применив его на практике, убедились в том, что оно «работает» (как и в языческом магизме) по принципу: «сделал — получил», «не сделал — не получил». «Злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему доставлением того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и хотением»[1], — учит блаженный Августин, разъясняя, что «. ..сила различных суеверных действий зависит от частных наблюдений и предрас-судков каждого, а не от них самих...»[2]. Обычно обольщаются доверчивые, податливые люди, подверженные сильной мнительности. Когда человек духовно не преображается, духовные и ду-шевные силы его ослабевают, и он в своей немощи, в поисках легкого пути к «духовности» обра-щается к суевериям — древней языческой проказе, которая и сегодня крайне опасна для христиа-нина. Она поражает его сердце, душу и ум, удаляя от Бога.
Бездушные и ничтожные кумиры, порождаемые суевериями, окружаются поклонением, соеди-ненным с безрассудной, бессмысленной и пустой верой во всевозможные явления, приметы, действия, предметы и слова.
«Те, которые прилепляются к суеверным обычаям и им верят, равно и те, которые в болезнях пользуются нашептыванием старух и других суеверий держатся; наконец, которые из всякого слу-чая выводят предзнаменования»[3], — все они грешат против первой заповеди: «Я Господь, Бог твой, ...да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3).
Православные христиане не могут с равнодушием смотреть на то, как их ближние, обольщенные суевериями, погружаются в кромешную тьму невежества. Не желая, чтобы эта болезнь умерщвляла в них истинную православную веру и тем самым доставляла великое зло как отдельно взятому человеку, так и всей полноте Церкви Христовой, мы из любви и сострадания находим своевре-менным воспротивиться этому злу, помня, что непротивление злу есть ужасная ересь.
В этой статье мы остановим внимание читателей на самых обычных случаях из нашей церковной жизни, связанных с суевериями и безрассудным благочестием.
Одна из прихожанок во время богослужения попросила свою соседку передать свечи: «Передайте, пожалуйста, свечи вперед». Женщина взяла свечи и затем, робко тронув мужчину за плечо, сказала: «Будьте любезны, передайте свечи вперед». Мужчина обернулся и, неодобрительно по-смотрев на просящую, отвернулся, не выполнив просьбу. Тогда женщина, протянув руку вперед, коснулась плеча прихожанки. Последняя резко обернулась, что-то гневно пробормотала, несколь-ко раз перекрестилась и с досадой отвернулась. Последовала еще одна попытка, но и она не увенчалась успехом. Тогда смущенная женщина возвратила свечи хозяйке: сами, мол, видите, что получается.
Можно подумать: «Да, люди молятся, а их отвлекают от молитвы, прося передать свечи. Они же, не желая отвлекаться и мешать другим, правильно делают, что не передают свечи во время бого-служения». А может быть, есть еще причина? Ясность внесла сама хозяйка свечей: «И не переда-дут... Вы же их неправильно передаете», — укорила она женщину, возвратившую ей свечи. Теперь хозяйка, знающая «секрет» передачи, дает свечи тому же мужчине, и на этот раз он сразу их берет и передает вперед. И вот свечи людским ручейком направляются к подсвечнику. Женщина, знаю-щая секрет успеха, в восторге.
Так в чем же здесь секрет? Почему мужчина сразу, в первый раз не принял свечи? Может, все-таки он горячо молился? Или был особенный момент богослужения, когда подобает проявлять сугубое благоговение? Ответ был получен после службы, когда ранее упомянутый мужчина и несколько женщин возмущались «невежеством» многих христиан, не знающих, как правильно передавать свечи. «Смотрите! Они не знают элементарных вещей! Ведь свечи можно передавать только через правое плечо. Неужели они не знают, что в противном случае свечи попадают в энергетическую зону темных сил и в их сфере оскверняются?!" Так вот в чем секрет! Значит, первая женщина по своей простоте передавала свечи через левое плечо, и потому у нее их никто не брал, боясь «оскверниться». Хозяйка «правое дело сотворила» и этим похвалялась: «Я давно знаю, как свечи передавать: ведь на правом плече светлый Ангел-хранитель, все освящает и споспешествует моим добрым делам».
В отношении свечей можно упомянуть еще и о других суевериях. Оказывается, некоторые люди думают, что свечи «предвещают судьбу». Идет венчание. Надо пребывать в молитве, внимать бла-годатным словам напутствия и с радостью созерцать величие таинства! Но нет; суеверные люди в напряжении наблюдают за горящими свечами жениха и невесты: чья свеча сильнее оплавится — у того и жизнь будет тяжелее, чей огарок меньше — тот и умрет раньше.
Печально, но факт: священник венчает, а люди, стоящие в храме, на свечах гадают. Как правило, скажут: «Что вы такое говорите? Это же просто безобидные приметы». О бедные люди, оправды-вающие свое гнусное суеверие! Будьте осторожны! Проявите благоразумие и поймите, что суеве-рие — вовсе не безобидное увлечение, как считают некоторые, это — противоборство Божествен-ной воле.
К святому таинству брака часто прилагают целый букет всевозможных примет и суеверий. Напри-мер, во время венчания уронили обручальное кольцо. Невеста побледнела... Бабушки зашепта-лись: «Все, это к несчастью! — Ох! Ах!» И одна из них добавила: «Кто-то умрет». Другая, поправляя ее, сказала: «Да что ты такое говоришь?! Разве не знаешь? Просто жить не будут — разведутся». Только подумайте, какой ужас испытают новобрачные, если все эти перешептывания и пред-сказания коснутся их слуха, и как сильно они могут травмировать их душу.
Перед началом святого таинства брака в некоторых храмах существует обычай расстилать на полу полотенце для жениха и невесты — как символ семейной ладьи, в которую они должны вступить.
И в этот момент, бывает, находятся люди, которые начинают пристально наблюдать за каждым шагом жениха и невесты. Вот первой на полотенце встала невеста. Ее сестры в восторге поздрав-ляют друг друга: теперь их сестрица «на высоте» — всю жизнь над мужем будет главенствовать. Оказывается, кто первый встал на полотенце, тот и глава семьи! Возможно, что невеста знала об этом суеверии и верила в него, желая главенства, потому в азарте спешила первой встать на поло-тенце. Но в любом случае мы думаем, что она, к сожалению, не знала слов святого апостола Пав-ла: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви» (Еф. 5:22—23).
В жизни бытуют суеверия не только относительно святого таинства брака, но и других святых та-инств. Например, касательно святого таинства соборования распространено такое суеверие: вот, мол, если пособоруешься — значит, умрешь. Не раз приходится слышать вздохи и приговоры: «Ой! Что, его пособоровали? Все! Умрет...». Однажды к батюшке с вопросом пришли его прихожане: «У нас мама тяжело болеет, не знаем, что делать». Батюшка их успокаивает: «Маму надо пособоровать, и все будет хорошо». Внезапно их лица изменились. Наступила тишина... А потом они с ужасом говорят:
— Нет, нет, батюшка, пожалуйста, не надо маму соборовать.
— Почему же это не надо?! — спрашивает батюшка.
— Да понимаете, говорят, если пособоруешься, сразу умрешь.
— Да кто же это вам сказал? — удивился батюшка.
— Наши приходские бабушки. — Зачем вы слушаете суеверных бабушек?! Святой апостол Иаков говорит, что если «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Гос-подь; и если он со-делал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14—15). Слышите, что говорит святой апо-стол? Святая Православная Церковь, следуя апостольскому учению, соборует своих чад во исце-ление души и тела, молясь о здравии больного и о прощении его грехов. Это в Католической Церкви принято соборовать только перед смертью, и, может быть, это заблуждение пришло к нам от католиков. Отсюда ложное представление, что данное таинство неминуемо ведет к кончине. Мы, православные христиане, так не думаем[4].
После беседы со священником прихожане дали свое согласие на соборование мамы. Батюшка пособоровал их маму, и она по милости Божьей исцелилась. После этого все сомнения относи-тельно таинства соборования у них рассеялись. Не исключено, что она могла бы и умереть, но в любом случае не нужно связывать святое таинство соборования со смертью.
Общеизвестны суеверия, связанные со встречей священнослужителя или монаха, одним словом, «человека в рясе». Среди суеверных людей бытует мнение, что встреча с таким человеком навле-кает несчастье или банкротство. «Не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь», — учит святитель Иоанн Златоуст[5]. Вопрос о суевериях был далеко не праздным и в древние времена, это хорошо видно из творений святых отцов. Однако сейчас, несмотря на нашу цивилизованность и образованность, мы не менее подвержены этому пороку, напротив — иногда превосходим древних. Суеверие связано с рабским страхом, присущим язычеству, но, тем не ме-нее, оно поражает и многих христиан. Считая себя православными, они верят глупым суевериям, со страхом встречают своих пастырей и иногда при этом так пугаются, как будто бы зверя увидели.
Сколько раз приходилось слышать: «Все, поп встретился — неудача будет». Так, однажды, в одном из солидных учреждений женщина, встретив монаха, гневно посмотрела на него, махнула рукой и с негодованием воскликнула:
— Откуда вы взялись на мою голову?!
Монах в недоумении посмотрел на нее и с участием спросил:
— Простите, у вас что-то случилось?
— Ничего!!! — гневно выкрикнула женщина. — Неужели вы не знаете, что встреча с попом не приносит удачи, а у меня сегодня должно решаться очень важное дело. Зачем вы здесь появи-лись?!
Монах, сочувствуя женщине, мягко сказал:
—То, что вы говорите, связано с суеверием. — И, видя крестик на женщине, монах продолжил: — Вы ведь православная, а разве мы, православные христиане, можем верить суевериям? Суеверие не должно обитать в сердце истинного христианина. Истинно верующий не будет делать себя ра-бом «бабьих басен», помня наставление святого апостола Павла: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим. 4:7). Позвольте мне молитвенно пожелать вам удачи в решении столь важного для вас дела. Да благословит вас Господь Бог, — прощаясь, сказал монах...
Свежие комментарии