На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

4. БЕСЕДЫ ПО ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЮ (Евангелие от Матфея, глава 4-я, с 23 – до конца) «Начало проповеди Христа»

 Сегодня мы продолжаем наши беседы по Книгам Нового Завета, и темой сегодняшней беседы станет окончание 4-й главы Евангелия от Матфея.

И снова об именах

В наших исследованиях Писания мы с вами придаем значение разным именам и наименованиям и, как убедились, немалую духовную пользу от сего получаем. Блаж.

Августин писал: «Так и многие еврейские имена, которые не были интерпретированы авторами тех книг (т. е. разных переводов), несомненно, имеют немалую силу и способность к разрешению загадок Писания, если бы кто-нибудь мог изъяснить их».
Имена первых апостолов:
«Андрей» – означает «мужественный», это имя греческого происхождения. Возможно, что у этого Апостола существовало и параллельное еврейское имя, что в Галилее «языческой» было обычным явлением;
«Петр» – это имя происходит от арамейского слова кефа – «скала»; его еврейское имя «Симон» («Шимон») – оно переводится как «слышащий»;
«Иаков» («Якоб») – переводится как «оставляющий след», или просто «пятка», иногда как «обманщик», или «запутавший след»;
«Иоанн» («Иоханан») – переводится как «Господь милосердный».
Имена именно этих 4-х апостолов мы и встречаем в 4-й главе Евангелия от Матфея.

Проповедь Евангелия Царства

Теперь прочитаем 23-й стих 4-й главы этого Евангелия:  
«И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4, 23).
  Итак, Господь проповедовал «Евангелие Царствия» – радостную весть о том, что все земные правительства падут и установится власть Бога.
Мы, верующие, должны понять, что нет другого Властелина, кроме Бога, и нет никого, кто бы мог противостоять власти Бога нашего. Сказано: «Видите ныне, [видите,] что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32, 39). Нет никакого правителя или властелина который мог бы законно претендовать на мировое господство. Все и на небе и на земле принадлежит только Богу. В Книге Иова сказано о Господе: «Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его» (Иов 23, 13). Каждый православный христианин должен присоединиться к этой проповеди Евангелия Царствия. Нам необходимо признать, что судьба каждого человека всецело зависит только от Бога. Он один управляет всеми процессами, происходящими в мире.
Христос проповедует, «уча в синагогах». Блаж. Феофилакт поясняет, что это делается для того, чтобы показать иудеям, «чтоб видели, что Он не враг закона». Сын Божий признает святость Закона (Торы), Он Сам и есть воплощенное Слово божественного Закона. О Нем сказано: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины…» (Ин. 1, 14). Это должны были увидеть и евреи, поэтому Он и заходил в синагоги и проповедовал там.

О болезнях и немощах и об исцелении их
 
Свою проповедь Евангелия Царствия Господь подтверждал чудесами и знамениями, «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Болезнь – есть по Феофилакту продолжительное страдание, а немощь – «непродолжительное расстройство в теле». Но и то и другое причиняет немало беспокойства каждому болящему человеку. По истолкованию Евфимия Зигабена: «По отношению к душе болезнь (недуг) есть действие греховное, а немощь (язя) есть расслабление рассудка, согласившегося на это действие». Иными словами, человек сам – или своими грехами или своею рассудочною мнительностью – навлекает на себя болезни. Закон о вере исцеляющей имеет и обратную силу: «…по вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Убедил себя мнительный человек, что у него рак, рак у него и появляется. То же самое говорил и Ефрем Сирин: «Причина болезни – грех, собственная воля, а не какая-либо необходимость».
Верующий человек чужд любых форм мнительности, он во всем уповает на волю Бога. И болезнь принимает как из рук Творца. Сказано: «А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь…» (Лук. 12, 7).
Кто из нас не болел? Кто из нас не знает, что такое недуг тела?
Но в Писании есть поразительные слова о болезни: «…самая лучшая пора их – труд и болезнь…» (Пс. 89, 10). Почему болезнь называется лучшей порою? Потому, что это время усиленных молитв, духовного осмысления жизни и религиозного прозрения. Св. Ефрем Сирин писал: «Когда человек болен, тогда и душа его паче меры начинает искать Господа». Посему исцеляя людей, Господь Иисус Христос отвечал на их религиозный призыв.
Посему многие так и не поправляются, так как не делают правильных выводов из своих проблем, связанных с собственным здоровьем, и не ищут исцеления у Бога. Писание учит, что болезни бывают: за грехи человека, по его вере в худшее, за грехи родителей и к Славе Божией. Любой тип приобретенной болезни мы можем обратить в последний (т. е. к Славе Божией). Если проявим смирение, покаемся, изгоним ложный страх из сердца и всецело возложим упование на Бога, то недуг тела может обратиться во всецелое исцеление нашей души. Это и означает – болезнь к Славе Божией. Св. Василий Великий учил: «…Поражается плоть, чтобы исцелилась душа, умерщвляется грех, чтобы жила правда». Но есть и необратимый тип болезни – это болезнь к смерти. Очень благоприятно, когда и болезнь к смерти оборачивается к Славе Господней. Когда Господь дает умирающему и пострадать, и потерпеть, и поплакать – иными словами, приготовить душу к встрече с Господом Богом.
О Сыне Божием сказано: «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях», Он врачевал и тела и души. Принесем же Ему все наши проблемы душевные и телесные, и Он не оттолкнет нас от Себя. Ибо сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8).  
И мы читаем далее:
«И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мф. 4, 24).
Блаж. Феофилакт и другие отцы свидетельствуют о том, что упоминание о лунатиках не должно нас наталкивать на мысль, что причина их болезни Луна, созданная Господом. Феофилакт писал: «Демон, желая уверить людей, что звезды злотворны, выжидает полнолуния и тогда мучит, чтобы за причину страдания приняли луну и бесславили создание Божие». Итак, не будем ругать Луну в полнолуние и Солнце во время т. н. «солнечных бурь», ибо и то и другое создал Бог. Он Творец Солнца и Луны, а обо всем Его творении сказано: «…хорошо весьма…» (Быт. 1, 31). И более того, во всей тварной природе нет ничего нечистого самого по себе, кроме греховного произволения. Ап. Павел учил: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14, 14). То, что входит в тело и исходит из него, не оскверняет его. Христос говорил: «…неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища» (Мк. 7, 18-19). Оскверняет человека свободное произволение его совести, направленное в сторону греха. Сын Божий учил: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7, 21-23).
Но вернемся к вопросу об исцелении «одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных». Так как здесь говорится об исцелении душевно болящих людей, то, скорее всего, они исцелялись по вере тех людей, которые приводили их к Иисусу Христу. В Евангелиях есть много примеров тому, как по вере одних людей другие получали исцеление. Это и случай со слугою сотника, и случай с друзьями расслабленного на постели, и другие примеры. Мы призываемся разделить между собою заботу обо всех больных и заботиться об их выздоровлении или о приготовлении их к нормальной кончине. Проявить заботу о болящих и умирающих мы можем через молитву. Преп. Нил Синайский учил: «В болезнях прежде врачей и лекарства пользуйся молитвою».

Кто идет за Христом?
   
Далее мы читаем:
«И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф. 4, 25).
В данном стихе обращает на себя внимание словосочетание: «множество народа». Это меняет отношение к спасению как уделу совсем небольшого количества людей. Здесь надо заметить, что ветхозаветное и новозаветное учение о возможности спастись весьма и весьма разнятся друг от друга. В Ветхом Завете сказано: «Или, если бы Я послал на ту землю моровую язву и излил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот: то Ной, Даниил и Иов среди нее, – живу Я, говорит Господь Бог, – не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души» (Иез. 14, 19-20). Итак, Ветхий Завет находит в самом себе только трех абсолютных праведников, достойных спасения, – это Ной, Даниил и Иов. Причем, делается очень существенное уточнение о сих праведниках: «не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души». Ужас ветхозаветного учения о спасении заключается в том, что оно, это учение, обязательным условием для спасения ставит точное исполнение всего Моисеева Закона. Сказано: «Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь» (Втор. 27, 26). Сказав «аминь», они все и оказались под проклятием Закона. Десять Заповедей Моисеева Закона имеют 613 уточнений, соблюдение которых представляется совершенно необходимым с точки зрения буквы Пятикнижия. В свое время, внимательно изучив пять Книг Моисея, я пришел к мысли, что ни один человек не может исполнить этот Закон от начала и до конца. К этой же мысли подводит нас и ап. Павел, у него сказано: «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3, 19-20). В 3-й книге Ездры сказано: «я прежде говорил, и теперь говорю, и после буду говорить, что больше тех, которые погибнут, нежели тех, которые спасутся, как волна больше капли» (3 Езд. 9, 15). Ну а размеры этой ветхозаветной капли мы уже установили: пророк Иезекииль называет только три имени – Ной, Даниил и Иов.
В Новом Завете вопрос о спасении рассматривается уже не с позиции Закона, а только с позиции Благодати. Однажды апостолы задали вопрос Сыну Божию: «…так кто же может спастись?» Ответ более чем озадачил их: «…Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 25-26). С одной стороны, Христос подтвердил здесь строгое отношение Ветхого Завета к попыткам человека исполнить весь Закон Божий – «человекам это невозможно». И тут же засвидетельствовал о понимании спасения в Новом Завете: «…Богу же все возможно». А теперь вернемся к словам из разбираемой 4-й главы Евангелия от Матфея: «множество народа». Где еще нечто подобное встречается в текстах Нового Завета? В Книге Откровения мы находим следующие слова: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Отк. 7, 9-10). Сравните слова «как волна больше капли» со словами «великое множество людей, которого никто не мог перечесть», – может быть, только тогда вы поймете разницу между спасением от дел Закона и спасением по Благодати.
  Евангелие учит: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17).
Давайте вновь прочитаем те слова из последнего стиха 4-й главы Евангелия от Матфея, прочитаем их с учетом всего вышеизложенного, и возрадуемся о Спасении, которое даруется нам всем во Христе и со Христом: «И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана». А следуют ли за Христом жители Москвы, Петербурга, Вологды и Воронежа? А последовала ли за Христом Россия?

наверх