Павла выросла в знатной и богатой семье. Получив прекрасное воспитание и образование, вышла замуж за потомка императорской династии Юлиев. Павла была доброй супругой и матерью пятерых детей. Но случилось несчастье - супруг умер, когда ей было 32 года.
Павла неутешно оплакивала мужа. Опорой и поддержкой в этот период ей стала благочестивая и образованная вдова Маркелла, которая старалась смягчить ее скорбь христианскими утешениями и обратила ее сердце к Господу. Павла стала евангельской вдовицей. Огромное состояние позволяло ей оказывать помощь сотням бедных семейств. Павла чувствовала себя несчастной, если ей не удавалось оказать поддержку страждущему. Блаженный Иероним, познакомившись с ней, счел долгом спросить, нет ли излишеств в ее благотворительности. И Павла обезоружила его словами: «Я желаю быть пищей для Господа, обнищавшего для нас».
В 382 году в Рим прибыли по церковным делам Епифаний Кипрский и Павлин Антиохийский и остановились в доме Павлы. Многие часы святители проводили в беседах, которые стали для нее самой большой радостью.
Эта счастливая пора внезапно была омрачена еще одним тяжким испытанием - умерла дочь Павлы, которая после недолгого замужества готовилась вступить в монастырь. Блаженный Иероним, желая утешить ее, уговаривал: «Дочь твоя перешла в тот мир с прекрасной решимостью посвятить себя Богу; уже более четырех месяцев очищалась душа ее покоем. Ты и не думаешь о том, что говорит тебе Спаситель: «Павла, зачем скорбишь о том, что дочь твоя стала Моею? Твои слезы - возмущение против Моих забот, оскорбление Мне. Знаю, что надобно уступать природе-матери, но излишняя скорбь - не честь для веры».
Семья ее сына Токсотия изумила Рим и утешала Павлу. Лета, жена Токсотия, была дочерью верховного языческого жреца Альбина. Со временем он, следуя примеру дочери, принял христианство.
Вселенский собор 381 года назвал Иерусалимскую церковь «матерью всех Церквей». Павла же всей душой желала быть дочерью этой Церкви - такое желание пробудила в ней подруга Маркелла и поддержал Иероним. Нелегко было ей расставаться с детьми и многочисленной знатной родней. Но все же в 385 году богатая патрицианка отправилась в дочерью опасным морским путем на Восток.
По дороге Павла посетила множество христианских святынь. В Иерусалиме проконсул приготовил для нее дворец, но она предпочла маленький скромный домик.
Раздав бедным всё, что могла, Павла дошла до Вифлеема, где посетила пещеру, в которой родился Господь, и поклонилась святыням.
Из Вифлеема они с дочерью отправились принять благословение и советы известных пустынников Египта.
По возвращении в Вифлеем Павла построила на дороге к Иерусалиму странноприимный дом и мужской монастырь, где блаженный Иероним стал настоятелем. В Вифлееме был устроен большой женский монастырь с тремя отделениями. По воскресеньям все собирались на молитву в общий храм. Сестрам была предписана строгая воздержанность в речах. Ни одно резкое слово не должно было исходить из уст девы, посвятившей себя Богу.
В окрестностях палестинской Кесарии подвизался преподобный Маркиан. Однажды в ненастную ночь к его келье пришла женщина, одетая в рубище, и попросила приюта. Пустынник принял ее и отвел в свободную келью. Была же гостья грешницей и вознамерилась соблазнить отшельника. Утром она облачилась в богатые одежды и предстала перед святителем. Дабы не впасть в грех, он зажег огонь среди кельи, стал на него босыми ногами и говорил себе: «Как, нравится тебе, Маркиан, этот огонь? Ведь это не то что геенна огненная! Если хочешь геенны, подойди к этой женщине». Пораженная самоотречением и его проповедью, грешница бросилась к ногам святого отшельника, покаялась в грехах и просила у него духовного исцеления. Преподобный отвел ее в монастырь Павлы, и здесь она оставалась до самой смерти, ведя строгую жизнь, и почила с миром.
В те годы получило широкое распространение христианское учение александрийского теолога Оригена, оказавшего большое влияние на формирование христианской догматики и мистики. Павла сердцем приняла учение, за что подверглась немалым оскорблениям от священнослужителей, толковавших его по-своему. Не сумев хитростью склонить на свою сторону знаменитую римлянку, ее объявили помешанной. Дело дошло до того, что наставник посоветовал Павле удалиться с Востока. Она же отвечала ему: «Ты был бы справедлив, отец мой, если бы где-либо могла я найти любимый мной Вифлеем. И зачем скрываться от людской злости? Надо превозмогать ее терпением! Почему смирением не одержать победы над гордостью?»
Так и жила святая Павла, в молитвах и смирении. Тяжелобольная, она тихо читала псалмы. Перед самой кончиной призвала она духовника.
- Не слишком ли страдаешь ты и не оттого ли не просишь советов? - спросил он Павлу. Она отвечала по-гречески:
- Мне хорошо.
И это были ее последние слова. Иерусалимский архиепископ Иоанн, множество иноков и инокинь участвовали в ее погребении. Псалмы пели на нескольких языках. Вдовы и бедняки указывали на одежды, подаренные ею; толпы нуждающихся кричали, что «потеряли они мать и кормилицу свою». Она почила в 404 году, на 58-м году жизни.
http://pravoslav-voin.info/azi/3331-prepodobnaya-pavla-podvizhnica-palestinskaya.html
Свежие комментарии