Таинство Причастия установлено Самим Господом на Тайной Вечери — последней трапезе с уче-никами в Пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Моё». И, взяв Чашу и благословив, подал им и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.
26, 26–28)», «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22, 19).В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии — греч. «благодарение») происходит восста-новление единства между природой Творца и творения, существовшее до нашего грехопадения. Это наше возвращение к потерянному раю. В Причастии мы получаем как бы зародыши нашей будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принёс Жертву Любви за нас Творцу и восстановил нашу падшую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим личным участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! И нам даровав живот вечный!» (Тропарь Пасхи).
Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.
«Иисус же сказал им: „Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человече-ского и пить Крови Его, то не будете иметь в себе Жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём.
Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
Сей‑то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек“»…
«Многие из учеников Его, слыша то, говорили: „Какие странные слова! Кто может это слушать?“»…
«С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Иоан. 6,
53–58, 60, 66).
Рационалисты пытаются тайну «обойти», низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают не-доступное их разуму как оскорбление (Лев Толстой, например, кощунственно называл причастие «каннибализмом»). Для иных это — дикое суеверие, для кого-то — анахронизм. Но чада Церкви Христовой хорошо знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину прича-щаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреб-лять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее, под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное веще-ство Божественной природы. Иногда… Господь приоткрывает сие покрывало тайны и даёт видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров.
(В моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза люди причащались впервые. В одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом — причиной прихода в храм было поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чада-ми Православной Церкви).
Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия?
Природа творения создана Творцом сродственной Ему Самому — не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы, т. е. её изна-чального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением её храни-теля и возглавителя — человека. Тем не менее, она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя, и ярчайшее свидетельство этого — вочеловечение Спасителя. Однако надо понять, что человек отпал от Бога вольно и воссоединиться с Ним он может также только в сво-бодном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека — Девы Марии!).
В то же время обожение неодушевлённой, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно. Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия Благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе чело-века!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы — Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его только те, кто верит Ему и любит Его — чада Его Церкви.
Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней — к Вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа, мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как человек, родившийся плотью в мир единожды, затем до конца жизни принимает пищу, так и единожды приняв Крещение, мы должны регулярно, прибегать к Причастию, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, однако столь «голодный» духовный режим может поставить душу на грань выживания.
К участию в Евхаристии необходимо должным образом подготовиться. Встреча с Богом — собы-тие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла этого Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (причащение для нас — не заслуженная награда, но явление милости любящего нас Отца).
Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, когда-либо как‑то «нас опечаливших» (помните «Отче Наш»: «…И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должни-ком нашим…»?) и постараться по возможности примириться с ними в душе. Ещё в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами.
Перед Причастием следует прочесть определённые Церковью и составленные Святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению». Эти молитвенные тексты, как правило, присутствуют во всех изданиях православных молитвословов (сборники мо-литв). (Точный объём чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни). После совершения Таинства При-частия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя (в свою плоть и в душу) страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этому способствуют пост и Исповедь.
Телесный пост предполагает воздержание от скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, — до трёх суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздер-живаться от супружеских отношений, а с полуночи не вкушать вообще никакой пищи, т. е. ничего не есть и не пить до самого причастия. Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм, обсуждать их следует со священником, опять же, индивидуально.
Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется Божествен-ная Литургия. Литургия обычно совершается в первой половине дня, точное время богослужений следует узнавать непосредственно в том храме, куда вы собираетесь пойти. Обычно службы на-чинаются в интервале от семи до десяти часов утра, продолжительность литургии в зависимости от характера службы и от количества причастников колеблется от полутора до четырёх-пяти часов. В соборах и монастырях Литургии служатся ежедневно, в приходских храмах — по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно накануне быть на вечернем богослужении, а в день причащения присутствовать на службе с самого её начала, ибо это единое духовное действо, которое является молитвенной подготовкой к самой Литургии и Евхаристии.
Во время Литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник не выйдет из алтаря с чашей и не провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите!». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном — сначала дети и немощные, затем мужчины, за ними женщины. Руки должны быть сложены крестообразно на груди. Креститься перед чашей не положено. Когда подойдёт очередь, нужно стать перед свя-щенником, назвать своё имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами и, после того как тебе промокнут губы платком, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь ни к каким иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» — св. воду с вином и частицу просфоры. Таким образом, как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров слу-чайно не исторгнуть из себя, например, при чихании. После Причастия нужно прочитать (или вы-слушать в Храме) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.
Свежие комментарии