Вопрос.Является ли грехом страстное увлечение другим человеком?
Недавно я прочитала, что страстное увлечение кем-либо или чем-либо является грехом. Я несколько лет безумно люблю одного человека, почему же это грех? И где тогда грань между «возлюби ближнего своего…» и греховным страстным увлечением?
Эта моя любовь невзаимна, он намного старше меня, у него есть любимая женщина, мы никогда не будем вместе. Для себя мне ничего не надо, я молюсь только о том, чтобы у него все было хорошо и он был счастлив. Но мне год от года хуже, труднее, я нахожусь в состоянии тяжелейшей депрессии (что тоже грех), ничто не помогает, я уже не знаю, где искать спасения и куда мне идти? Можно ли поговорить об этой ситуации с батюшкой?
Разлюбить я не могу, а хочу только одного — обрести покой и просто тихо любить его, чтобы это чувство не причиняло такую боль. Можно ли обсуждать такой вопрос в церкви? И еще — можно ли молиться за неверующего человека (он атеист)? -Елена, студенткаМосква
Ответ.Уважаемая Елена, начнем с конца. Конечно, принципиально это тема, которую лучше обсуждать не по интернету, а в беседе со священником, и разумно Вы поступите, если найдете время прийти в храм и не спеша побеседовать об этом (например, у нас в храме есть дни дежурства духовенства – все дни, кроме понедельника с 14:00 до 17:30, и в это время можно прийти и побеседовать с одним из священнослужителей храма мученицы Татьяны). Пока же напомню Вам о том, что любовь – это есть желание человеку блага не ради чего-то другого, а ради самого блага. И если чувство Ваше действительно ограничивается только тем, чтобы желать человеку, о котором Вы написали, вечного спасения, молиться о нем, никак не вторгаться в его жизнь, по возможности держаться подальше от женатого человека. Если так, то в прямом смысле сказать, что это осудительно, нельзя. Но только очень честно ответьте на этот вопрос: правда не хотите Вы того, чтобы забыл он свою жену, чтобы вдруг в один день открылись у него глаза, и увидел он, какая искренняя, глубокая, любящая его Елена есть неподалеку. Четно ответьте на этот вопрос. Второе – посмотрите на следствие этого расположения для Вас самой. Вы сами пишете об унынии, об отчаянии, к которому Вы близки, о том, что из-за этого пристрастия, как можно понять из Вашего письма, ни сердце, ни очи Ваши не открыты ни на одного другого человека, с которым уже можно было бы думать о создании доброй христианской семьи. Правильно ли такое расположение? Попробуйте и на этот вопрос ответить. Прочее лучше отложить для личной беседы.
***
Вопрос. Является ли прелюбодеянием просмотр мужем фильмов, журналов и сайтов срамного содержания? Может ли это быть поводом для расторжения венчанного брака?-Иулия, художник Москва
Ответ. Уважаемая Юлия, вопрос, который Вы задаете, не предполагает того, чтобы не знающий ни Вас, ни Вашего мужа священник дал общий совет на основании цитирования канонов. Да, конечно, всякий грех есть грех, и всякая пакость, связанная с прилеплением к срамным сайтам интернета и просмотром соответствующих фильмов, журналов, книг является скверной и грехом. Но говорить о том, есть ли это повод для расторжения венчанного брака ни один благоразумный священник, не знающий ни Вас, ни Вашего мужа никогда не решится. Ведь никто же не может знать, нет ли весьма большой меры вины жены в том, что муж, имеющий раз в полгода супружескую близость, и не могущий вместить такового воздержания, обращается к интернету. Не могу Вам сказать безусловно, как Вам решить проблему предохранения или не предохранения в столь сложной семейной ситуации. Это тема, которая лично, подробно обсуждается со своим духовником, и я бы очень не советовал Вам искать кому-то когда-то данных советов, которые Вы механически перенесли бы на собственную ситуацию. Это как раз та область жизни человека, где действует прежде всего личный совет, а не общее правило.
***
Вопрос: Является ли грехом оральный секс и почему? - Аркадий, Москва
Ответ.Аркадий, что касается Вашего вопроса, то здесь важно не забывать, что для христианина приемлемы те формы супружеской близости, которые не противоречат главной ее цели, а именно — деторождению. То есть такого рода соединение мужчины и женщины, которое не имеет ничего общего с теми грехами, за которые были наказаны Содом и Гоморра. Когда телесная близость совершается в той извращенной форме, при которой никак и никогда деторождение произойти не может. Об этом сказано в достаточно большом количестве текстов, которые мы называем «правильниками» или «канонниками». Но, и то важно, что сами по себе плотские отношения мужа и жены греховными не являются и как таковые церковным сознанием не рассматриваются. Ибо Таинство венчания не есть санкция на грех или на некоторую безнаказанность по отношению к нему. В Таинстве не может быть освящено то, что греховно, напротив, то, что само по себе добро и естественно, возводится в степень совершенную и как бы в вышеестественную. Можно привести такую аналогию: человек, много поработавший, должно сделавший свой труд, придя домой, безусловно, имеет право на то, чтобы ожидать от любящей жены вкусного обеда, и если день не скоромный, то это могут быть и наваристый мясной суп и отбивная с гарниром. Не будет греха и в том, чтобы после трудов праведных, ежели сильно проголодался, и добавки попросить, и бокал хорошего вина выпить. Это и есть теплая семейная трапеза, взирая на которую, Господь будет радоваться и которую Церковь благословит. Но как это разительно отличается от тех сложившихся в семье отношений, когда муж и жена предпочитают вместо этого пойти куда-то на светский раут, где один деликатес сменяет другой. Где рыба сделана так, чтобы иметь вкус птицы, а птица — вкус авокадо, где гости, уже пресытившись разнообразными яствами, начинают перекатывать зернышки икры по небу, чтобы получить добавочное гурманское удовольствие и т. д. Эту аналогию можно перенести и на супружеские отношения. То, что является естественным продолжением жизни, то добро, и в этом нет ничего скверного и нечистого. А то, что ведет к поиску все новых и новых услаждений, чтобы из своего тела выжать некоторые дополнительные чувственные реакции, — это, конечно, есть недолжное и греховное и то, что не может входить в жизнь православной семьи.
***
Вопрос. Может ли священник бросить свою семью и жить в блуде?
Помогите нам, прихожанам одного из храмов Днепродзержинска, разобраться в тяжелейшей ситуации. Несколько лет назад наш священник под предлогом строительства церкви реже стал приезжать к себе домой, мотивируя это необходимостью контроля стройки. И вот так он "достроился", что уже несколько лет живет в явном блуде с женщиной, курит открыто в городе. Это все так известно и открыто происходит, что мы обращались к архиерею. Заменили благочинного, но этот блудник так и служит. Как же через него исповедоваться-то? –Александр, пенсионерДнепродзержинск
Ответ.Уважаемый Александр, если, чего я никак не могу знать, Ваша уверенность в очевидных антиканонических греховных поступках клирика базируется на несомненном знании фактов, то путь православных мирян состоит в том, чтобы эти факты донести до сведения правящего архиерея и просить последнего о замене клирика в связи с указанными причинами и о совершении тщательного разбора, вынесении соответствующего решения, в тех или иных случаях – церковного суда в отношении тех или иных поступков священника. Повторю, не знаю, основано ли написанное Вами на несомненном знании или на предубеждении и наговорах, которые нередко сопровождают жизнь священнослужителей. В действительности же и действенности Таинств, совершенных пусть и допускающим антиканонические поступки, но не запрещенным архиереем священником, Вам нет никаких оснований сомневаться. Эти Таинства и действительны, и действенны, и приступающий к ним приступает к подлинным Христовым Таинствам. Другое дело, что священник, который совершает Таинства в состоянии нераскаянного смертного греха, наносит очевидный и тяжкий урон своей душе.
***
Вопрос. В «Невидимой брани» преп. Никодим Святогорец пишет: «В глубине нашего сердца пребывают иной раз такие тонкие и такие скрытные страстности, что мы совсем и не знаем, что это страсти… Мы только действия страстей чувствуем, сил же и их и корней познать не можем без просвещения от Святаго Духа».
Как же усмотреть в себе такую глубину и стоит ли? Ведь, как правило, мы и очевидных своих грехов не видим, или видим только то, что на поверхности. А с другой стороны, христианин обязан бороться со своими грехами, а для этого «врага надо знать в лицо»? - Елена, Москва.
Ответ. Уважаемая Елена, преподобный Никодим Святогорец пишет о тех тонких и скрытых страстях и страстных наклонностях, которые живут в глубине нашего сердца, к которым человек приступается, когда он более грубой «шкуркой» по своим греховным наклонностям уже прошелся. Здесь вполне можно употребить такую аналогию: для того, чтобы заблестело металлическое кадило, его нужно сначала очищать грубым наждаком, потом «шкуркой» помягче, а потом уже и мягкой тряпочкой протирать. Так же и с греховной нечистотой: нечего браться за то, что глубоко внутри, пока не преодолены грубые, очевидные греховные навыки и пристрастия. Более того, даже сама увлеченность различением внутренних тонких состояний при непреодоленных страстях – чревоугодия, блудной, сребролюбия, гордости – может оказаться уводящей человека от главных направлений его брани. Так что всему свое время.
Свежие комментарии