На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Как читать Библию

 Как читать Библию
Каллист (Уэр) епископ Диокликийский Константинопольский Патриархат (Великобритания)

Святитель Тихон Задонский, писавший в XVIII веке, так говорит об отношении православных к Священному Писанию: «Если бы ты получил письмо от царя земного, разве ты не читал бы его с радо-стью? Конечно, с великой радостью и трепетным вниманием. Ты же получил письмо, но не от земного царя, а от Царя Небесного. А ведь ты почти пренебрегаешь этим даром, таким бесценным сокро-вищем» И дальше он говорит: «Каждый раз, читая Святое Евангелие, ты слышишь обращенные к тебе слова Самого Христа Во время чтения, ты и молишься Ему и беседуешь с Ним». 
Нам следует воспринимать Священное Писание как письмо, обращенное Богом каждому из нас лично. Каждый человек должен воспринимать чтение Священного Писания как прямой личный разговор со Христом. 
Через 200 лет после слов святителя Тихона Московская Конференция Православных и Англи-кан в 1976 г. определила правильное отношение к Священному Писанию другими словами, также полноценно освещающими этот вопрос. Московское заявление, подписанное и делегатами Англи-канской Церкви, суммирует суть православного взгляда на Библию: «Книги Священного Писания яв-ляются одним неразрывным целым. Они одновременно и богодухновенны, и выражены по челове-чески. Они с властью свидетельствуют об откровении Бога людям в Творении, воплощении Слова и истории пути человечества ко спасению. Тем самым они выражают Божие слово посредством чело-веческого языка. ... Мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви. Наш подход к Библии строится на послушании». 
Сопоставляя слова святителя Тихона и Московского заявления, мы можем выделить четыре основных качества, отличающих православное чтение Священного Писания. Во-первых, мы должны читать в духе послушания. Во-вторых, мы должны читать соборно, как члены Православной Церкви. В-третьих, наше чтение должно полностью сосредоточиваться на Христе. В-четвертых, наше чтение должно быть личным. 
Чтение Библии с послушанием
Итак, прежде всего, читая Священное Писание, мы должны внимать в духе послушания. И свя-титель Тихон, и Московская конференция 1976 г. подчеркивают Божественное происхождение Биб-лии. Священное Писание - это письмо человеку от Бога. Сам Христос обращается к тебе. Священное Писание - свидетельство Бога о Самом Себе. Оно выражает Слово Божие на нашем человеческом языке. Оно вдохновленно Богом. Поскольку Сам Бог говорит с тобой посредством Библии, твой ответ должен быть ответом послушания и восприимчивого внимания. Когда мы читаем, мы должны быть открыты Святому Духу. 
Но, будучи Богом вдохновленной, Библия в то же время выражена на человеческом языке. Это целая библиотека различных книг, написанных в разное время и разными лицами Каждая книга Библии отражает облик эпохи, в которую она была написана, и особенности воззрений автора. Ибо Бог ничего не желает делать в отдельности от людей: благодать Божия действует в гармонии с чело-веческой свободой. Бог не упраздняет нашей личности, но восполняет и совершенствует ее. Так и с написанием богодухновенных книг Ветхого и Нового Заветов. Авторы их не были просто пассивным орудием, стенографическим прибором, записывавшим чьи-то слова. Каждый автор Священного Пи-сания вносит в свой труд собственный человеческий талант. Параллельно с божественными аспекта-ми в Священном Писании присутствует и человеческий аспект. Мы должны ценить и то, и другое. 
Каждое из Евангелий, например, имеет свои характерные особенности. Святой Евангелист Матфей более подчеркивает значение Христа для иудеев, уделяя при этом особое внимание Царст-вию Небесному. Святой Евангелист Марк приводит яркие подробности служения Христа, Его попече-ния о людях, отсутствующие у других евангелистов. Святой Евангелист Лука выражает всеобъемлю-щую сторону любви Христовой, Его бесконечное сострадание, распространяющееся в равной степени и на иудея, и на язычника. У святого Евангелиста Иоанна встречается вовнутрь обращенное отноше-ние ко Христу; при этом особо оттеняется Божественный свет и пребывание Божие в верующих. Сле-дует в полной мере наслаждаться этой живительной многогранностью Библии и изучать ее. 
Поскольку Священное Писание является, таким образом, словом Божиим, переданным на че-ловеческом языке, при изучении Библии допускается добросовестное исследование ее. Осваивая че-ловеческий аспект Библии, мы можем в полной мере использовать данный нам Господом Богом ра-зум. Православная Церковь не исключает научного обсуждения вопросов исторического возникнове-ния и авторств книг Библии. 
Однако наряду с этими человеческими подробностями, мы не смеем терять из виду Божест-венность Священного Писания. Это не просто книги, созданные рядом земных авторов. Мы слышим в Священном Писании не просто обыкновенные человеческие слова, отличающиеся большей или меньшей степенью мастерства и проницательности, а вечное Слово Самого Бога, Божественное Слово спасения. Следовательно обращаясь к Библии, мы обращаемся к ней не просто из любопытства, с це-лью получить информацию. Мы обращаемся к Библии с конкретным вопросом, каждый с личным во-просом о самом себе: «Как мне спастись?» 
Священное Писание, будучи Божиим словом спасения на человеческом языке, должно про-буждать в нас чувство трепета. Кажется ли тебе иногда, читая или слушая, что все это сделалось слиш-ком знакомым? Не стала ли Библия для тебя в чем-то скучной? Постоянно следует очищать душу, чтобы не отупело восприятие, и в изумлении, новыми глазами смотреть на то, что Господь раскрывает перед нами. 
Недавно я видел сон, который отчетливо запомнился мне. Я снова был в том доме, где в дет-стве прожил три года в школе-интернате. Во сне сперва я проходил через комнаты мне уже знакомые. Затем спутник, водивший меня по зданию, привел меня в другие, которых я никогда раньше не видел - просторные, красивые, полные света. Наконец, мы вошли в маленькую часовню с мерцающими све-чами и темно-золотистыми мозаиками. 
Во сне я сказал своему спутнику: «Как странно, ведь я жил здесь три года, но никогда не знал о существовании этих комнат». А он мне ответил: «А ведь всегда так бывает». 

Я проснулся... И что же - это был сон. 

Должно испытывать по отношению к Библии именно тот трепет, то ожидание, удивление и радость перед чудом, которые я испытал во сне. В Священном Писании много комнат, в которые мы не вхо-дили еще никогда. В нем еще предстоит обнаружить много глубины и величия. Это сознание ощуще-ния чудесного есть необходимый элемент нашего отзывчивого послушания. 

Если послушание означает трепет, оно также означает и слушание. Таково первоначальное значение этого слова как в греческом, так и латинском языках (И в славянском/русском. Прим. пер.). 

Студентом, я бывало, слушал по радио одну многосерийную юмористическую передачу. В одном эпизоде, помнится, звонит телефон и герой протягивает руку, чтобы снять трубку. «Алло, - говорит он, - алло, алло». Громкость его голоса нарастает: «Кто говорит?» Голос на другом конце: «Это ты гово-ришь» «А, - отвечает он, - то-то я подумал, что голос знакомый». И он кладет трубку. 

К сожалению, это притча о том, что слишком часто случается и с нами. Мы лучше говорим, чем слу-шаем. Мы слышим звук собственного голоса, но не останавливаемся, чтобы расслышать голос собе-седника. Итак, при чтении Библии первое требование: умолкнуть и - слушать, внимать с послушанием. 

Когда мы входим в православный храм, расписанный в традиционном стиле, и смотрим по направле-нию алтаря, на восток, то видим там, в апсиде, Матерь Божию с воздетыми к небу руками. Так было принято в прежние древние библейские времена (и сегодня так возносят руки священники Право-славной Церкви) - так и мы должны внутренне настроиться при чтении Священного Писания с руками невидимо воздетыми к небу. Читая Библию, следует уподобиться Преблагословенной Деве Марии, ибо Она - в высшей степени Та, Кто слушает. В день Благовещения Она послушно внимает Архангелу и отвечает: «Да будет Мне по слову твоему» (Лука, 1:38). Она не смогла бы принять и носить Бога Слова во чреве, если бы прежде того не внимала Слову Божию в сердце Своем. После поклонения пастухов новорожденному Иисусу, о Ней говорится: «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лука, 2:19). И когда Пресвятая Дева находит Иисуса во храме, еще раз говорится: «И Матерь Его со-храняла все слова сии в сердце Своем» (Лука, 2:51). Та же потребность подчеркивается в последних словах Матери Божией, которые сообщает нам Священное Писание, словах, сказанных на браке в Кане Галилейской: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Иоанн, 2:5); Она завещает это слугам и - всем нам. 

Во всех этих случаях Преблагословенная Дева Мария является отображением, живым образом биб-лейской христианки. Мы должны уподобиться Ей, слушая Слово Божие, размышляя над ним, сохраняя все в наших сердцах и соблюдая все, что Господь Иисус Христос говорит нам. Когда говорит Бог, следует внимать с послушанием...

Картина дня

наверх