На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Мы не нужны Православию?

 Предлагаю внимание участникам сообщества статью с сайта- http://vmeste.pravmir.ru/my-ne-nuzhny-pravoslaviyu/:
              «Эта статья была мною написана, точнее сказать, выстрадана, довольно давно (первая публикация – 2002г). А была опубликована в православном обозрении «Община-ХХI век» четыре года назад.

На публикацию тогда пришло лишь 2 отклика. Первый – от парня, такого же, как я, инвалида, с просьбой помочь ему в приобретении православной литературы. Не знаю, помог ли ему хоть кто-нибудь. Второй отклик был от женщины, внук которой учился в православной школе. Суть её письма сводилась к одному: у инвалидов свои проблемы, у нас (читай – здоровых) – свои, и пусть каждый их решает сам, как может. Что здесь скажешь? Словно разные отчуждённые миры…
Но время идёт. С трудом, но всё же меняются представления, пересматриваются отношения. Кое-какие подвижки произошли и в данном направлении, хотя и весьма скромные и робкие.
Например. Когда у меня слёг отец, и я в отчаянии обратилась по телефону в один из храмов, мне с раздражением ответили, что это дом молитвы, а не собес. Но через год там образовалось сестри-чество, которое помогает в т.ч. и одиноким старикам и инвалидам. Вот и за мной в том году они ухаживали после операции по мере возможности. Возможности же эти весьма и весьма скромны, т. к. из многих сотен прихожан лишь едва ли человек десять посвящают своё свободное время этому служению. Остро нуждающихся же (из тех, кто не может выйти за порог своего жилища и одинок) во много раз больше.

В тот очень сложный для меня период я обращалась за помощью и через православный Интернет. На форуме одной из газет мне сразу дали понять, что надеяться надо только на саму себя, и что «здесь собрались люди для того, чтобы отдохнуть и пообщаться, а не решать какие-то проблемы». Что же, и на это все имеют право! Но на форуме сайта А. Кураева образовался фонд «С миру по нитке», где меня сразу поняли, поддержали и продолжают помогать по сей день (как и многим другим). За два прошедших года я встретила немало хороших и добродетельных православных людей. Всем им низкий поклон!
Да, всем даётся по силам. И когда эти силы на исходе, когда уже край, Господь не оставит – най-дутся и силы, и добрые люди. Главное – самому к этому времени не озлобиться, надеяться и ве-рить, не переставать искать и стучаться в закрытые двери. И обязательно кто-то да найдётся, кто-то да откроет и поможет! Всё сложится как-то само собой. Это я знаю не только из Писаний и рас-сказов кого-то и когда-то, но уже и на своём собственном опыте. И дай Бог, чтобы таких людей становилось всё больше и больше.
Но кто-то из фонда мне сказал: «Это потому, что ты не замыкалась в себе, не озлобилась и про-должала надеяться и просить помощи». Так что проблема, и очень острая, остаётся… И только по-этому я дала согласие опубликовать эту статью вновь (2007г) .
* * *
Я уже давно думала о месте мирянина в нашей Церкви, о разобщённости православных, которые относятся друг к другу с каким-то равнодушием и отчуждением. Даже пыталась изложить это всё на бумаге, но куда отправить – не знала. Да и были большие сомнения: кому это нужно? А может быть, я что-то не понимаю и по гордости очень много хочу? Но среди тех православных изданий, которые иногда выпадает счастье читать, оказалась и газета «Община», где я к своей радости и к своему удивлению обнаружила, что редакция хочет дать слово «молчащему континенту – миря-нам».
Прочла несколько читательских откликов на публикации и подумала: если воцерковленные люди, ещё в силе тела и духа, не находят своего места в Церкви, в приходе, то что уж тогда говорить о таких как я – инвалидах! Мы есть, и нас как бы нет. Если инвалиду выпадает счастье прийти в храм, то на него устремляется столько любопытных глаз, что впору не молиться, а куда-нибудь забиться или уйти. А часто ли вы видите в храмах человека на костылях или в инвалидной коляске? И задавались ли вы вопросом: а как они чувствуют себя среди православных?
Выбравшись на улицу, ощущая неприязнь, насмешливые взгляды, неприкрытое любопытство или охи-вздохи, инвалид готов порой откликнуться на любое внимание, доброе слово. И почему-то у православных его не находится, а у всяких сектантов – и слово, и книжечка, и готовность помочь, разъяснить Писание, забрать к себе на праздник (на собрание и т.п.). В Москве на канале «Народ-ное радио» есть программа для инвалидов «Преодоление». Как только она появилась в эфире, так начали звонить сектанты различных толков и предлагать помощь, зазывая слушателей к себе. Хотя и православные слушают эту радиостанцию, но звонили лишь для того, чтобы неумело поспорить с первыми по догматам учений. Не так давно ведущая программы лично обращалась к нашим ие-рархам, священникам с просьбой прийти на программу, ответить на вопросы и вместе решать проблемы. Но услышала: инвалиды?! – это не наша тема, нам не до этого. Знаю, что не так уж мало инвалидов, которые и слышать не хотят о православии. Баптисты, евангелисты и т.п. стали роднее, дороже, понятнее. Был случай, когда еле добравшемуся до храма человеку, тяжело стоящему и говорящему, но стремящемуся душой к вере, сказали: некогда тут с тобой разбираться. С его слов, так к нему отнёсся священник. И как я ни пыталась его убедить, что надо сходить в другой храм, к другому батюшке, он отрезал: «Никуда я теперь не пойду – все такие».
Однако сектанты приобретают таким образом в свои ряды не только инвалидов, но и, конечно, их родных и близких, то есть вполне здоровых и активных граждан России. Вот о чём болит душа!!! Вот такая ползущая экспансия. Проблема очень серьёзная и глубокая, но её никто не замечает или не хочет замечать – ни различные православные движения, ни журналисты, ни иерархи, ни при-ходы. А сейчас, когда идёт широкое наступление католицизма (по виду доброго, богатого), сколько же людей мятущихся, униженных и отвергнутых уйдёт и, может быть, встанет в оппозицию к православию.
А здесь ещё всякие необдуманные высказывания авторитетных лиц. Так, ведущий «Русского до-ма», показывая больных с рождения ребятишек, комментирует: мол, во всём виноваты родители – алкоголики-наркоманы (программа декабря 2001 года). Да, какая-то доля правды здесь есть и, увы, всё увеличивающаяся. Но нельзя же всех родителей, имеющих больных детей, причислять сразу к алкашам? Я училась в интернате для детей с последствиями паралича, и у большинства учеников родители были добропорядочными людьми, то есть не злоупотребляли алкоголем и имели здоровых старших или младших сыновей-дочерей. Не могу без содрогания вспоминать, как после подобного высказывания журналистки с радиостанции «Юность» (на заре Перестройки) мы с отцом оказались около детсада, и дети бежали вдоль изгороди и кричали нам вслед: напился, алкоголик! Хотя он шёл нормально, а вот я…
Но это светские журналисты, а что же православные? Почему же, воюя со злом и бичуя его, надо бить по кому попало, и чаще всего – по безвинным?! А потом почему-то удивляются, что так много людей отворачивается от православия, идёт в секты. Как-то в пылу борьбы забывают слова Спаси-теля о слепорождённом: «Не он согрешил и не родители его, а для того, чтобы на нём явилась слава Божия». А святые отцы ещё говорили, что такие дети (люди) нужны для умягчения сердец остальных.
Как-то забываются и войны, и тяжёлые, вредные работы, плохая экология, Чернобыль и т.п. А многие родители несут этот пожизненный крест с терпением, достойно, хотя порой, увы, далеки от религиозного сознания и осознания. И вместо слов поддержки и утешения слышат вот такое из уст православных! И не раз, и не два.
Как-то подруга по переписке посетовала, что у неё почти нет православных книг. Живёт она не то в деревне, не то в посёлке – официально это называют хутором. Ходит на ходунках, сама ездить ни-куда не может, храма рядом нет. Я тогда обратилась на радиостанцию «Радонеж» с просьбой: «кто может – помогите!» Прошло несколько лет. Теперь понимаю, какой я была наивной! Если бы просила для заключённого или наркомана, ставшего на путь исправления, наверняка бы отклик-нулись, а для инвалида – зачем?! Моей подруге потом привели в пример членов какой-то сектант-ской группы: вот Марине её христиане помогают, а где твои православные? Что ей было ответить? Я хотела как-то убедить, что православные тоже что-то могут и неравнодушны, но, увы, не вышло. Сейчас в этом населённом пункте на берегу Дона обосновались сектанты. Подруга пишет: народ к ним валом валит!
Несколько лет переписываюсь с одним иеромонахом из Республики Коми, который, будучи в мо-настыре, взял на воспитание больного, почти обездвиженного мальчика – у него была атрофия мышц. Но чего только не пришлось услышать и пережить из-за этого о. Варнаве от монастырской братии, каких только упрёков! А когда он сам нуждался в госпитализации (развился рак), ему было объявлено: за Антонием никто ходить не будет (уже юношей он принял монашество). От больницы пришлось отказаться. Но, в конце концов, из монастыря их выжили. О. Варнава забрал с собой и другого паренька (физически здорового, но умственно отсталого), над которым издевалась братия.
Владыка стал работать (вернее, сотрудничать) с одной из православных газет края, открыл там рубрику взаимопомощи, вёл речь и об инвалидах. Получал хорошую и большую почту – отклики, благодарности. Но продолжалось это (опять, увы!) недолго – рубрику закрыли, так как посчитали, что ненужно, неактуально.
Выходит, милосердие к инвалидам – вещь ненужная и неактуальная? Зачем их включать в право-славную жизнь, зачем лишняя головная боль? И правда, уверовавший заключённый – это по ос-вобождении хорошая рабочая сила, как и бомж, и вылеченный наркоман. А с нас-то что взять, с болящих и еле ползающих…
Детям-инвалидам ещё уделяется внимание, об их духовном развитии заботятся, но дети имеют свойство вырастать и становиться взрослыми, обречёнными на одиночество и на непонимание. Сколько за последние годы было статей и репортажей о больных детях, смышлёных и, нередко, одарённых! О них рассказывали, ими восхищались, а потом благополучно забывали. Где они, как они сейчас, с кем – никого не интересует. Так же, как и в больницах, где опека из приходов напо-минает рейд-шефство пионерского звена из прошлого. Ни о какой духовной работе и духовной связи и речи нет. А у священника просто нет времени, чтобы исповедовать каждого, как и поло-жено. Перечислит он общеизвестные грехи и давай всех подряд причащать. Не спросит: понимает ли человек, что это Таинство, готовился ли или так – все шли, и он пришёл «поучаствовать», чтобы потом опять отдаться в плен телевизору и праздным разговорам да пересудам. А выпишется че-ловек, и его как бы никогда не было. Здесь бы нужна помощь прихожан батюшкам в окормлении болящих, но, увы…
Когда закрыли рубрику, о. Варнава написал мне: «жатвы много, деятелей мало». На днях слышала по «Радонежу», как один священник буквально взывал к слушателям в канун Великого поста: при-ходите, помогите – в больницы, в приюты, отдайте своё время больным и нуждающимся, а не убивайте его у плиты в кулинарных изысках. Ну, что сказать? Сейчас многие ушли в себя, думают лишь о себе, а потом и пишут, что одиноки, никто их не замечает, приход чужд. Но единит не при-ход, не стены и даже не священник, а дело, живое и милосердное! И, конечно же, церковная служба, литургия, а не чаепития и посиделки после. Или я чего-то не понимаю?
Инвалидам, в силу чисто физических причин, труднее, чем кому-либо, организоваться. Да и подчас мы просто ничего не знаем друг о друге, а тем более о том, чем живут приходы (до которых порой так далеко!). Хотя священники и ходят по просьбам на дом исповедовать и причастить, но у них просто не хватает сил и времени действенно, вдумчиво и глубоко окормлять такую паству, разбросанную по городу, району, а тем более – дать людям почувствовать, что и они – члены большой православной семьи. Здесь такое большое (даже огромное!) поле деланья для мирян, но никто этим не занимается.
Отчуждённость и некорректные высказывания приводят к тому, что инвалиды порой не могут дома причаститься и исповедаться, т. к. родители или близкие против или даже боятся прихода в дом священника. Сколько за этим слёз, борьбы, трагедий. И, опять же, с близкими наркоманов и заключённых ведётся работа. Есть православные реабилитационные центры и консультации, ра-диопрограммы, статьи с разъяснениями, с пастырским словом. Для близких инвалидов и их самих нигде и ничего подобного не попадалось.
Я, конечно, не могу всего знать. Может, есть в нашей Церкви программы или разработки и по не-ходячим инвалидам, может, есть и некоторый опыт. Какой-то период один из реабилитационных государственных центров для спастиков возглавлял о. Анатолий (Берестов), но его силой прину-дили уйти. Он создал тогда свой центр для помощи наркоманам (при одном из московских мона-стырей) и успешно их лечит – это отрадно. Но мы опять остались брошенными и никому не нуж-ными. Промелькнула информация, что у одного священника брат глухонемой и батюшка не пона-слышке знает все проблемы этих людей, в том числе – в литургической и приходской жизни, где нужен индивидуальный подход. Батюшка сумел создать для этих людей приход, доказать, что та-кой храм нужен! Но, опять же, глухонемые на ногах и могут приехать сами. Получается, что нам нужно ждать, когда у какого-нибудь священнослужителя или церковного деятеля будет родствен-ник с последствиями паралича и он проникнется и озаботится положением таких людей в право-славии? А может, самим мирянам как-то это решать?
Очень нужна газета (хотя бы миссионерский лист) для инвалидов (особенно обездвиженных, но интеллектуально нормальных) и их близких. Ведь здесь есть своя специфика, как в психологиче-ским плане (увы, часто это путают с психическим), так и в чисто физическом. А среди нас не так уж мало образованных, талантливых людей, которые могли бы быть не только читателями (слушате-лями или каким-то балластом), но и быть полезными, пригодными для работы, помощниками. Ведь, по словам Спасителя – сила в немощи совершается. Кто бы помог, протянул руку – как это сделано в отношении тех же заключённых, наркоманов – открыто, уверенно, серьёзно. Надо, на-конец, и нас перестать бояться, сторониться, стесняться, не замечать. Как-то, много лет назад, один заключённый мне написал: «Мы-то отсидим своё и выйдем, а вы приговорены к четырём стенам на всю жизнь»...

наверх